Рабочая программа «Химия» (9 класс)
рабочая программа по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2012
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
В содержании курса 9 класса более подробно изучается химия элементов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народно-хозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых понятий и максимального использования знаний из других учебных дисциплин. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической стороне явлений окружающего мира.
При проведении уроков химии значительное место отводиться химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы проводятся в процессе изучения темы, как средство наглядного подтверждения свойств изучаемых веществ.
Формы реализации данной программы: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет Химия входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения в основной школе из расчета 2 учебных часа в неделю. Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Химия» на этапе полного (среднего) общего образования учебным планом школы отведено 68 часов, из расчета – 2 часа в неделю.
Предметные результаты
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту
Содержание программы
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1. Металлы (16 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II групп ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.
Практикум №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов (1ч)
Тема 2. Неметаллы (27 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» (1ч).
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода» (1ч).
Получение, собирание и распознавание газов (1ч).
Тема 3
Органические вещества (14 ч)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
Тема Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 ч)
Практикум. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.(2ч).
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Учебно-методический комплект
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.
4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.
5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2004.
7. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе. 8 кл. - М.: Дрофа, 2006.
8. Габриелмн О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2006-2008.
9. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы
Элементы жизни: сайт учителя химии М.В. Соловьевой | http://www.school2.kubannet.ru/ | |
Сайт издательства Просвещение, рубрика Химия | ||
Школьникам о химии: сайт химического факультета АлтГУ | http://www.chem.asu.ru/abitur/ | |
Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др. | ||
Химический сервер HimHelp.ru: учебные и справочные материалы | http://www.himhelp.ru/ | |
Химический портал ChemPort.Ru | http://www.chemport.ru/ | |
Учебные материалы кафедры физической и коллоидной химии Южного федерального университета | http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Sources.html | |
Сайт Alhimikov.net: полезная информация по химии | http://www.alhimikov.net/ | |
Программное обеспечение по химии | http://chemicsoft.chat.ru/ | |
Практическая и теоретическая химия | http://chemfiles.narod.ru/ | |
Популярная библиотека химических элементов | http://n-t.ru/ri/ps/ | |
Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома | http://mendeleev.jino-net.ru/ | |
Олимпиадные задачи по химии | http://tasks.ceemat.ru/ | |
Мир химии: сайт Василия Грибанова | http://chemworld.narod.ru/ | |
Кон Трен - Химия для всех: сайт Г.М. Можаева | http://www.kontren.narod.ru/ | |
Курс химии на сервере бесплатного дистанционного образования | http://www.anriintern.com/chemistry/ | |
Классификация химических реакций (с примерами flash-анимаций) | http://classchem.narod.ru/ | |
Занимательная химия: сайт В.А. Арляпова и И.В. Блохина | http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ | |
Азбука web-поиска для химиков | http://www.abc.chemistry.bsu.by/ | |
Электронная библиотека учебных материалов по химии на портале Chemnet | http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ | |
Химия и жизнь - XXI век: научно-популярный журнал | http://www.hij.ru/ | |
Химический ускоритель: справочно-информационная система по органической химии | http://www.chem.isu.ru/leos/ | |
Соросовский образовательный журнал: химия | http://journal.issep.rssi.ru/ | |
Открытый колледж: химия | http://www.chemistry.ru/ | |
Органическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР | http://school-collection.edu.ru/collection/organic/ | |
Неорганическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР | http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry/ | |
Естественно-научные эксперименты - химия: Коллекция Российского общеобразовательного портала | http://experiment.edu.ru/ | |
Всероссийская олимпиада школьников по химии | http://chem.rusolymp.ru/ | |
Химия в Открытом колледже | http://www.chemistry.ru/ | |
WebElements: онлайн-справочник химических элементов | http://webelements.narod.ru/ | |
Белок и все о нем в биологии и химии | http://belok-s.narod.ru/ | |
Виртуальная химическая школа | http://maratakm.narod.ru/ | |
Занимательная химия: все о металлах | http://all-met.narod.ru/ | |
Мир химии: сайт Леонида и Ильи Варламовых | http://chem.km.ru/ | |
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой | http://www.104.webstolica.ru/ | |
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия | http://experiment.edu.ru/ | |
Органическая химия: электронный учебник для средней школы | http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ | |
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии | http://school-sector.relarn.ru/nsm/ | |
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова | http://chemistry.r2.ru/ | |
Школьная химия | http://schoolchemistry.by.ru/ | |
Основы химии: электронный учебник | http://www.hemi.nsu.ru/ | |
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой | http://www.alhimik.ru/ | |
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» | http://him.1september.ru/ | |
ChemNet: портал фундаментального химического образования России. Химическая информационная сеть. | http://www.chemnet.ru/ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | Дата | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 6 | №1 | ||
2. | Тема 1. Металлы | 17 | №1. Получение и свойства соединений металлов. №2 Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ | № 2 | |
3. | Тема 2. Неметаллы | 26 | № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода». № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». № 5. Получение, собирание и распознавание газов. | № 3 | |
4. | Тема 3. Органические соединения | 15 | №4 | ||
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 4 | №5 | ||
6. | Итого | 68 | 5 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Деятельность учащихся | контроль | Требования к уровню подготовки выпускников | домашнее задание | дата | ||||
план | факт | |||||||||||
Введение. Общая характеристика химических элементов (6 часов) | ||||||||||||
1-2 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. | 2 | Изучение нового материала | Сам. работа | Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: называть: соединения изученных классов; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов; определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. | §1, упр.1а,б §1, упр. 2,3,6,с.8-9 | ||||||
3 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. | 1 | комбинированный | Л.р.№1 свойства амфотерных соединений | Текущий контроль | Знать/понимать: химические понятия: Амфотерность, амфотерное соединение; уметь: называть: Амфотерные оксиды и гидроксиды. Определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: уравнения реакций соединений | §2, упр.2 |
| ||||
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | Вводное повторение | Работа с период. таблицей | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. Уметь: называть: химические элементы по их символам; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | §3, упр.1,2 | ||||||
5 | Подготовка к контрольной работе по теме «Общая характеристика химических элементов. | 1 | Урок обобщения и повторения | Решение задач и упражнений | Задачи, упражнения | Знать/понимать: выход продукта от теоретически возможного; уметь: вычислять выход продукта реакции от теоретически возможного по уравнению реакции | Повтор. § 1-3 | |||||
6. | Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика химических элементов» | 1 | Урок контроля знаний | |||||||||
Глава 1. Металлы (17 часов) | ||||||||||||
7 | Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов. | Изучение новой темы | Л.р.№2 Образцы различных металлов. | Текущий контроль | Уметь: характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). | §8, упр.1-3, §9. |
| |||||
8-9 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | комбинированный | Л. р .№3 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | Текущий контроль | Уметь: характеризовать химические свойства металлов; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). | §11, упр.1-4 §11, упр.5-7 | |||||
10 | Металлы в природе. Способы получения металлов. | 1 | комбинированный | Работа с источниками информации | Текущий контроль | Знать/понимать: химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | §12, упр.1-6 | |||||
11 | Сплавы. Коррозия металлов | 1 | комбинированный | §10,13, упр.1-3 (письм.) 4,6 (устно) | ||||||||
12 | Щелочные металлы и их соединения. | 2 | комбини-рованный | Л.р.№4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия | Текущий контроль | Уметь: называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; | §14, упр.1,2,5 | |||||
13-14 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. | 2 | комбини-рованный | Работа с коллекцией веществ, наблюдения | Текущий контроль | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; характеризовать щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; | §15, упр.4 § 15, упр.5 | |||||
15-16 | Алюминий и его соединения. | 2 | комбинированный | Л.р№6 Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | Текущий контроль | Уметь: называть: соединения алюминия по их химическим формулам; характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. | §16, упр.1,4,7 §16, упр.2,5,6 |
| ||||
17-18 | Железо и его соединения. | 2 | комбинированный | Л.р.№7 Ознакомление с образцами природных соединений железа. |
Текущий контроль | Уметь: называть: соединения железа по их химическим формулам; характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | §17, упр.1-7 подготовиться к. пр раб №1 |
| ||||
19-20 | Практическая работа №1 по теме Свойства металлов, и их соединений. | 1 | Практическая работа №1 | Парная Выполнение химического эксперимента | Контроль практических знаний и умений | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; | Оформ. практическую работу |
| ||||
21 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | 1 | Урок обобщения и повторения | Решение задач и упражнений | контрольный тест | Повтор. §7-17 | ||||||
22 | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» | 1 |
| |||||||||
23 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||||||||
Глава II. Неметаллы (26 часов) | ||||||||||||
24 | Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух | 1 | Изучение новой темы | Групповая работа с периодичес-кой системой хим. элементов Д.И.Менделеева | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: называть: химические элементы-неметаллы по их символам; объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; определять: тип химической связи в соединениях неметаллов. | §18, упр.1,3,4 | ||||||
25 | Водород. | 1 | комбинированный | Групповая Изучение нового материала по плану | Текущий контроль | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: физические свойства водорода;химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; распознавать опытным путём: водород среди других газов. | §19, упр3,4,5 | |||||
26 | Общая характеристика галогенов. | 1 | комбинированный | Групповая Изучение нового ма-териала по плану | Тест по теме «Водо-род» | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь: объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; характеризовать: особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; определять степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов; | §22, упр1,4,5,6 | |||||
27 | Соединения галогенов. Получение и применение галогенов | 1 | комбинированный урок | Л.р№6 Качественная реакция на хлорид-ион. | Знать/понимать: химическую символику: формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот Уметь: называть: соединения галогенов по их химических формулам; характеризовать: химические свойства соляной кислоты; составлять: химические формулы галогеноводородов и галогенидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов; | §23, 24, упр. 2,3,4 с.115 | ||||||
28 | Кислород, его физические и химические свойства. | 1 | комбинированный урок | Групповая Изучение нового материала по плану | Тест по теме «Галоге-ны» | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; определять:тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; | §25, упр. 2,3,8 |
20.12.10. | ||||
29 | Сера. | 1 | комбинированный урок | Групповая Изучение нового материала по плану | Тест по теме «Кисло-род» | Уметь: объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы | §26, упр.1,2,3 |
| ||||
30 | Соединения серы | 1 | комбинированный урок | Изучение нового материала по плану | Текущий контроль | Знать/понимать:химическую символику: формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).Уметь: называть: оксиды серы по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов); определять: принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами; | §27, упр. 5,7 | . | ||||
31 | Серная кислота и её соли. | 1 | комбинированный урок | Л.р№7 Качественная реакция на сульфат-ион. | Текущий контроль | Знать/понимать: химическую символику формулу серной кислоты. Уметь: называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; | §27, упр. 4,8, подготовиться к пр. раб.2 | |||||
32 | Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | 1 | Практическая работа № 2. | Парная исследовательская | Уметь: характеризовать: химические свойства соединений серы; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы; | |||||||
33 | Азот | 1 | Урок изучения новой темы | Изучение нового материала по плану | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; | §28, упр.1,2,4 | ||||||
34 | Аммиак | 1 | комбинированный урок | Изучение нового материала по плану | Текущий контроль | Знать/понимать: химическую символику: формулу аммиака. Уметь: называть: аммиак по его химической формуле; характеризовать: физические и химические свойства аммиака; | §29, упр.7,8,9,10 |
| ||||
35 | Соли аммония. | 1 | комбинированный | Л.р. №8 Распознавание солей аммо ния. Парная исследовательская | Текущий контроль | Знать/понимать: химические понятия: катион аммония. Уметь: называть: соли аммония по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства солей аммония; определять: принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; составлять: химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. | §30, упр1,2,4 | |||||
36 | Кислородные соединения азота | 1 | комбинированный | Изучение нового материала по плану | Текущий контроль | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь: называть: оксиды азота по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);определять: принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV); | §35, упр. 3,5,6 | |||||
37 | Соли азотной кислоты. | 1 | комбинированный урок | Изучение нового материала по плану | Текущий контроль | Уметь: называть: соли азотной кислоты по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании); составлять: химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов; | §31, упр.3,7 | |||||
38 | Фосфор, и его соединения | 1 | комбинированный | Изучение нового материала по плану | .тест по теме «Азот» | Уметь: объяснять строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; | §32, упр.1,2,3,5 | |||||
39 | Биологическое значение фосфора, его применение. | 1 | комбинированный | Изучение нового материала по плану | самостоятельная работа | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь: называть: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации народнохозяйственное значение фосфатов; | §32, упр.4,6 | |||||
40 | Углерод | 1 |
| Уметь: объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях углерода;степень окисления атома углерода в соединениях; | §33, упр.1,2,5 | |||||||
41 | Оксиды углерода. | 1 | комбинированный | Л.р.Получение углекислого газа и его распознавание. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV) Уметь: называть: оксиды углерода по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; | §34, упр.6,7 | 16.02 16.02.11. | |||||
42 | Угольная кислота и её соли. | 1 | Л.р №8 Качественная реакция на карбонат-ион. |
| Знать/понимать химическую символику: формулу угольной кислоты. Уметь: называть: соли угольной кислоты по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов; распознавать опытным путём: карбонат-ион среди других ионов. | §35, упр.3,5 |
| |||||
43-44 | Кремний и его соединения. | 2 | комбинированный | Л. р №9, 10 Ознакомление с природными силикатами. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. |
Текущий контроль | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь: называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; | §35, упр.3,4 подготовиться к пр. раб.№3 |
| ||||
45 | Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | 1 | Практическая работа № 3. | Парная Выполнение химического эксперимента | Уметь: характеризовать: химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; составлять:уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;. | |||||||
46 | Минеральные удобрения | 2 | Вып. проект | |||||||||
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | 2 | Урок обобщения и закрепления | Решение задач и упражнений | контрольный тест | подготовиться к контр.ра-боте | ||||||
48 | Контрольная работа № 3 по те-ме: Неметаллы | |||||||||||
49 | Работа над ошибками | |||||||||||
Глава Ш. Органические вещества (15 часов) | ||||||||||||
50 | Предмет органической химии. | 1 | Урок изучения новой темы | Работа с книгой |
| Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ; определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. | ||||||
51 | Предельные углеводороды | 2 | Комбинированный урок | Л. р. Изготовление моделей молекул метана и этана. | Теку-щий конт-роль | Знать/понимать: химическую символику: формулы метана и этана. Уметь: называть: метан и этан по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); определять: принадлежность метана и этана к предельным углеводородам; | ||||||
52 | Физические и химические свойства предельных углеводородов | 1 | Урок изучения новой темы | |||||||||
53 | Непредельные углеводороды (этилен). | 2 | Комбини-рованный урок |
| . | Знать/понимать: химическую символику: формулу этилена. Уметь: называть: этилен по его химической формуле; характеризовать:связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); | ||||||
54 | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 1 | Комбини-рованный урок |
| ||||||||
55 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | 1 | Комбини-рованный урок |
|
| |||||||
56 | Спирты. | 1 | Комбини-рованный урок | Л. Свойства глицерина. |
| Знать/понимать: химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь: называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение); | ||||||
57. | Многоатомные спирты | 1 | Комбини-рованный урок | Знать/понимать: химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь: называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение); | ||||||||
58 | Карбоновые кислоты. | 1. | Комбини-рованный урок | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | Знать/понимать: химическую символику: формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь: называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); | |||||||
59-60 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | 1 | Комбини-рованный урок | Л. Взаимодействие крахмала с йодом. |
| Уметь: характеризовать :нахождение в природе и применение жиров; состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме. | ||||||
61 | Аминокислоты | 1 | Комбини-рованный урок | Знать: основные виды аминокислот. | ||||||||
62 | Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. | 1 | Комбини-рованный урок | Д. Образцы лекарственных препара-тов. | Знать: основные типы лекарственных препаратов. | |||||||
63 | Обобщение и систематизация знаний по теме Органические вещества | 1 | Урок контроля знаний | |||||||||
64. | Контрольная работа №4 по теме Органические вещества | 1 | ||||||||||
Глава IY. Обобщение знаний за курс основной школы (4ч) | ||||||||||||
65 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | Урок обобще-ние и система-тизации | тест | Знать/понимать : химическую символику: уравнения химических реакций; химические понятия: химическая реакция, классификация реакций. Уметь: определять: типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: уравнения химических реакций. | повторить классы соединений | . | |||||
66 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок обобще-ние и система-тизация | тест | ||||||||
67 | Работа над ошибками | 1 | ||||||||||
68 | Подведение итогов работы за год. Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа: химия, 8 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего образования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по химии О.С.Габриеляна. Полностью соотвествует требованиям государственного образовательного стандарта, ориентирована на использование УМК а...
Рабочая программа химия 11 класс
Рабочая программа по химии 11 класс О. С. Габриелян 4 часа в неделю. Профильное обучение...