Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) на тему
На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе , как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_khudozhnik.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Природа и художник»
Для детей 6 – 8 лет
Срок реализации 1 год
Самостоятельно разработал: педагог дополнительного образования
Мышова Л.В.
Судогда
2011
Пояснительная записка
На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе, как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелена на:
формирование у детей художественной культуры как части духовной, приобщение воспитанников к миру природы и искусства.
Содержание данной программы решает следующие задачи:
- сохранение культурной среды;
-приобщение к национальному и мировому художественному
наследию;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
-развитие стремления заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
-развивать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в некрасивом - выразительное, любоваться уголками родной и экзотичной природы;
человека, препятствовать насилию над природой;
-использовать адекватные средства художественного выражения (линию, цвет, объем и т.п.) для осуществления своего замысла;
-формировать навык работы различными изобразительными средствами (карандаш, акварель, гуашь);
-развивать умение детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятиях проблем;
Отличительная особенность программы состоит в том, что мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Основополагающий принцип построения программы «Природа и художник» - это «диалог культур». Педагог создает на занятиях ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческий потенциал ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение.
Содержание занятий основывается на 4 тематических блоках:
-«Мир природы»
-«Мир животных»
-«Мир человека»
-«Мир искусства»
Порядок прохождения тем внутри каждого блока определяется педагогом.
-Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы с 6 до 9 лет.
-Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год;
-Форма занятий: групповая;
-Режим занятий:2 раза в неделю по 2 часа, 144 ч. в год
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Знать:
-название семи цветов спектра;
-элементарные правила смешивания основных цветов;
-о деятельности художника;
-о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре;
-о главных красках;
-об особенностях работы гуашью;
-о составных цветах и их получении.
Уметь:
-свободно работать карандашом;
-передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
-правильно работать гуашью, акварелью;
-определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунках смысловую связь, пространственные отношения;
-выполнять приемы рисования кистью декоративных элементов на основе народной росписи;
- рассказать, описать изображенные на картине или иллюстрации
предметы, явления, действия, выразить своё отношение;
- понимать значение экосистемы в жизни человека;
-уметь одухотворять (очеловечивать) “живую” и “не живую” природу;
-идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, с другим человеком или героем художественного произведения;
Результаты образовательной деятельности оцениваются по «Методике выявления результативности образовательной деятельности» Н.В.Клёновой.
Проверка степени усвоения программного материала
Практическая работа по выявлению знаний и умений по программе «Природа и художник»
- Нарисуй радугу.
- Что получится? Какой краски нужно больше?
+ =
+ =
+ =
- Нарисуй цветы, используя (главные) основные цвета красок.
- Нарисуй цветы, используя составные цвета красок.
- Что это? Показывается рисунок, картина, иллюстрация, узор.
(баллы 1-незн. 5-не в полном объеме 10-в полном объеме).
Выявление умений по средствам наблюдения и анализа самостоятельной работы по рисованию.
- Самостоятельная работа по рисованию декоративного узора
Критерии оценки: свободное владение кистью, умение составлять узор.
- Самостоятельная работа по рисованию на свободную тему.
Критерии оценки: свободная работа карандашом; правильная работа гуашью; умение передавать в рисунке простейшие геометрические формы, основной цвет предметов; правильно располагать лист и размер изображения на нем, в зависимости от размера листа; передавать пространственное отношение и смысловую связь в рисунке.
- Устный рассказ по картине.
Критерии оценки: умение описать изображение на картине предметы, явление, действия; умение выразить свое отношение.
- Выставки.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Тема «Мир природы» | 12 | 24 | 36 |
2 | Тема «Мир животных» | 12 | 24 | 36 |
3 | Тема «Мир человека» | 12 | 24 | 36 |
4 | Тема Мир искусства» | 12 | 24 | 36 |
Итого | 48 | 96 | 144 |
Содержание программы
1. Тема «Мир природы» (36 часов)
Образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве.
Изображение «одухотворённых образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т.п. (гуашь, акварель, карандаш). Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства.
2. Тема «Мир животных» (36 часов)
Образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве.
Изображение «одухотворённых образов» птиц, насекомых, рыб, диких и домашних животных, используя в работе различные художественные средства и материалы.
3. Тема «Мир человека» (36 часов)
Образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве.
Изображение людей в разных образах (члены семьи, люди разных возрастов, профессий). Мир фантазий и увлечений человека, его предметного окружения в жизни (посуда, транспорт, костюмы, архитектура).
Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном жанре.
4. Тема «Мир искусства» (36 часов)
Образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве.
Изображение сюжетов на тему литературных, музыкальных и театральных произведений, используя в работе различные художественные средства и материалы.
Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.
Методическое обеспечение программы
При реализации программы используются различные формы занятий.
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
При реализации программы используются следующие приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные (рассказ, беседа)
- наглядные;
- практические;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких образных представлений;
- создание ситуации успеха;
- поощрение;
- самооценка деятельности и коррекция;
- предъявление учебных требований;
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах.
Дидактический материал
- Подборка репродукций картин разных художников;
- Муляжи овощей, фруктов, грибов;
- Образцы работ.
Техническое оснащение
- Мольберты по количеству детей;
- Кисти, краски, бумага, карандаши цветные, карандаши простые, ластики
- Магнитофон;
- Диски с классической музыкой,
- Видеопроектор;
-Видеодиски с записью мультфильмов и фильмов о животных.
Библиография
Литература для педагога
1. Т.А Коцева “ Природа и художник” (программа по изобразительному искусству) М. 2001 “Творческий центр Сфера”.
2. Алёхин А.Д. «Изобразительное искусство» М., Просвещение, 1984.
3. Рондели Л.Д. «Народное декоративно- прикладное искусство» М., Просвещение, 1984.
4. Приложение к журналу «Внешкольник». Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. М., ЦРСДОД, 2001.
6. Журнал «Юный художник»
7. Библиотечка «Юного художника»
Литература для детей
1. «Акварель. Школа рисования», М., Мир книги, 2005.
2. «Рисование. Первые шаги», М., Эксмо, 2004
УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДЕНО:
Директор ЦВР: Методическим советом ЦВР
___________И.В.Трусова Протокол №__________
«___»________200 г. «____»_________200 г.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольных работы» Судогодского района Владимирской области
Программа дополнительного образования
художественно- эстетической направленности
«Природа и художник»
Возраст детей: 6 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составила: Мышова Любовь Владимировна
Судогда
2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Дополнительная образовательная программа «Юный художник» имеет художественную направленность. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задача...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные художники"
Данная программа направлена на развитие художественного творчества и учитывает особенности каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. Данная программа позво...