проект "Коррекция и развитие речи у учащихся 5 СКК"
проект
Рассмотрена проблема изучения и коррекции специфических нарушений учтной и письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся 5 СКК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_romashenko_l.f.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №79 им. Н. А. Зайцева»
Проект
Коррекция и развитие речи у учащихся
5 С КК.
(срок реализации - 1 год)
Составила: учитель-логопед
Ромашенко JI. Ф.
Нижний Новгород
2016 год
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи у учащихся. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка.
Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Характеристика группы.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают стойкие трудности при усвоении учебной программы из-за недостаточной сформированное™ речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью, а именно: нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, недостаточной сформированности фонематических процессов, нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы, психологических особенностей.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонемы родного языка. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения, сочинения.
2. Цели и задачи программы.
В связи с вышеизложенным, цель программы следующая: предупреждение неуспеваемости - учащихся и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, и, прежде всего, навыков и умений планировать, осуществлять и контролировать учебную работу. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации учебной деятельности учащихся, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Проводится обследование учащихся и дальнейший мониторинг речевого развития. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы.
Цели программы:
- своевременная коррекция выявленных ошибок с целью недопущения перехода их на последующее обучение;
- дальнейшее развитие речи.
Одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что у детей на первом этапе необходимо продолжать:
- Формирование полноценных фонематических процессов.
- Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза состава слова.
- Коррегирование дефектов произношения (если такие имеются).
На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
- Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
- Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
- Программирование смысловой структуры высказывания.
- Установление связности и последовательности его.
- Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Так как целью логопедических занятий с детьми с ЗПР является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний.
Коррекционная работа с учащимися также включает в себя:
- работу по интеллектуальному развитию;
- развитие восприятия и понимания речи;
- развитие экспрессивной речи;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
3. Основные программные требования.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- правильно и четко произносить слова;
- владеть фонетико-графическими умениями;
- проводить морфемный анализ слов и понимать роль морфем в передаче лексического значения слов;
- проводить грамматический анализ и понимать связи между принадлежностью слова к определенной части речи и грамматическими признаками слова (род, число, падеж и т. д.);
- усвоить в практическом плане модели словосочетаний, предложений, выражающих различные синтаксические отношения;
- уметь точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли.
4. Учебно-методическое обеспечение.
Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М., 2006.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М. 2006.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М. 2006.
Содержание программы
№ п/п | Тема занятия |
1 | Речь. Виды и значение речи. Невербальные средства общения |
2 | Средства выразительности устной речи. Логическое ударение |
3 | Гласные и согласные звуки и буквы |
4 | Гласные в слабой позиции в корне слова |
5 | Сомнительные согласные |
6 | Непроизносимые согласные |
7 | Падежные формы имен существительных |
8 | Приставки и предлоги. Правописание предлогов с местоимениями |
9 | Правописание -тся- и -ться- в глаголах |
10 | Семантика слов |
11 | Многозначные слова |
12 | Слова-синонимы |
13 | Слова-антонимы |
14 | Слова-омонимы |
15 | Окончание слова |
16 | Корень слова |
17 | Суффиксальный способ словообразования |
18 | Приставочный способ словообразования |
19 | Словосочетания по типу согласования |
20 | Словосочетания по типу управления |
21 | Сложносочиненные предложения с союзами: и, а, но |
22 | Сложноподчиненные предложения |
23 | Лексические ошибки в предложениях |
24 | Текст. Структура текста. Тема, основная мысль текста |
25 | План текста |
26 | Устные сочинения по началу рассказа |
27 | Устные сочинения по наблюдениям и воспоминаниям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса
Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи у учащихся. Современные школьники очень мало сейчас читают художественной литературы, поэтому важно на уроках русского языка и лит...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Програм...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы сп...
Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».
В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....
«Развитие орфографической зоркости на уроках письма и развития речи у учащихся старших классов»
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографическог...