Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
факультативный курс | 171 КБ |
рецензия | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Руководитель МБОУ СОЩ № 44
____________/Пяткова О.Г./
Приказ № _____от
«____»___________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44»
Ломонова Ольга Александровна, высшая категория
Факультативного курса «Математика за страницами учебника», 5-6 класс
Срок освоения программы – 2 года 68 часов
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от
«30» августа 2013г.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при форми-ровании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптималь-ный состав группы – 10-12 человек. Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Факультативного курса «Математика за страницами учебника» 5 класс
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | План | Факт |
1 2 3 | Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Сложение, вычитание натуральных чисел. Занимательные ребусы, головоломки, загадки. | 1 1 1 | ||
4 5 6 | Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства. Геометрические головоломки со спичками. | 1 1 1 | ||
7 | «Магические» фигуры. | 1 | ||
8 9-10 | Развитие вычислительной культуры. Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления. | 1 2 | ||
11-12 | Задачи на «переливание». | 2 | ||
13-14 | Задачи на взвешивание. | 2 | ||
15-16 | Задачи на "движение" | 2 | ||
17-19 | Логические задачи. | 3 | ||
20-22 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 3 | ||
23-25 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 3 | ||
26 | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. | 1 | ||
27-28 | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. | 2 | ||
29-30 | Простейшие комбинаторные задачи. Комбинации и расположения. | 2 | ||
31-34 | Математические игры | 4 | ||
Итого | 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Факультативного курса «Математика за страницами учебника» 6 класс
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | План | Факт |
1 2 3 | Вводное занятие. Как возникло слово “математика” Натуральные числа. Рассказы о числах-великанах Запись цифр и чисел у других народов | 1 1 1 | ||
4 5 6 | Задачи, решаемые с конца Математические ребусы Инварианты | 1 1 1 | ||
7-8 | В стране рыцарей и лжецов | 2 | ||
9-10 | Графы и их применение в решении задач | 2 | ||
11-12 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц | 2 | ||
13-14 | Первые шаги в геометрии | 2 | ||
15-16 | Пространство и размерность | 2 | ||
17-19 | Логические задачи. | 3 | ||
20-22 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 3 | ||
23-25 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 3 | ||
26 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 | ||
27-28 | Измерение площади и объема. Вычисления длины, площади и объема | 2 | ||
29-30 | Геометрический тренинг. Геометрические головоломки | 2 | ||
31-34 | Математические игры | 4 | ||
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
В данном разделе рассмотрены три основные темы курса: «Логические задачи», «Знакомство с геометрией», «Занимательное в математике». Указаны разделы по каждой теме с кратким их описанием. Приведены примеры заданий для каждого раздела.
ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
1. Задачи на переливание.
Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью двух ведер по 2 л и 7 л можно набрать из реки ровно 3 л воды?».
Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Уровень сложности зависит от количества ходов-переливаний.
2. Задачи на взвешивание.
Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью весов без гирь можно ровно за два взвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легче по весу?».
Решение рассматривается в виде «дерева» ходов.
3. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
- Пример задачи:
"В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей".
Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. Сложность варьируется от 3-х элементов сравнивания (более простые задачи) до 5-ти (более сложные).
4. Задачи на делимость чисел.
Используя признаки делимости на 2; 3; 4; 5; 9; 10 и т.д. решаются задачи, подобные данной: «Можно ли разделить на 3 одинаковых букета 21 розу и 17 гвоздик, чтобы в каждом букете были и розы, и гвоздики?».
Задачи не очень трудные для детей, поэтому их решение не обязательно записывать, можно ограничиться устным подробным ответом.
5. Задачи на принцип Дирихле.
Известные в математике задачи про кроликов и кур. «На дворе гуляли кролики и куры. Всего 40 ног и 16 голов. Сколько было кроликов и сколько кур?».
При решении подобных задач необходимо, чтобы дети попытались запомнить алгоритм выполнения действий. Во-первых, надо «поставить» кроликов на 2 лапы и понять, что на земле и у кроликов, и у кур стоит по одинаковому числу ног. Во-вторых, понять, что на каждую голову теперь приходится по 2 ноги на полу, затем из общего количества ног по условию задачи вычесть те, которые на полу – узнаем, сколько поднятых. Но подняли-то по 2 лапки кролики. Значит, узнаем ответ на вопрос задачи.
6. Комбинаторные задачи.
Основной принцип комбинаторики: «Если одно действие можно выполнить k способами, другое – m способами, а третье – n способами, то все три действия можно выполнить k·m·n способами».
К выводу этого принципа приходим опытным путем, решая задачи на 2 или 3 действия с помощью «дерева». Затем подобные задачи уже решаются быстрее в одно действие. Закон распространяется на 2 и более действий.
Задача: «Сколько 3-х-значных четных чисел можно составить из цифр 0; 1; 2; 3; 4; 5?».
8. Задачи, решаемые с помощью графов.
Пример задачи: У трех подружек – Ксюши, Насти и Оли – новогодние карнавальные костюмы и шапочки к ним белого, синего и фиолетового цветов. У Насти цвет костюма и шапочки совпали, у Ксюши ни костюм, ни шапочка не были фиолетового цвета, а Оля была в белой шапочке, но цвет костюма у неё не был белым. Как были одеты девочки?
9.Игровые задачи.
К ним относятся задачи; «Как, не отрывая карандаш от бумаги, обвести фигуру так, что бы не проходить по одному месту дважды?». Возможны задачи на раскраски, последовательное соединение точек.
ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ГЕОМЕТРИЕЙ»
Все занятия носят практический и игровой характер.
1. Простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), их свойства.
Даются определения фигур, рассматриваются «видимые» свойства.
Круг, его радиус, диаметр, хорда.
Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник.
2. Задачи на разрезание.
Одни из самых сложных задач. Разрезать фигуру на требуемое число частей так, чтобы из них можно было составить другую заданную фигуру. Можно использовать игру-головоломку «Танграм».
3. Геометрические головоломки со спичками.
Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!». Если есть такая возможность, то у каждого ребенка на столе вместо спичек – счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру.
4. Закончить рисунок по образцу.
Рисунок выполняется простым карандашом по линейке в формате 10х10 клеток обычного тетрадного листа по принципу раскраски в шахматном порядке. Пример готового рисунка
ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ В МАТЕМАТИКЕ»
Все занятия проводятся в игровой форме.
1. «Магические» фигуры.
Знакомство с «магическими квадратами», историческая справка. Построение квадратов 3х3; 5х5. Принцип быстрого построения таких квадратов.
2. Ребусы, головоломки, кроссворды.
Для разгрузки используются почти всегда. Берутся из разнообразных источников, дети могут сами их приносить. Обучение разгадыванию простейших японских числовых кроссвордов.
3. Математические фокусы и софизмы.
Так же используются для разрядки. Например: «Задумайте число, умножьте его на… и т. д. Назовите свой результат и я отвечу, какое число вы задумали.»
4. Занимательный счет.
Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Например, умножение на 4, на 10, на 11, на 25 и др. Использование сочетательного свойства сложения и распределительного свойства умножения, выбор удобного порядка действий.
5. Математические игры.
Многие занимательные игры основаны на свойствах чисел, которые не изучают в школе. Рассматриваются такие игры, как "Битва чисел", "Ним", например: На столе лежат три кучки камешков. В одной кучке один камешек, в другой – два, в третьей – три. Двое играющих берут поочередно камешки, причем за один раз можно взять любое число камешков из одной кучки. Выигрывает тот, кто берет последний камешек. Докажите, что начинающий игру наверняка проиграет. "Игра в 15", знакомство с кубиком Рубика, ханойской башней и т.п., "Математика и шифры".
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении контрольных работ по темам. Ниже приведена примерная итоговая работа, которая носит рекомендательный характер. Учитель вправе изменить содержание, уровень сложности, количество и тематику задач или провести математический праз-дник.
Итоговая контрольная работа.
1. Когда Даша, Таня и Люда спросили, какие оценки им поставили за конт-рольную работу, учительница сказала: «В вашем классе двоек вообще нет, а у вас оценки разные, причем у Даши - не 3, у Люды – не 3 и не 5. Какую оценку получила каждая девочка?
- Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой сегодня день?
- У деда 2 бидона емкостью 2 и 7 литров. Помоги ему набрать из речки 3 литра воды. Расскажи, как это сделать.
- Во дворе гуляли куры и собачки. Мальчик подсчитал их лапы – получилось 10. Скажи, сколько могло быть кур и сколько собак?
- В бутылке, стакане, кувшине и банке налиты молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко находятся не в бутылке, в банке – не лимонад и не вода, а сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Определите, в каком сосуде какая жидкость.
- Сколько существует трехзначных чисел, все цифры которых – нечетные и никакие не повторяются внутри одного числа?
- Из 15 котят 8 рыжих и 7 пушистых, и других нет. Есть ли среди этих котят хоть один рыжий и пушистый одновременно?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов средн. школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», Сайт «Кенгуру»., 2011г.
3. Лихтарников Л.М.. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. Кононов А.Я. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
14. Фарков А. «Математические олимпиадные работы 5-11 класы», Питер,2010
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу факультативного курса
«Математика за страницами учебника»
учителя математики высшей категории МБОУ СОШ №44
им. М.Я. Вознесенского г. Кемерово
Ломоновой Ольги Александровны
Данная программа может быть использована в качестве факультативного курса в рамках углубленного изучения математики 5-6 класса для обучающихся общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 учебных часа в 5 классе и на 34 учебных часа в 6 классе.
Рабочая программа факультативного курса «Математика за страницами учебника» в рамках углубленного изучения математики 5-6 класса составлена с учетом требований образовательного стандарта и запросов учащихся по данному направлению.
Все темы факультативного курса «Математика за страницами учебника» непосредственно примыкают к основному курсу изучения математики, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении. Данный факультативный курс освещает намеченные, но недостаточно хорошо проработанные в общем курсе школьной математики вопросы и направлен на расширение знаний, повышение уровня математической подготовки через решение большего класса задач.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования по математике и соответствует Кодификатору требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения государственного экзамена по математике, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике.
Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в факультативном курсе.
Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов:
Пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, срок реализации программы.
Содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений учащихся, возможность использования современных технологий для достижения результативности в усвоении содержания курса.
Список используемой литературы достаточно полный, соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию рабочей программы.
Данная рабочая программа характеризует автора как знающего специалиста, способного отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал и разработать цикл диагностических работ в рамках данной программы, что бесспорно делает программу качественной, нужной и эффективной для достижения поставленной цели в рамках подготовки обучающихся по математике.
Рабочая программа факультативного курса «Математика за страницами учебника» рекомендуется для использования в системе образования как результативное подспорье для подготовки учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ к углубленному изучению математике.
Заместитель директора по учебно-методической работе
Руководитель ШМО учителей математики, учитель высшей категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.
Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....
рабочая программа факультативного курса "Грамматика английского языка" 5-7 классы
рабочая программа...
Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс
Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы: "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...