Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.
методическая разработка по теме

Романец Оксана Петровна

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть.  4 класс. Преподавателям ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka_po_orkse.zip2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Защита проекта на тему: «Совесть»

Тема:

Совесть

Название проекта:

 Совесть.

Определение качественных (нравственных, личностных)  характеристик порядочного человека).

Тип проекта:

Исследовательский, творческий, краткосрочный

Руководитель проекта: Романец  Оксана Петровна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: светская этика

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, литература.

Состав учащихся: 4 класс

Цели проекта Осмысление и понимание таких понятий, добро и зло, совесть и раскаяние.

Задачи проекта: научиться прислушиваться к себе и слушать свою совесть;
- воспитывать умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки

Вопросы проекта:

  -  Что такое совесть?

  -  Что обозначают понятия «совесть», «долг»?

  - Какими нравственными качествами должен обладать совестливый человек?

Выступление ребят

Виктория.  Мы приготовили проект на тему « Совесть».

Татьяна.  Думаю, вас иногда мучает совесть.

Ольга. Совесть - это один из наших внутренних качеств

Татьяна. Что такое совесть? Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам.

Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить свое поведение. Возможно, совесть это то светлое и хорошее, что находится в глубине души каждого человека. Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, когда она призывает их к добру, они отворачиваются от нее, закрывают уши.

Но от совести не убежишь.

Ольга.  Вот пример. Мальчик сбежал с урока и пошел играть в футбол. Как вы думаете, каков его долг?

Конечно, учиться, а не играть. Это должен понимать каждый человек.

Став взрослым, станет ли он хорошим врачом или полицейским? Наверное, нет. Ведь если он не хочет учиться, то есть не выполняет долг перед самим собой, то как же он выполнит его перед другими людьми? Люди, ставшие врачами, полицейскими, военными, учителями, пожарными готовы выполнить свой долг при первой необходимости.

Подведем итог: оказывается, не каждый человек способен жертвовать собой или рисковать жизнью ради других.

Спасибо людям, которые жертвуя своей, спасают другие жизни.

Виктория. Я сделала рисунки.

На первом рисунке я изобразила упавший самолет. Произошла трагедия, в воздухе загорелся двигатель, пилоты могли бы катапультироваться, но в этом случае самолет упадет на жилые дома. Пилоты принимают решение не катапультироваться, а попытаться отвести самолет как можно дальше от города. У них получилось, но в результате, пилоты погибли.

Пилоты выполнили свой долг.

На втором рисунке я изобразила командира, который накрыл собой взорвавшуюся гранату, когда на учениях по неосторожности военнослужащий выдернул чеку и мог бы погибнуть, его жизнь спас старший по званию командир.

Татьяна. Давайте рассмотрим некоторые произведения.

Н.Носов «На горке». Ребята строили горку все вместе, а Котька сидел дома притворялся больным. Когда ребята ушли, он засыпал горку песком и не мог уже кататься.

-Котька должен был сам исправить свою ошибку. Его мучила совесть, и он начал засыпать горку снегом, а ребята полили водой. Кроме того он сделал сбоку ступеньки, чтобы больше никто не совершал его ошибки.

Ольга.  В. Драгунский «Друг детства».  Мама дала старого медведя, для того, чтобы Дениска использовал его вместо груши для битья. И тут Дениска вспомнил, как давным-давно он с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил… и любил его тогда, любил всей душой, готов был отдать тогда за него жизнь.

В этот момент Дениса стала мучить совесть.

– Дениска должен был помнить своего друга детства и хранить его бережно всегда.

Виктория.  В. Осеева «Сыновья». В своем рассказе Валентина Осеева показала, что только у одного сына из трех было чувство долга и совесть. Лишь один сын без напоминаний взял у матери ведра и помог донести до дома.

 Татьяна. Я написала небольшую сказку.

       «Жил – был мальчик, рос он ничего хорошего и ничего плохого не делал. А совесть в нём молчала, она боялась, что никому не нужна. «Если понадобиться, мальчик сам ко мне обратится», - думала совесть. Мальчик и не думал о совести, рос он капризным, жадным, эгоистичным. Вот и жили они бок о бок – совесть молчала, а дитя делало что хотело.

       Исполнилось ему 10 лет. Грубил родителям и учителям, обижал маленьких, убегал с уроков. И тут задумалась совесть: «Не пора ли мне проснуться и обжечь его капризное сердце?» Ночью мальчик проснулся от тихого странного голоса. Он шёл изнутри, ласково, но строго шептал: зачем обманул? Зачем грубишь? Кем ты будешь в будущем?

       И с тех пор жил мальчик с совестью в сердце. А совесть сидит в каждом из нас. ДОБРОТА, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ – всё это голоса совести. Прислушайтесь к своему сердцу, пусть в нём будет честность, справедливость и доброта и пусть милым будет другая – добрая, любящая, спокойная и дарующая людям радость.

 Виктория. Мы приготовили для вас тест

Тест «Есть ли у вас совесть»

1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка. Вы:

А) Уступите место

Б) Попросите друга уступить место

В) Не обратите на бабушку внимания

2.Старенький дедушка попросил вас перевести его через дорогу.

Вы:

А) Поможете перейти

Б) Убежите

В) Переведете, но за деньги

3.Вы разбили случайно окно. Вы:

А) Признаетесь в случившемся и извинитесь

Б) Свалите на товарища

В) Убежите и никому не скажите о случившемся

4. Мама попросила вас помыть посуду. Вы:

А) Сначала поиграете в компьютер, а потом помоете

Б) Не станете мыть, скажите, что болит голова

В) Помоете посуду сразу, как попросит мама

5.На лестничной площадке вы случайно столкнулись с прохожим. Вы:

А) Даже не обратите внимания и пойдете дальше

Б) Сначала возмутитесь, но в итоге принесете свои извинения

В0 Принесете свои извинения и пропустите вперед

6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали. Вы:

А) Возьмете без спроса

Б) Возьмете без спроса, а потом скажете, что взяли

В) Спросите разрешение посмотреть эту вещь

Подведем итоги:

1, 2, 3

а. 2

б. 1

в. 0

4, 5, 6

а. 0

б. 1

в. 2

От 0 до 3 – у вас совсем нет совести

От 4 до 7 – ваша совесть спит, но время от времени просыпается

От 8 до 12 – вы очень совестливый человек.

В своей совместной работе мы пытались выяснить «Кто такой совестливый человек?» Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека.

  1. Он работает с душой  - да.
  2. Не пройдёт мимо чужой беды  - да.
  3. Всё делает по совести  - да.
  4. Он добр, честен, правдив  -  да .
  5. Ищет оправдание своим поступкам  - нет.
  6. Ищет снисхождение к себе  - нет.

    Вот он какой – совестливый человек. Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.

Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.

Остаться людьми и быть честным по отношению к себе и окружающим, не скупиться на доброту, учат нас наши учителя и родители. Спасибо им!

Совесть, Благородство, Достоинство

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век,

Может… и не станешь победителем,

Но зато будешь – совестливый человек.

А закончим мы народной пословицей:

Худые дела не доведут до добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"

Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры)  направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...

Разработка урока по ОРКСЭ ( модуль ОИК) по теме Сотворение добра

технологическая карта урока, презентация...

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Наша Родина - Россия"

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С то...

Методическая разработка урока ОРКСЭ Тема "Икона"

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики с использованием презентации Модуль:  Основы православной культуры...

Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добро и зло.

Технологическая карты урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" - Добро и зло (4 класс)....

Методическая разработка урока (ОРКСЭ) Добродетель и порок

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) - Добродетель и порок....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...