Технология создания и адаптации элективных и факультативных курсов по математике
статья

Бочарова Любовь Алексеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sozdaniya_elektivnyh_kursov.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  по теме самообразования в рамках единой районной методической   недели

«Технология создания и адаптации элективных и факультативных курсов по математике»

Докладчик:

учитель математики

МОУ ИРМО «Смоленская СОШ»

 Бочарова Л.А.

  1. Содержание

  1. Изучение структуры элективных и факультативных курсов

  2. Работа над содержанием элективных или  факультативных курсов

  3. Оформление  элективных или  факультативных курсов

  4. Утверждение курса через МО и школьный методический совет

  5. Адаптация элективного или  факультативного курсов на учащихся Смоленской школы.

  6. Реализация курса.

  7. Распространение педагогического опыта.

 

  1. Типы, цели и задачи

Элективные курсы – важный элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, общей целью которых является профессиональная ориентация учащихся, поскольку они связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника, его жизненных планов.

С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может   получить образование с определенным, желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Таким образом, набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов обеспечивает индивидуальный выбор учащимся содержания обучения, то есть обеспечивает его индивидуальную образовательную траекторию. Элективный курс (курс по выбору учащегося), играет важную роль в структуре образования старшей ступени школы и является для учащихся обязательным для посещения.

  1. Классификация курсов:
  1. Ориентационные элективные курсы, которые проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы, и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Такие курсы должны помочь выстроить проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию ее выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
  2. Пробные элективные курсы, которые создаются для того, чтобы ученик утвердился или отказался от ранее сделанного им выбора направления дальнейшего обучения. Пробные элективные курсы в свою очередь подразделяются на два подвида:
  1.  предметно-ориентационные пробы, которые направлены на проверку готовности и способности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне и создают условия для его подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);
  2.  профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения; таковыми являются курсы, связанные с практическим экспериментированием, работой с архивными документами, оригинальными текстами, с аспектным переводом и т.п. деятельностью, организуемой на базе различных типов предприятий, организаций , учреждений

На ступени среднего (полного) общего образования могут быть организованы  следующие виды элективных учебных курсов профильного обучения:

  1. Предметные элективные курсы, которые решают задачи углубления и расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе:
  • элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета;
  • элективные спецкурсы, направленные на углубленное изучение отдельных разделов учебного предмета;
  • элективные спецкурсы для расширенного или углубленного изучения отдельных разделов базового курса, не входящих в обязательную программу.
  1. Межпредметные и надпредметные элективные курсы с целью общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане.
  2. Прикладные элективные курсы, обеспечивающие знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности. К прикладным элективным курсам относятся социальные практики (волонтерское движение и патронат, шефство над воспитанниками учреждений дошкольного образования, участие в инициативах, имеющих социально значимую ценность для общества).
  3. Основные требования, предъявляемые к комплекту элективных курсов школы:
  1. Актуальность целей и содержания программы курса в современном мире.
  2. Реалистичность изучения с учетом имеющегося кадрового потенциала школы и других ресурсов.
  3. Мотивирующий и развивающий потенциал, многообразие, обеспечивающее максимально полный учет интересов учащихся.
  4. Рекомендуемый объем – от 34 до 68 часов.
  5. Логичность построения и технологичность изложения содержания программы курса.
  6. Дидактическая обоснованность выбора форм, методов и технологий изучения содержания, ориентация на их здоровье сберегающие характеристики.
  7. Наличие в учебной программе итоговой работы (проекта, творческого сочинения и т.п.), выполняемой учащимися после завершения курса.
  8. Наличие системы оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Основным нормативным документом, обязательным для выполнения в полном объеме, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки процесса и результата обучения конкретного элективного курса, является учебная программа, имеющая стандартную структуру.

  1. Общие требования к оформлению учебной программы элективного курса

Текст учебной программы должен быть представлен в отпечатанном виде без исправлений и помарок. Все страницы текста должны быть пронумерованы, исключая титульный лист, который входит в объем программы, но не нумеруется. По объему учебная программа не должна превышать 30 страниц машинописного текста через 1.5 интервала или 48 – через 2 интервала. Программа и сопровождающие документы представляются на процедуру рецензирования в папке или скоросшивателе.

Текст учебной программы элективного курса обязательно должен включать 8 разделов (структурных элементов):

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Учебно-тематический план

  4. Содержание курса

  5. Требования        к уровню        подготовки        выпускников,        обучающихся        по        данной программе

  6. Перечень учебно-методического обеспечения

  7. Список литературы

  8. Сведения об авторе (авторах)

Кроме того, к учебной программе прилагается аннотация, которая оформляется на отдельном листе и прилагается к программе. Текст аннотации не более 0.5 машинописной страницы в двух экземплярах должен включать:

  • полное название учебной программы с указанием образовательной области (в случае, если программа связана с реализацией ФГОС второго поколения), в которой предполагается ее использование (выделяется в качестве заголовка аннотированного описания);
  • цели;
  • адресность (на кого рассчитана).

Заголовки всех указанных разделов учебной программы должны быть четко выделены в тексте с помощью соответствующего шрифта. Содержание разделов должно полностью соответствовать изложенным ниже требованиям.

  1. Требования к оформлению разделов учебной программы

Каждый раздел учебной программы должен начинаться с нового листа и соответствующего заголовка. В случае, если объем учебной программы не может быть сокращен, но немного не укладывается в отводимые 30 страниц машинописного текста, допускается печатание разделов подряд (не с нового листа).

  1. Титульный лист

Содержит сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность (на кого рассчитана).

  1. Пояснительная записка

Пояснительная записка обязательно должна включать:

  • обоснование актуальности разработки настоящей программы на основе сопоставления анализа существующих программ-аналогов и пока не удовлетворенных потребностей современной образовательной практики;

При этом необходимо указать выходные данные всех материалов (программ, учебных пособий и т.п.), которые были использованы при обосновании актуальности, новизны или при составлении отдельных разделов программы, если таковое имело место (например, при разработке составительской программы).

Программы-аналоги – это программы, имеющие близкие к разрабатываемой (сходные) содержательные признаки, т.е. цели и задачи, содержание, адресность, формы реализации, уровень образовательных достижений в соответствии с требованиями ГОС или ФГОС – базовый или повышенный, место программы в структуре учебного плана ОУ, методы и технология обучения, организация образовательной среды.

  • описание целей, задач и специфики учебной программы;
  • обоснование места и роли курса в предпрофильной подготовке или в профильном обучении. Важно показать, как курс соотносится с общеобразова- тельным и с базовыми профильными учебными предметами. Какие профильные умения он развивает и какие межпредметные связи реализуются при его изучении в соответствии с требованиями ГОС первого поколения; какие универсальные учебные действия (УУД) и личностные УУД формируются, если программа ориентирована на реализацию целей ФГОС второго поколения; каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, как он влияет на их профессиональное самоопределение;
  • обоснование предлагаемого содержания и объема нового курса с указанием количества часов, отводимых для его изучения, согласно учебно-тематического плана;
  • описание ценностных ориентиров содержания курса;
  • обоснование методов и форм решения поставленных задач (практических заданий, самостоятельных работ, тренингов и т.д.), описание рекомендаций по их проведению;
  • обоснование форм контроля качества подготовки учащихся (количество и характер контрольных мероприятий необходимо четко обосновать; следует указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения);
  •         описание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения элективного курса в случае, если его программа ориентирована на реализацию целей ФГОС второго поколения;
  • обоснование степени новизны настоящей программы (авторская или составительская) в сравнении с аналогами;
  • обоснование степени новизны для учащихся (в сравнении с содержанием изучаемых базовых учебных дисциплин);

Авторская программа – учебная программа, удовлетворяющая критериям новизны

и педагогической ценности.

Факт        новизны        программы        подтверждается        путем        сравнения        содержательных признаков программ-аналогов и разработанной программы.

Следует учитывать, что авторская программа должна обязательно соответствовать

критерию новизны. При этом должно выполняться одно из двух требований:

а) либо программа имеет хотя бы один содержательный признак, которого нет ни в одной из программ-аналогов, и этот признак в совокупности с другими ее признаками позволяет получить новый образовательный положительный эффект;

б) либо она, являясь новой комбинацией известных признаков, позволяет получить новый положительный эффект, который не является суммой положительных эффектов, входящих в комбинацию компонентов, а представляет собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов.

Учебная программа элективного курса помимо новизны должна обязательно быть педагогически ценной. Педагогическая ценность программы определяется по результатам полной или частичной ее апробации в образовательной деятельности ОУ по следующим трем критериям:

  • соответствие результата обучения целям и задачам программы (должны быть приведены цифровые данные по отчетам школы);
  • соответствие программы современным тенденциям развития образования;

  • востребованность программы в системе образования (должны быть приведены убедительные аргументы и факты, официальные заключения и т.п.).

При обосновании актуальности, описании задач и специфики, содержания и объема курса, методов и форм решения поставленных задач, форм контроля, новизны и педагогической ценности разработанной авторской программы путем сопоставления с известными автору программами-аналогами следует обязательно пользоваться изложенной выше и выделенной курсивом терминологией. Кроме того, в тексте пояснительной записки все указанные термины также следует специально выделять с помощью шрифтов, чтобы облегчить работу рецензента при составлении рецензии на представленную программу. Нужно помнить, что недостаточная аргументация при обосновании либо новизны, либо педагогической ценности программы с использованием всех критериев уже не позволяет ее отнести к авторской (должно быть и то, и другое).

  1. Учебно-тематический план

Этот раздел программы содержит наименование тем и общее количество часов, отводимое на их изучение на теоретических и практических занятиях.

Учебно-тематический план элективного курса оформляется в виде таблицы:

Наименование темы

Общее кол-во

В том числе

п/п

часов

теоретические

занятия

практические

занятия

1

Введение

1

1

-

2

3

  1. Содержание курса

Данный раздел учебной программы включает краткое толкование каждой темы, в порядке нумерации, приведенной в учебно-тематическом плане в разделе 3. Следует обратить внимание на то, чтобы название каждой темы учебной программы, приведенное в этом разделе, точно соответствовало тому названию, которое содержит учебно- тематический план.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В этом разделе учебной программы четко, последовательно и конкретно формулируется перечень предполагаемых результатов, то есть то, что учащиеся в результате изучения данного курса:

  • должны иметь представление о …;
  • должны знать …;

  • должны уметь …;

  • должны овладеть навыками (автоматизированными умениями) …;
  • должны освоить виды деятельности, направленные на формирование ....

Здесь        же        описывается        инструментарий        для        оценивания        предполагаемых результатов.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения

Данный раздел учебной программы должен содержать описание всех необходимых для реализации данного курса методических и учебных пособий, оборудования, ТСО, приборов, дидактических материалов и т.п.

  1. Список литературы

Список литературы может включать материалы, необходимые для изучения курса, как для учителя, так и для учащихся. Желательно разделить его на 2 части: для учителя, для учащихся.

Перечень использованной автором литературы располагается в алфавитном порядке, ссылки на которую в тексте учебной программы оформляются в виде соответствующей цифры в квадратных скобках (например, [1]), обозначающей порядковый номер литературного источника в списке литературы. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003. При этом следует учитывать, что материалы конференций, книги, статьи и диссертации, если на них имеются ссылки в тексте программы, оформляются различным образом. Образцы библиографического описания литературных источников приведены в Приложении 3.

  1. Сведения об авторе (авторах)

В этом разделе программы приводится полностью фамилия, имя и отчество автора (авторов) учебной программы элективного курса. Приводятся сведения о его (их) месте работы, должности, квалификационной категории, ученой степени и научном звании (если таковые имеются), рабочих телефонах, а также адреса ОУ с указанием почтового индекса.

Сведения об авторе (авторах) всегда оформляются на отдельном листе и завершают текст учебной программы.

Учебная программа элективного курса, как правило, имеет приложения, (дидактические материалы, дискеты с электронными презентациями, фотоматериалы, иллюстрации), тексты диагностических, дидактических и контрольных учебных заданий и др., которые оформляются в машинописном виде, но имеют собственную нумерациюстраниц. Все приложения нумеруются по порядку и на них должны быть ссылки в тексте пояснительной записки учебной программы. Авторам следует учитывать, что приложения не входят в регламентированный требованиями оформления общий объем учебной программы (30 страниц машинописного текста).

  1. Процедура представления учебной программы элективного курса и сопровождающих ее документов на рецензирование

Образовательное учреждение согласно п. 7 статьи 32 Закона Российской Федерации

«Об образовании» принимает решение и несет ответственность за содержание элективных курсов. Использование программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:

  • обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;
  • внутреннее рецензирование;
  • рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом свете школы;
  • утверждение директором школы;
  • внешнее рецензирование, если программа авторская.

Разработанная учебная программа элективного курса должна быть представлена авторами на рассмотрение Методического совета ОУ, решением которого она направляется на рецензирование.

Процедура рецензирования учебных программ элективных курсов на предмет целесообразности их включения в городской банк учебных программ элективных курсов и использования в образовательной деятельности ОУ осуществляют Городские педагогические Ассоциации (ГПА) учителей предметников.

Показателями оценки учебных программ элективных курсов являются:

  1. Соответствие
  2. Актуальность и мотивационный потенциал программы.
  3. Степень новизны для учащихся (не содержит материал базовых учебных программ).
  4. Диагностичность целеполагания.
  5. Соответствие содержания поставленным целям. Наличие учебно- методического комплекта.
  6. Полнота и завершенность содержательных линий программы. Связность и систематичность изложенного материала.
  7. Обоснованность форм, методов и используемых педагогических технологий, степень их соответствия возрастным особенностям обучающихся.
  8. Наличие системы промежуточного и итогового контроля достижений обучающихся.
  9. Реалистичность использования в учебном процессе с точки зрения ресурсов (учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы).
  10. Педагогическая ценность учебной программы ее развивающий потенциал (интеллекта, творчества, эмоционального и волевого аспектов личности).

  • текст учебной программы элективного курса на бумажном и электронном носителях, оформленный в соответствии с настоящими требованиями;
  • внутреннюю рецензию образовательного учреждения или районного ИМЦ на учебную программу элективного курса;
  • внешнюю рецензию специалиста данной области знаний в том случае, если программа является авторской.

В рецензиях должны содержаться всесторонняя и объективная оценка предлагаемой программы, анализ методических достоинств и недостатков, констатироваться соответствие учебной программы требованиям ГОС или ФГОС. В заключительной части внешней рецензии должна содержаться рекомендация о целесообразности включения программы в городской реестр учебных программ элективных курсов и ее дальнейшего использования в образовательной деятельности ОУ муниципальной системы образования.

Представленные материалы рассматриваются на заседании Совета Ассоциации, по результатам которого оформляется протокол. В проколе фиксируется решение о целесообразности (нецелесообразности) включения программы в городской реестр учебных программ элективных курсов и ее дальнейшего использования в образовательной деятельности ОУ муниципальной системы образования. Выписка из протокола заседания Совета муниципальной педагогической Ассоциации с соответствующим решением выдается автору (авторам) учебной программы элективного курса.

Срок рассмотрения программы элективного курса на Совете муниципальной педагогической Ассоциации педагогов не должен превышать 1 месяца со дня подачи всех документов в ГПА.

Управление образования Администрации Иркутского района Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «МОУ ИРМО «Смоленская СОШ»

РАССМОТРЕНО        УТВЕРЖДАЮ:

на заседании Методического Совета        Директор школы         

         ,                /        /

протокол № 1 от        приказ №         от

«        »         20        г.        «        »         20        г.

Бочарова Л.А.

«Технология создания и адаптации элективных и факультативных курсов по математике»

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуманизация образования в подготовке студентов педвуза к практической деятельности : тез. докл. науч. конф., 17-25 апр. 1995 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. - 82 с.
  2. Сикорская А.Н. Реклама в системе педагогического маркетинга // Гуманизация образования в подготовке студентов педвуза к практической деятельности : тез. докл. науч. конф., 17-25 апр. 1995 г. / Урал. гос. пед.ун-т. - Екатеринбург, 1995.- С. 73.

Книги

  1. Гридина Т.А. Проблемы изучения научной этимологии : пособие к спецкурсу / Свердл. гос. пед. ун-т. - Свердловск, 1984. - 72 с.
  2. Лейдерман Н.А.. Русская литература ХХ века : программно-метод. рук-во для лицеев, гимназий, колледжей гуманитарного профиля / Н.А.Лейдерман, Н.В. Барковская, М.Н. Липовецкемй ; Урал. пед. ун-т: Науч.-исслед. центр «Словесник». - Еатеринбург, 1995. - 104 с.
  3. Лушников А.М. История педагогики : учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995.- 386 с.
  4. Проблемы стиля и жанра в русской литературе Х1Х века : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1994.- 118 с.
  5. Пушкин А.С. История Петра 1 // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. -. М.: Худ. лит., 1977. – Т. 8. - С. 7-130.

Статьи

  1. Коржевин Н. Опаленные историей // Лит. газета. – 1995 .- 24 окт.
  2. Померанц Г. Уроки разбитых армий // Октябрь. 1995. - № 6.- С. 165-172.
  3. Темирханов В.Р. Динамика трансференции и ее типы //Функциональная семантика слова. - Екатеринбург, 1994.- С. 100-106.

Диссертации и авторефераты диссертаций

  1. Дубейковская Я.С. Онтологическая эстетика П. Флоренского : автореф. дис. канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1995.- 18 с.
  2. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения : дис. докт. пед. наук.- Екатеринбург, 1995. - 127 с.

Приложение 4

Руководителю муниципальной педагогической Ассоциации учителей         

(предмета)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу рассмотреть целесообразность включения в банк учебных программ элективных курсов и дальнейшего ее использования в образовательной деятельности ОУ муниципальной системы образования Иркутского района программы

……………………………………………………………………………………………………... (название        программы        элективного        курса)

……………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………...

Автор(ы) ……………………………………………………………………………… (ФИО, должность, место работы, телефон)

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Представленная        учебная        программа        элективного        курса        предназначена        для:

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………. Необходимые документы прилагаются.

«…..»        20        г.

Подпись заявителя …………………

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Элективные курсы, типы, цели и задачи        3
  2. Общие требования к оформлению учебной программы элективного курса        5
  3. Требования к оформлению разделов учебной программы        6
  4. Процедура представления учебной программы элективного курса и сопровождающих ее документов на рецензирование        10

Приложения        13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...

Планирование факультативного курса по математике «Избранные вопросы математики»

Целью курса «Избранные вопросы математики» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и нав...

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности.

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕо  разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности....

Факультативный курс по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами" - 9 класс

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технологии работы с конотрольно-измерительными материалами"...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Проект по созданию модели факультативного курса по математике

Проект по созданию модели факультативного курса по математике...