« Формирование компетенции укрепления здоровья младших воспитанников через закаливание в условиях интерната семейного типа».
учебно-методический материал по теме

Солянова Наталья Алексеевна

выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Из опыта работы

Творческая мастерская:

 « Формирование компетенции укрепления здоровья младших воспитанников через закаливание в условиях интерната семейного типа».

(протокол заседания от 20.03.2012 г)

             

 

        Автор-составитель:  Н.А. Солянова

воспитатель

с. Панаевск 2012год

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача педагогов в детских учреждениях. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.

Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей  возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Удовлетворение потребности детей в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

Определяя задачи физического воспитания, следует учесть, что  возраст детей характеризуется быстрым ростом и развитием, но органы и системы работают еще несовершенно, слабо развиты защитные функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным влияниям внешней среды, у них легко возникают различные заболевания. Поэтому я и выбрала тему самообразования: « Формирование  компетенции, укрепления здоровья младших воспитанников через закаливание в условиях интерната семейного типа»

Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.

В семье №4  проводятся такие закаливающие  процедуры, как водные (обтирание, обливание, душ, купание), воздушные,  различная  гимнастика, полезно пение, танцы

Обтирание способствует притоку крови к подкожным кровеносным сосудам.

Обливание стоп, голеней холодной водой является эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Это обусловлено тем, что существует рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп, голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. При обливании ног повышается тонус сосудистой системы, увеличиваются частота пульса, легочная вентиляция и газообмен, но только в том случае, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов.

Купание - сильнодействующая водная процедура. Поэтому перед купанием нужно проделать физические упражнения. Во время купания нужно следить за дозировкой и не допускать появления у детей озноба.

Воздушные ванны улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. У детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания; организм закаляется, вырабатывается выносливость.

Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления, необходимо учитывать определенные принципы при организации и проведении закаливания. Систематичность закаливания. В ее основе лежат условно-рефлекторный характер ответных сосудистых реакций. Повторные и регулярные закаливающие воздействия приводят к образованию стойких рефлексов, при их прекращении условные реакции угасают. У детей дошкольного возраста они исчезают очень быстро, через 5-7 дней. А перерывы более 10 дней снимают полностью эффект закаливания.

 Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка, так как при этом легче и быстрее формируются условные связи. В случае негативного отношения детей к закаливанию процедуру следует перенести или заменить другой.

Дети применяют контрастное обливание стоп. Попеременное воздействие холодной и теплой воды приводит к более быстрым реакциям нервной системы. Варианты сочетания теплой и холодной воды разнообразны

Многие привыкли думать, что закаливание организма - это только лишь обливание холодной водой. И они заблуждаются. Закаливание - это целый спектр мероприятий, который включает в себя воздушные и солнечные ванны, ножные ванны, обтирание, купания в открытых водоемах, контрастные процедуры и даже хождение босиком тоже есть закаливание.

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания. А также закаливание оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, увеличивает жизненную емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.

 Закаливание - это также и пребывание в более легкой одежде при низкой температуре на улице. Закаливание - это также и сон при открытой форточке.

 Дети более чувствительны к воздействию низких температур, чем взрослые. Производя закаливание, нельзя не считаться с возрастом. А также с типом нервной системы. Например, детям с преобладанием процессов торможения рекомендуют обливания и контрастные процедуры. А вот детям с повышенной возбудимостью нервной системы обливание противопоказано, так как оно может послужить слишком сильным раздражителем.

Важно для достижения эффекта закаливания, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз.  Закаливание обязательно следует производить с учетом индивидуальных особенностей личности и здоровья. И, самое главное, закаливание должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось в течение 2-3 месяцев и затем было прекращено, то закаленность организма исчезает уже через месяц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья обращена к педагогам, которые здоровье ребёнка считают самой главной ценностью....

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Статья предназначена для учителей физкультуры и начальных классов,родителей...

Развитие воспитательной системы интерната семейного типа МОУ Школа с.Белоярск.

В статье содержится описание опыта  обновления системы воспитательной работы в интернате семейного типа для тундровых детей, созданном при общеобразовательной школе в селе Белоярск.  Автор с...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС...

Методические материалы «Образовательные квесты в воспитательной деятельности интерната семейного типа МОУ Школа с.Белоярск».

Методические материалы включают сценарии квестов «Я выбираю путь..», «По следам затерянных экспедиций», маршрутные листы для участников и организаторов игр. Разнообразие форм и...