РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; перечень практических работ; перечень контрольных работ; перечень лабораторных опытов; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение; средства обучения; критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы _________ Т.В. Лопатина на МО ___________________ цикла
Приказ № _____ то 31 августа 2013 протокол №1 от 30 августа 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
Учителя первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Белоярская средняя общеобразовательная школа»
ЕГОРОВОЙ МАРГАРИТЫ ИВАНОВНЫ
9 КЛАСС
2013-2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
УМК О.С.Габриелян
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007 – 80с.» (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения.).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Белоярской СОШ программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю (68 часов, 34 учебные недели).
Количество контрольных работ за год – 4
Количество практических работ за год – 6
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; перечень практических работ; перечень контрольных работ; перечень лабораторных опытов; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение; средства обучения; критерии оценивания.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенны сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычленения укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала.
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Цель:
Формирование у школьников мировоззренческого взгляда на естественнонаучную картину мира.
Задачи:
- освоить важнейшие знания об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предполагаемого курса являются:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов - конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познавательны; знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологические безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны; требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов по прогр. | Кол-во часов по планированию | |||
Уро ки | Практ. работы | Контр. работы | Лаборат. опыты | |||
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 | 6 | 1 | ||
2 | Металлы | 18 (15 + 3) | 14 | 3 | 1 | 7 |
3 | Неметаллы | 26 (23 + 3) | 22 | 3 | 1 | 7 |
4 | Органические соединения | 11 | 10 | 1 | 5 | |
5 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 7 | 6 | 1 | ||
Итого | 68 | 58 | 6 | 4 | 20 |
Годовой календарный график текущего контроля по химии
на 2013-2014 учебный год
9 класс
№ | Тема курса | Кол-во часов | Сроки изучения | Конт-рольная работа | Дата | Практи-ческая работа | Дата |
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 | |||||
2 | Металлы | 18 (15 + 3) | К.р. № 1 | П.р. № 1 П.р. №2 П.р. № 3 | |||
3 | Неметаллы | 26 (23 + 3) | К.р. № 2 | П.р. № 4 П.р. № 5 П.р. № 6 | |||
4 | Органические соединения | 11 | К.р. № 3 | ||||
5 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 7 | К.р. № 4 | ||||
Итого | 68 | 4 | 6 |
Перечень практических работ
№ | Тема |
1 | Осуществление цепочки химических превращений. Правила ТБ |
2 | Получение и свойства соединений металлов. Правила ТБ |
3 | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. Правила ТБ |
4 | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Правила ТБ |
5 | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерод». Правила ТБ |
6 | Получение, собирание и распознавание газов. Правила ТБ |
Перечень лабораторных опытов
№ | Тема |
1 | Получение гидроксида цинка и изучение его свойств |
2 | Ознакомление с образцами металлов. |
3 | Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. |
4 | Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. |
5 | Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. |
6 | Качественная реакция на хлорид-ион. |
7 | Качественная реакция на сульфат-ион. |
8 | Распознавание солей аммония. |
9 | Получение углекислого газа и его распознавание. |
10 | Качественная реакция на карбонат-ион. |
11 | Ознакомление с природными силикатами. |
12 | Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. |
13 | Изготовление моделей молекул углеводородов. |
14 | Свойства глицерина. |
15 | Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании |
16 | Взаимодействие крахмала с иодом. |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс основной школы
В результате изучения химии ученик должен
знать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
- составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ за курс 9 класса
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и неметаллов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов), и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках, углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и конденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Календарно-тематическое планирование по химии
9 класс
(УМК Габриеляна О.С.) – 68 часов
№ урока | Дата | Тема | Тип урока | Демонстрации и лабораторные работы | Оборудованиереактивы | Основные понятия | Д/з | Подготовка К ГИА |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6часов) | ||||||||
1 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. | Обобщение | Элемент, период, группа, протон, | §1 | 1.1 | |||
2 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. | Беседа | Оксид, кислота, основание, соль | записи в тетради | 2.5; 2.6 | |||
3 | Генетические ряды металла и неметалла. | Практичес-кая реализация изученного | Металл, неметалл | §2 | 3.1 | |||
4 | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. | Объяснение нового материала | ЛР № 1. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств | Растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты | Амфотерность | записи в тетради | 3.1.1 | |
5 | Генетический ряд переходного элемента. | Систематизация знаний | Переходный элемент | записи в тетради | 3.1.1; 3.3 | |||
6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Мен-делеева в свете учения о строении атома. Их значение. | Беседа | Закон, система, элемент, соединение | §3 | 1.2; 1.2.1 | |||
Тема 1. Металлы (18 часов) | ||||||||
7 | Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. | Объяснение нового материала | ЛР №2. Ознакомление с образцами металлов. | Медь, железо, цинк, олово, свинец. | Металл, элемент, простое вещество | §4,5 | 1.1;1.3 | |
8 | Общие физические свойства металлов. | Изучение и первичное закрепление | Пластичность, блеск, твердость | §6 | 1.5;1.6; 3.1 | |||
9 | Сплавы, их свойства и значение. | Лекция | Д. Образцы сплавов. | Образцы сплавов. | Сплав, состав, компонент | §7 | 1.5; 3.1.1 | |
10 | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. | Практичес-кая реализация изученного | ЛР №3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Д. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие металлов с неметаллами. | Растворы соляной кислоты, хлорида меди (II), цинк. | Восстановитель, электрохими-ческий ряд напряжений | §8 | 3.1.1 | |
11 | Способы получение металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. | Объяснение нового материала |
| Руда, порода, металлургия | §9 | 2.6; 3.1 | ||
12 | Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | Лекция | Коррозия, вид | §10 | ||||
13 | Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атома. Щелочные металлов – простые вещества, их физические и химические свойства. | Изучение и первичное закрепление | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия с водой. | Натрий, фильтровальная бумага. | Металл, элемент, простое вещество | §11(стр. 52-54 | 3.1.1 | |
14 | Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в н/х. Калийные удобрения. | Изучение и первичное закрепление | ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. | Природные соединения натрия. | Оксид, пероксид, щелочь | §11(стр. 54-58) | 3.2.1; 3.2.2 3.2.4 | |
15 | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. | Обобщение новых знаний | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Д. Взаимодейств. кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. | Кальций, кристаллизатор, вода, фенолфталеин, магниевая лента, ножницы для сжигания. | Металл, элемент, простое вещество | §12 | 3.1.1 | |
16 | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты) их свойства и применение в народном хозяйстве. | Обобщение новых знаний | ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. | Природные соединения кальция. | Оксид, гидроксид, соль | стр. 84 пр.р.1 | 3.2.1; 3.2.2 3.2.4 | |
17 | Практическая работа 1. «Осуществление цепочки химических превращений. Правила Т.Б.» | Практичес-кая реализация изученного | Техника безопасности | §12 | 2.5; 4.1 | |||
18 | Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его солей. | Объяснение нового материала | ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | Хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота. Природные соединения алюминия. | Металл, элемент, простое вещество, оксид, гидроксид, соль | §13 | 3.1.1 | |
19 | Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. | Объяснение нового материала | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений железа. ЛР №5. Качественные реакции на ионы Fе 2+ и Fе3+. | Сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, природные соединения железа, жёлтая и красная кровяные соли. | Металл, элемент, простое вещество | §14(стр. 76- 78) | 3.1.1 | |
20 | Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ . Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ .Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. | Беседа | ЛР №5. Качественные реакции на ионы Fе 2+ и Fе3+. | Сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, природные соединения железа, жёлтая и красная кровяные соли. | Соль, качественная реакция | стр. 84 пр.р.2 | 3.2.1 | |
21 | Практическая работа 2. «Получение и свойства соединений металлов. Правила Т.Б.» | Практичес-кая реализация изученного | Техника безопасности | стр. 86 пр.р.3 | 2.5;4.1 | |||
22 | Практическая работа 3. «Эксперимен-тальные задачи по распознаванию и получению веществ. Правила Т.Б.» | Практичес-кая реализация изученного | Техника безопасности | §14(стр. 79-81) | 2.5;4.1; 4.2 | |||
23 | Обобщение материала по теме «Металлы». | Обобщение | Металл, свойства, применение | конспект | 2.4;3.2; 4.4 | |||
24 | Контрольная работа 1 по теме «Металлы». | |||||||
Тема 2. Неметаллы (26 часов) | ||||||||
25 | Анализ контрольной работы 1 по теме «Металлы». Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотри-цательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. | Объяснение нового материала | Аллотропия, кислород, озон | §21 | 3.1.2 | |||
26 | Кислород. Озон. Вода. | Обобщение новых знаний | Неметалл, элемент, простое вещество | §17 | 1.1; 3.1.2;4.3 | |||
27 | Водород. Положение в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. | Обобщение новых знаний | Неметалл, элемент, простое вещество | §18,20 | 1.1;3.1.2 | |||
28 | Галогены. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. | Обобщение новых знаний | Д. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. (видео). Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. (видео) | Кислота, соль, хлорид-ион | §19 | 3.2.3; 3.2.4; 4.2 | ||
29 | Галогеноводородные кислоты и их соли (свойства, качественная реакция на хлорид-ион). Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | Практичес-кая реализация изученного | ЛР №6. Качественная реакция на хлорид – ион. Д. Образцы природных соединений хлора | Растворы хлорида натрия и нитрата серебра. Природные соединения хлора. | Неметалл, элемент, простое вещество | §22 | 1.1; 1.4;3.1; 3.1.2 | |
30 | Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. | Беседа | Д. Взаимодейств. серы с металлами, водородом и кислородом. (видео) | Оксид, строение, свойства | §23 (стр. 133-134) | 3.2;3.2.1 | ||
31 | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. | Объяснение нового материала | Д. Образцы важнейших сульфатов ЛР №7. Качественная реакция на сульфат – ион. | Растворы сульфата натрия и нитрата бария. | Кислота, соль, электролит | стр.186 пр.р.4 | 2.4;3.2; 3.2.3;4.2 | |
32 | Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. | Объяснение нового материала | Техника безопасности | §23 (стр. 135-141) | 2.5;4.1; 4.2 | |||
33 | Практическая работа 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Правила ТБ.» | Практичес-кая реализация изученного | Условие, уравнение | конспект | 4.4; 4.4.2; 4.4.3 | |||
34 | Решение расчетных задач на избыток и недостаток. | Обобщение | Неметалл, элемент, простое вещество | §24 | 1.1;1.4; 3.1; 3.1.2 | |||
35 | Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. | Беседа | Аммиак, свойства, получение | §25 | 1.3;3.2 | |||
36 | Аммиак, строение, свойства, получение и применение. | Объяснение нового материала | Аммиак, ион-аммония | §26 | 3.2;4.2 | |||
37 | Соли аммония, их свойства и применение. | Объяснение нового материала | ЛР №8. Распознавание солей аммония | Хлорид аммония, гидроксид натрия, спиртовка, спички, держатель. | Оксид, кислота | §27 | 1.3;1.4; 3.2; 3.2.1. | |
38 | Оксиды азота (II) и (IV). | Обобщение новых знаний | Кислота, электролит, | §27 | 2.3; 2.4; 3.2.3 | |||
39 | Азотная кислота, ее свойства и применение. | Лекция | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью | Азотная кислота (конц.), медь. | Нитрат, удобрение | конспект | 3.2; 4.1 | |
40 | Соли азотной кислоты. | Обобщение новых знаний | Д. Образцы важнейших нитратов | Оксид, кислота, соль | §28 | 1.1; 1.4; 2.3; 3.2 | ||
41 | Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. | Обобщение новых знаний | Д. Образцы важнейших фосфатов | Уравнение, условие, расчет | конспект | 4.4 | ||
42 | Решение расчетных задач на выход продукта реакции. | Обобщение | Неметалл, элемент, простое вещество | §29 | 1.1; 1.4;3.1; 3.1.2 | |||
43 | Углерод. Аллотропия углерода. | Беседа | Д. Поглощение углём растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углём (видео). | Активированный уголь, окрашенный раствор. | Оксид, кислота, соль | стр. 188 пр.р.5 | 1.3; 3.2;3.2.1 3.2.3 | |
44 | Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. | Обобщение новых знаний | ЛР №9. Получение углекислого газа и его распознавание. Д. Образцы важнейших карбонатов ЛР №10. качественная реакция на карбонат – ион | Мрамор, раствор соляной кислоты, лучинка, спички. Растворы карбоната калия и соляной кислоты. | Техника безопасности | §30 | 2.5;4.1; 4.3 | |
45 | Практическая работа 5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерод». Правила ТБ.» | Практичес-кая реализация изученного | Неметалл, элемент, простое вещество | §31(стр. 179-181) | 1.1;1.4; 3.1; 3.2.1 | |||
46 | Кремний. Оксид кремния. | Беседа | Кирпич, стекло, клей | стр. 189 пр.р.6 | 2.3;3.2; 3.2.3 | |||
47 | Кремниевая кислота. Силикаты. | Исследова-ние | Д. Образцы природных силикатов и соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента ЛР №11 Ознакомление с природными силикатами ЛР №12 Ознакомление с продуктами силикатной промышленности. | Коллекция «Силикатная промышленность» | Техника безопасности | §31(стр. 182-185) | 2.5; 4.1; 4.3 | |
48 | Практическая работа 6. «Получение, собирание и распознавание газов. Правила ТБ.» | Практичес-кая реализация изученного | Неметалл, оксид, кислота, свойства | конспект | 2.4;3.2; 4.4 | |||
49 | Обобщение знаний по теме «Неметаллы». | Обобщение | ||||||
50 | Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы». | |||||||
Тема 3. Первоначальные представления об органических веществах (11часов) | ||||||||
51 | Анализ контрольной работы 2. Основные сведения о химическом строении органических веществ. | Объяснение нового материала | Структурная формула, гомолог. Изомер, реакция дегидрирования | §33 | 3.4.1 | |||
52 | Углеводороды: метан, этан. | Объяснение нового материала | Д. Модели молекул метана и других углеводородов ЛР №13. Изготовление моделей молекул углеводородов | Реакция дегидратации | §34 | 3.4.1 | ||
53 | Углеводороды: этен. | Объяснение нового материала | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. (видео) ЛР №13. Изготовление моделей молекул углеводородов | Функциональная группа | §35 | 3.4.2 | ||
54 | Спирты (метанол, этанол, глицерин) | Объяснение нового материала | Д. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты ЛР №14. Свойства глицерина | Этиловый спирт и глицерин, сульфат меди, гидроксид натрия. | Реакция этерификации | §36 | 3.4.2 | |
55 | Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений. | Исследова-ние | Д. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно– этилового эфира | Уксусная кислота, этанол | Жир | §37 | 3.4.3 | |
56 | Биологически важные вещества: жиры | Исследова-ние | Д. Омыление жира (видео) | Аминокислота пептидная связь | §38 | 3.4.3 | ||
57 | Биологически важные вещества: белки | Исследова-ние | Д. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти и птичьих перьев) (видео) Цветные реакции белков | Моно-, ди-, полисахара | §39 | 3.4.3 | ||
58 | Биологически важные вещества: углеводы. | Исследова-ние | Д. Взаимодейств. глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Гидролиз глюкозы и крахмала. ЛР №15. Взаимодействие глюкозы с раствором гидроксида меди (II) без нагревания и при нагревании. ЛР №16. Взаимодействие крахмала с йодом. | Глюкоза, нитрат серебра, аммиак, спиртовка, спички, сульфат меди, гидроксид натрия, крахмальный клейстер, раствор йода | Мономер, полимер | § 40 | 3.4.3 | |
59 | Представления о полимерах (полиэтилен, белки). | Обобщение новых знаний | Углерод, гомолог, изомер | конспект | 3.4; 3.4.1; 3.4.2 | |||
60 | Обобщение знаний по теме «Первоначальные представления об органических веществах» | Обобщение | ||||||
61 | Контрольная работа 3 по теме «Первоначальные представления об органических веществах» | |||||||
Тема 5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7ч.) | Период, группа, элемент | записи в тетради | 1.2; 1.2.2 | |||||
62 | Периодическая система Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона. | Объяснение | Кристаллическая решетка | записи в тетради | 1.3 | |||
63 | Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств. | Обобщение | Химическая реакция | записи в тетради | 2.1; 2.2 | |||
64 | Классификация химических реакций по различным признакам. | Повторение | записи в тетради | 1.6; | ||||
65 | Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. | Обобщение | записи в тетради | 2.6; 3.2;
| ||||
66 | Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления. | Обобщение | ||||||
67 | Контрольная работа 4 за курс основной школы. | |||||||
68 | Анализ контрольной работы 4. Итоговое занятие. | Обобщение |
Содержание тем учебного курса химии 9 класса
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)
Знать:
- периодический закон;
- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.
Уметь:
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- объяснять сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять уравнения химических реакций.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Подготовка к ГИА: 1.1; 1.2; 1.2.2; 1.3; 1.4; 1.6; 2.4; 2.5; 2.6; 3.2.1; 3.3.
Тема 1. Металлы (18 часов -15ч + 3ч практические работы)
Знать:
- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;
- качественные реакции на важнейшие катионы.
Уметь:
- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов;
- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
- вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- обращаться с лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности;
- распознавать важнейшие катионы.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
1. Ознакомление с образцами металлов.
2: Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.
4. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей
5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .
Подготовка к ГИА: 1.1; 1.3; 1.5; 1.6; 2.4; 2.5; 2.6; 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.4.
Тема 2. Неметаллы (26ч -23ч + 3ч практические работы)
Знать:
- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;
- качественные реакции на важнейшие анионы.
Уметь:
- объяснять явление аллотропии;
- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;
- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;
- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;
- обращаться с лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности;
- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
1. Качественная реакция на хлорид-ион.
2. Качественная реакция на сульфат-ион.
3. Распознавание солей аммония.
4. Получение углекислого газа и его распознавание.
5. Качественная реакция на карбонат-ион.
6. Ознакомление с природными силикатами.
7. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Подготовка к ГИА: 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.2; 4.3; 4.4.
Тема 3. Органические соединения (11ч)
Знать:
- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);
- виды связей (одинарную, двойную, тройную);
- важнейшие функциональные группы органических веществ;
- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.
Уметь:
- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;
- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах (полиэтилен, белки).
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты.
1. Изготовление моделей молекул углеводородов.
2. Свойства глицерина.
3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
4. Взаимодействие крахмала с иодом.
Подготовка к ГИА: 3.4.
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7ч.)
Знать:
важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь характеризовать:
- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- связь между составом, строением и свойствами веществ;
- химические свойства основных классов неорганических веществ.
Уметь определять:
- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- типы химических реакций;
- валентность и степень окисления элемента в соединениях;
- тип химической связи в соединениях;
- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять:
- формулы неорганических соединений изученных классов;
- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;
- уравнения химических реакций.
Периодическая система Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.
Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.
Подготовка к ГИА:1.1; 1.3; 1.6; 2.1; 2.2; 3.2.
Критерии оценивания
Устный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Химия. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.– 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
- Настольная книга учителя.Химия. 9 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
- Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
- Химия. 9 кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.: ил.
- Химия. 9 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная литература:
- Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
- Дидактические карточки-задания по химии: 9 класс: к учебнику О.С. ГабриелянаХимия. 9 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
- ГлинкаН.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
Перечень учебно-методических средств обучения
- Образовательный стандарт основного общего образования по химии.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 класс. М., «Дрофа», 2009.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М., «Дрофа», 2009 – учебник.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по химии.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
- Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по химии.
- Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Контроль уровня обученности
Стартовая контрольная работа
Вариант №1
1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.
2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:
Si → P → S → Cl
- у какого элемента радиус атома наименьший?
- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?
3. Даны вещества:
MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3 FeO SiO2 CaO
Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот. г) солей.
4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:
AgCl ← MgCL2 → Mg → MgO → MgSO4 → Mg(OH)2
5. Какова масса и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии 2,4 г магния с кислородом?
Стартовая контрольная работа
Вариант №2
1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 11 и формулы его высшего оксида и соединения с хлором. Укажите тип связи в этих соединениях.
2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:
C → N → O → F
- у какого элемента радиус атома наименьший?
- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?
3. Даны вещества:
MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3 FeO SiO2 CaO
Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот. г) солей.
4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:
AgCl ← FeCL2 → Fe → FeO → FeSO4 → Fe(OH)2
5. Какова масса и количество вещества диоксида углерода, который образуется при взаимодействии 24 г угля с кислородом?
«Металлы». Контрольная работа №1
Вариант № 1
На оценку «3»
- Допишите уравнения реакций:
а) АgNО3 + НСl → б) Fе + Сl2 →
в) Аl(ОН)3 + Н2SО4 → г) Сu + АgNО3 →
- Расскажите о положении металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
- Перечислите способы защиты металлов от коррозии.
На оценку «4 и 5»
- Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:
1 2 3 4
Са → Са(ОН)2 → СаСО3 → СаО → СаСl2.
- Для перехода 4 составьте полное и сокращенное ионное уравнение.
«Металлы». Контрольная работа №1
Вариант № 2
На оценку «3»
- Допишите уравнения реакций:
а) Са + S → б) Са + Н2О →
в) МgСО3 + НСl → г) Li + О2→
- Расскажите о природных соединениях кальция. Каково их значение для человека?
- Расскажите о видах коррозии.
На оценку «4 и 5»
- Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:
1 2 3 4
Zn → Zn О → Zn Сl2 → Zn (ОН)2 → Zn(NО3)2.
5. Для перехода 4 составьте полное и сокращенное ионное уравнение.
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»
Вариант №1
- Получение водорода в лаборатории и техника безопасности при работе с ним.
- Стекло. История, химический состав, применение.
- Напишите уравнения реакций, соответствующие переходам:
P → P2O5 → H3PO4 → K3PO4 → AgPO4.
4. Определите массу кислорода, затраченного на сжигание 62г фосфора.
5. В трёх пробирках находятся хлорид, сульфат и карбонат натрия. Как распознать каждую из солей. Напишите план распознавания и уравнения химических реакций.
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»
Вариант №2
- Техника безопасности при работе и растворении с серной кислотой..
- Керамика. История, химический состав, применение.
- Напишите уравнения реакций, соответствующие переходам:
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2.
4. Определите массу кислорода, затраченного на сжигание 36г угля.
5. В трёх пробирках находятся хлорид, сульфат и карбонат натрия. Как распознать каждую из солей. Напишите план распознавания и уравнения химических реакций.
Контрольная работа № 3 «Органические вещества»
1 вариант
- Даны вещества:
- СН3ОН 2) С3Н8
- СН2═СН─СН3 4) С12Н22О11
5) NH2─CH2─COOH 6) C6H6O
7) CH3─CH 8) CH3─COOH
К какому классу соединений принадлежит каждое из этих веществ?
Напишите полные структурные формулы веществ 2 и 8.
Назовите соединения 1 и 6.
- Углеводород, массовая доля углерода в котором составляет 83,33%, а водорода – 16,67%, имеет относительную плотность паров по водороду 36. Выведите молекулярную формулу этого вещества.
Контрольная работа № 3 «Органические вещества»
2 вариант
- Даны вещества:
- СН≡CН 2) СН4
3) СН3─СН2─OH 4) CH2═CH2
5) CH3─COOCH3O 6) C6H12O6
7) H─CH 8) HCOOH
К какому классу соединений принадлежит каждое из этих веществ?
Напишите полные структурные формулы веществ 2 и 8.
Назовите соединения 1 и 3.
- Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17, 25% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
Вариант №1
На оценку «3»
- Дайте характеристику натрию по плану:
а) нахождение в Периодической таблице и природе;
б) возможные степени окисления, формулы соединений, в которых элемент её проявляет;
в) значение в природе и жизни человека.
- Допишите уравнения реакций:
а) Al(OH)3 + HCl → б) CO2 + H2O →
в) CaCO3 + HCl → г) P + O2 →
3. В уравнении под буквой «г» расставьте коэффициенты методом электронного баланса
На оценку «4»
4. Решить задачу: Определить массу кислорода, затраченного на реакцию с 62г фосфора.
На оценку «5»
5.Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить переходы:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2.
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
Вариант №2
На оценку «3»
- Дайте характеристику фосфору по плану:
а) нахождение в Периодической таблице и природе;
б) возможные степени окисления, формулы соединений, в которых элемент её проявляет;
в) значение в природе и жизни человека.
- Допишите уравнения реакций:
а) Cu(OH)2 + H2SO4 → б) P2O5 + H2O →
в) AgNO3 + HCl → г) Fе + С12→
3. В уравнении под буквой «г» расставьте коэффициенты методом электронного баланса
На оценку «4»
4. Решить задачу: Определить массу кислорода, затраченного на реакцию с 24г углерода.
На оценку «5»
5.Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить переходы:
Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс. УМК О.С. Габриелян
Особенности содержания курса "Химии" является причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научн...
рабочая программа химия 9 класс УМК О.С.Габриелян
Программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Госсударственного стандарта общего образования и науки Российской Федерации (О....
рабочая программа химия 10 класс УМК О.С.Габриелян (базовый уровень)
Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основе программы курса химии для 10 класса общеобразовательных организаций (базовый уровень) О.С. Габриеляна 2013 г. и Примерной ...
рабочая программа химия 11 класс УМК О.С.Габриелян (базовый уровень)
Рабочая программа курса химии 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 11 класса общеобраз...
Рабочая программа "Химия. 11 класс" для профильных классов (3,5 часа в неделю)
О.С.Габриелян. Программа курса химии для 10-11 классов ОУ. Профильный уровень, 3 часа в неделю + 0,5 часа из школьного компонента. Всего 119 часов.Учебник – О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова...
Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)
Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...
Рабочая программа 5 класс английский язык,Кузовлев.68 часов.
рабочая программа,календарно-тематическое планирование 5 класс английский язык,В.П Кузовлев...