Проект по созданию модели факультативного курса по математике
презентация к уроку

Никифорова Наталья Николаевна

Проект по созданию модели факультативного курса по математике

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.Н.Никифорова Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школ ы VIII вида в процессе изучения математики Проект по созданию модели факультативного курса по математике

Слайд 2

Исследование Объект исследования – социально-трудовая адаптация обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Предмет исследования – Изучение математики в коррекционной школе как условие подготовки к социально- трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью /

Слайд 3

Цель исследования: Теоретическое обоснование и апробация модели факультативного курса по математике, направленного на подготовку школьников к жизни и трудовой деятельности в новых социальных экономических условиях.

Слайд 4

Гипотеза Практика работы показывает, что учащиеся с нарушениями в интеллектуальном развитии испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической трудовой деятельности. Содержание программы по математике, количество учебных часов, отведённое на прохождение некоторых тем программы недостаточно для осуществления межпредметной связи уроков математики с уроками труда, социально-бытовой ориентировки

Слайд 5

в том объёме, который даёт возможность успешно применять математические знания при выполнении практических заданий на этих уроках, а также в трудовой и жизненной практике. Предполагаем, что разработанная нами модель факультативного курса по математике, сочетающая в себе интеграцию и координацию знаний по математике, труду и социально - бытовой ориентировке, включающая в себя формирование элементарных экономических

Слайд 6

знаний, будет способствовать более успешному усвоению учащимися учебного материала, применяемого в практической деятельности на уроках труда, СБО, в жизненной практике, тем самым подготавливая их к социально-трудовой адаптации в новых социально-экономических условиях жизни.

Слайд 7

Задачи исследования 1. Провести теоретический анализ литературы по теме экспериментальной работы. 2. Рассмотреть особенности реализации связи обучения математике с профессиональным трудом, с коррекционными занятиями по социально-бытовой ориентировке в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 3. Выявить особенности организации факультативных занятий по математике.

Слайд 8

4. Дать теоретическое обоснование необходимости использования факультативного курса по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 5. Создать модель факультативного курса по математике, направленного на подготовку обучающихся с интеллектуальными нарушениями к социально-трудовой адаптации. 6. Разработать критерии эффективности модели

Слайд 9

Методы исследования методы аналитического исследования: - теоретический анализ педагогической, психологической, специальной, методической литературы по данной проблеме; - изучение педагогического опыта; - анализ учебных программ; - проектирование результатов и процессов их достижения;

Слайд 10

диагностические методы: - наблюдение; - беседа; - опрос; карты наблюдения за изучением учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности; статистическая обработка фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц.

Слайд 11

Глава I . Теоретическое исследование проблемы социально-трудовой адаптации средствами изучения математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида 1.1 Теоретические подходы к проблеме социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями

Слайд 12

C оциально-трудовая адаптация Социально-трудовая адаптация - процесс и результат подготовки выпускников образовательных учреждений к самостоятельной жизни и профессиональному труду, в соответствии с их психофизическими возможностями.

Слайд 13

Компоненты социально-трудовой адаптации человек, труд, связанные с трудом средовые и личностные отношения, механизмы их взаимодействия Направления социально-трудовой адаптации: 1) предметно-профессиональная адаптация (овладение профессией); 2) социально-психологическая адаптация (включение в межличностные отношения)

Слайд 14

Социально-трудовая адаптация умственно отсталых школьников - «…приспособление, приноравливание, вливание учащихся своим трудом в общество с принятием норм и правил поведения, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе».

Слайд 15

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида частая смена работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия, неумение правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство

Слайд 16

Особенности психологических функций учащихся с нарушениями интеллекта, затрудняющие их социально-трудовую адаптацию - тотальное недоразвитие всех психических функций, создающее узкий диапазон для социально-трудовой адаптации; - выраженная диспропорция в развитии психомоторных и интеллектуальных функций; - своеобразие нарушений психомоторных функций; - нарушения в формировании личности умственно отсталого подростка: низкий уровень мотивации и установки на трудовую деятельность (низкий уровень развития коммуникативных функций; неадекватность самооценки; слабое развитие навыков самоконтроля и саморегуляции , проявляющееся в импульсивности и недостаточности волевой регуляции) и т.д.

Слайд 17

Педагогические условия, обеспечивающие социально-трудовую адаптацию: формирование самостоятельности в трудовой деятельности через развитие общетрудовых навыков и умений; осуществление межпредметных связей и связи обучения с жизнью; формирование умений применять полученные знания в разнообразных меняющихся условиях; осуществление взаимосвязи урока и внеклассных форм работы с целью углубления, расширения и коррекции знаний учащихся по учебным предметам; отработки практических умений применять полученные знания в решении жизненных задач и профессиональном труде; интеграция учащихся в общество с целью развития личности школьников, формирование положительного отношения к труду, развитие речи и др.

Слайд 18

1.2 Задачи обучения математике. Связь обучения математики с жизнью, профессиональным трудом Главная общеобразовательная задача обучения математике: добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, то есть способствовали социально-трудовой адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях жизни и производства.

Слайд 19

Характерные особенности детей с нарушениями интеллекта в процессе усвоения знаний : низкий уровень мотивации; неумение объединять знания, при изучении различных предметов; трудности в практическом использовании изученного материала.

Слайд 20

Причины затруднения у обучающихся в использовании имеющихся знаний в новой ситуации трудности переноса знаний без критического отношения к ним, без учёта ситуации; трудности актуализации имеющихся знаний; отсутствие «гибкости ума»; трудности обобщения при решении новых задач.

Слайд 21

Содержание арифметических задач для использования математических знаний, умений, навыков в жизненной практике может быть направлено на: формирование экономических понятий на уроках математики; развитие понятийного аппарата; раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений; овладение элементарными экономическими понятиями; успешную адаптацию в быту; включение в производственную деятельность

Слайд 22

1.3 Модель факультативного курса по математике как форма работы по подготовке к социально-трудовой адаптации Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Слайд 23

Функции факультативных занятий: - предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов; - мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения; - общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций; - профориентационная : факультативные занятия могут способствовать познавательному и профессиональному самоопределению учащихся

Слайд 24

Понятие модели Модель – единство крупных систем, между которыми возникает взаимодействие, и создаются условия для стимулирования познавательной активности. Для решения таких вопросов как построение учебных планов и программ, различных способов организации обучающихся по группам, управление образованием, подбор критериев эффективности технологии, видов и способов контроля, оценивания и отчётности, применяется образовательная модель, которую можно определить следующим образом: « Образовательная модель – это логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели образования, его содержание, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ»

Слайд 25

Критерии оценки педагогических инноваций Новизна. Оптимальность. Высокая результативность. Возможность применения инноваций в массовом опыте.

Слайд 26

Выводы Социально-трудовая адаптация – это процесс приспособления личности к оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью. Социально-трудовая адаптация – процесс педагогически корректируемый; может успешно осуществляться у обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Реализация задачи подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально-трудовой адаптации и жизни в современных экономических условиях невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов, в первую очередь математики, трудового обучения и социально-бытовой ориентировки.

Слайд 27

Факультативные занятия (в том числе по математике) являются одной из форм решения проблем углубления и расширения знаний по предметам, осуществления межпредметных связей, подготовки учащихся к трудовой деятельности и социализации в обществе. При учёте местных особенностей каждой школы, при соблюдении требований и методических рекомендаций к организации, факультативы позволяют вносить существенные дополнения в содержание образования, предметной подготовки учащихся без изменения учебного плана и учебников основного курса.

Слайд 28

Создание различных моделей факультативных курсов является процессом инновационным, требующим нормативно – организационного и понятийного оформления этапа его реализации. Основными показателями эффективности нововведения являются критерии результативности и критерии временных затрат. При проведении экспериментального исследования критерии оценки ожидаемых результатов являются важнейшим и обязательным компонентом создаваемой модели.

Слайд 29

Глава II . Создание модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к социально-трудовой адаптации 2.1. Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента Цель исследования: выявление необходимости введения в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида факультативного курса по математике как формы работы, сочетающей в себе углубление, координацию и интеграцию знаний по математике, труду, СБО и тем самым способствующей эффективности подготовки обучающихся к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.

Слайд 30

Задачи исследования: Определить уровень подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации. Создать концептуальную модель факультативного курса по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида как формы работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально-трудовой адаптации. Определить нормативно-организационное и понятийное оформление этапа реализации модели. Разработать критерии оценки эффективности модели.

Слайд 31

Методы исследования: - изучение и анализ катамнестических данных на выпускников; - опрос бывших выпускников; - беседа с учащимися; - наблюдение в процессе деятельности на уроках; - анкетирование; - метод оценки; - анализ усвоения математических знаний, умений, навыков учащихся и умения применять эти знания в практической деятельности на уроках труда и социально-трудовой ориентировки; - анализ учебных программ; - психологическая карта, - наблюдение и заполнение карты изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности; - статистическая обработка фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц, и др.

Слайд 32

Трудоустройство выпускников Трудоустройство выпускников Младший обслуживающий персонал (Кв. 1) Подсобные рабочие у частных лиц (Кв. 2) Повар (Кв. 3) Работники сельского и фермерского хозяйств (Кв. 4) Работники сезонных работ у частных лиц (Кв. 5) Швея (Кв. 6) Обучаются в ПТУ (Кв. 7) Нигде не работают и не учатся (Кв. 8) Количество Выпускников 4 4 1 2 6 1 8 6 Данные в процентах 12,5% 12,5% 3,13% 6,24% 18,75% 3,13% 25% 18,75%

Слайд 33

Трудоустройство выпускников

Слайд 34

Целевая сторона деятельности Усвоение конечной цели работы, выполнения заданий из объяснения учителя - усваивают (25 %) - усваивают при неоднократном повторении (37,5 %) - плохо усваивают (37,5 %)

Слайд 35

Усвоение плана работы, выполнения заданий из объяснения учителя - усваивают (25 %) - требуются дополнительные инструкции (75 %) Самостоятельное планирование работы -требуются дополнительные инструкции, помощь учителя (62,5%) - не осуществляют (37,5 %)

Слайд 36

Исполнительная сторона деятельности Самоконтроль - осуществляют (12,5 %) - не осуществляют (87,5 %) Применение ранее усвоенных знаний - применяют (12,5%) - затрудняются, допускают много ошибок, требуется помощь учителя (75 %) - не применяют (12,5%)

Слайд 37

Энергетическая сторона деятельности Отношение к учебной деятельности по математике: - при изучении теоретического материала положительное (62,5 %) безразличное (25%) -отрицательное (12,5 %) - в процессе практической работы положительное (37,5 %) безразличное (50%) отрицательное (12,5 %)

Слайд 38

Работоспособность: - быстрая утомляемость (37,5 %) - средняя утомляемость (37,5 %) - высокая работоспособность (25 %) Характерные эмоции в процессе учебной деятельности - отрицательные (12,5 %) - нейтральные (50%) - положительные (37,5 %)

Слайд 39

Проявление волевых качеств (реакция на трудности в усвоении теоретического материала и во время практической работы) - реагируют спокойно и стараются преодолеть трудности (37,5%) - возбуждаются, проявляют недовольство, но трудности преодолевают (37,5%) - преодолевают трудности только при воздействии учителя (25%) )

Слайд 40

2.2 Концепция - модель факультативного курса по математике формы работы по подготовке к социально-трудовой адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида Цель: углубление и расширение знаний по предмету, развитие математического мышления, коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся, развитие их математических способностей, самостоятельности, умения применять полученные знания в других образовательных областях, в жизненной практике, воспитание социально-личностных качеств. Факультативные занятия по математике содействуют профессиональной ориентации учащихся, подготовке их к трудовой деятельности и социализации в обществе.

Слайд 41

Задачи: 1. Создать в процессе работы факультатива коррекционно-развивающую среду. 2. Углубить, полученные на уроке математические знания, вычислительные, измерительные и чертёжные навыки, необходимые для практического применения на уроках труда, социально-бытовой ориентировки, в жизненной практике. 3. Формировать элементарные экономические знания, умения применять эти знания в различных жизненных и трудовых ситуациях. 4. Развивать и коррегировать недостатки познавательной деятельности учащихся. 5. Воспитывать социально личностные качества личности (трудолюбие, настойчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца и др.)

Слайд 42

Структура модели организации факультативного курса

Слайд 43

Принципы взаимоотношений учащихся и педагога в работе факультатива: Принцип индивидуальной и личностной ориентированности Принцип гуманности Принцип субъектности и социализации Принцип поддержки в получении учеником посильного объёма знаний. Принцип творчества и успешности Принцип коллективного сосуществования

Слайд 44

Механизм функционирования факультативного курса Факультативные занятия по математике выполняют следующие функции: предметно-повышающую; мотивирующую; общеобразовательную; профориентационную ;

Слайд 45

Особенности функционирования факультатива : - ориентация целей занятий на личность ученика, её подготовка к социально-трудовой адаптации средствами изучения математики; - расширение диапазона заданий трудового и экономического содержания; - внедрение в практику работы факультатива коррекционных педагогических технологий (моделирование проблемных ситуаций; моделирование реальных жизненных ситуаций, требующих применения математических знаний, умений и навыков: вычислительных, измерительных, чертёжных и др.). - разработка дидактических принципов организации факультатива, педагогической техники, т.е. средств и приёмов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы отражённые в тематическом плане.

Слайд 46

Дидактические принципы факультативного курса по математике Принцип самоопределения, сознательности и активности учащихся. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся. Принцип коррекционной направленности. Принцип ресурсной обеспеченности . Принцип вариативности форм факультативного обучения . Принцип научности и доступности .

Слайд 47

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Принцип двойственного характера образовательного процесса. Принцип занимательности. Принцип преемственности обучения на уроках и занятиях факультативного курса. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Принцип связи с жизнью.

Слайд 48

Структура факультативного занятия: эмоциональный настрой занятия; содержательная часть, основанная на включении заданий и упражнений из обязательной программы; практическая работа, направленная на осуществление межпредметной связи (математика – труд, математика – социально-бытовая ориентировка), связи обучения с жизнью. занимательность.

Слайд 49

Формы организации факультативных занятий - моделирование проблемных ситуаций; - моделирование реальных жизненных ситуаций; - индивидуальная работа; - работа в парах и в группах; - игровая; - деловая игра; - соревнование; - конкурс; - межпредметные связи ( синтезирование понятий); - и др.

Слайд 50

Методы - продуктивные, частично-поисковые методы; - проблемные методы; - практические методы (упражнения, практические работы); - наглядные методы (самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций); - игра; - дифференцированный инструктаж к выполнению заданий; - дифференцированное использование карточек контроля, карточек – подсказок, схем – шпаргалок; карточек – алгоритмов выполнения заданий.

Слайд 51

Этапы организации работы по созданию модели факультативного курса I этап – проектно-диагностический (1 год) В ходе данного этапа планируется: - теоретически изучить проблему социально-трудовой адаптации учащихся с отклонениями в умственном развитии; проблему организации обучения математике по подготовке умственно отсталых школьников к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях; - определить концептуальные положения и диагностические средства для мониторинга определения уровня социально-трудовой адаптации выпускников школы; уровня подготовки обучающихся к социально-трудовой адаптации в процессе изучения математики;

Слайд 52

- наметить план скоординированной работы учителей математики, труда и коррекционных занятий по осуществлению межпредметных связей в контексте социально-трудовой подготовки; - создать модель факультативного курса по математике, направленного на подготовку учащихся к социально-трудовой адаптации; разработать программу факультативного курса, составить тематическое планирование. II этап – практический (1 год) На данном этапе осуществляется апробация модели факультативного курса. III этап – обобщающий (1 год)

Слайд 53

Ресурсное обеспечение модели: материально-технической, методической и дидактической базой; кадровым потенциалом.

Слайд 54

Основными принципами взаимоотношения педагогов выделяем следующие: - сотворчество; - конструктивный, позитивный подход к решению проблемы; - рассмотрение задачи совместной работы с максимального числа позиций, видений, точек зрения; - создание единых взглядов и позиций, необходимых для осуществления работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально-трудовой адаптации.

Слайд 55

Направление деятельности учителя математики по организации факультативного курса

Слайд 56

2.3 Критерии эффективности модели I . Сформированность познавательного потенциала учащихся (согласно уровня их обучаемости с учётом индивидуальных возможностей) Показатели: Сформированность познавательного потенциала учащихся (согласно уровня их обучаемости с учётом индивидуальных возможностей) Освоение учащимися общеобразовательной программы специальной (коррекционной) школы VIII вида по математике. Продвижение в развитии и коррекции недостатков познавательной деятельности (всех психических процессов; элементарного математического мышления и его форм (сравнение, анализ, синтез); способности к обобщению и конкретизации).

Слайд 57

II . Сформированность профессионально-трудового потенциала Показатели: Умения применять полученные в процессе изучения математики знания: - на уроках профессионально -трудового обучения; - в трудовой деятельности после окончания школы.

Слайд 58

III . Сформированность социально-бытового потенциала Показатели: Владение элементарными экономическими знаниями. Умения применять полученные в процессе изучения математики знания в повседневной жизни, в быту.

Слайд 59

IV . Сформированность социально-личностного потенциала Показатели: Сформированность у учащихся таких качеств личности, как: - мотивация, - работоспособность, - трудолюбие, - самостоятельность, - настойчивость, - воля, - умение контролировать свою деятельность, - умение планировать и доводить начатое дело до конца.

Слайд 60

V . Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника Показатели: Использование в речи математической терминологии. Умение общаться в трудовых коллективах, в обществе.

Слайд 61

Заключение Социально-трудовая адаптация – процесс педагогически корректируемый; может успешно осуществляться у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Изучение математики в школе данного вида является одним из условий подготовки детей с недостатками в умственном развитии к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.

Слайд 62

Реализация задачи подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации невозможна без тесной межпредметной связи уроков математики, труда и социально-бытовой ориентировки. Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их применения в различных жизненных и трудовых ситуациях. Осуществление межпредметной связи уроков математики и социально-бытовой ориентировке способствует комплексному формированию элементарных экономических знаний, необходимых учащимся для более успешной социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях.

Слайд 63

Время, отведённое на изучение программного материала по математике, позволяет ознакомить учащихся на уроке лишь с базовыми знаниями. Одним из путей разрешения противоречия – неизбежности внесения нового материала в программу и необходимости предупреждения учебной перегрузки школьников - является введение в базисный план школы факультативного курса по математике как формы работы по подготовке учащихся специальных (коррекционных) школ к социально-трудовой адаптации. В результате проведённой исследовательской работы была выявлена потребность в организации факультативного курса.

Слайд 64

Исследования показали, что бывшие выпускники школы имеют низкий уровень социально-трудовой адаптации. Показатели изучения особенностей учащихся 9 класса в учебно-трудовой деятельности также имеют предпосылки к низкому уровню социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях по окончанию школы. Необходима дополнительная организация работы по формированию математических знаний, умений и навыков практического применения этих знаний в новых условиях.

Слайд 65

Разработанная автором модель факультативного курса по математике по подготовке к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида определяет организационное и понятийное оформление этапа реализации этого курса: его целевую ориентацию, дидактические принципы и принципы взаимодействия педагога и учащихся, механизмы функционирования, педагогическую технику, ресурсное обеспечение, формирование критериев эффективности. Критерии эффективности данной модели направлены на относительную « сформированность » у обучающихся школы познавательного, профессионально-трудового, социально-бытового потенциалов, а также социально-личностного коммуникативного потенциала личности.

Слайд 66

Продуктом разработанной нами модели является программа факультативного курса «Практическая математика» направленная на подготовку учащихся девятого класса к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и труда; на отработку практических умений применять полученные математические знания на уроках труда, социально-бытовой ориентировки; в решении жизненных задач и профессиональном труде.

Слайд 67

Реализация разработанной концептуальной модели факультативного курса по математике будет способствовать более успешному усвоению учащимися учебного материала по предмету, применяемого в практической деятельности на уроках труда, СБО, в жизненной практике, тем самым подготавливая учащихся к социально-трудовой адаптации в новых социально-экономических условиях жизни.

Слайд 68

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...

Планирование факультативного курса по математике «Избранные вопросы математики»

Целью курса «Избранные вопросы математики» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и нав...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...

Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...