СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
статья (11 класс)

Лазарева Светлана Александровна

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

В качестве  одного из условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определено введение профильного обучения в старшей школе[1];

 Так что же такое "Хорошее качество образования"? Мы провели опрос среди учащихся, родителей и учителей и выяснили:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

С.А.Лазарева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г .Ульяновска

«Средняя школа № 82»

Учитель - это человек, который учится всю жизнь,

 только в этом случае он обретает право учить"

В.М.Лизинский

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

В качестве  одного из условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определено введение профильного обучения в старшей школе[1];

 Так что же такое "Хорошее качество образования"? Мы провели опрос среди учащихся, родителей и учителей и выяснили:

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

- с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

- с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

- с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

- с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей хорошее качество образования связано:

- с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

- со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

- с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

- с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;

- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

- с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В соответствии с требованиями внедрения ФГОС ресурсные возможности развития профессиональной компетентности учителя должны быть использованы в полной мере. Проблема модернизации образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства. В современной системе профподготовки учителя должна быть реализована одна из задач – принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

  В нашей школе уже пятый год формируются профильные классы социально-экономического направления, в которых я преподаю географию и экономику . Так как экономика России и мира в целом меняется, мне приходится совершенствовать свое профессиональное мастерство постоянно: через участия в вебинарах, конкурсах, курсах, олимпиадах. В 2013 года мои ученики профильного класса стали призерами Всероссийской олимпиады по основам финансовой грамотности в г.Москве. В 2018 году финалистов было 7 человек. из них один стал призером второй степени. Чтобы достичь таких результатов, мне самой приходится учиться. В 2018 году я прошла курсы повышения квалификации в г.Москва. Стала призером муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель Года -2018", лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса "Учитель Года -2018", призером конкурса "Лучший учитель Ульяновской области".

  Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. 
      Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни".. 
      На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. 
       В современных социокультурных условиях все больше распространяется подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. 
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты. В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель».

Современная профильная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих подопечных. Сейчас требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами и новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют не только педагогов, но и детей и их родителей. Педагогический профессионализм определяется через понятие “педагогическое мастерство”, которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в 100% успеваемости учащихся и устойчивом их интересу к предмету. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. У моих учеников 100% успеваемость, у них есть огромное желание для самореализации.

На сегодняшний день пути повышения мастерства учителя в школе профильного обучения разнообразны: работа в методическом объединении школы, консультации в методкабинетах и участие в разнообразных семинарах, курсах, лекциях, творческих группах, которые в последние годы интенсивно реконструируются, ищут новые формы и методы работы. У всех форм повышения педагогического мастерства учителей есть цель – помочь учителю в решении актуальных задач, предоставить возможность выбора, многообразных, гибких, мобильных и динамичных путей обучения, стимулировать профессиональный рост и развитие в современных условиях.

Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкий ассортимент новых учебных программ и учебников вынуждает глубоко анализировать их, прежде чем выбрать.

Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях реформирования образования предполагает переосмысление учителем своих профессиональных ориентаций и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учителей-новаторов. Этот процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня школьному учителю. Помочь ему в этом, призваны методические службы разных уровней системы повышения квалификации.

Я работаю  в профильных классах, должна четко представлять: • изменения в содержании образования в профильных классах; • изменения в образовательных технологиях; • нормативное обеспечение профильного обучения; • учебно-методическое обеспечение; • критерии оценки профильной подготовки учащихся. Кроме того, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» Министерства образования [1] подчеркивает: «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов). В нашей школе ежегодно проходит конференция «Вокруг тебя мир!», главная цель которой продемонстрировать проекты учащихся, над которыми они работали в течение всего года. Готовность учителя к работе в профильных классах включает 4 структурных компонента: специально-методический, культурологический, гуманистический, психофизиологический. Специально-методический компонент включает ведущую педагогическую деятельность учителя - обучение учащихся основам науки, т.е. специальные знания и умения учителя предметника. Культурологический компонент связан с уровнем общей и профессиональной культуры учителя, в науке сложились 3 критерия в оценке профессиональной культуры: аксиологический (ценностный), личностный, деятельностный. Гуманистический компонент структуры личности и деятельности учителя является неотделимой составляющей педагогической профессии. Содержание гуманитарных дисциплин ориентировано на человека, раскрытие его внутреннего мира, духовных потребностей, нравственное совершенствование. Эти качества реализуются в таких видах деятельности, как: установление демократического стиля общения с учащимися организация обучения учащихся с учетом их интересов, склонностей и психофизиологических особенностей учебно-познавательной деятельности; отбор учебного материала, способствующего воспитанию учащихся нравственных качеств личности; раскрытие содержания школьных курсов с опорой на житейский опыт учащихся с учётом идеи здоровьесбережения. Психофизиологический компонент означает наличие учителей специфических особенностей познавательной сферы (восприятие, мышление, память), характера и темперамента, способствующих успешной работе с учащимися в профильных классах. Одним из основных требований к отбору учителей для профильных классов является наличие у них личностных качеств характеризующих готовность   к данной работе. Сегодня востребован не учитель-предметник, а учитель-исследователь, учитель-технолог, который активно занимается научно-методической, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо» через призму преподаваемой дисциплины. На первый план выходят личностный потенциал педагога, его установки и направленность его личности, готовность к проектированию своего профессионального развития.  Выпускники школы становятся студентами экономических вузов России.

ЛИТЕРАТУРА:

1.. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: ИНФРА, 2011. - 160 с.

2. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. 2011. С.30-39.

3.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования

Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

Статья «Совершенствование профессионального мастерства педагогов по хореографии»

Совершенствование профессионального мастерства педагогов хореографии на примере конкретного занятия...

Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование  профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...

выступление на школьном методическом объединении естественно-математического цикла "Повышение качества образования путем совершенствования профессионального мастерства педагога"

Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельн...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновлённого ФГОС ООО и НОО

Мы лишаем детей будущего,  если продолжаем учить сегодня так,  как учили этому вчера. Д. Дьюи....

Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»

Совершенствование профессиональной  компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...