Рабочая программа: химия, 8 класс.
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы
основного общего образования по химии, а также программы курса химии для
учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass._rabochaya_prgramma_himiya_2012-13.doc | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Руководителем ШМО _________________ Протокол ШМО № _____ от «___» ______ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________________ Н.А. Титовец «___» _____________ 2009 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Новотроицкая ООШ» __________________ М.В. Масалович от «___» _______ 20___ г. |
Рабочая программа учебного курса (дисциплины)
по учебному предмету ХИМИИ
для ________8_______ класса (классов, ступени)
на 2012_ – 2013_учебный год
Составитель: Масалович М.В., учитель химии
с. Новотроицкое
2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
(ПО ПРОГРАММЕ О.С. ГАБРИЕЛЯНА)
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.),
- Примерные программы по химии (2004г.),
- БУП 2004 г, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы
основного общего образования по химии, а также программы курса химии для
учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрен
резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов, а также
проведение 4 контрольных и 5 практических работ.
Практических работ- 9, контрольных работ – 5.
Учебно-методический комплект по химии 8 класса:
1.Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 8 класс, М. «Дрофа», 2010 г.
2.Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 8 класс, М. Дрофа, 2010 г.
3. Габриелян, О. С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы [Текст] / О. С. Габриелян и др. — М.: Дрофа, 2009.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
1. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
2. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
б) литература для учителя:
1. Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс», М., «Экзамен», 2007г.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 8 класс, М., «Дрофа», 2003 г.
3. М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 8 класс, М., «Вако», 2004 г.
4. Учебно – методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009 г.
5. Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по хи-мии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 1997
в) электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
г) Документы:
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации
2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
4. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
6. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, основаниях, кислотах и солях), о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека
и окружающей среде.
Осуществление межпредметных связей с физикой при изучении тем «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Растворение. Растворы электролитов», с математикой при решении расчетных задач, с историей при изучении тем связанных с открытием химических элементов, с литературой при изучении свойств веществ, с биологией при изучении биологической роли химических элементов.
Реализация национально-регионального компонента происходит при изучении веществ –полезных ископаемых Хакасии и химических реакций, которые проводятся на производствах предприятий Хакасии.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
Методы познания веществ и химических явлений
Химия как часть естествознания. Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
1) массовой доли
химического элемента в веществе;
2) массовой доли растворенного вещества в растворе;
3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или
объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Класс состоит из 5 человек. У подавляющего большинства обучающихся общеучебные умения сформированы слабо. В классе три обучающихся имеют опыт второгодничества. Большинство имеют посредственные знания по основным предметам. Поэтому рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности:
Основное содержание
Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И.
Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химическая реакция
Химическая реакция..Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Темы контрольных и практических работ.
Практикум (5ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
4. Очистка загрязненной поваренной соли.
5. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений
К.р.№1 Атомы химических элементов.
К.р.№2 Простые вещества.
К.р.№3 Соединения химических элементов.
К.р.№4 Изменения происходящие с веществами.
К.р.№5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Тематическое планирование курса химии 8 класса по учебнику О.С. Габриеляна (70 часов)
№темы | Название темы | Количество часов по |
теме | ||
1 | Введение. Предмет химии. | 5 |
2 | Атомы химических элементов. | 10 |
3 | Простые вещества. | 7 |
4 | Соединения химических элементов | 14 |
5 | Изменения происходящие с веществами. | 13 |
6 | Простейшие операции с веществами. | 6 |
7 | Растворение, растворы. Свойства растворов | |
электролитов. | 17 | |
Резерв | 2 |
№ | Тема урока Тип урока * | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Измерители | Эксперимент | Дата проведения |
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (5 часов) | ||||||
Предмет химии. Вещества. Урок формирования новых знаний. | Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества - металлы и неметаллы. Сложные вещества (органические и неорганические). | Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». | §1,упр.3,8,9. | Демонстрации. Образцы простых и сложных веществ. | ||
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Комбинированный урок. | Химическая реакция. | Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. | §2,упр.2,4,5. | Демонстрации. Горение магния. | ||
Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. Комбинированный урок. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Язык химии. Знаки химических элементов. | Уметь определять положение химического элемента в периодической системе. Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов. | 4,упр.6. Назовите хим. элементы: Н, CI, Запишите знаки хим. элементов кислород, | - | ||
Химические формулы, Относительная атомная и молекулярная массы. Комбинированный урок. | ||||||
Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относи- тельная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. | качественный и количественный состав §5,упр.1,2,3. Определить качественный и коли- | ||||
Расчеты по химической формуле вещества. Комбинированный урок. | Вычисление относительной молекулярной массы вещест- ва, массовой доли элемента в химическом соединении. Ус- тановление простейшей формулы вещества по массо- вым долям элементов. | Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. | §5,упр.7. | |||
ТЕМА 2. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 часов) | ||||||
Основные сведения о строении атомов. Урок объяснения нового материала. | Строение атома. Ядро (про- тоны, нейтроны), электроны. | Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. | § 6, упр.З, 5. | |||
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. Комбинированный урок. | Изотопы. | Знать определение понятия «химический элемент». * | §7, упр.3,4. | |||
Строение электронных оболочек атомов.. Урок объяснения нового материала. | Строение электронных обо- лочек атомов первых 20 эле- ментов периодической систе- мы химических элементов Д.И.Менделеева. | Уметь объяснять физический смысл номера группы и перио- да, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы хими- ческих элементов Д.И.Менделеева. | §8, упр. 1,2. | |||
Периодический за- кон и периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. | Периодический закон и пе- риодическая система химиче- ских элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической сис- темы. | Знать формули ровку перио- дического закона. Уметь объяснять закономер- ности изменения свойств эле- ментов в пределах малых пе- риодов и главных подгрупп. | §9,упр.1а. Дать характери- стику Р, Na, CI и т.д., исходя из по- ложения его в пе- риодической сис- |
Комбинированный урок. | Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. | теме. | |||||
Ионная связь. Комбинированный урок. | Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях. | Выберите формулы веществ С ион-ной связью: NaCI, О2,,CaS, HF. | ||||
Ковалентная неполярная связь. Комбинированный урок. | Ковалентная неполярная связь. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях. | §10,упр.5. | ||||
Ковалентная полярная связь. Комбинированный урок. | Ковалентная полярная связь. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях | §11,упр.2. | ||||
Металлическая связь. Комбинированный урок. | Металлическая связь. | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. | §12,упр.1. | ||||
Повторение , обобшение по темам 1,2. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | |||||||
Контрольная работа 1 «Атомы химических элементов» | |||||||
ТЕМА | 3. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7 часов) | ||||||
Простые вещества -металлы. | Простые вещества - металлы. | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, | Перечислить общие свойства металлов. На чем | Демонстрации. Образцы типичных металлов. |
Урок объяснения нового материала. | строением и свойствами металлов. | основаны общие свойства металлов? | ||||
Простые вещества -неметаллы. ' Урок изучения нового материала. | Простые вещества - неметаллы. | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов. | Охарактеризовать физические свойства неметаллов. | Демонстрации. Образцы типичных неметаллов. | ||
Количество вещества. Молярная масса. Комбинированный урок. | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи). | §15, упр. 2а, За.,5 | Демонстрации. Химические соединения количеством вещества 1 моль. | ||
Молярный объем газов. Закон Авогадро. Комбинированный у|зок. | Молярный объем газов. | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). | §16, упр. 1,2. | Демонстрации. Модель молярного объема газов. | ||
Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». Урок-соревнование. | ||||||
Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по теме «Простые вещества». | ||||||
Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества». Урок контроля знаний. |
1 | ТЕМА 4. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (14 часов) | |||||
Степень окисления и валентность. , Урок объяснения нового материала. | Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления. | Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. | §17,упр.1,5. | |||
Важнейшие классы бинарных соедине- ний - оксиды и ле- тучие водородные соединения. Комбинированный урок | Основные классы неоргани- ческих соединений - оксиды и летучие водородные со- единения. | Уметь определять принад- лежность вещества к классу оксидов, называть их, состав- лять формулы оксидов. ! | § 18, упр.3,4. . | Демонстрации. Знакомство с об- разцами оксидов. | ||
Основания. Комбинированный урок. | Основные классы неоргани- ческих соединений - основа- ния. | Уметь определять принад- лежность вещества к классу оснований, называть их, со- ставлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распо- знавание щелочей. | §19,упр.1,2.,5а, | Демонстрации. Знакомство с об- разцами основа- ний. | ||
Кислоты. Комбинированный урок. | Основные классы неоргани- ческих соединений - кислоты. | Уметь определять принадлеж- ность вещества к классу кислот, знать формулы и названия ки- слот. Знать качественную реак- цию на распознавание кислот. | § 20, упр.З,4,5а | Демонстрации. Знакомство с об- разцами кислот. | ||
Соли. Комбинированный | Основные классы неоргани- ческих соединений - соли. | Уметь определять принад- лежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. | §21,упр.1,2,3г. | Демонстрации. Знакомство с об- разцами солей. | ||
Кристаллические решетки Урок изучения ново го материала. | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморф- ны вещества. Типы кри- сталлических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). | Уметь характеризовать и объ- яснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. | Охарактеризовать и объяснить свой- ства NaCI, алмаза, кислорода, воды, на основании понимания вида хи- мической связи и типа кристалличе- ской решетки. | Демонстрации. Модели кристал- лических решеток ковалентных и ионных соедине- ний. | 15.01. |
Чистые вещества и смеси. Урок объяснения нового материала. | Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Химический анализ, разделение смесей. | 17.01. | |||||
Массовая и объемная доли компонентов смеси (растворе). Комбинированный УРОК. | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | §24,упр.1. | 22.01. | |||
Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси. Урок-упражнение с элементами соревнования. | Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | 22.01. | |||||
Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Практическая работа 1. | Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Проведение химических реакций при нагревании. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории. | Стр. 175-180. | 24.01. | |||
34 | |||||||
Наблюдение за горящей свечой. Практическая работа 2. | Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Проведение химических реакций при нагревании. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь обращаться с | Стр. 180-181. | 29.01 | |||
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Практическая работа 3. | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | Уметь готовить растворы заданной концентрации. | Приготовить 120 г 15 %-ного раствора сахара. | 31.01 | |||
Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | 05.02. | ||||||
Контрольная работа№3 по теме «Соедине- ния химических элементов». Урок контроля. | 07.02 |
ТЕМА 5. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (13 часов) | ||||||
Физические явления. Комбинированный урок. | Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтро- вание. | Знать способы разделения смесей. | §25,упр.З. | Демонстрации. Коллекция нефти и продуктов ее переработки. Воз- гонка йода* Лабораторные опыты. Разделе- ние смесей. | 12.02. | |
Очистка загрязнен- ной поваренной соли. Практическая рабо- та 4. | Разделение смесей. Очистка веществ. | Уметь обращаться с химиче- ской посудой и лабораторным оборудованием при проведе- нии опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли. | Очистить загряз- ненную поварен- ную соль. | 14.02. | ||
Химические реакции. Комбинированный урок. | Химическая реакция. Условия и признаки химических реак- ций. Классификация химиче- ских реакций по поглощению или выделению тепла. | Знать определение понятия «химическая реакция», призна- ки и условия течения химиче- ских реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. | Дать определение понятию «химиче- ская реакция», пе- речислить призна- ки и условия тече- ния химических реакций, дать оп- ределение экзо- и эндотермическим реакциям, привес- ти примеры. | Демонстрации. Горение магния. Реакции, иллюст- рирующие основ- ные признаки хи- мических реак- ций. Лабораторные опыты. Химиче- ские явления (прокаливание медной проволо- ки; взаимодейст- вие мела с кислотой). | 19.02. | |
Химические уравне- ния. Комбинированный урок. | Уравнение и схема химиче- ской реакции. Сохранение массы веществ при химиче- ских реакциях. | Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы ве- ществ. | § 27, упр,2,3. | Демонстрация опыта, иллюстри- рующего закон сохранения мас- сы веществ. | 21.02. |
Расчеты по химиче- ским уравнениям. Комбинированный урок, урок- соревнование. | Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и веще- ства, содержащего опреде- ленную долю примесей. | Уметь вычислять по химиче- ским уравнениям массу, объем или количество одного из про- дуктов реакции по массе ис- ходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | § 28, упр.1,2, 3. | 26.02. | ||
Реакции разложе- ния. Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ - реакции разложе- ния. Понятие скорости хи- мической реакции. Катали- заторы | Уметь отличать реакции раз- ложения от других типов реак- ций, составлять уравнения ре- акций данного типа. | §29, упр.1,2 | Демонстрации. Разложение пер- манганата калия. Разложение пе- роксида водоро- да. Электролиз воды. | 28.02. | |
Реакции соединения. Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции соедине- ния). Каталитические реак- ции. | Уметь отличать реакции со- единения от других типов ре- акций, составлять уравнения реакций данного типа. | §30, упр.2,3 | Демонстрации. Горение фосфо- ра. Взаимодейст- вие образовавше- гося Р2О5 с водой | 05.03. | |
Реакции замеще- ния. Комбинированный УРОК. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ - реакции замеще- ния. Химические свойства металлов - взаимодействие с растворами кислот и солей. | Уметь отличать реакции за- мещения от других типов реак- ций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия ме- таллов с растворами кислот и солей, используя ряд активно- сти металлов. | § 31, упр.1,2. | Демонстрации. Взаимодействие разбавленных кислот с метал- лами. | 07.03. | |
Реакции обмена. Комбинированный урок. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ (реакции обмена). | Уметь отличать реакции об- мена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять воз- можность протекания реакций обмена в растворах до конца. | §32, упр.1,3,4. | Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии ин- дикатора. | 12.03. | |
Типы химических реакций на примере свойств воды. Комбинированный урок. | Химические свойства воды. Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хи- мические свойства воды, оп- ределять типы химических ре- акций. | §33, упр.1. | 14.03. |
Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам* | 19.03. | |||||
Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами». Урок контроля. | 21.03. | |||||
ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (17 часов) | ||||||
Растворение. Растворимость веществ в воде. Урок объяснения нового материала. | Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества. | Знать определение понятий «растворы», условия растворения веществ в воде, Уметь пользоваться таблицей растворимости. | §34,упр.1,2. | Демонстрации. Растворение веществ в различных растворителях. | 02.04. | |
Электролитическая диссоциация. Комбинированный урок. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты, | Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. | §35,упр.1. | Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | 04.04.. | |
Основные положения теории электролитической диссоциации. Комбинированный урок. | Ионы. Катионы и анионы. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации. < | §3в. | 09.04. | ||
Диссоциация кислот, оснований, солей. Комбинированный урок. | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. | Понимать сущность и уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Знать определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации. | §36, упр. 3,4,5. | 11.04. |
Ионные уравнения. Комбинированный урок. | Реакции ионного обмена. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, пони- мать их сущность. Определять возможность протекания реак- ций ионного обмена. | §37,упр.1-3. | Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии ин- дикатора. Взаи- модействие суль- фата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты. | 16.04. | ||
Упражнения в со- ставлении ионных уравнений реакций. Урок-упражнение с элементами сорев- нования. | Реакции ионного обмена. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, пони- мать их сущность. Определять возможность протекания реак- ций ионного обмена. | §37,упр.4,5. | 16.04. | |||
Кислоты в свете теории электроли- тической диссоциа- ции. Комбинированный урок. | Классификация кислот, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и хими- ческие свойства кислот, Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хи- мические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. | §38, упр. 2,4. | Лабораторные опыты. Взаимо- действие оксида магния с кислота- ми. | 18.04. | ||
Основания в свете теории электроли- тической диссоциа- ции. Комбинированный УРОК. | Классификация оснований, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и хими- ческие свойства оснований, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хи- мические свойства основания в молекулярном и ионном виде. | § 39, упр.2,3. | Лабораторные опыты. Получение осадков нерас- творимых гидро- ксидов и изучение их свойств. | 23.04. | ||
Оксиды в свете тео- рии электролитиче- ской диссоциации. Комбинированный урок. | Классификация оксидов, их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и хими- ческие свойства оксидов, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хи- мические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. | §40,упр.1,2,3. | Лабораторные опыты. Взаимо- действие углеки- слого газа с из- вестковой кисло- той. | 25.04. | ||
Соли в свете теории электролитической диссоциации. | Классификация солей, их хи- мические свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Знать классификацию и хими- ческие свойства средних солей, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хи- | §41,упр.1,2. | 30.04. |
Комбинированный урок. | мические свойства средних со- лей в молекулярном и ионном виде. | |||||
Генетическая связь между основными классами неоргани- ческих соединений. Комбинированный урок. | Химические свойства основ- ных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными клас- сами неорганических соеди- нений. | Уметь составлять уравнения химических реакций, характе- ризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соеди- нений в молекулярном и ион- ном виде. | §42,упр.2,3,4,5. | 07.05. | ||
Окислительно- восстановительные реакции. Урок объяснения нового материала. | Классификация химических реакций по изменению степе- ней окисления химических элементов. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстанови- тель. Окисление и восстанов- ление. | Знать определения понятий «окислитель», «восстанови- тель», «окисление», «восста- новление», уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно- восстановительные реакции от других типов реакций, класси- фицировать реакции по раз- личным типам, расставлять ко- эффициенты в окислительно- восстановительных реакциях методом электронного баланса. | §43, упр.1,2,3,4,7. | 14.05. | ||
Упражнения в со- ставлении окисли- тельно- восстановительных реакций. Урок-упражнение. | Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстанови- тель. Окисление и восстанов- ление. | Уметь расставлять коэффи- циенты в окислительно- восстановительных реакциях методом электронного баланса. i | §43,упр7. | 16.05. | ||
Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно- восстановительных реакций. Комбинированный урок. | Химические свойства основ- ных классов неорганических соединений. | Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соеди- нений в молекулярном и ион- ном виде, рассматривать их с позиций учения об окислитель- но-восстановительных реакци- ях. | Составить урав- нения реакций, характеризующих химические свой- ства серной ки- слоты, гидроксида калия, гидроксида меди (II), оксида натрия, оксида серы (IV), сульфа- та меди (II). | 21.05. |
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. Практическая работа 5. | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | Умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами. | Практическая работа №5. | 23.05. | ||
Повторение. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | 28.05. | |||||
Контрольная работа №4 по темам «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Урок контроля. | . | - | 30.05. | |||
Анализ результатов контрольной работы. | ||||||
Резерв учебного времени | ||||||
Нормы оценки по химии
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа Оценка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Оценка «4»: - ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или
допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах
учителя.
Оценка письменных работ
1. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и
оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок
на столе, экономно используются реактивы). Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент
проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
2. Оценка умений решать экспериментальные задачи
Нормы оценки по химии
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа Оценка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Оценка «4»: - ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или
допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах
учителя.
Оценка письменных работ
1. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и
оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок
на столе, экономно используются реактивы). Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент
проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
2. Оценка умений решать экспериментальные задачи.
Оценка «5»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»: - план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более
двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная
ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования,
в объяснении и выводах.
2. Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным
способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в
математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок или работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...
Рабочая программа 9 класс. Химия
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...
Рабочая программа "Химия. 11 класс" для профильных классов (3,5 часа в неделю)
О.С.Габриелян. Программа курса химии для 10-11 классов ОУ. Профильный уровень, 3 часа в неделю + 0,5 часа из школьного компонента. Всего 119 часов.Учебник – О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова...