Концепция развития воспитательной системы школы-интерната села Павловка
материал по теме
Предварительный просмотр:
Концепция развития воспитательной системы
школы-интерната села Павловка
«Тяжелое это дело - родиться и научиться жить.
Те, у кого не было безмятежного настоящего детства,
страдают от этого всю жизнь».
■■ ■ ' ■■"'-:'
Я. Корчак
В современных условиях школа должна выступать социально-психологической нишей, обеспечивающей развитие ребенка и готовящей его к будущей жизни. Школа призвана стать для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности.
Важнейшим компонентом воспитательной системы школы-интерната является педагогически обоснованная цель. Дети школы-интерната не могут приобрести социальный опыт без руководства и помощи взрослых. Нарушение развития таких познавательных процессов, как произвольное внимание, память, мышление, специфика речевой деятельности, сочетающаяся с низкой познавательной активностью, бедностью эмоциональных проявлений,
являются причиной того, что у детей с интеллектуальным дефектом значительно позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируются необходимые умения и навыки, которые, как известно, лежат в основе развития личности человека, его социального облика, черт характера потребностей, мотивов деятельности.
К началу школьного обучения у таких детей часто отсутствует большой пласт знаний о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и назначениях. Многие дети не умеют играть, обслуживать себя, следовать элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях. Эти специфические характеристики определяют основные цели и задачи воспитания, коррекцию всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка.
Методической темой школы-интерната является «Социализация воспитанников в условиях общеобразовательной школы-интерната».
В связи с этим воспитательная система школы-интерната охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, влияние социальной, природной среды, непрестанно расширяющееся
воспитательное пространство.
Цель воспитательной системы школы-интерната - личность, способная строить жизнь, достойную человека.
Здесь важно поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка, для решения каждой личностью задач на каждом возрастном этапе жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Школа-интернат помогает ребенку решать задачи в основных сферах жизнедеятельности:
1. Сфера познания (учеба, информация, знания).
2 Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).
- Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей).
- Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
- Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
- Дальнейшее сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера внутришкольных отношений.
2. Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников.
3.Социальная защита детей от неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды.
Социальная защита - комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
- Максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов, "творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
- Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности. .
- Формирование у учащихся осознания собственного «я», помощь им в самореализации, развитии внутренней потребности к самосовершенствованию и способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного развивающего пространства. Для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность выпускника школы-интерната как конечный продукт воспитательной деятельности школы.
Педагогический коллектив хочет видеть своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе и природе, гражданином своей Родины.
Модель адаптивного выпускника интернатного учреждения
На выходе из школы-интерната выпускник - личность, способная создать самого себя, наполнить собственным содержанием Человека, а в конечном итоге изменить и создать новый мир, образ жизни, где свободное развитие каждого является залогом свободного развития всех.
Принципы построения воспитательной системы школы-интерната.
Творческий коллектив школы-интерната | |
Целесообразность | Личностный подход |
Совместная деятельность | Творческая деятельность |
Событийность | Природосообразность |
Культуросообразность | Принцип дифференциации и интеграции |
Принцип взаимовлияния личностей |
Целесообразность: соответствие цели и действий, направленных на ее реализацию.
Личностный подход: воспитание, становление и развитие личности
главный приоритет школы.
Совместная деятельность: в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизится, приобретают опыт общения в коллективе.
Творческая деятельность: творчество как одна из форм самовыражения личности, практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений и навыков в многоплановой деятельности. Событийность: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены коллектива.
Событию предшествует достаточно длительная подготовка, его кульминационным моментом становится праздник, смотр, фестиваль, подводящий итоги всей предшествующей деятельности.
Системообразующая деятельность воспитательной системы школы-интерната в основе своей опирается на межвозрастное общение. Все коллективные творческие дела (события) строятся именно на межвозрастном общении.
Природосообразность: использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения. Этот принцип предполагает, что определять содержание, выбирать формы, методы образования, стиль взаимодействия педагога и воспитанника необходимо на основе целостного, педагогического знания о ребенке (его физиологических, психологических особенностей, социальных и нравственных проявлениях).
Культуросообразность: реализуется в ходе воспитания учащихся на общечеловеческих (культурных) ценностях, через познание и усвоение национальной материальной и духовной культуры в сравнении с мировой. Дифференциация и интеграция: принцип дифференциации в обучении и воспитании предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности, их взаимодействие и взаимопроникновение - одно из условий развития воспитательной системы. Принцип взаимовлияния личностей: нельзя воспитывать не воспитываясь. Стратегическая позиция педагогического коллектива школы-интерната – «педагогика ненасилия», педагогического сотрудничества, создания ситуации успеха для педагога и воспитанника.
Реализация этих принципов возможна только на путях гуманистического подхода к воспитаннику. Воспитательная система будет иметь гуманную
воспитывающую среду при условии активного участия детей в разнообразных формах жизнедеятельности и реальном праве выбора участия в тех или иных формах.
Важнейшие принципы жизнедеятельности коллектива,
- Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.
- Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на:
- каждом учебном и внеклассном занятии;
- создание воспитывающей среды во внеурочное время;
- построение системы внеклассной работы.
3. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной
деятельности с учебным процессом.
По словам В.А. Караковского: «Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Наиболее адекватным средством в этом смысле является воспитательная работа».
4. Важной частью системы воспитательной работы является формирование и
укрепление школьных традиций.
Традиции школы-интерната можно классифицировать следующим образом:
- Традиции познавательного характера: праздник знаний, различные формы уроков, познавательные конкурсы.
- Традиции патриотического направления: День защитника Отечества, День победы, экскурсии и циклы бесед по истории и культуре родного края, цикл народных праздников.
- Спортивно-оздоровительные традиции: соревнования различного уровня по легкой атлетике, шашкам и шахматам, по баскетболу, по настольном теннису, соревнования «Веселые старты», Дни здоровья, спартакиады; конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни».
- Традиции эстетического направления: выставки детского творчества, концертная деятельность, конкурс рисунков и поделок из природного материала.
- Традиции, носящие трудовую ориентацию: сезонные трудовые десанты (по уборке листвы, снега), изготовление новогодних игрушек и различных сувениров, оформление помещений, дежурство по школе, проведение субботников и воскресников. Традиции формируют дух школы, являются объединяющим началом для детей и педагогов.
Еще одним системным образованием является система объединений дополнительного образования, включивший в себя объединения различных направлений.
НАПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предметное Художественное Декоративно- Спортивное
прикладное
Коллектив школы-интерната стремится к органичному сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности, что значительно уменьшает пространство девиантного поведения детей. Основные идеи и принципы системы дополнительного образования в школе-интернате:
- свободный выбор ребенком виды деятельности, темпа и степени участия;
- возможность самоопределения и самореализации ребенка;
- практико-ориентированная направленность содержания образования;
- психотерапевтическая поддержка.
Дополнительное образование способствует более интенсивному процессу социальной адаптации личности ребенка, выработке социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает навыки принятия ребенком самостоятельных решений.
Этапы создания воспитательной системы:
I этап – Осмысление и принятие цели всеми участниками воспитательной системы.
Цель
Педагоги Дети
Цель должна быть понятна и привлекательна как педагогам, так и детьми
II этап – Работа над средствами.
Цель
Содержание формы и методы
Средство воспитания - в органической зависимости содержания к формам воспитания.
Выбор средств зависит от целей воспитательной системы и традиций, коллектива, социальных процессов.
Цель
Содержание Формы и методы
Педагоги
III этап - Организация целостного воспитательного процесса по тематическим периодам.
Цель
Содержание Формы и методы
Педагоги Дети
Условия реализации задач воспитательной системы.
Для результативного функционирования воспитательной системы
необходимо выполнение условий:
- Четкое определение цели, постановка задач, для решения которых уже готов школьный коллектив и работники школы-интерната.
- Конкретное планирование деятельности школьного коллектива на несколько лет вперед, на год, на четверть, на неделю.
- Создание отношений творческого содружества и сотрудничества между детьми, детьми и педагогами, педагогами.
- Владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их отношений, о физическом, нравственном, умственном уровне развития детей, профессиональном уровне работников школы, о степени комфортности всех пребывающих в школе-интернате.
5. Создание и функционирование службы управления качеством деятельности
воспитательной системы.
6. Высокий уровень компетентности педагогов.
7. Систематический контроль качества за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
Программа реализации воспитательной системы школы-интерната.
В школе-интернате созданы следующие целевые творческие программы:
«Здоровье»
«Рукодельница»
«Право ребенка на семью»
Программа «Здоровье».
Цель программы - восстановление и восполнение психофизических сил
воспитанников, формирование здорового образа жизни. Основные задачи:
повышение двигательной активности воспитанников;
расширение представлений воспитанников о преимуществах здорового образа жизни;
развитие форм оздоровительной работы с воспитанниками школы-интерната.
Основные направления:
- массовые спортивные мероприятия, популяризация различных видов физкультуры и спорта; участие в школьных городских соревнованиях, участие в соревнованиях по линии СОК;
- оздоровительные занятия, занятия различными видами спорта для развития общих и специальных физических качеств на уроках физкультуры; посещение спортивных секций; ритмика.
Программа «Рукодельница»
Цель программы - развитие интереса к моделированию, конструированию и
эстетике быта, формирование понимания того, что труд - основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага;
Основные задачи:
расширение представлений воспитанников в сфере декоративно-прикладного искусства;
активизация детского творчества в сфере декоративно-прикладного творчества;
проведение творческих мероприятий для демонстрации мастерства воспитанников.
Основные направления:
обучение мастерству, созданию эстетики быта, осваивание новых
технологий на уроках труда и во внеурочное время (макраме, бисероплетение, вязание, ткачество);
овладение базовыми трудовыми навыками, воплощение своих идей на конкурсах, выставках, демонстрация мастерства воспитанников (участие в республиканских, районных, школьных выставках).
Программа «Право ребенка на семью».
Цель программы - адаптация учащихся к самостоятельной жизни.
Основные задачи:
развитие представлений о создании семьи и развитие умений ведения
домашнего хозяйства;
развитие способности к сотрудничеству с другими людьми, уважения- прав граждан, терпимости и внимания к мнению других людей;
развитие способности и готовности к решению проблем.
Основные направления:
психолого-педагогическая помощь, осуществляющаяся в форме социально-психологической диагностики, психологической коррекции индивидуального психологического сопровождения и комплексных педагогических мероприятий;
социально-правовая помощь в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере, помощь в решении жилищных проблем, в трудоустройстве и трудовой адаптации.
Совокупность данных программ составляет единую программу развития
воспитательной системы школы-интерната.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год
Представлен общешкольный план воспитательной работы на учебный год по основным направлениям воспитательной работы школы....
Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната
Опыт моей работы по патриотическому воспитанию воспитанников – это один из наших примеров, создания эффективной системы...
Ученическое самоуправление и ДО "МОРЖ" в системе воспитательной работы школы-интерната
Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе, если мы хотим, чтобы ребята науч...
Развитие воспитательной системы коррекционной школы -интерната
В этой публикации я делюсь опытом работы в коррекционной школе 8 вида.Я предоставляю коллегам концепцию своей воспитательной работы....
Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната
Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка. Итогом работы всех спеицалситов является еди...
Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...
Актуальность духовно- нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы ( из опыта работы ). Выступление на педсовете.
Актуальность духовно- нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы ( из опыта работы ). Выступление на педсовете....