РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: ТЕМП, РИТМ, ИНТОНАЦИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья

Шевелева Ксения Юрьевна

     Данная статья носит практический характер и содержит игры и упражнения для развития просодической стороны речи детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx133.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: ТЕМП, РИТМ, ИНТОНАЦИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Формирование ритмической стороны речи

Ритмическая способность развивается в процессе деятельности ребёнка: игры, действия с предметами, конструирование, рисование.

Механизм формирования ритмической способности – это последовательное построение ритмических моделей от ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.

1 этап

Организуется движение, которое сопровождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов речи. Опора на слух, зрение, ощущения является обязательным условием выполнения каждого упражнения.

Упражнение  1

Цель: формирование чередующегося ритма движений

Ребёнку предлагается повторять серию движений (хлопнуть, стукнуть, топнуть) вместе с взрослым, затем по очереди и по показу.

Упражнение  2

Цель: формирование представлений о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов

Ребёнку предлагается выложить ряд форм с заданными свойствами (дорожку из красной мозаики, забор из жёлтых палочек и т.д.), выбрав необходимые фигуры из множества

Упражнение 3

Цель: составление ритмического ряда на основе чередования его элементов.

- Ребёнку предлагается выложить дорожку по образцу, а затем продолжить ряд, например:  КРУГ - ТРЕУГОЛЬНИК - КРУГ - ТРЕУГОЛЬНИК (используются картинки);

- найти нарушения ритмического ряда и исправить его:

ТРЕУГОЛЬНИК - КРУГ - КВАДРАТ - ТРЕУГОЛЬНИК - КРУГ - КВАДРАТ -

ТРЕУГОЛЬНИК - ТРЕУГОЛЬНИК - КВАДРАТ (используются картинки);

Упражнение   4

Цель: соотнесение ритма повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста

Ребёнок (или взрослый) проговаривает знакомый стихотворный текст, отхлопывая  ритм обеими руками

Упражнение 5

Цель: соотнесение количества звуковых сигналов с количеством элементов зрительного ряда

Ребёнку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана (колокольчика, дудочки, бубна), то кладёт на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Затем ребёнку предлагается озвучить дорожку, играя на барабане столько раз, сколько кружочков на дорожке.  

    D:\сБОРНИК Фонематика\барабан.jpeg        D:\сБОРНИК Фонематика\дудочка.jpeg         D:\сБОРНИК Фонематика\колокольчик.jpeg                 D:\сБОРНИК Фонематика\бубен.jpeg

Упражнение 6

Цель: соотнесение ритма движений со слуховым ритмом

Ребёнку предлагается «печатать» на листе бумаги весёлые картинки, когда он слышит звук бубна

Упражнение 7

Цель: выстраивание ритмического ряда на основе соотнесения движений и фонации

Логопед показывает движения руками, побуждая ребёнка к воспроизведению ритмического ряда «ау». На «а» - разводить руки в стороны, на «у» - вытягивать руки вперёд из положения «ладошки на уголках рта».

Упражнение 8

Цель: соотнесение ритма движений с речевым ритмом

Ребёнку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, отхлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» - отстукивая по столу:

А) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу

Б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу

В) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па

Г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу

Упражнение 9

Цель: соотнесение речевого ритма со зрительно-двигательными координациями

«Звуковые дорожки»: ребёнку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Голос звучит, пока движется рука по дорожке.

Упражнение 10

Цель: воспроизведение речевого ритмического ряда по двигательному образцу 

Взрослый показывает цепочку движений, побуждая ребёнка воспроизводить соответствующий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па – па – пу – пу».

Упражнение 11

Цель: воспроизведение речевого ритмического ряда с помощью зрительно-двигательных координаций.

Сначала ребёнок учится узнавать и называть слоги с оппозиционными звуками, соотносит их с дорожками разной длины.

Например, слогу «ба» соответствует длинная дорожка, слогу «па» - короткая.

Образцы дорожек:

А) ______________ __ ____________

Б) _________ _________ _ __________ _________

Показатели результативности 1 этапа:

Ребёнок способен удерживать ритмический ряд и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции

C:\Users\Ксения\Desktop\content________.jpg

2 этап

Формируются основные компоненты речевого ритма – темп и ударность – на уровне звука, слога, фразы.

Упражнение 1

Цель: регулирование темпа движений

Ребёнок выполняет в сопровождении звучания метронома (барабана, бубна) и  в заданном темпе ручные пробы:  

-«кулак – колечко»

- «кулак – ребро»

- «ладони – ладонь»

Сначала взрослый называет выполняемые действия, затем ребёнок выполняет движения только под ритм.

Упражнение 2

Цель: регулирование темпа речедвигательных координаций

Ребёнок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом (барабаном, бубном).

Например:

Па  па  па  па  па  па    па

Папапапапапапапапа

Затем ребёнок изменяет темп речи и движений в соответствии с изменением темпа звучания метронома (барабана, бубна)

Упражнение 3

Цель: регулирование речевого темпа с помощью зрительно-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов)

Ребёнок проговаривает стихотворение, короткую потешку, двустишие, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длины: проводя пальцем по короткой дорожке (лабиринту), ребёнок быстро произносит знакомый текст, длинная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.

Упражнение 4

Цель: выделение паузы в ритмическом двигательном ряду

Ребёнок отхлопывает (отстукивает) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза…». Хлопки (постукивания) сменяются паузой – выкладыванием рук на стол. Постепенно из цепочки движений исключается движение, обозначающее паузу, затем проговаривание: «Раз, два, пауза».

Варианты ритмических двигательных рядов:

А) раз – пауза – раз, два – пауза

Б) раз, два, три – пауза – раз – пауза

В) раз – пауза – раз, два – пауза – раз – пауза – раз – пауза

Упражнение 5

Цель: выделение паузы в ритмическом речевом ряду

«Поющие лабиринты»: ребёнку предлагается петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по лабиринту или дорожке, разделённой вертикальными линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность звучания соразмерна длине каждого отрезка. «Остановка» выделяется движением пальца по вертикальной линии и паузой в звучании.

Упражнение 6

Цель: воспроизведение двигательных, звуковых и ритмических рядов по зрительному образцу.

Ребёнку предъявляется карточка с четырьмя – восемью вариантами ритмических рядов, проводится предварительный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать, отстучать на барабане, озвучить с помощью заданного слога.

  1. II  II  II  II  II  II
  2. I  II  I II I II
  3. III I III I III I III I III
  4. I II II I II II I II II I II II
  5. I  I  III  I  I  III  I  I  III
  6. III  II  I  III  II  I
  7. II  I  II  III  II  I  II  III
  8. I  III  I  II  I  III  I  II  I  III

Упражнение 7

Цель:  изменение силового напряжения (громкости) движений с опорой на зрительный образец, затем по памяти, без зрительной опоры.

Ребёнку предлагается выложить по образцу или речевой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине. Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату громкий хлопок, маленькому квадратику – лёгкий хлопок. Сначала ребёнок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец, затем по памяти, без зрительной опоры.

Упражнение 8

Цель: формирование представлений о ритмическом ударении в слоговых рядах.

Ребёнок проговаривает ряды слогов с сопряжёнными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается громким хлопком, с одновременным проговариванием («Громко!»),  безударная позиция слога обозначается  тихим  хлопком с одновременным проговариванием («Тихо!»). Слоговые ряды  могут состоять из одинаковых повторяющихся слогов (па-па). Слогов с чередованием гласных (па-пу), оппозиционных согласных (ба-па), произвольно выбранных согласных (па-та). Сначала проговариваются и отхлопываются двусложные ряды, затем – трёхсложные. Сначала ребёнок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец, затем по памяти, без зрительной опоры.

А) _________   _________

Б) _________   _________

В) _________   _________  _________

Г) _________   _________   _________

Д) ________   _________   __________

        Показатели результативности 2 этапа

Ребёнок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными; произвольно регулирует силу и высоту голоса.

3 этап

Звуки и слоги, составленные в определённой ритмической последовательности, образуют ритмическую и звукослоговую структуру слова. Необходимым условием усвоения звукослоговой структуры слова является выделение ударного слога.

Упражнение 1

Цель: воспроизведение слогоритмической структуры слова с использованием двигательных и зрительных опор.

Ребёнку предъявляются карточки со словами или предметные картинки. Проговаривание каждого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков. В работу включаются слова с одинаковой слогоритмической структурой.

Упражнение 2

Цель: составление ритмической схемы слова.

Ребёнок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счётные палочки (мозаику); фиксирует количество палочек (мозаик), составляющих схему; проговаривает слово по частям. Последовательно нажимая на каждую из них. Картинки предъявляются ребёнку последовательно.

Упражнение 3

Цель: соотнесение слов с заданной ритмической схемой

Ребёнок подбирает картинки к заданной схеме.

Упражнение 4

Цель: различение слов с различной слогоритмической структурой

Ребёнку предъявляются картинки и ритмические схемы. Ребёнок должен положить картинку к ритмической схеме сначала при выборе из двух, а затем при выборе из трёх схем.

        Показатели результативности 3 этапа:

Ребёнок различает и воспроизводит ударный слог в слоговом ряду, в слове; соотносит слово с ритмической схемой, произносит слово  в соответствии со слогоритмической схемой.

Список используемой литературы

  1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух.— М., 1990.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.— М., 1985.
  3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха.— М., 1988.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика / Под ред. Н.Ф. Слезиной.— М., 1989.
  5. Волкова Л. С. и др. Логопедия. М. 1989.
  6. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой.— М., 1980.
  7. Герасимова А.С.Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет- М:Айрис-пресс,  2008г.
  8. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: методическое пособие. –  М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2010.-64с.
  10. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.— М., 1969.
  11. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.— М., 1991.
  12. Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.— М., 1985.
  13. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать.— М., 1990.
  14. Леонова С.В., Речевые игры и упражнения, 2005
  15. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М. 1983.
  16. Максаков А.И.  Воспитание звуковой культуры речи. //Дошкольное воспитание, 1987, №6.
  17. Миронова Н.М.     Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М.; Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  18. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-М; Издательство ГНОМ и Д, 2005г.-32с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие просодической стороны речи дошкольников

Развитие просодической стороны речи дошкольниковЕлена Шевченко, учитель – логопедКДУУ (я-с) КТ «Ладушки»г. Ровеньки          Речь, как положительный показа...

Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи

Конспект  логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы....

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции

Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией

В презентации дается понятие дизартрии, рассматривается игровое упражнение "На ладошку дождик кап". Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....

Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи.

Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи....