Рабочая программа по профориентации 9х классов
рабочая программа (9 класс) на тему
Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_proforientatsiya_2018_mandrigel_o.i.docx | 163.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 163
Центрального района г. Санкт – Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса профессиональной ориентации для 9-х классов
«Я И ПРОФЕССИЯ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
(34 часа)
Составитель:
учитель профориентации
Мандригель Ольга Ивановна
Санкт - Петербург
2018-2019 уч.г.
АННОТАЦИЯ
.
Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Основными целями и задачами курса являются:
- знакомство школьников с основными психологическими понятиями, необходимыми для осознанного выбора профессии;
- разработка и создание батареи тестов, необходимых для понимания своих личностных и профессионально важных качеств каждым отдельно взятым учеником;
- подбор групповых и по необходимости индивидуальных диагностических методик для создания психологического портрета школьника и возможных рекомендаций по выбору профессии;
- формирование психологической готовности подростка к выбору профессии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является элективным курсом профессиональной ориентации учащихся 9-х классов и направлена на подготовку школьников к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения и будущей профессии.
Профессиональная ориентация – один из аспектов предпрофильной подготовки, имеющий своей целью создание системы педагогической, информационной, психологической и организационной поддержки учащихся общеобразовательной школы.
Данная программа предусматривает мероприятия по разработке и проведению диагностического психолого-педагогического тестирования, целью которых является создание психологического портрета каждого учащегося и рекомендации по выбору профильного обучения в соответствии с предполагаемой избранной профессией.
Подростковый возраст – зачастую, последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии.
Курс профессиональной ориентации учащихся 9-х классов призван помочь ребятам осознанно подойти к выбору профессии, учитывая возможные сложности, связанные с отсутствием должного объёма нужной информации, малым жизненным опытом и не всегда высокой мотивацией к обучению и образованию.
Программа рассчитана на один год при частоте занятий один урок в неделю. При разработке программы использованы различные типы уроков (профессиональная психодиагностика с использованием валидных тестов; контрольные задания; ролевые и деловые игры; психогимнастические упражнения; элементы коммуникативного и сенситивного тренинга; др.).
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учётом принципов дифференцированного обучения. Результаты диагностики могут быть учтены при формировании профильных классов.
Цель учебной дисциплины: формирование психологической готовности учащихся к выбору подходящей для него профессии.
Задачи учебной дисциплины:
- ознакомить учащихся 9-х классов с основными психологическими понятиями, необходимыми для осознанного выбора профессии;
- педагогическая, психологическая, информационная и организационная поддержка школьников при формировании собственного представления о мире профессий, своём личностном потенциале и профессионально важных качествах, присущих отдельным типам профессий.
По окончании изучения каждой темы проводится контроль знаний в виде опроса, самостоятельных и контрольных работ и зачётной работы.
Перечень знаний и умений учащихся:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия общей психологии и необходимые психологические термины;
- особенности, присущие различным типам характера, темперамента;
- навыки межличностной и межгрупповой коммуникации;
- профессиональные и личностные предпочтения, присущие индивидууму;
- основные правила выбора профессии в соответствии с результатами психодиагностичеких методик;
- спектр современного рынка профессий и востребованность различных профессий на современном рынке труда
Учащиеся должны уметь:
- использовать на практике полученные теоретические знания;
- применять абстрактную информацию к конкретной жизненной ситуации своего собственного выбора;
- пользуясь полученными знаниями, определить своё дальнейшее профильное обучение и выбрать подходящую для себя профессию.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов программы | Кол-во часов | В том числе: | |
теория | практические занятия | |||
Раздел I. Введение. Познавательные процессы. Знакомство с основными понятиями общей психологии. Прикладное значение теоретических знаний. | ||||
Тема 1.Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Важность правильного выбора профессии в жизни каждого человека. | 1 | 1 | ||
Тема2.Тестирование. Использование ДДО Климова и опросника Йовайши для выявления склонности к определённым типам профессий. | 2 | 1 | 1 | |
Тема3. Головной мозг. Основные функции. Правое и левое полушария, их особенности и взаимосвязь. Понятие о «право- и левополушарных» людях. | 1 | 1 | ||
Тема4. Память. Внимание. Ощущение. | 2 | 1 | 1 | |
Тема5. Восприятие. Представление. Воображение. | 2 | 1 | 1 | |
Тема6. Понятие о каналах восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический, дигитальный). Тест на определение ведущих каналов восприятия. Связь между ведущими каналами восприятия и выбором профессии. | 2 | 1 | 1 | |
Тема7. Понятие о типах нервной системы и темпераментах. Типы темпераментов.. Понятие об интроверсии и экстраверсии. Тест Айзенка. Формирование представления о связи между экстраверсией/интроверсией и выбором предполагаемой профессии. | 2 | 1 | 1 | |
8. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Раздел II. Знакомство с понятиями психологии личности. Понятие о профессиональной деятельности. Прикладное значение теоретических знаний. | ||||
9. | Тема8.Тест Голланда на определение типов профессиональной направленности. | 2 | 1 | 1 |
10. | Тема9. Понятие о характерах. Типология характеров. Самооценка.Предпочтительный выбор профессии в связи с характерологическими особенностями каждого типа. | 2 | 1 | 1 |
11. | Тема10. Понятие о деятельности. Виды деятельности. Направленность в деятельности. | 2 | 1 | 1 |
12. | Тема11. Понятие о локус-контроле. Виды локус-контроля. Соотнесение внешнего или внутреннего локус-контроля с видом деятельности и выбором профессии. | 1 | 1 | |
13. | Тема12. Ответственность. Исполнительность. Понятие о профессионально-важных качествах, необходимых для разных профессий. | 1 | 1 | |
14. | Тема13. Основы конфликтологии. Виды конфликтов и способы их разрешения. | 2 | 1 | 1 |
15. | Тема14. Мотивационная сфера личности. Понятие о потребностях. Самооценка. Я-концепция. | 1 | 1 | |
16. | Итоговое занятие. Контроль качества знаний. | 1 | 1 | |
Раздел III. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | ||||
17. | Тема15. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл жизни человека, его жизненные цели. | 2 | 1 | 1 |
18. | Тема16. Знакомство с понятиями: профессия, профессионал и профессионализм, специальность и специалист, специализация и квалификация. | 1 | 1 | |
19. | Тема17. Классификация профессий. Типы профессий. Понятие профессиограммы. | 1 | 1 | |
20. | Тема18. Характеристика профессий типов «человек – природа», «человек – человек», «человек – художественный образ». Встреча с представителями профессий. | 1 | 1 | |
21. | Тема19. Характеристика профессий типов «человек – техника», «человек – знак». Встреча с представителями профессий. | 1 | 1 | |
22. | Тренинг «Моя профессия: за и против». | 2 | 2 | |
23. | Обобщающий урок. Моя профессия. Выводы по пройденному материалу. Выбор будущей профессии. | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 16 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Введение. Познавательные процессы. Знакомство с основными понятиями общей психологии и психологии личности. Прикладное значение теоретических знаний.
Важность правильного выбора профессии в жизни каждого человека.
Знакомство с основными понятиями общей психологии и психологии личности. Головной мозг. Основные функции. Правое и левое полушария, их особенности и взаимосвязь. Понятие о «право- и левополушарных» людях. Память. Внимание. Ощущение.
Восприятие. Понятие о каналах восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический, дигитальный). Тест на определение ведущих каналов восприятия. Связь между ведущими каналами восприятия и выбором профессии.
Представление. Воображение. Мышление. Их развитие и роль в выборе профессии.
Понятие о типах нервной системы и темпераментах. Типы темпераментов.Понятие об интроверсии и экстраверсии. Тест Айзенка. Формирование представления о связи между экстраверсией/интроверсией и выбором предполагаемой профессии.
Методическое обеспечение:
1. Опросник Айзенка на определение экстраверсии, интроверсии.
2. Тест на определение каналов восприятия.
3. Методика «Определение типа мышления» (модификация).
4. Мини-тест на определение типов темперамента.
Раздел 2. Знакомство с понятиями психологии личности. Понятие о профессиональной деятельности. Прикладное значение теоретических знаний.
Тест Голланда на определение типов профессиональной направленности. Психогимнастические упражнения на закрепление предыдущего материала.
Гексаграмма типов профессиональной направленности. Практическая работа по соотнесению типа проф. направленности с выбором профессии. Психогимнастические упражнения.
Понятие о характерах. Типология характеров. Самооценка. Предпочтительный выбор профессии в связи с характерологическими особенностями каждого типа.
Понятие о деятельности. Виды деятельности. Направленность в деятельности.
Понятие о локус-контроле. Виды локус-контроля. Соотнесение внешнего или внутреннего локус-контроля с видом деятельности и выбором профессии.
Ответственность. Исполнительность. Понятие о профессионально-важных качествах, необходимых для разных профессий. Общение. Основы конфликтологии. Виды конфликтов и способы их разрешения.
Мотивационная сфера личности. Понятие о потребностях. Самооценка. Я-концепция.
Методическое обеспечение:
1. Тест Голланда на определение типов профессиональной направленности. Гексаграмма типов профессиональной направленности.
2. Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.
3. Мини-тест на определение уровня самооценки.
Раздел 3. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл жизни человека, его жизненные цели.
Знакомство с понятиями: профессия, профессионал и профессионализм, специальность и специалист, специализация и квалификация.
Классификация профессий. Типы профессий. Понятие профессиограммы.
Характеристика профессий типов «человек – природа», «человек – человек», «человек – художественный образ». Встреча с представителями профессий.
Характеристика профессий типов «человек – техника», «человек – знак». Встреча с представителями профессий.
Тренинг «Моя профессия: за и против».
Моя профессия. Выводы по пройденному материалу. Выбор будущей профессии.
Методическое обеспечение:
1. Методика ДДО Е.А.Климова (выявление склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией профессий).
2. Опросник профессиональной готовности Кабардовой Л.Н.
Список литературы:
1. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»),
2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: «Ось-89», 2001. – 224с.
3. Головин С. Ю. Словарь психолога – практика. – 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Харвест, 2005. – 976 с. – (Библиотека практической психологии).
4. Гурин Ю. В. , Жакова О. В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: ООО «Издательский Дом «КРИСТАЛЛ», М.: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000. – 272 с., илл.
5. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2012. – 160с.
6. Под научной редакцией д.п.н., профессора, члена – корреспондента РАО Чистяковой С. Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9 -11 классы / Кропивянская С. О., Лернер П. С., Пало О. Д. и др. – М.: ВАКО, 2009 – 160 с. (Педагогика. Психология. Управление).
7. Под ред. Копытина А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001. – 448с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
8. Под ред. Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.- СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2001. – 256с.
9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 – 11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
10. Фопель к. Групповая сплочённость. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2011. – 336 с. – (Всё о психологической группе).
11. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2013. – 272 с. – (Всё о психологической группе).
12. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 240 с.: ил.
13. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе.: Учебное пособие. – СПб.: ООО Издательство «Северо – Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2006. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации (9 класс)
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...
Рабочая программа по профориентации в 9 классе
Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...
Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)
Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год(34 часа)...
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...