Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Познай себя»
методическая разработка

Елатонцева Наталья Михайловна

Пояснительная записка

к общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Познай себя».

Направленность. Социально-педагогическая.

Новизна. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Принято

на заседании

методического совета

протокол №1

от 31.08.2017 года.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Первомайская средняя

общеобразовательная школа»

______________А.Ю.Самохвалов

Приказ №133 от 31.08.2017 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 социально-педагогической направленности

«Познай себя»

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Елатонцева Наталья Михайловна,

 педагог-психолог

п.Первомайский 2017 год


КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Сведения об авторе: Елатонцева Наталья Михайловна, педагог-психолог

Информация о Программе:

Тип Программы: модифицированная

Направление деятельности: социально-педагогическая

Уровень освоения: краткосрочный

Возрастной диапазон: средний школьный возраст.

Контактный телефон: рабочий 8-47548-2-20-63.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя»

3.  Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Елатонцева Наталья Михайловна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования

4.  Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594);
  •  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655;
  •  СанПиН 2.4.1.2660 – 10;
  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденных научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.);
  •  Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;
  • Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

социально-педагогическая

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

образовательная

4.6. Возраст учащихся по программе

11- 15 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

Пояснительная записка

к общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Познай себя».

Направленность. Социально-педагогическая.

Новизна. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Актуальность программы. Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии.

Отличительные особенности программы. Программа посвящена тому, как  помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Однако забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его школьный путь будет более успешным и радостным.

Педагогическая целесообразность. Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.

Адресат программы.  Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возраст детей: 11 - 15 лет. Численность группы – до 15 человек (подбор детей по интересу).

Объем программы. Программа рассчитана на 144 часа, 36 недель.

Формы обучения и виды занятий.   Групповые дискуссии, осуждение вопросов, связанных с основной темой занятия, ролевые игры (разыгрывание ситуаций, психологические упражнения), самопрезентация, устный опрос, упражнения,  диагностики, тренинги,  выполнение творческих работ. Программа предполагает дискуссии, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Формы контроля: начальная диагностика проводится в начале года, с целью выявления способностей детей; промежуточная диагностика - позволяет узнать степень усвоения данного материала; итоговая аттестация проводится в форме игры, беседы, стола откровений.

Срок освоения программы. Срок реализации программы – 1 год, 36 недель, 144 часа.  В соответствии с целями и основными задачами Программы предусмотрен рабочий план реализации программы на  1 год.

Режим занятий. В реализации программы участвует одна группы учащихся 6-9 классов, 16 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, в соответствии с нормами СанПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.

Цель - расширение и углубление знаний учащихся о психической деятельности человека.

Задачи:
1) развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.); 

2) формирование общих представлений учащихся о психологии как науке; оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе; 

3) развитие интереса познания себя и других людей, умения использовать психологические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе; 

4) формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
5) развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

Учебно - тематический план курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Что такое психология?

6

1,5

4,5

 

1.1. Вводное занятие.

1.2. Королевство внутреннего мира человека.

1.3. Игра «Мифы о психологии»

2
2

2

0,5
0,5

0,5

1,5
1,5

1,5

Тестирование

2

Психические процессы

44

10,5

33,5

 

2.1. Ощущения. Виды ощущений.

2.2. Восприятие и его свойства.

2.3. Память и её развитие.

2.4. Внимание и его развитие.

2.5. Мышление. Виды мышления. Развитие.

2.6. Речь. Развитие речи.

2.7. Воображение. Развитие

воображения.

4
4
8
8
8

4
8

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

1,5
1,5

2,5
2,5
6,5
6,5
6,5

2,5
6,5

Диагностика

3

Личностные особенности

36

9

27

 

3.1. Темперамент.

3.2. Характер, особенности характера.

3.3. Самооценка.

3.4. Воля. Волевое поведение.

3.5. Эмоции. Развитие.

3.6. Саморегуляция. Самоконтроль.

4
4
6
6
10
6

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

2,5
2,5
4,5
4,5
8,5
4,5

Психологический опрос

4

Общение и взаимодействие.

42

10

32

 

4.1. Виды общения.

4.2. Учимся управлять собой.

4.3. Учимся понимать себя и других.

4.4. Знаки внимания при общении.
4.5. Как научиться общаться лучше?

4.6. Качества, важные для межличностного общения.

4.7. Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика.

4.8. Конфликт. Разрешение конфликтов.

4.9. Мои права и права других людей.
4.10.  Как узнать другого человека и легко с ним общаться?

4.11. Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок».

4.12. Как мы воспринимаем окружающий мир?

4.13. Поддержка.

4.14. Позиции в общении.

4.15. Правила ведения дискуссии.

4.16. Учимся чувствовать и наблюдать.

4.17. Я и моё имя.

4.18. Эмпатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга.

2
2
2
2
4
2

2

2

2
2

2

 

2

2
2
2

4

2

4

0,5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5

 

0,5

0,5
0,5
1

1

0,5

0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
3,5
1,5

1,5

1,5

1,5
1,5

1,5

 

1,5

1,5
1,5
1

3

1,5

3,5

Выполнение упражнений

5

Потребности. Мотивы

16

4

12

 

5.1. Знания. Умения. Навыки. Привычки.

5.2. Потребности человека.

5.3. Мотивы.

5.4. Виды деятельности. Игра.
5.5. Учебная деятельность. Мотивы учения.
5.6. Заключительное занятие.

2

2
2
2
6

2

0,5

0,5
0,5
0,5
1,5

0,5

1,5

1,5
1,5
1,5
4,5

1,5

Стол откровений

 

Итого часов:

144

35

109


Содержание занятий.

Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Раздел первый. Что такое психология?

Занятие №1

Вводное. (2 ч.)

Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; знакомство с правилами работы на занятиях. Знакомство с наукой психология (в сказочной форме).
1) Игра «Снежный ком».

2) Знакомство с правилами работы группы.

3) Игра «Поменяйтесь местами те,…».

4)Диагностика развития памяти, внимания, мышления.

5) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Королевство внутреннего мира. (2 ч.)
Знакомство с психологическими терминами, понятиями (в сказочной форме). Игры и упражнения на сплочение группы. Работа с дневником.
1) Сказка о «Королевстве внутреннего мира человека». 

2) Игра «Волшебный круг».

3) Задание « Мой дневник».

4) Игра «Попробуй удержи».

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Игра «Мифы о психологии». (2 ч.)

Закрепление знаний о психических процессах, состояниях, индивидуальных особенностях человека (в игровой форме).1) Игра «Мифы о психологии».
2) Упражнение «Автобус».

3) Рефлексия занятия.

Раздел второй. Психические процессы

Занятие №1

Ощущения. Виды ощущений. (4 ч.)

Рассмотреть психический процесс – ощущение как первоисточник знаний об окружающем мире. Определить виды ощущений. Практически испытать различные виды ощущений. Осознать роль ощущений в познании предметов и явлений окружающего мира.

1) Мини-лекция.

2) Практические упражнения.

3) Психогимнастика.

4) Упражнение «Енотов круг».

5) Упражнение «Минутка».

6) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Восприятие и его свойства. (4 ч.)

Рассмотреть процесс восприятия и его характеристики. Практически исследовать особенности процесса восприятия.

1) Мини-лекция.

2) Упражнение «Каляки-маляки».

3) Упражнение «Внимательные руки».

4) Упражнение «Круг в квадрате».

5) Психогимнастика.

6) Практические задания.

7) Упражнение «Чувство времени».

8) Диагностика объёма зрительного восприятия.

9) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Память и её развитие. (8 ч.)

Знакомство с понятием память. Развитие зрительной, слуховой, кинестетической, логической памяти; мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации. 
1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Упражнение «Живая картинка».

4) Психогимнастика.

5) Упражнение «Восстановить пропущенное слово».

6) Пиктограммы.

7) Упражнение «Слова-признаки».

8) Упражнение «Шесть квадратов».

9) Упражнение «Слова-действия».

10) Упражнение «Шесть пар».

11) Упражнение «Запомни рисунок».

12) Упражнение «Слова-антонимы».

13) Упражнение «Слова-синонимы».

14) упражнение «Смысловые пары».

15) Практическая работа.

16) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Внимание и его развитие. (8 ч.)

Знакомство с понятием внимание. Развитие концентрации, устойчивости, объёма, переключаемости, распределения, помехоустойчивости внимания; наблюдательности.
1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию. 

3) Игра «Кто внимательнее?».

4) Психогимнастика.

5) Игра «Опаздывающее зеркало».

6) Упражнение «Счёт по командам».

7) Игра «Небо-земля-вода».

8) Упражнение «Примеры и текст».

9) Игра «Муха».

10) Упражнение «Каждой руке своё дело».

11) Игра «Искатель».

12) Игра «Испорченный телефон».

13) Игра «Четыре стихии».

14) Игра «Колечко».

15) Игра «Бегемот».

16) Игра «10».

17) Упражнение «4 формы».

18) Упражнение «Что в кулаке?»

19) Игра «Шалун».

20) Упражнение «Фигурный ряд».

21) Игра «Селектор».

22) Упражнение «Не пропусти профессию».

23) Практическая работа.

24) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Мышление, виды мышления. Развитие. (8 ч.)
Знакомство с понятием мышление. Развитие образного, логического, ассоциативного мышления; развитие гибкости, оригинальности, скорости мыслительных операций. 

1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Упражнение «Анаграммы».

4) Задачи на развитие дедукции.

5) Упражнение «Перцептивное моделирование».

6) Упражнение «Логические закономерности».

7) Упражнение «Бег ассоциаций».

8) Упражнение «Закодированные слова».

9) Упражнение «Закодированные примеры».

10) Упражнение «Думаем глазами».

11) Упражнение «Переструктурирование слова».

12) Игра «Всё наоборот».

13) Игра «Что в кулаке».

!4) Упражнение «Универсальный предмет».

15) Упражнение «Классификации».

16) Упражнение «Правильный вывод».

17) Логические задачи.

18) Игра «Придумай сам».

19) Психогимнастика.

20) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Речь. Развитие речи. (4 ч.)

Изучить роль речевого развития в жизни человека. Рассмотреть понятие о языке и речи, участие речи в общении людей.

1) Мини-лекция.

2) Упражнение «Иностранец».

3) Упражнение «Сказка по кругу».

4) Упражнение «Попробуй говорить быстрее».

5) Упражнение «Координация».

6) Упражнение «30 слов».

7) Психогимнастика.

8) Упражнение «Чего на свете не бывает».

9) Рефлексия занятия.

Занятие №7

Воображение. Развитие воображения. (8 ч.)

Знакомство с понятием воображение. Рассмотреть роль воображения в жизни человека. 

1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Диагностика воображения.

4) Упражнение «Две линии».

5) Упражнение «Ассоциации».

6) Упражнение «Дорисуй».

7) Упражнение «Кляксы».

8) Упражнение «Продолжи рисунок».

9) Упражнение «10 непохожих человечка».

10) Игра «Необитаемый остров»

11) Психогимнастика.

12) Рефлексия занятия.

Раздел третий. Личностные особенности.

Занятие №1

Темперамент. (4 ч.)

Познакомиться с понятием «темперамент». Рассмотреть типы темпераментов.
1) Упражнения на активизацию.

2) Сказка о «Рыцарях – темпераментах».

3) Мини-лекция.

4) Дискуссия.

5) Упражнение «Нарисуй свой темперамент».

6) Диагностика темперамента.

7) Упражнение «Определяем темперамент».

8) Психогимнастика.

9) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Характер. Особенности характера. (4 ч.)

Познакомиться с понятием характера. Рассмотреть жизненные проявления характера, индивидуальные различия в характерах людей, изменение характера в течение жизни.

1) Мини – лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Сказка «Деревья-Характеры».

4) Упражнение «Противоположные черты».

5) Упражнение «Черты характера сказочных героев».

6) Дискуссия.

7) Практическая работа.

8) Психогимнастика.

9) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Самооценка. (6 ч.)

Рассмотреть понятие самооценки, понять влияние самооценки на становление личности человека и его деятельность. Показать влияние самооценки на процесс общения. Определить самооценку учащихся. Способствовать формированию адекватной самооценки. снизить зависимость самооценки от мнения других людей.

1) Упражнения на активизацию

2) Мини-лекция.

3) Сказка о «Волшебных зеркалах».

4) Проигрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Упражнение «Зеркало».

7) Упражнение «Имя».

8) Упражнение «Саморисование».

9) Упражнение «Назови свои сильные стороны».

10) Упражнение «Три дома».

11) Упражнение «Кто Я?».

12) Упражнение «Мудрец».

13) Диагностика.

14) Психогимнастика.

15) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Воля. Волевое поведение. (6 ч.)

Получить представление о воле и волевом поведении человека. Рассмотреть взаимосвязь воли и поведения, воли и сознания человека, воли и эмоций. изучить волевые качества человека.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Притча «Вставай».

4) Проигрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6)Диагностика «Степень развития воли».

7)Упражнение «Хочу. Могу. Надо».

8) Составление ассоциограммы «Время».

9) Упражнение «Минутка».

10) Игра «Заколдованный принц».

11) Сказка «Лень-река».

12) Упражнение «Как справиться с ленью?».

13) Практическая работа.

14) Психогимнастика.

15) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Эмоции. Развитие. (10 ч.)

Изучить роль эмоций, чувств, настроений в жизни человека. Рассмотреть виды эмоций. Отработать навыки распознания эмоций и чувств.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Игра «Крокодил».

4) Разбор ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Упражнение «Скульптор».

7) Упражнение «Лица».

8) Упражнение «Что бывает…?».

9) Упражнение «Передай рисунок».

10) Практическая работа «Рисуем настроение».

11) Упражнение «Изобрази сказку».

12) Сказка «Девочка Ошибка».

13) Создание рисунка «Мой страх».

14) Создание рисунка «Обида».

15) Психогимнастика.

16) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Саморегуляция. Самоконтроль. (6 ч.)

Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля; повысить уверенность в себе, в свои силы. Повысить сопротивляемость стрессу. 

1) Упражнения на активизацию.

2) Психогимнастика.

3) Аутотренинг. Релаксация.

4) Упражнение «Заколдованный принц».

5) Упражнение «Таинственная дверь».

6) Упражнение «Цепочка».

7) Упражнение «Только бумага».

8) Диагностика склонности к внушаемости.

9) Игра «Проекция».

10) Упражнение «Молодец!»

11) Упражнение «Дорисуй и передай».

12) Упражнение «Прощай напряжение».

13) Упражнение «Волшебный лес».

14) Упражнение «Ааааа и Иииии».

15) Игра «Стряхни».

16) Тест «Моё самочувствие».

17) Рефлексия занятия.

Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие

Занятие №1

Виды общения. (2 ч.)

Рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования. Глубже понять свой стиль общения и поведения.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Контакт масок».

4) Разыгрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Учимся управлять собой. (2 ч.)

Оценить свою степень общительности. Потренировать умение управлять собой.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Мне скучно – мне нескучно».

4) Тест «Какой я в общении».

5) Разыгрывание ситуаций.

6) Дискуссия.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Учимся понимать себя и других. (2 ч.)

Получить понятие о гибкости в общении и потренировать её на практике, потренировать коммуникативную гибкость в упражнениях.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Карусель».

4) Упражнение «Круг общения».

5) Упражнение «Пойми меня».

6) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Знаки внимания при общении. (2 ч.)

Ознакомиться с понятиями о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Научиться определять знаки внимания в ситуациях общения.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Комплимент».

4) Упражнение «Подарок».

5) Разыгрывание ситуаций.

6) Дискуссия.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Как научиться общаться лучше? (4 ч.)

Повысить коммуникативный уровень учащихся. Практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции. 
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Практические задания.

4) Дискуссия.

5) Упражнение «Глаза в глаза».

6) Упражнение «Прикосновение».

7) Психогимнастика.

8) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Качества, важные для межличностного общения. (2 ч.)

Определение качеств, важных для общения. Рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения. Определение коммуникативного уровня учащихся.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Диагностика.

4) Практическое задание.

5) Дискуссия.

6) Психогимнастика.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №7

Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика. (2 ч.)

Развитие невербальной коммуникации. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений в соответствии с интонацией
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Разговариваем без слов».

4) Игра «Крокодил».

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №8

Конфликт. Разрешение конфликтов. (2 ч.)

Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. Нахождение адекватных способов выхода из конфликта.
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Претензии».

4) Диагностика.

5) Разыгрывание ситуаций.

6) Дискуссия.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №9

Мои права и права других людей. (2 ч.)

Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. Найти взаимосвязь между чувством уверенности в себе и поведением человека. Сформировать у учащихся позицию уважения к своим правам и правам других людей.
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Скульптура».

4) Упражнение «Декларация прав».

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №10

Как узнать другого человека и легко с ним общаться? (2 ч.)

Показать соотношение вербального и невербального компонентов общения. Практически овладеть навыками наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Я тебе доверяю».

4) Игра «Солнечная система».

5) Упражнение «Кролик».

6) Рефлексия занятия.

Занятие №11

Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». (2 ч.)

Научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения. Определить правила обратной связи. Дополнить свой «образ Я» информацией от окружающих людей.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Значимые люди».

4) Упражнение «Автопортрет инкогнито».

5) Упражнение «Горячее место».

6) Упражнение «На что он похож?».

7) Рефлексия занятия.

Занятие №12

Как мы воспринимаем окружающий мир? (2 ч.)

Сформировать умение воспринимать собеседника. Освоить начальные навыки вербальной подстройки к собеседнику (на речевом уровне).

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «представления».

4) Практическое задание.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №13

Поддержка. (2 ч.) 

Сформировать благожелательное отношение к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. Раскрыть сущность поддержки и принятия в общении. Научиться осуществлять поддерживающие действия. Помочь учащимся стать более открытыми в общении.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Большая загадка».

4) Разыгрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №14

Позиции в общении. (2 ч.)

Ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Разыгрывание ситуаций.

4) Дискуссия.

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №15

Правила ведения дискуссии. (2 ч.)

Научиться грамотно дискутировать. Усвоить правила ведения дискуссии. На практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Практические задания.

4) Рефлексия занятия.

Занятие №16

Учимся чувствовать и наблюдать. (4 ч.)

Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Видеть, слышать, чувствовать».

4) Тренировка слуховой чувствительности.

5) Тренировка ощущений.

6) Упражнение «Штирлиц».

7) Рефлексия занятия.

Занятие №17

Я и моё имя. (2 ч.)

Формирование знаний о себе. Рассмотреть значение имени в жизни человека, влияние имени на характер. Создание символа, знака своего имени. Формирование адекватной самооценки через принятие своего имени.
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Дискуссия.

4) Создание символа, знака своего имени.

5) Рефлексия занятия.

Занятие №18

Эмпатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга. (4 ч.)

Овладеть навыками эмпатии и рефлексии как способов восприятия и понимания собеседника. Освоить навыки саморефлексии.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Угадай эмоциональное состояние».

4) Упражнение «Я в лучах солнца».

5) Упражнение «Футболка».

6) Психогимнастика.

7) Рефлексия занятия.

Раздел пятый. Потребности. Мотивы

Занятие №1

Знания. Умения. Навыки. Привычки. (2 ч.)

Получить понятие о действиях, знаниях, умениях, навыках человека.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Ярмарка умений».

4) Упражнение «Аукцион привычек».

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Потребности человека. (2 ч.)

Получить представление о деятельности человека. Познакомиться с видами потребностей. Определить влияние потребностей на развитие эмоционально-волевой сферы человека.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Сказка о «Волшебницах - Потребностях».

4) Дискуссия.

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Мотивы. (2 ч.)

Получить представление о мотивах. Рассмотреть типы мотивов. Определить мотивацию учения, записать и проранжировать собственные мотивы учения.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Сказка «Война Мотивов».

4) Дискуссия.

5) Диагностика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Виды деятельности. Игра. (2 ч.)

Познакомиться с видами деятельности человека. Увидеть отличие детских игр от игр животных. Познакомиться с историей появления игрушки. Рассмотреть развитие игры в детском возрасте.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Матрёшка».

4) Практическое задание.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Учебная деятельность. Мотивы учения. (6 ч.)

Получить понятие о учебной деятельности и мотивах учения. Рассмотреть типы мотивов учения. Увидеть взаимосвязь познавательных и социальных мотивов учения с возрастными особенностями человека.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Незнайка».

5) Упражнение «Идеальный ученик».

6) Упражнение «Идеальный учитель».

7) Дискуссия.

8) Упражнение «Что важно для меня».

9) Упражнение «Легко – трудно».

10) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Заключительное занятие. (2 ч.)

Проведение оценки занятий (эмоциональном и смысловом), формулирование основных результатов. Рефлексия – как этот курс может помочь в жизни?
1) Упражнения на активизацию.

2) Упражнение «Мой путь».

3) Диагностика.

4) Рефлексия занятия.

5) Упражнение «Лимонадник. Сладкий happy end».

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- развивать культуру общения: умение высказывать своё мнение;

- развить интеллектуальные способности;

- анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;

- использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.

Предметные результаты:

- понятие термина «психология», что изучает;

- место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;
- о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека;
- понятия самовоспитания, способностей, характера.

- освоение приемов  и методов организации и планирования деятельности;

- приобретение  навыков социальной активности;

- получение  конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

- определение в выборе успешной  стратегии в различных ситуациях;

- овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Материально-техническое оснащение

Для проведения занятий используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы. Необходимо наличие мультимедийной аппаратуры для демонстрации фильмов, канцтоваров (бумага, ручки, папки с файлами).

Список использованной литературы

1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.

2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.

3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.

4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 1995.

5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

7. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики».1997.

8. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: «Сфера», 1999.

10. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.

11.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яролавль: «Гринго», 1995.

12.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
13.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «академия развития», 1997.

14.Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.

15Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1996.

16.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988.

17.Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.

18.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., 1996.

19.Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997.

20.Хухалева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в младшем школьном возрасте. М.: «Совершенство», 1998.

21.Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.

22. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002.

23. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.

ЛИТЕРАТУРА для обучающихся:

1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.

2. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
4. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гравюра». Направленность: художественная

Направлена на развитие творческих способностей в графике и гравюре (гравирование в разных техниках: монотипия,  картонная гравюра, линогравюра изготовление индивидуальных эстампов различных разме...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...