Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Терпение и терпимость"
план-конспект урока на тему
Цели:
сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
развивать критическое мышление;
развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-seminar_uchitelya_orkse.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.К.Намитокова»
а.Понежукая
Открытый урок по ОРКСЭ
в 4 классе Б
на тему:
«Терпимость
и терпение»
Урок подготовила
учитель высшей категории
Хабаху Э.Ш.
а.Понежукай
2017г.
Цели:
сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
развивать критическое мышление;
развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
Оборудование: презентация; карточки- ладошки; карточки с проблемной ситуацией;
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке ? (честь и достоинство) .Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу задать вопрос».Вы можете задать вопрос по данной теме .
.
2.Определение темы урока.
Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин).
Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №1), люди разных рас и национальностей
(слайды № 2): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Предположите, какова будет тема нашего урока? /версии учащихся /
Проверим ваши предположения.
Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.
(слайд № 3)
Терпимость и терпение.
Итак, это проблема, которую мы обсуждаем. Работаете в группах. Каждая группа получила задание :найти в источниках определённую информацию , по ходу урока вы поделитесь с нами этой информацией .Итак слово предоставляется 1 группе.
(Слайд № 4)
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
3. Введение и объяснение понятия толерантность.
Как называется терпимость в зарубежных странах?
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.Что такое толерантность .Слово -2 группе.
2 группа
(Слайд № 5,6)
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.
Откуда оно произошло? Слово предоставляется 3 группе.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Шарль, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.
А что означает слово толерантность на других языках?
На английском – готовность быть терпимым;
На китайском – быть по отношению к другим великолепным;
На испанском- способность принимать решения, отличные от собственных.
Арабском- милосердие, терпение , сострадание.
Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?
(Слайд № 11)
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
4.Самостоятельная работа по группам.
- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.
Можете ли вы назвать события, угрожающие миру?
- Война, теракты ….
- Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
- Почему происходят войны? /версии детей/
(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)
- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.
С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
- Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.
Мы должны проявлять милосердие!
-Следует ли различать слова терпимость и терпение? Что такое терпение?(выдержка, самообладание).
5.Закрепление.
_А сейчас я предлагаю вам обсудить в группах и выбрать, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
1 группа 2 группа 3 группа
Милосердие Честность Чуткость
Агрессивность Терпимость Доверие
Смелость Злость Раздражительность Равнодушие Сотрудничество Сопереживание
( Выбранные качества вывешивают на доску.)
Какие карточки остались?
Равнодушие ,злость, раздражительность.
6. Физкультминутка
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
-А сейчас каждой группе нужно изобразить слово толерантность с помощью друг друга.
7. Анализ ситуаций.
Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться
понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
Давайте проверим:
- Развито ли у вас это качество;
- Какой выход найдёте из сложившейся ситуации.
Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.
Работа в группах
(Слайд14)
Правила работы в группе.
1.Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией, дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия.
Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
8. Рефлексия.(задание по группам)
У вас на столах лежат ладошки- символ толерантности. Попробуйте на них написать синонимы к слову толерантность.
Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание.
(запись слов- синонимов на карточках-ладошках)
Слайд 15,16
Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.
- Что мы узнали на уроке? / Почему толерантность или терпимость приводит к миру?/
Стихотворение «Что такое толерантность?».
Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.
Толерантность, — я сказала, — это
То, на чем стоит Планета вся,
И другого не найти ответа.
В этом я уверена, друзья.
Толерантность — это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность — это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"
Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры) направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...
Разработка урока по ОРКСЭ ( модуль ОИК) по теме Сотворение добра
технологическая карта урока, презентация...
Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Наша Родина - Россия"
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С то...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.
Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть. 4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....
Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Наша Родина - Россия"
закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
разработка урока по ОРКСЭ
В данном материале мы раскрываем тему "Россия - наша Родина", знакомим с основными понятиями: Малая Родина, Отечество, патриот, Президент, воспитываем любовь и преданность Родине....