«Развитие орфографической зоркости на уроках письма и развития речи у учащихся старших классов»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Карпович Надежда Геннадьевна

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

          На уроках письма и развития речи обучающиеся  испытывают большие затруднения при овладении навыками письма и связной речи. Причиной, прежде всего, является аномалия психического развития школьников с ОВЗ, включающая недоразвитие познавательных процессов, бессистемное мышление, нарушение памяти, нарушения всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), недостатки внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы, а также несформированность навыков учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karp.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

          «Развитие орфографической зоркости на уроках письма и развития речи у учащихся 5 - 9 классов ».

Учитель письма и развития речи Карпович Н.Г.

          Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя русского языка, особенно в коррекционной школе, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

          На уроках письма и развития речи обучающиеся  испытывают большие затруднения при овладении навыками письма и связной речи. Причиной, прежде всего, является аномалия психического развития школьников с ОВЗ, включающая недоразвитие познавательных процессов, бессистемное мышление, нарушение памяти, нарушения всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), недостатки внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы, а также несформированность навыков учебной деятельности.

           Самыми сложными для обучающихся  являются морфологические написания:

 *правописание безударных гласных;

 *звонких и глухих согласных;

 *непроизносимых согласных и т.д.

          Изучение и применение этих правил необходимо строить по следующим этапам:

а) подобрать родственные слова;

б)  выбрать из цепочки родственных слов проверочные;

в) произнести проверочные слова, выделив искомый звук;

г)  правильно обозначить его буквой в проверяемом слове.

Необходимо знать индивидуальные особенности каждого учащегося и строить уроки так, чтобы каждый школьник работал активно и выполнял задания на оптимальном для него уровне сложности. Это даёт возможность для каждого типа (слабого, среднего и сильного) ученика выполнять задания на посильном для него уровне развития.

           Приемы развития орфографической зоркости на уроках письма и развития речи.

 1. Списывание

     В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами. Списывание предполагает  формирование орфографических навыков, одним из шагов которых является орфографическая зоркость.

2. Выборочное списывание.

3. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

 Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.                                                                                                                              

4. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

     Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

5. Письмо с пропуском орфограмм.

     Ученикам можно пропустить букву, если не знают, как писать.

6. Диктанты: предупредительный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктан,  зрительный диктант и др.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Зрительный диктант.

 Записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.

Выборочный диктант.

 Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

     Систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках письма и развития речи позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

Доклад на тему: «Словарно-орфографическая работа на уроках письма и развития речи в начальных классах.

Развитие речи- это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражне...

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах

В статье даются рекомендации для проведения уроков на развитие орфографической зоркости обучающихся 5-6 классов...