разработка урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по обществознанию

Шагдуров Анатолий Санжиевич

В данном материале мы раскрываем тему "Россия - наша Родина", знакомим с основными понятиями: Малая Родина, Отечество, патриот, Президент, воспитываем любовь и преданность Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_orkse.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЫРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема: «Россия – наша Родина»

Предмет: ОРКСЭ

                Класс: 4

Выполнил: Шагдуров А.С.

 учитель истории и обществознания

с. Алла

2020 год.

Цель:

познакомить учащихся с основными понятиями:

- Россия, Родина, Малая Родина, патриот, отечество, Президент

- государственные символы: герб, флаг, гимн

- воспитание грамотной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;

 

Задачи:

– в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью таких ценностей как: Отечество, Родина, Россия, семья- как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;

– в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе, самостоятельная работа с учебником;

– в области знаний: развитие знании о духовном мире человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;

– в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного материала, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Ход

1. Включается запись песни «С чего начинается Родина?»

3. Учитель задает вопрос: Ребята, а для каждого из вас с чего начинается Родина?

Ответы детей.

I. Актуализация опорных знаний.

- Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

- Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Кем для вас являются мама и папа?

Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родняродственники, родные)

Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)

Учитель: Верно, ребята»! Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия, Российская Федерация)

II. Постановка учебной задачи.

Вопрос учителя:

-Ребята, а какова цель нашего урока?

(Проводится совместное целеполагание:

продолжить знакомство с величием и славой Отечества, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)

III. Объяснение новой темы

Учитель: Посмотрите на карту. (Показывает на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.  

- А как называется главный город нашей страны? (город Москва.)

- Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

В Кремле работает правительство нашей страны. 

Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (Звучит Гимн)

 

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

 

- А как называется наша малая Родина? (село Алла, Курумканского района Республики Бурятия)

Учитель: Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

- А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?

(учащиеся перечисляют народы, проживающие на территории нашей страны).

- Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

А каких великих людей нашей страны вы знаете? (Показ портретов знаменитых людей.)

Почему эти люди являются гордостью России? (Заслушиваются ответы учащихся)

 

IV. Физминутка.

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).

Послушаем, что вы знаете о нашей стране?

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

 

V. Закрепление.

1. Итак, главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.

 

  1. Работа с карточками. 1. В облачке напишите наиболее понравившееся вам слова. Объясните свой выбор.

 

3.Контроль. Раздаточный материал.

1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

(выбрать правильный ответ)

1. Родина у человека, как мать, - одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

3. Это позволяет комфортно жить.

4. Рубрика «Это интересно» (Материал на карточке)

Назовите синоним к слову Родина. (Отечество)

Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир...». Духовным отцом называют того священника, который избирается православными для духовных наставлений, совета по самым разным житейским делам, исповедания в грехах, совершения церковных таинств и обрядов. Он называется ещё духовником. Раньше про такого священника говорили: «Избран бысть в отчество», т. е. в духовные отцы. Духовного отца называют также лекарем души: «От духовника да от лекаря не таись».

Вопрос детям: А может ли наше Отечество себя само защитить? (ответы)
Видеоролик «А.Невский»

Итог урока. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины. Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».

Д.з.: Нарисовать символы России (государственные или народные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"

Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры)  направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...

Разработка урока по ОРКСЭ ( модуль ОИК) по теме Сотворение добра

технологическая карта урока, презентация...

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Наша Родина - Россия"

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С то...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть.  4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Терпение и терпимость"

Цели:сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);формировать у учащихся толерантность мышления, уважение...

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Наша Родина - Россия"

закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...