Рабочая программа Химия 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по химии О.С.Габриеляна. Полностью соотвествует требованиям государственного образовательного стандарта, ориентирована на использование УМК авторов О.С.Габриеляна (105 часов/ 3 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_khimiya_8_klass.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Серебряноключевская СОШ» администрации муниципального

образования Киреевский  район

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Серебряноключевская  СОШ»

             _________________Г.Г.Мартина

От «___»_________________2013

Рабочая программа

по изучению курса химии

8  класса

Годовое количество часов –105

Недельных часов –3

Контрольных работ – 4

Практических работ - 9

Рассмотрено и рекомендовано на заседании ШМО

  протокол  № ____от __________2013

Учитель химии Шкитина Ольга Вячеславовна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__

от «__»____20__г.

2013 – 2014 учебный год


Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  • Учебного плана МКОУ «Серебряноключевская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год
  • Авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна.
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 
  • Примерной программы по химии основного общего образования.

Календарно-тематический план ориентирован  на использование учебно-методичекого комплекта:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 – 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.
  5. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011.
  6. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2011.
  7. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2010.

  Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

- формирование знаний основ науки, важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Контроль знаний осуществляется посредством фронтального опроса, тестирования, письменных опросов. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных и проверочных работ, взаимоконтроля.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • фронтальные;
  • практические работы
  • лабораторные работы

Формы контроля ЗУН:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольные работы
  • тестирование
  • самостоятельные работы


Оценка знаний и умений

Отметка

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

УМЕНИЯ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

«5»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно.

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; высокий уровень сформированности экспериментальных умений (чистота рабочего места, порядок на столе, экономия используемых реактивов и др.); письменная работа (отчет об эксперименте) выполнена полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы.

План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны правильные выводы.

В плане решения, логическом рассуждении нет ошибок; задача решена рациональным способом.

«4»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки (или два нехарактерных факта).

Эксперимент выполнен полностью с учетом правил техники безопасности, при этом допущены несущественные ошибки при работе с веществами и оборудованием; в письменном отчете об эксперименте сделаны правильные наблюдения и выводы.

План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущены две несущественные ошибки в объяснении и выводах.

В плане решения, логическом рассуждении нет ошибок; задача решена нерациональным способом или допущены две несущественные ошибки.

«3»

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущены одна существенная ошибка или две несущественные ошибки.

В ходе эксперимента допущена существенная ошибка, исправленная по требованию учителя; письменный отчет об эксперименте выполнен правильно не менее чем наполовину (имеются упущения в объяснении и оформлении работы).

План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

В плане решения, логическом рассуждении нет ошибок; допущены существенные ошибки в математических расчетах.

«2»

Ответ обнаруживает непонимание учеником основного содержаний учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправит при наводящих вопросах учителя.

Работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

В ходе эксперимента допущены две и более существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; письменный отчет о проделанной экспериментальной работе выполнен меньше чем на половину, содержит существенные ошибки в объяснении и оформлении работы.

Допущены две и более существенные ошибки в плане решения, подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Имеются существенные ошибки в плане, логическом рассуждении и решении.

«1»

Отсутствие ответа.

Работа не выполнена.

Отсутствуют у учащегося экспериментальные умения; письменный отчет об экспериментальной работе отсутствует

Экспериментальная задача не решена.

Отсутствие решения и ответа на расчетную задачу.


Программное и учебно-методическое  оснащение учебного плана

Количество часов

Программа,

(название, автор, год издания)

УМК обучающихся

УМУ учителя

Федеральный  компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

2

  -

    1

Рабочая программа разработана на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.

«Химия. 8 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2003 – 208 с

1.Химия.8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8класс»/О.С.Габриелян, П.Н.Березкин. – М.:Дрофа.2009.-158с

2. Химия.8-9классы: методическое пособие /О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2008. – 221с

3. Дидактические карточки-задания по химии: 8класс к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8 класс»/Н.С.Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159 с.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 Из них

Практические

работы

Контрольные работы

1.

Введение

9

2.

Атомы химических элементов

13

Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

Практическая работа № 2 «Наблюдения за горящей свечой»

Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»

3.

Простые вещества

8

4.

Соединения химических элементов

15

Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды»

Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Контрольная работа № 2 по темам «Простые вещества. Соединения химических элементов»

5.

Изменения, происходящие с веществами

15

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций»

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, протекающие с веществами»

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

27

Практическая работа № 6 «Ионные реакции»

Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Практическая работа № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа № 9 «Решение экспериментальных задач»

Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

7.

Портретная галерея великих химиков

7

8.

Повторение материала за курс 8 класса

11

Итого

105 ч

Содержание курса химии 8 класса

(3 ч в неделю; всего 105 ч)

Введение (6 ч)

 Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

 Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

 Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

 Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

 Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

 Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (13 ч)

 Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

 Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

 Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

 Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

 Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

 Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

 Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

 Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

 Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

 Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

 Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2

Простые вещества (9 ч)

 Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

 Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

 Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

 Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

 Расчетные задачи.

 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

 Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов (16 ч)

 Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

 Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

 Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

 Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

 Аморфные и кристаллические вещества.

 Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

 Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

 Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

 Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

 Лабораторные опыты.

 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

 2. Разделение смесей.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

 Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

 Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

 Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

 Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

 Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

 Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

 Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

 Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

 Расчетные задачи.

 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

 Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

 Лабораторные опыты.

 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 5

Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (5 ч)

 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

 3. Анализ почвы и воды.

 4. Признаки химических реакций.

 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

ТЕМА 6

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (26 ч)

 Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

 Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

 Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

 Классификация ионов и их свойства.

 Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

 Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

 Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

 Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

 Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

 Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

 Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

 Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

 Лабораторные опыты.

 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).

 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например (гидроксида меди(II)).

 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

ТЕМА 7

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (4ч)

6. Ионные реакции

7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

 9. Решение экспериментальных задач.

Тема 8

Портретная галерея великих химиков (6ч)

Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие.

Тема 9

Учебные экскурсии (4 ч)

Агрохимлаборатория, аптеки, местное производство.

Резерв  - 3 часа


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Сроки (дата)

Тип урока

Практические работы, опыты, демонстрации, расчетные задачи

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ 9 часов

      1

Вводный инструктаж по ТБ. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и форме его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

Вводный

§ 1

2

 Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия

Комбинированный

§ 2

3

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI веке. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева

Комбинированный

§ 3

Изучить инструкцию к практической работе № 1

4

Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 1.

Изучить инструкцию к практической работе № 2

5

Практическая работа № 2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 2

6

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.

Комбинированный

§ 4

7

  Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная  и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества

Комбинированный

Расчетные задачи:

  1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле;
  2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле

§ 5

8

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах

Комбинированный

Демонстрация: Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

§ 4

9

Самостоятельная работа по теме «Введение»

Контроля знаний и умений

Выполнить упражнение в тетради

Тема 1. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 13 часов

10

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома

Урок изучения нового материала

Демонстрация:

Модели атомов химических элементов

§ 6 стр 21 - 23

11

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса»

Комбинированный урок

§ 6 стр 23 - 25

12

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента

Комбинированный урок

§7

13

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода

Комбинированный урок

Демонстрации: 

Периодическая система  химических элементов Д.И.Менделеева

§ 8

14

Упражнение в составлении  схем строения атомов химических элементов

Обобщения и систематизации знаний

Выполнить упражнения в тетради

    15

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи

Комбинированный урок

§ 9

16

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы

Комбинированный урок

§ 10

17

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой-образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи

Комбинированный урок

§ 11

18

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи

Комбинированный урок

§12

19

Самостоятельная работа по теме «Типы химической связи, механизмы их образования»

Выполнить упражнение в тетради

20

Повторение тем «Введение», «Атомы химических элементов»

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнить упражнения в тетради, подготовиться к контрольной работе

21

Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»

Урок контроля знаний и умений

Выполнить задания в тетради

22

Работа над ошибками

Урок корректировки знаний и умений

Выполнить тест в тетради

ТЕМА 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА 8 часов

23

Положение металлов  и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов

Изучения нового материала

§ 13

24

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода.

Комбинированный

§ 14 до стр 53

25

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы

Комбинированный

Демонстрации:

Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

§ 14, стр 53-54

26

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса

Комбинированный

Демонстрация:

Металлы и неметаллы количеством 1 моль.

Расчетные задачи:

  1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
  2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»

§ 15, упр 1,2,3 и 5 после параграфа выполнить письменно в тетради

27

Упражнение в решении задач с использованием постоянной Авогадро, «моль», «молярной массы»

Обобщения и систематизации знаний

Решить задачи в тетради

28

Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ

Комбинированный

Демонстрация:

Модель молярного объема газообразных веществ

§ 16, упр 1,2,3 после параграфа выполнить письменно в тетради

29

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»

Урок-практикум в решении задач

Расчетные задачи:

  1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
  2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»

Решить задачи в тетради

30

Самостоятельная работа по теме «Простые вещества»

Самостоятельная работа

Выполнить тест в тетради

ТЕМА 3 СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 15 часов

31

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

Изучение нового материала

§ 17, упр 1 письменно в тетради, упр 2 устно

32

Бинарные соединения: оксиды. Хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак

Комбинированный

Лабораторный опыт

Знакомство с образцами веществ разных классов

Демонстрации.

Образцы оксидов

§ 18, упр 1 выполнить письменно в тетради

33

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде

Комбинированный

Демонстрации.

Образцы оснований.

§ 19, упр 2, 3 и 4 выполнить письменно в тетради

34

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде

Комбинированный

Демонстрации.

Образцы кислот.

§ 20, упр 1, 3. 4 и 5  выполнить письменно в тетради

35

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Комбинированный

Демонстрации.

Образцы солей.

§  21

36

Самостоятельная работа по теме «Соединения химических элементов»

Самостоятельная работа

Выполнить тест в тетради

37

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Комбинированный

Демонстрации:

Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

§ 22

38

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.

Комбинированный

Лабораторный опыт

Разделение смесей.

Демонстрации:

Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

§ 23

Изучить инструкцию к практической работе № 3

39

Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 3

40

Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Урок применения знаний и умений

Расчетные задачи.

 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

§ 24

41

Упражнение в решении расчетных задач на вычисление массовой и объемной доли

Урок обобщения и систематизации знаний

Решить задачи, изучить инструкцию к практической работе №5

42

Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе »

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 5

43

Обобщающий урок по темам «Простые вещества», «Соединения химических элементов»

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовиться к контрольной работе

44

Контрольная работа №2 по темам «Простые вещества», «Соединения химических элементов»

Урок контроля знаний и умений

Выполнить упражнения в тетради

45

Работа над ошибками

Урок корректировки знаний и умений

Выполнить тест в тетради

ТЕМА 4 ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ  15 часов

46

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование

Изучения нового материала

Демонстрации. 

Примеры физических явлений:

 а) плавление парафина;

 б) возгонка иода или бензойной кислоты;

в) растворение перманганата калия;   г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

Лабораторные опыты.

 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

§ 25

47

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Комбинированный

Демонстрации. 

Примеры химических явлений:

а) горение магния, фосфора;

б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом;

в) получение гидроксида меди (II);

г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании;

е) разложение перманганата калия;

ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами;

 з) разложение пероксида водорода;

и) электролиз воды.

Лабораторные опыты:

1. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

 2. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

 3. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

 4. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

§ 26

48

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Комбинированный

Лабораторный опыт:

 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

§ 27 стр 96-98, выполнить упр 1и 3 письменно в тетради

49

Упражнение в составлении  химических уравнений реакций

Применения знаний и умений

Выполнить упражнения в тетради

50

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Комбинированный

Расчетные задачи.

 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

§ 28

51

Упражнение в решении задач по химическим уравнениям

Урок применения знаний и умений

Выполнить упражнения в тетради

52

Самостоятельная работа по теме «Расчеты по химическим уравнениям»

Урок контроля знаний и умений

Выполнить тест в тетради

53

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Комбинированный

§ 29, 30

54

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Комбинированный

§ 31

55

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Комбинированный

§ 32

56

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция)

Комбинированный

§ 33

Изучить инструкцию к практической работе № 4

57

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 4

58

Повторение материала темы «Изменения, происходящие с веществами»

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнить упражнения в тетради

59

Контрольная работа № 3 по теме  «Изменения, происходящие с веществами»

Урок контроля знаний и умений

Выполнить упражнения в тетради

60

Работа над ошибками

Урок корректировки знаний и умений

Выполнить тест в тетради

ТЕМА 5. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ 27 часов

61

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.

Урок изучения нового материала

§ 34

62

Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Комбинированный

§ 34

63

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи.

Комбинированный

Демонстрация:

.

Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

§ 35

64

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Комбинированный

Демонстрация:

Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания.

§ 35

65

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Комбинированный

Демонстрация:

Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

§ 36

66

Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства

Комбинированный

 

§ 37

Изучить инструкцию к практической работе № 6

67

Практическая работа № 6 «Ионные реакции»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической  работы № 6

68

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот.

Комбинированный

§ 38

69

Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Комбинированный

         Лабораторные опыты.

 Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

§ 38

70

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Комбинированный

Лабораторные опыты.

1. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).

 2. Получение и свойства нерастворимого основания, например (гидроксида меди(II)).

§ 39

71

Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Комбинированный

§ 39

72

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

Комбинированный

Лабораторные опыты.

 Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

§ 41, Выучить записи в тетради

73

Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Комбинированный

§ 41

Изучить инструкцию к практической работе № 7

74

Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 7

75

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Закрепления знаний и умений

Лабораторные опыты.

1. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

 2. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

§ 40

Изучить инструкцию к практической работе № 8

76

Практическая работа № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 8

77

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Комбинированный

§ 42, Выучить записи в тетради

78

Упражнение в составлении генетических рядов металлов и неметаллов

Комбинированный

                Выполнить упражнения в тетради

79

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Изучения нового материала

Демонстрация:

1.Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).

2.Горение магния.

3.Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

§ 43 до стр 176

80

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Урок обобщения и систематизации знаний

§ 43 до конца, упр 7

81

Упражнение в составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

Урок применения знаний и умений

Выполнить индивидуальное задание.

Изучить инструкцию к практической работе № 9

82

Практическая работа № 9 «Решение экспериментальных задач»

Практическая работа

Подготовиться к защите практической работы № 9

83

Самостоятельная работа на тему «Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные  реакции и реакции ионного обмена»

Урок контроля знаний и умений

Выполнить задания в тетради

84

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Комбинированный

Выполнить упражнения в тетради

85

Обобщающий урок по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Обобщения и систематизации знаний

Выполнить задания в рабочей тетради, подготовиться к контрольной работе

86

Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Урок контроля знаний и умений

Выполнить упражнения в тетради

87

Работа над ошибками

Урок корректировки знаний и умений

Выполнить индивидуальные задания в тетради.

ТЕМА 6.ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ВЕЛИКИХ ХИМИКОВ 7 часов

88

Парацельс и Роберт Бойль. Их заслуги в области химии

Комбинированный

Стр 190-191, подготовка сообщений

89

Роль М.В.Ломоносова в становлении химии как науки

Комбинированный

Стр 192-195

90

Достижения А.Л.Лавуазье и К.Л.Бертолле

Комбинированный

Стр 196 – 198

91

Д.Дальтон и А. Авогадро и роль их достижений в области химической науки

Комбинированный

Стр 199 - 201

92

Д.И.Менделеев – великий русский ученый-химик, автор Периодического закона химических элементов

Комбинированный

Стр 201-203

93

Аррениус и история создания теории электролитической диссоциации

Комбинированный

Стр 203 – 206,

94

Заслуги Каблукова и А.Л.Ле Шателье в области химии

Комбинированный

ТЕМА 7. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЗА КУРС 8 КЛАССА 11 часов

95

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить упражнения в рабочей тетради

96

Строение электронных оболочек атомов химических элементов

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить задания в тетради

97

Закон постоянства состава Авогадро. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро»

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить упражнения в тетради

98

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить задания в тетради

99

Соединения химических элементов: оксиды, основания, кислоты и соли, их химические свойства

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить индивидуальные задания

100

Генетическая связь между классами веществ

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить задания в тетради

101

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить индивидуальные упражнения в тетради

102

Молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций

Обобщения и систематизации знаний и умений

Выполнить задания по карточкам

103

Решение задач с использованием понятия «массовая доля» и «объемная доля»

Обобщения и систематизации знаний и умений

Решить задачи в тетради

104

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем»

Обобщения и систематизации знаний и умений

Решить задачи в тетради

105

Итоговый урок по курсу химии 8 класса

Контроля знаний  и умений

Выполнить тестовые задания


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

восьмиклассников.

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путём: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Список литературы:

 1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.

 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.

 3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.

 4. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.

 5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.

 6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.

 7. Габриелян О. С., Яшу нова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005.

 8. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2005.

 9. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).

 10. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа 9 класс. Химия

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...