Развитие воспитательной системы коррекционной школы -интерната
учебно-методический материал по теме
В этой публикации я делюсь опытом работы в коррекционной школе 8 вида.Я предоставляю коллегам концепцию своей воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slayd1.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие воспитательной системы коррекционнои
школы-интерната
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что, «традиционная» система организации работы образовательных учреждений, более или менее успешно действовавшая на протяжении последних десятилетий, устарела.
Особенно это касается детских домов и коррекционных школ-интернатов. К сожалению, в наиболее трудном положении оказались дети с отклонениями в развитии. Они вызывают большую тревогу, поскольку имеют ярко выраженный негативный социальный опыт, наложенный на определенные отклонения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии. Поэтому необходима перестройка воспитательной системы. Для этого требуется разработка концепции и создание модели собственной воспитательной системы учреждения.
Концепция воспитания - это совокупность ведущих идей, принципов, исходных позиций.
Целью своей воспитательной деятельностью считаю - научить ребенка:
- развивать свои силы и способности;
- понимать и принимать других;
- адаптироваться к социальным условиям.
Для достижения этих целей планирую:
1.Участие детей группы в управлении (в самоуправлении):
- совместное формирование и принятие правил жизни класса, группы, формирование прав и обязанностей каждого ребенка;
- планирование коллективной внеучебной деятельности;
- наличие гласности (детской прессы).
2.Создание возможностей для проявления творчества детей:
- возможность для каждого ребенка участвовать в работе кружков, общешкольных или классных коллективных творческих делах.
3.Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт:
- проведение коррекционно-развивающих игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативности, ответственности.
Исходя из целей воспитательной концепции, свою деятельность проектирую по направлениям:
«Учение», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье», «Досуг».
Первое направление – это учение. В данном направлении наиболее эффективными являются следующие формы работы.
«Учение» - т.е. формирование положительного отношения к знаниям; развитие и коррекция индивидуальных способностей, интересов, речи, мышления, внимания.
Формы работы в этом направлении могут быть:
- внутригрупповые конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- познавательные часы;
- КТД, предметные недели.
Следующее направление – общение. По данному направлению целесообразно использовать такие формы работы.
«Общение» - обучение детей умению общаться между собой, со старшими и младшими, руководить при организации отдельных мероприятий.
Формы работы предусматривают:
- создание традиций класса, праздника по случаю дней рождения, классные вечера;
- организация и проведения групповых мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правильного поведения.
Ещё одним важным направлением воспитательной работы является направление – образ жизни. Здесь нужно обратить внимание на следующие формы работы.
«Образ жизни» - работа по воспитанию этической культуры детей, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально отзываться на переживания других.
Формы работы:
- групповые часы по этике;
- анализ педагогических ситуаций в группе;
- знакомство с основами правового поведения и отработка общепринятых норм поведения в наиболее типичных ситуаций.
Направление здоровье просто необходимо для развития воспитанников школ 8 вида, поэтому в этом направлении воспитательная работа строится по следующим формам.
«Здоровье» - направлено на обеспечение здоровья учащихся, формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию организма.
Формы работы:
- сотрудничество с медперсоналом с целью изучения состояния физического здоровья;
- организация внеклассных мероприятий формирующих отношения учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
- дни здоровья;
- беседы по темам - «Спорт в моей жизни».
И конечно же нельзя обойтись без направления досуг.
Направление «Досуг» тесно связаны с направлением «Общение.
Цель:
- сплочение детского коллектива;
- комфортность детей в группе;
- развитие инициативы и творчества учащихся;
- формирование организаторских и самоуправленческих навыков.
Формы работы:
- КТД;
- праздники;
- дни именинника;
- предметные недели и др.
Теоретической основой воспитательной концепции является педагогическая философия академика Игоря Петровича Иванова. Он разработал концепцию взаимодействия взрослых и детей, которая направлена на создание отношений товарищеской заботы друг о друге, на творческое развитие личности каждого участника этих отношений, на улучшение себя и окружающей жизни через полезную коллективную деятельность (КТД).
Методы этой концепции общедоступны, не требуют материальных затрат, но требуют душевных сил.
Субъект воспитательной системы - это не только педагоги, но и сами дети. И педагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в единый коллектив - ядро воспитательной системы.
Воспитательная система - не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, организационные структуры; усложняется или упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация - все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной системы.
Меняются воспитательные методики и технологии. Лобовые методы воспитания все более уступают место косвенным, опосредованным. В этих условиях воспитатель должен быть готовым к любым неожиданностям, нештатным ситуациям, нетрадиционным действиям.
Таким образом:
- Воспитательная система должна охватывать все сферы личностно важной и необходимой для ребенка жизнедеятельности .Однако, не стоит забывать об всестороннем развитии личности плюс индивидуальный подход- вот два непременных условия социализации учащихся.
- Все компоненты воспитательной системы должны быть ориентированы на постижение учащимися многогранных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобщение к гуманистическому стилю общения и взаимодействия.
- Личностно - ориентированное обучение должно выступать как:
а. форма жизнедеятельности ребенка
б. способ его овладевания культурой
в. источник реально жизненного опыта
Каждый из этих трех принципов должен быть подчинен реализации интересов ребенка с его потребностями и его целями. Ребенок должен быть - объектом, субъектом, центром, целью и главной ценностью учебно-воспитательного процесса.
Итогом работы по данной воспитательной системе может служить положительная динамика, которая прослеживается в диагностике воспитанников моей группы. Вы видите некоторые данные по мониторингу.
Однако не смотря на хорошие результаты, воспитателю необходимо поддерживать положительные качества детей и определить поле деятельности для работы с детьми которые не достигли определенных результатов.
Девизом коррекционной школы-интерната, может стать замечательная фраза: «ЗДЕСЬ СОЛНЦЕ СВЕТИТ КАЖДОМУ». Раздвинув собравшиеся тучи, сделать все возможное чтобы над каждым ребенком засветило солнце - вот первая и самая важная забота сотрудников школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида в начальной школе.
материалы для конференции...
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
Развитие воспитательной системы интерната семейного типа МОУ Школа с.Белоярск.
В статье содержится описание опыта обновления системы воспитательной работы в интернате семейного типа для тундровых детей, созданном при общеобразовательной школе в селе Белоярск. Автор с...