Самообразование.
материал
Доклады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_samopodgotovke.docx | 24.92 КБ |
doklad.docx | 151.57 КБ |
sbornik_tekstov.docx | 2.87 МБ |
sovmestnoe_chtenie.pptx | 526.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речевой активности у детей с нарушением интеллекта во время самоподготовки»
Цель: «Развитие связной речи, речевой активности у детей с нарушением интеллекта» направлен на формирование основных знаний в области теории речи и практики речевого развития лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
- учить понимать процессы формирования речевых умений, всех видов речевой деятельности детей с нарушением интеллекта;
- раскрыть специфику работы по развитию связной устной и письменной речи в коррекционной школе;
- учить применять знания, полученные при изучении названных выше предметов, к решению конкретных профессиональных вопросов.
Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. У детей нарушением интеллекта страдают все высшие психические функции – это ощущение, восприятие, внимание, мышление, память и речь. Темп развития речи у умственно – отсталого ребенка резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Для развития речи необходимо постоянная речевая практика. Необходимо воспитывать внимание ребенка, дослушивать фразы, понимать вопросы, выражающие различное предметное отношение.
Так как я являюсь воспитателем, работу по учебно-познавательной деятельности в интернате реализую на самоподготовке. Самоподготовка – это продолжение учебной деятельности, она является важнейшей формой учебно-воспитательной работы, предусматривающей закрепление, углубление и расширение полученных знаний методом самостоятельной работы воспитанников и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.
В ходе самоподготовки большую роль отводим коррекционной работе с воспитанниками по проведению речевых занятий, включающих методы индивидуального и фронтального обучения. В этом направлении проводим систематические и регулярные речевые занятия и игры, которые направлены на преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи, обогащение и активизацию словарного запаса воспитанников.
В группе – семье воспитываются дети разного возраста, поэтому мы проводим работу по трем группам (младшее, среднее, старшее звено). К каждой группе подобраны упражнения на формирование разных видов УУД познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) используемых на самоподготовке. Выбор каждого упражнения осуществляется на основе учета психологических, возрастных особенностей детей, особенностей их зрительного и слухового восприятия и актуальности темы для детей разного возраста. В основе этого выбора лежат следующие дидактические принципы:
Доступность упражнения для осмысления учащимися;
Воспитательная направленность. Возможность использования заданий для становления морально-нравственных ориентаций ребенка
Развивающая направленность, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных умений, формирование кругозора воспитанников.
Например, для младшего звена подобраны стихотворения «От нуля до десяти». Первоначально читает текст воспитатель. 1 задание: послушайте внимательно, 2 задание: нарисуйте то, что услышали, 3 задание: расскажите, опираясь на рисунок последовательность действий происходящих в стихотворении, 4 задание: еще раз читаем стихотворение, дети сверяют.
По времени оргмомент занимает не более двух – трех минут. Во время оргмомента я провожу игры на развитие внимания, зрительного восприятия и развития речи ( работа с наглядным материалом, например «Опиши картину», "Чего не хватает”). Цель данных игр – развивать связную речь : учить детей , поупражняться в правильности произношения слов и фраз. Также игры на развитие слухового внимания и фонематического восприятия, предлагаю детям различные задания на развитие мышления, внимания: загадки, ребусы, логические задачи, проговаривание скороговорок и т.д. В результате формируются коммуникативные, познавательные, личностные УУД.
Использую речевые упражнения "Дополни слова", "Найди ошибку"- делаю ошибку, "Сочини сказку".
"Нарисуй мальчика и подготовь рассказ о герое" - о личных впечатлениях по прочитанному из книги. Здесь уже видно умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Опираюсь на программу Воронковой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида при работе над развитием связной устной и письменной речи в 4 кл., она требует умения составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок. А Н.Н.Бебешина и Ф.Н. Самсонова в пособии "Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы" они отмечают, что в привитии навыка правильного построения предложения очень помогает работа с деформированным текстом, особенно если она сочетается с работой по картине Это деятельность очень важна на занятиях письма и развития речи.она повышает уровень общего развития учащихся, влияет на эмоциональную сферу, воображение, совершенствует грамотность. это работа развивает и корригирует высшие психические функции, зрительную и слуховую память, все виды мышления, связную речь Подобные занятия оказывают влияние на развитие познавательного интереса.
Педагогические приемы, проводимые во время самоподготовки:
УУД | Педагогические приемы | Результаты(цели) развития УУД |
Познавательные | Орг.момент: Дети работают с наглядным материалом, воспитатель показывает картину в течение 5 с. и прячет, а дети говорят, что было в картине. | Цель данной игры: развивать память, внимание, мышление, речь, восприятие устной речи(слуховое, зрительное) и развивать др. пс. процессы. |
Регулятивные | В начале самоподготовки воспитанникам даю проговаривать последовательность действий, при выполнении домашнего задания. | Цель данной работы: Умение самому определять и понять цель, задания на самоподготовке, проговаривать последовательность своих действий, оценивать правильность действий. |
познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные | Самостоятельная работа воспитанников. Дай себе помочь. Организация работы в группах-4 класс(Рома, Вадим, Владик)-последовательность рассказа текста, уметь составить диалог между собой, опрос по цепочке | Умение ориентироваться в своей системе знаний, уметь добывать новые знания, уметь давать ответы на поставленные вопросы. Уметь принимать помощь воспитателя, старшего воспитанника и диалогическую, монологическую развивать речь. |
Личностные | Проведение физминутки вместе с воспитателем, даю воспитаннику самому проводить дыхательную гимнастику перед другими. | Положительно и ответственно относиться к выполнению домашней работы, к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности |
Дополнительные коррекционные задания: «Найди ошибку», «Дополни слова» |
Использованная литература:
1. Программа специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида (подготовительный 1-4) под редакцией В.В.Воронковой "Просвещение" Москва 2010г.
2. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А. Могилева, И.Г.Соловьева, Т.В.Титкова «Настольная книга педагога-дефектолога»
3. Шишканова С.Е. Краевое казенное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная школа-интернат 8вида»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема нашей работы: «Совместное чтение как средство нравственного воспитания ребенка с умственной отсталостью»
«Испокон веков книга растит человека» - гласит народная мудрость, не давая забыть о важности чтения с самого раннего возраста. А ведь чтение вместе – это и есть общение. Традиция семейного чтения очень важная часть в системе семейного воспитания.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта перед педагогами стоит задача организации нравственного уклада жизни обучающихся на основе нравственного примера.
Слайд 2
Дети с УО в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что «хорошо» и что «плохо» носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими.
Художественная литература является универсальным развивающим -образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Слайд 3
Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико.
В начале работы была поставлена цель:
Слайд 4
Цель: Формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения, доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви и уважения на основе чтения рассказов и притч.
Приобщение детей к традициям совместного семейного чтения не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало бы ребенка, воспитывало бы нравственные качества такие как: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Исходя из цели были поставлены задачи:
Слайд 5
Задачи:
1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать читателя, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
2. Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей.
3. Расширить знания о человеческих качествах как добро и зло, правда и ложь, чуткость и скромность, подвести к мысли не быть равнодушным, совершать добрые дела.
Необходимо обращать внимание детей на само содержание литературного произведения, нужно правильно выбирать те или иные рассказы, притчи.
Слайд 6-сборник
Для сборника совместного чтения были выбраны короткие литературные рассказы детских авторов, таких как Валентина Александровна Осеева, Василия Александровича Сухомлинского, Евгения Андреевича Пермяка и притчи для младшего и среднего возраста, воспитывающий нравственные качества читателя. Рассказы и притчи подобраны по темам: правда и ложь, скромность, дружба, постаралась придумать задания именно по этим темам, и распределила по возрастным категориям. После прочтения текста дети отвечают на вопросы, выполняют задания. Некоторые вопросы, задания повторяются это для того, чтобы закрепить новые знания, полученные детьми при чтении.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детям с УО свойственны: неразвитость мышления, слабость усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. поверхностный характер представления о том, что «хорошо» и что «плохо », не всегда могут действовать в соответствии с нормами морали или воспользоваться ими.
«Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». В. Сухомлинский
Цель: Ф ормирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения, доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви и уважения на основе чтения рассказов и притч.
Задачи: 1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать читателя, способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 2. Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей. 3. Расширить знания о человеческих качествах как добро и зло, правда и ложь, чуткость и скромность, подвести к мысли не быть равнодушным, совершать добрые дела.
Сборник Рассказов и притч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...