Развитие воспитательной системы интерната семейного типа МОУ Школа с.Белоярск.
статья

Андрущак Татьяна Петровна

В статье содержится описание опыта  обновления системы воспитательной работы в интернате семейного типа для тундровых детей, созданном при общеобразовательной школе в селе Белоярск.  Автор статьи описывает новые формы воспитательно-образовательной деятельности, внедренные в течение 2017-2018 учебного года. Обновление системы воспитания  в интернате обусловлено изменениями, происходящими в системе российского образования, вызовами современного общества. Все новые элементы системы воспитания взаимосвязаны и направлены на создание условий для развития личности воспитанника, социализацию и интеграцию ребенка в открытый мир современного общества. Анализ воспитательной деятельности за 2017-2018 учебный год, анкетирование воспитанников  позволяет сделать вывод об эффективности внедряемых форм воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andrushchak_beloyarsk_shkola.docx48.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воспитательной системы интерната семейного типа МОУ Школа с.Белоярск.

Татьяна Петровна Андрущак

муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Белоярск

село Белоярск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Аннотация.

  В статье содержится описание опыта  обновления системы воспитательной работы в интернате семейного типа для тундровых детей, созданном при общеобразовательной школе в селе Белоярск.  Автор статьи описывает новые формы воспитательно-образовательной деятельности, внедренные в течение 2017-2018 учебного года. Обновление системы воспитания  в интернате обусловлено изменениями, происходящими в системе российского образования, вызовами современного общества. Все новые элементы системы воспитания взаимосвязаны и направлены на создание условий для развития личности воспитанника, социализацию и интеграцию ребенка в открытый мир современного общества. Анализ воспитательной деятельности за 2017-2018 учебный год, анкетирование воспитанников  позволяет сделать вывод об эффективности внедряемых форм воспитания.

  МОУ Школа с.Белоярск является общеобразовательной школой  в отдаленном районе ЯНАО. В школе обучаются дети, проживающие в поселке и дети, родители которых ведут кочевой образ жизни. Для детей, прибывающих на обучение из тундры, создан интернат круглосуточного пребывания. В интернате проживает 330 детей-тундровиков. Это один из самых больших интернатов  ЯНАО. В двух корпусах интерната дети организованы и проживают в разновозрастных группах, созданных по родовому признаку. Данные группы получили название – «семья». Система воспитательной работы в интернате семейного типа для детей, родители которых  ведут кочевой образ жизни, направлена на  социализацию и интеграцию тундрового ребенка в современный мир. Воспитательные мероприятия направлены на сохранение культурных традиций  коренных малочисленных народов Севера. Вместе с тем, целые блоки воспитательных мероприятий направлены на то, чтобы дать представление детям о возможностях современного мира, ориентацию детей как на возможность продолжить традиции дедов и отцов, так и на возможность достичь успеха и быть полезным родной земле, работая на предприятиях региона и страны. В процессе воспитания  детей воспитатели интерната  используют традиционные и инновационные воспитательные технологии. Систему воспитательной работы выстраивают с учетом национальных и психофизиологических особенностей ненецких детей, ведущих вместе с родителями кочевой образ жизни, свою деятельность направляют на формирование гражданской позиции, патриотизма, развитие чувства ответственности за судьбу малой родины, воспитание любви к родному краю. Цель воспитательной работы: разностороннее развитие личности будущего деятельного члена общества, способного к эффективному самообразованию, обладающего физическим здоровьем, высокой культурой, экологической грамотностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, профессиональной компетентностью и конкурентоспособностью во всех аспектах современной жизни. Задачи воспитательной работы:

-Формирование устойчивого позитивного отношения  к познавательной  деятельности, обучению и самообучению.

-Воспитание морально-нравственных качеств личности, повышение нравственного уровня воспитанников.

-Формирование экологической грамотности, гражданско–патриотического сознания, ценностей здорового образа жизни.

-Развитие трудовых навыков и профессионального самоопределения.

-Повышение инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы  самоуправления воспитанников.

-Развитие творческого потенциала воспитанников и воспитателей.

  В начале учебного года цели и задачи воспитания в интернате конкретизированы с учетом проблемных зон и специфики воспитательно-образовательной деятельности  школы и интерната. Проблемы: низкая мотивация к  обучению, недостаточный  уровень обученности воспитанников интерната;  недостаточный уровень  воспитания  чувства  социальной ответственности, нравственных чувств, убеждений, этического сознания ( отсутствие активной жизненной позиции, нежелание заниматься общественными делами в семье интерната, интернате, школе);  узкий круг личных притязаний ( социальные сети, частично спорт, дискотека); наличие вредных привычек (табакокурение, алкоголь). Определению стратегических задач на учебный год способствовала опора на документы регионального уровня. Воспитательная система интерната ориентирована на реализацию Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа, Закона ЯНАО от 27.06.2013 г. №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе». С целью создания воспитательной системы в интернате семейного типа в течение года проводилась разработка локальных актов по воспитательной деятельности, издавались приказы по школе. Большая часть  управленческих решений представляют собой замкнутый цикл: приказ  о проведении воспитательного мероприятия – аналитическая справка и приказ по результатам деятельности. Ежемесячно план воспитательной работы на год  уточнялся и дополнялся. Воспитательная работа выстраивалась на основе плана-сетки на месяц, утвержденного директором школы. В  плане на месяц отражались общешкольные и общеинтернатские мероприятия, совместная работа с работниками социально-психологической службы школы, социальными партнерами интерната и школы. Наряду с традиционными мероприятиями, проводимыми в течение последних 10 лет, в 2017-2018 учебном году внедрены новые формы воспитательной деятельности, современные образовательные технологии. Стержневая роль в системе воспитания отводилась конкурсам «Лучшая семья интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск» и « Лучший воспитанник интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск». Среди новых форм работы, включенных в систему воспитательной деятельности, следует отметить: Клуб интересных встреч (цикл встреч с почетными  успешными жителями с. Белоярск.); конференции воспитанников (научно-исследовательская конференция «Ямал: время и судьбы»; конференция по защите проектов «Солдатское меню», «Из истории военной техники»; конференция по защите  компьютерных презентаций «В мире искусства»; заочная конференция информационных проектов «Дорога в школу»); тематические недели, посвященные знаменательным датам и событиям в  мире, стране,  регионе : Неделя здоровья «Ямалу-здоровое поколение!» (октябрь 2017 г) , Неделя экологии (ноябрь 2017 г.) , Неделя «Ямал-гордость Родины моей!» (декабрь 2017 г) , Неделя в рамках Всероссийской акции «Мир науки и техники» (январь 2018 г) , Неделя «Волшебная сила искусства» (март 2018 г.), Неделя Славы (май 2018 г). Среди инновационных воспитательных технологий эффективными и востребованными стали квесты «Дорогами Ямала» (ноябрь), «В стране витаминов» (октябрь), историческая реконструкция «Лозунги революции» (ноябрь), кванториум «Мир техники прошлого и настоящего» ( январь).

  В системе воспитания интерната значительная роль принадлежит методическому сопровождению воспитательного процесса. С целью совершенствования профессионального мастерства в текущем учебном году определена структура методической работы с воспитателями интерната, включающая творческие группы воспитателей, Школу молодого воспитателя, педагогические семинары и практикумы.

  Творческие группы воспитателей  работали  над реализацией цели и задач воспитания посредством проведения открытых мероприятий, привлечения воспитанников к непосредственной совместной деятельности  соответственно направлению деятельности группы. Среди форм методической работы актуальными являются изучение передового опыта воспитательной деятельности, внедрение современных  воспитательных технологий  по определенным направлениям. Инициативу и творчество проявили члены группы «Познание». Воспитатели использовали арсенал форм воспитательной работы: интеллектуальные игры, виртуальные путешествия, конкурсные программы. Воспитатели  провели открытые мероприятия: «Экономическая кругосветка», игры « Самый умный», «Бой эрудитов», «Инновации, наука, техника», «Приветствия  разных стран».   Педагоги  максимально использовали методы и приемы работы, направленные на развитие когнитивных  процессов (память, мышление, речь), формирование устойчивого интереса к познанию нового , обучению и самообучению. Творческая группа «Этнопедагогика» стала организатором проведения этнокультурных мероприятий, способствующих формированию этнокультурного сознания, сопричастности к культурному наследию ненецкого народа. С этой целью проведена серия мастер-классов «Этнотворчество», Фестиваль сказок народов Севера и Дальнего Востока «Сказочные россыпи», праздник «Здравствуй, чум!». Педагоги творческой группы  «Патриот» проявили инициативу в проведении мероприятий, направленных на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к правам  свободам, обязанностям человека : историческая реконструкция «Лозунги революции», конкурсная программа  «Россия-Родина моя!», проект « Солдатское меню». Педагоги группы «Творчество» свою деятельность направили на развитие творческих способностей воспитанников.   Мероприятия группы отличаются хорошей организацией, привлечением всех выразительных средств и оформления. Акция «Я- Гражданин России», праздник  «Осенний бал» , творческий конкурс «Экомир» -мероприятия разноплановые, способствовали  активизации творческой деятельности воспитанников, созданию комфортной обстановки в семье ИСТ  и интернате. Творческая группа «Здоровье»   работает над формированием здорового образа жизни воспитанников. В течение года воспитатели проводили спортивные соревнования и эстафеты. Спросом у ребят пользуются соревнования между командами детей и педагогов, соревнования по мас-рестлингу, национальным видам спорта, танцевальный батл. Члены группы стали инициаторами проведения вечера памяти «Высоцкий: прерванный полет». Новая  форма работы с детьми может стать началом  цикла встреч , посвященных судьбам творческих людей, чья жизнь трагически оборвалась по причине пагубных пристрастий.

   Второй год  в интернате организована работа  Школы молодого воспитателя. Обучение в школе проходят 6 воспитателей-молодых специалистов. Организовано наставничество в системе воспитатель-наставник: воспитатель - молодой специалист. Работа наставников и молодых воспитателей организована на основе плана.  В системе работы подготовка и проведение,  самоанализ и анализ совместных воспитательных мероприятий. В текущем учебном году в рамках работы Школы молодого воспитателя проведены  мастер-классы: «Изготовление национальной куклы Нгухуко» , « Национальные узоры из ткани» , «Национальный мужской пояс из нити» , « Блюда национальной кухни». Данная работа способствует успешной адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности, трансляции опыта воспитания детей интерната.

  В течение года проходили занятия семинара «Современные технологии в воспитании тундровых детей». Тематика занятий включала вопросы: «Профессиональные компетенции воспитателя интерната», «Организация проектной деятельности воспитанников интерната», «Аналитико-прогностическая  деятельность воспитателя», «Организация исследовательской деятельности воспитанников : опыт и проблемы», «Интернет-портфолио воспитателя», «Об организации конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2018». В процессе проведения семинаров обсуждались вопросы теории и практики воспитательной деятельности, совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Опыт работы представляли  воспитатели-стажисты., учитель школы Герасимова Н.Ю., заместитель директора по информатизации Кочетов В.А., заместитель директора по социальной работе Хомякова О.Е., Нармаева А.В, педагог- психолог школы. В текущем учебном году состоялся круглый стол «Эффективное обучение младших школьников: диалог учителя и воспитателя интерната». В работе круглого стола приняли участие учителя начальных классов школы, воспитатели семей интерната. Обсуждались проблемные вопросы: качество подготовки домашних заданий, организация индивидуальной работы со слабомотивированными  воспитанниками, работа по формированию читательской грамотности.

  С целью совершенствования профессионального мастерства воспитателей интерната, распространения педагогического опыта, использования  инновационных технологий в воспитании детей из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в интернате семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск в 2017-2018 учебном году был организован и проведен конкурс «Воспитатель года-2018». Участники конкурса  представили на суд жюри открытые воспитательные мероприятия, мастер-класс. Состоялся конкурс эссе. Члены жюри провели оценивание конкурсных мероприятий в соответствии  с определенными заранее критериями. К проведению конкурса были привлечены воспитатели, состоящие в группах поддержки участников. Таким образом, можно сделать вывод о значимости данной формы методической работы для воспитателей интерната в целом.

Направление «Формирование устойчивого позитивного отношения  к познавательной  деятельности, обучению и самообучению».

  Роль самоподготовки в ИСТ. В процессе самоподготовки воспитанники работают над выполнением домашних заданий. Воспитатели используют набор развивающих заданий направленных на развитие когнитивных процессов: зрительной и образной памяти, логического мышления, внимания.  На развитие  интеллекта воспитанников была направлена работа по привлечению детей к  чтению художественной литературы. Организован контроль посещения дополнительных занятий по русскому языку, математике, обществознанию, географии, биологии (воспитанники 8-х,9-х классов). В семьях интерната оформлены стенды «Учись учиться», «Готовимся к итоговой аттестации», разработаны планы работы с выпускниками. Воспитатели взаимодействуют с учителями, классными руководителями воспитанников, определяют  проблемы, над которыми необходимо работать совместно. Систематически отслеживаются результаты обученности воспитанников в системе «Сетевой город. Образование». В каждой семье интерната проводится мониторинг общей и качественной успеваемости в течение четверти и по итогам четверти. Среди критериев конкурса «Лучшая семья ИСТ МОУ Школа с.Белоярск» показатель успеваемости один из основных. С целью улучшения показателей успеваемости воспитатели проводят дополнительные занятия с неуспевающими детьми. В 2017-2018 учебном году составлены методические рекомендации по разработке адаптированных программ  индивидуальной работы с данной категорией воспитанников, проводился анализ программ, контроль проведения занятий. Воспитанники интерната принимают участие в олимпиадном движении. С целью улучшения результатов обучения в интернате проводились конкурсы чтецов «Я оду матери пою!», «Пою тебя, Седой Ямал!». Участие детей в конкурсах чтецов  способствуют развитию памяти, речи, творчеству. В системе проводились мероприятия, направленные на интеллектуальное и научно-техническое развитие воспитанников. Создан клуб «Что? Где? Когда?», членами которого являются воспитанники интерната. Команды интерната принимали участие в двух тематических играх «Год экологии», «Мир науки и техники».  С 22 по 29 января воспитанники интерната приняли участие во Всероссийской акции-конкурсе «Мир науки и техники». Проведена тематическая неделя «Мир науки и техники». В программе недели проведены традиционные интеллектуальные игры « Самый умный», «Бой эрудитов», «Инновации, наука, техника», «Приветствия  разных стран». В формате недели были апробированы новые формы работы: школьный кванториум «Мир техники прошлого и настоящего», Акция «Топ-10 научных открытий».  Воспитанники интерната посетили  площадку «Техника прошлого» в школьном музее и площадку «Современные средства обучения» . Ребята с интересом столкнулись с виртуальной реальностью, увидели битву роботов и выпуск деталей на 3D-принтере. 14-15 декабря   2017 года состоялась I научно-исследовательской конференция  воспитанников интерната «Ямал: время и судьбы». С целью совершенствования работы воспитателей по организации исследовательской деятельности с воспитанниками интерната проведены 2 семинара для воспитателей, руководителей исследовательских проектов на начальном этапе работы ( сентябрь) и 2 семинара на заключительном этапе (декабрь). Конференция приурочена годовщине образования ЯНАО, темы исследовательских проектов  посвящены истории и культуре народов, проживающих на Ямале. В результате работы созданы   продукты исследовательских  проектов: компьютерные презентации, буклеты, сборники материалов, изделия традиционных  народных ремесел. Большая часть проектов носила ярко выраженный практико-ориентированный характер. В целом проведение I научно-исследовательский конференции воспитанников интерната «Ямал: время и судьбы»  способствовало активизации работы воспитателей по организации исследовательской деятельности воспитанников. В результате подготовки и проведения конференции была определена группа воспитанников, представляющая собой потенциал для развития научного творчества в интернате. Повысился уровень внутренней мотивации воспитанников  к занятиям исследовательской деятельностью. Конкурс способствовал формированию активной гражданской позиции, социализации воспитанников. Практическая значимость исследовательских  проектов состоит в том, что  материалы работы,  продукты проектов можно использовать в образовательной деятельности школы. В соответствии с приказом по школе  № 176 от  09 .04.2018 г.  «О проведении II научно-исследовательской конференции воспитанников ИСТ  МОУ Школа с.Белоярск « Дорога в школу»  в интернате была организована работа с воспитанниками по подготовке и защите информационных проектов «Дорога в школу». С целью повышения результативности данной работы разработано и утверждено приказом по школе Положение о проведении II научно-исследовательской конференции воспитанников ИСТ МОУ Школа с.Белоярск, проведен семинар для руководителей проектов, разработан оценочный лист для членов жюри. На участие в конференции были заявлены 22 работы. В связи с карантином в школе, конференция проведена в заочном режиме. На экспертизу представлены 16 информационных проектов.   В целом,  педагогическая деятельность  воспитателей по руководству проектной деятельностью воспитанников по теме «Дорога в школу» способствовала повышению престижа образования, повышения мотивации к обучению , развития исследовательских, проектировочных умений. На основании оценочных листов экспертов составлена итоговая таблица, которая представляет  средний итоговый балл по каждой работе. Анализ работы по данному направлению свидетельствует о значительной работе, проведенной коллективом воспитателей с целью развития познавательных интересов воспитанников, повышению уровня обученности.

Направление «Воспитание  качеств высоконравственной личности гражданина  посредством приобщения  к духовно-культурному наследию Ямала, России».

  Одним из важных направлений воспитательной деятельности в интернате семейного типа в 2017-2018 уч.году является воспитание лучших качеств человека и гражданина на основе этнопедагогики, приобщения детей к духовно-культурному наследию ненецкого народа. В интернате продолжается реализация проекта «Чум на пришкольной территории». В рамках проекта в нынешнем учебном году внедрялись блоки: «Мастер-класс  «Этноремесла», «Этнокалендарь ненцев», тематическая неделя «Ямал-гордость Родины моей!».  Началом тематической недели стала Акция «Ямальская мозаика». Акция проходила в форме оформления выставок, на которых представлены  изделия традиционных народных промыслов. Работы, представленные на выставках в семьях интерната, свидетельствуют о высоком уровне мастерства, эстетическом вкусе, художественном воображении ненецких детей. Конкурс чтецов «Пою тебя, седой Ямал!» является  одной из форм повышения самооценки воспитанников, способствует формированию современных компетенций. 14 семейных групп приняли участие в   Фестивале  сказок народов Севера и Дальнего Востока «Сказочные россыпи». Воспитатели и воспитанники приложили много усилий для реалистичности действия: разучивали слова, готовили декорации. Подготовка и проведение Фестиваля сказок способствует формированию эстетического вкуса, развивает воображение и  творчество воспитанников. Проведены праздники «Здравствуй, чум!» (октябрь) и «День юного оленевода» (апрель). Разнообразной и насыщенной оказалась программа Дня юного оленевода: концерт, катание на снегоходах, детские национальные игры, соревнования по национальным видам спорта, спортивные эстафеты, конкурс национальной одежды, чаепитие в чуме. Каждый этап праздника воспитатели готовили вместе со своими воспитанниками.  Творческое содружество взрослых и детей самый эффективный метод воспитания будущих хозяев Ямала. Воспитанию чувства гордости за культурные традиции народа способствовала работа воспитанников над темами исследования по краеведению в рамках подготовки и проведения НИК «Ямал: время и судьбы».

  На воспитание духовно-нравственных ценностей направлены  мероприятия, посвященные знаменательным датам календаря, участие в патриотических и других акциях.  В  рамках Акции «Географические каникулы» в интернате прошел квест «Дорогами Ямала». Решая логические задачи, участники команд продвигались по территории интерната в поисках информации о двух экспедициях: «К Северу от Константинова камня» (2015 г.) и «Неизвестный Ямал-2016». Квест расширил представления ребят  по географии Ямала, они актуализировали свои знания о региональном отделении Русского географического общества, об экспедициях, которые очень часто отправляются в разные точки Ямала с целью популяризации знаний о  крае. Проведен цикл мероприятий, посвященных Дню народного единства: «В единстве наша сила» , «Россия-Родина моя!», «Я-гражданин России». К 100-летию Октябрьской революции проведен мастер-класс «Гвоздика-символ революции», тематический час «Революционный марш», включающий элементы исторической реконструкции. Большой потенциал нравственности и патриотизма заложен в проведении месячника военно-патриотического воспитания. Ключевым событием в течении нескольких десятилетий является Парад ЮнАрмии. Воспитанники с большим энтузиазмом готовятся к параду: выбирают род войск, готовят костюмы, разучивают песню, девиз, речевку, отрабатывают построение и строевые команды. В нынешнем учебном году в формате проведения месячника были апробированы новые формы, решающие комплексные задачи воспитания: защита проектов «Солдатское меню», «Из истории военной техники», тематический час «Из истории ГТО». 12 апреля прошел единый Гагаринский урок, посвященный первому космонавту. С 7 по 13 мая в интернате прошла Неделя Славы, посвященная Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В рамках Недели прошли тематические часы, выставки рисунков и фото военных лет,  Акция «Мы помним», военно-спортивная игра «Зарница», квест-игра «Виктория». Завершающим аккордом Недели Славы стала музыкальная панорама «Песни военных лет». На этом празднике звучали песни в исполнении воспитанников, воспитателей, гостей. Разнообразные виды деятельности ребят в рамках Недели Славы способствовали воспитанию гражданственности и патриотизма, усвоению базовых национальных ценностей. В рамках празднования Дня России воспитанники интерната приняли активное участие в окружной Акции «Мы - граждане России!». Акции и мероприятия, проводимые в рамках празднования Дня России, способствовали   воспитанию  чувства патриотизма и любви к Родине, к родной земле.

Направление «Формирование экологической грамотности, ценностей здорового образа жизни».

  Здоровье природы и здоровье человека, взаимодействие человека и природы- важное направление воспитательной работы в интернате семейного типа. С 13 по 19 ноября  2017 года была проведена Неделя экологии. В программу недели вошли воспитательные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры воспитанников: выставка творческих работ «Экомир, конкурс фотографий «Мир, в котором мы живем», экологическая сказка «Жалобная книга природы», Фестиваль детской инсценированной песни «Мы Землю нашу сбережем!», тематический день «Арктика-наш дом». На конкурс «Экомир» были представлены разнообразные работы, свидетельствующие о наличии навыков декоративного творчества, воссоздания  предметной среды разными изобразительными средствами. Воспитанники под руководством воспитателей целенаправленно работали над воплощением авторской идеи инсценировать выбранную песню. Формы и приемы работы воспитателей, проявившиеся   в процессе подготовки и проведения Фестиваля, были направлены на развитие детского творчества и усиление его роли в художественно-эстетическом и экологическом образовании подрастающего поколения. 16 декабря в актовом зале школы состоялась первая игра в Клубе «Что? Где? Когда?».  Тема игры «Экология», посвящена Году экологии в России. В игре принимали участие команды от параллели классов. В процессе поиска ответа на вопрос, дети предлагали разные варианты, спорили. Клуб «Что? Где? Когда?» - не новая форма воспитательной работы , но подготовка и проведение игры безусловно способствуют формированию общих компетенций детей, необходимых для жизни в современном мире. Игра также способствовала сплочению детей из разных классов, классов, где обучаются дети тундровиков и дети села. 15 апреля в интернате прошел единый День экологических знаний. «Ямалу - здоровое поколение!»- под таким девизом с 16 по 22 октября проходила  Неделя здоровья в интернате семейного типа. Началась Неделя с проведения общеинтернатской «Веселой зарядки». Воспитанники 5-7 классов приняли участие в квесте «В стране витаминов».  Воспитанники 8-11 классов решали тесты по медицине в форме подвижной игры. В мир эмоций путешествовали воспитанники 4-5-х классов. В игре  «Полезные и вредные привычки»  приняли участие первоклассники. Художественное  мастерство воспитанники продемонстрировали в конкурсе постеров «За витаминами в тундру». Неделя здоровья привнесла в жизнь воспитанников много положительных эмоций и полезных навыков здоровьесбережения. В течение года периодически проводились Дни здоровья, посвященные культуре здорового питания, этике поведения за столом. Навыки культуры питания и приема пищи воспитанники приобретают  во время проведения семейных огоньков, Дней именинника.

Направление  «Развитие творческих способностей, одаренности воспитанников».

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в интернате включает направления:

1.Выявление одаренных и талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений воспитанника;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

 - диагностика потенциальных возможностей детей;

2. Помощь одаренным воспитанникам  в самореализации их творческой направленности:

- создание  ситуации успеха и уверенности через  систему воспитательной работы;

 - формирование и развитие сети дополнительного образования через кружковую работу;

- участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, предметных олимпиадах.

3. Работа с воспитателями:

- повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку, аттестацию, участие в методических семинарах школы и интерната;

-организация взаимодействия воспитателей и учителей в вопросе педагогического сопровождения одаренного (способного) ребенка;

- стимулирование работы  воспитателей  с одарѐнными детьми.

Работа, направленная на развитие  интеллектуальной  одаренности:

1.Интеллектуальные игры  «Самый умный» (январь 2018), «Бой эрудитов» (январь 2018), «Экономическая кругосветка» (октябрь 2017).

2. Заседания Клуба «Что? Где? Когда?» .Темы : «Экология»( декабрь 2017), «Мир науки и техники» ( январь 2018)

3.Конкурс проектов «Из истории военных изобретений» (февраль 2018), «Солдатское меню» (февраль 2018)

4.Тематическая Неделя экологии (октябрь 2017).

5.Тематическая неделя «Мир науки и техники» ( участие во Всероссийской акции-конкурсе «Мир науки и техники», январь, 2018)

6.Научно-исследовательская конференция воспитанников интерната «Ямал: время и судьбы» (декабрь 2017, приказ по школе, Положение)

7.Заочная научно-исследовательская конференция «Дорога в школу» (приказ по школе, Положение .апрель, 2018 г)

7.Конкурс презентаций « В мире искусства» (март 2018)

8.Квест «Дорогами Ямала» (ноябрь 2017)

9. Шахматный турнир (октябрь 2017)

Работа, направленная на развитие   психомоторной одаренности (спорт, хореография и т. п.):

1.Чемпионат интерната по армрестлингу (декабрь 2017)

2.Открытый чемпионат интерната по настольному теннису (ноябрь 2017)

3.Спортивные мероприятия в рамках плана сетевого взаимодействия с МОУ Школа с.Аксарка  (февраль-март 2018).

4.Танцевальный батл (ноябрь 2017).

5. «Минута славы»  в интернате (ноябрь 2017).

6.Музыкальная панорама «Песни военных лет» (май 2018)

Работа, направленная на развитие   практической одаренности (шитье, вязание и др.):

1.Конкурс поделок «Экомир» ( ноябрь 2017)

2.Выставка изделий  из бисера, ткани, меха «Ямальская мозаика» (декабрь 2017)

3. Мастер-класс «Ненецкая кукла Нгухуко» (октябрь 2017)

4.Демонстрация одежды «Стильный ученик» (октябрь 2017)

5.Историческая реконструкция «Лозунги революции» (ноябрь 2017)

6.Мастер-класс «Плетение ненецкого пояса» (март 2018)

7.Мастре-класс «Узоры из ткани» (март 2018)

8.Конкурс фотографий «Мир, в котором мы живем» (ноябрь 2017)

Работа, направленная на развитие   художественной  одаренности:

1.Конкурс чтецов «Я оду матери  пою!» (ноябрь 2017)

2.Конкурс чтецов «Пою тебя, Седой Ямал!» (декабрь 2017)

3. «Минута  Славы» в интернате (октябрь 2017)

4.Конкурс рисунков «Красная книга ЯНАО» (ноябрь 2017)

5.Конкурс постеров «За витаминами в тундру!» (ноябрь 2017)

6.Конкурс рисунков « Мы - будущее Ямала!» (март 2018)

7.Проект «Эмблема интерната» (декабрь-апрель 2018)

8.Конкурс инсценированной песни «Мы Землю нашу сбережем!» (октябрь 2017)

9.Конкурс сказок народов Севера и Дальнего Востока «Сказочные россыпи» (декабрь 2018)

10.Тематическая неделя «Осенняя панорама» (литературно-музыкальные праздники в семьях интерната) (октябрь 2017)

Работа, направленная на развитие   социальной одаренности (организаторские способности):

1.Конкурс «Лучший воспитанник года» ( в течение года, приказ, Положение)

2.Конкурс «Лучшая семья интерната семейного типа» ( в течение года, приказ, Положение, мониторинг)

3.Привлечение актива воспитанников к планированию и проведению мероприятий ( в течение года)

4.Работа Совета воспитанников интерната (старшие братья и сестры, в течение года)

Работа, направленная на повышение профессионального мастерства воспитателей по сопровождению одаренных (способных) детей.

1.Семинар-практикум «Организация исследовательской деятельности воспитанников» (сентябрь)

2. Семинар « Алгоритм работы по  подготовке защиты НИР на конференции» (декабрь)

3.Педагогическая конференция «Опыт организации исследовательской деятельности» (декабрь)

Направление «Развитие трудовых навыков и профессионального самоопределения воспитанников».

  Трудовые навыки воспитанников формируются в процессе проведения мелкого ремонта имущества, мебели. В  период весенних каникул созданы бригады воспитанников , занимающиеся проведением посильных малярных работ, ремонтом мебели. Навыки жизни в тундре воспитанники  шлифуют в процессе посещения чума и выполнения работ, связанных с присмотром за школьным чумом. В интернате проводится целенаправленная профориентационная работа. В системе ежеквартально проходят единые Дни профориентации, которые включают экскурсии на предприятия села Белоярск, знакомство с миром профессий посредством  проведения ролевых игр, решения ребусов, просмотра социальных роликов.28 ноября прошел День профориентации  «Профессии для Ямала». В рамках проведения единого тематического часа ребята поняли, что при выборе профессии надо учитывать возможности, потребности и желания. Воспитанники познакомились   с материалами работы   участников форсайт-лаборатории ArcticGeneration&ArcticSkills+20, которая работала в рамках Арктического форума (март, 2017 г,Салехард). Мероприятия  Дня профориентации предоставили возможность воспитанникам интерната серьезно задуматься о своем будущем, о будущем Ямала. 19 января в интернате МОУ Школа с.Белоярск  состоялась деловая игра «Я поступаю учиться..». Участниками игры стали воспитанники, выпускники 9-х классов. В спокойной непринужденной обстановке, созданной психологом школы, ребята попробовали себя в роли абитуриентов. В процессе игры ребята проигрывали разные жизненные ситуации, заполняли заявления для поступления в Ямальский многопрофильный колледж, знакомились с оформлением документов для поступления. Значимая роль в процессе воспитания и  социализации отведена Клубу интересных встреч. В течение года проходили  встречи с почетными  успешными жителями с. Белоярск: 1) Лаптандером Максимом Ивановичем, участником  заседания десятой сессии экспертного механизма по правам коренных народов при ООН (Женева, Швейцария, 10-14 июля 2017 г), делегатом VI Всемирного  конгресса оленеводов (Йоккмокк, Швеция,16-20 августа 2017  г.). 2)Конаковым Анатолием Геннадьевичем , участником  VIII Всероссийских зимних сельских спортивных игр (2-6 марта 2017 г., Бердск (Новосибирская область). 3) Вуквутагиной Людмилой Алексеевной., учителем родного языка, делегатом  Первого Всероссийского съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации  ( Санкт-Петербург,  20-21 ноября 2017 г).4) Окотэтто Леонидом Николаевичем  и Худи Максимом Андреевичем , руководителями спортивных секций по теннису и национальным видам спорта. 5) Жамсарановой  (Талеевой) Надеждой Васильевной, учителем истории школы, Талеевым Федором, Пырырко Викторией студентами ВУЗов Санкт- Петербурга. 13 апреля в интернате прошел День успеха. На встречу с воспитанниками пришли уважаемые люди села Белоярск Канев Ф.И, Поге Л.М., Нагибина В.В., Ямзин К.И., Андреященко А.П., Витязева А.М., Лаптандер Н.П. Среди жителей Белоярска много почетных граждан, жителей с интересной судьбой, которым есть что рассказать воспитанникам нашего интерната.  Слово старших товарищей очень важное слово для ребят. Встречи и живое общение по актуальным вопросам профориентации, жизненным вопросам и ситуациям способствовали определению жизненных и профессиональных  ориентиров.

Направление «Повышение инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы  самоуправления воспитанников».

  В 2017-2018 учебном году проводилась системная работа по активизации форм самоуправления воспитанников интерната. Состоялось общее собрание воспитанников, избраны старшие сестры и старшие братья в каждой семье, избран Совет воспитанников интерната. Члены Совета отвечали за определенные направления жизнедеятельности воспитанников. В системе деятельности Совета воспитанников проведение рейдов «Чистота в нашем доме», «Самоподготовка+», «Культура поведения в столовой». Результаты рейдов учитывались при подведении итогов конкурсов «Лучшая семья интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск», « Лучший воспитанник интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск».По инициативе Совета воспитанников проведены мероприятия «Минута Славы», «Стильный ученик», «День юного оленевода». С целью повышения инициативы, ответственности воспитанников решение о проведении конкурсов «Лучшая семья интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск», « Лучший воспитанник интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск», Положения и критерии обсуждались на общем собрании воспитанников, подведение итогов проводилось с участием представителей Совета воспитанников. Проведение общеинтернатских конкурсов, участие в них семей и воспитанников интерната  способствовали совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в ИСТ посредством активизации работы самоуправления воспитанников. В рамках проведения конкурса «Лучшая семья интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск»  проходила реализация комплексных задач воспитания:

- воспитывать  ценностное отношение к  человеку и обществу, семье интерната и интернату, поселку и родной земле.

- воспитывать чувство сопереживания за результаты общей деятельности семьи интерната;

- развивать навыки коллективного творчества;

- развивать инициативу воспитанников;

- повысить престиж знаний, интеллектуальных и творческих достижений воспитанников;

- повысить  результативность деятельности по направлениям: повышение качества обучения, повышение уровня воспитанности, здоровьесбережение, участие в делах школы и интерната.

  В соответствии с приказом, конкурс проходил с 1 октября 2017 года по 20 апреля 2018 года. В конкурсе приняли участие все семьи интерната. В течение данного периода лица, ответственные за мониторинг, проводили отслеживание участия воспитанников  в воспитательных мероприятиях интерната, проводили мониторинг общей и качественной успеваемости, другие мониторинги в соответствии с критериями конкурса. По окончании каждой учебной четверти подводились промежуточные итоги. Итоговые таблицы участия в конкурсе размещались на основном информационном стенде интерната. В период с 1 по 10 мая  проводилась работа по подведению итогов за весь период участия в конкурсе. На основании таблиц  составлена итоговая таблица участия семей интерната в конкурсе. Итоговые таблицы были согласованы с представителями Совета воспитанников интерната.   По сумме баллов за 4 промежуточных периода звание «Лучшая семья интерната» в 2017-2018 году завоевала 4 семья «Олененок» (воспитатели Балоде Н.А., Балоде Ю.Я., Климов Н.В.).  По итогам участия в спортивных соревнованиях разного уровня в номинации «Семья года. За участие в спорте» победила 5 семья «Тундровичок» (воспитатели Вокуева Н.Г., Талеева Н.М.). По  результатам  обученности воспитанников за 3 четверти 1  семья «Колокольчик» стала победителем в номинации «Семья года. За лучшие результаты в учебе» (воспитатели Пырырко Л.П., Хатанзеева С.Л.). Самыми активными участниками в мероприятиях интерната стали воспитанники 17 семьи «Брусничка» (воспитатели Кузнецова И.В., Лаптандер Л.Я., Лаптандер М.И.).

Конкурс « Лучший воспитанник интерната семейного типа при МОУ Школа с.Белоярск» направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанников, представителей коренных малочисленных народов Севера. В процессе проведения конкурса  решались комплексные воспитательные задачи: повысить престиж знаний, интеллектуальных и творческих достижений воспитанников; развивать инициативу и лидерские качества в среде воспитанников интерната,  формировать позитивный образ воспитанника интерната, способного брать на себя  ответственность за судьбы родной земли и страны в процессе определения индивидуального пути развития  и в социальной практике. В конкурсе приняли участие 19 воспитанников интерната  семейного типа. В соответствии с Положением воспитанники представили портфолио, состоящее из титульного листа, ведомости четвертных оценок, ксерокопий документов, подтверждающих участие в разных видах деятельности, конкурсах разного уровня. В период с 10 по 18 мая проводилась экспертиза портфолио.  Для каждого портфолио составлен протокол с занесением баллов, выставлен общий балл портфолио. На основании протоколов составлена итоговая таблица конкурса.

Заключение. Внедрение новых форм воспитания, выстраивание воспитательной деятельности в единую логику позволяет решать насущные задачи воспитания тундровых детей более эффективно. Анкетирование воспитанников свидетельствует о  востребованности большей части проводимых совместных творческих дел, повышении активности, самостоятельности, инициативы и творчества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Путь к здоровью"

Презентация и анализ результативности функционирования ВСК в МКС(К)ОУ СКОШ VIII вида....

Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"

В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.Разделы программы:1. Теоретико-методологические ...

Развитие воспитательной системы коррекционной школы -интерната

В этой публикации я делюсь опытом работы в коррекционной школе 8 вида.Я предоставляю коллегам концепцию своей воспитательной работы....

Методические материалы «Образовательные квесты в воспитательной деятельности интерната семейного типа МОУ Школа с.Белоярск».

Методические материалы включают сценарии квестов «Я выбираю путь..», «По следам затерянных экспедиций», маршрутные листы для участников и организаторов игр. Разнообразие форм и...