Интеллектуальное направление в воспитательной системе школы
статья на тему
В стать рассказывается о том, как в школе организованна научно-исследовательская деятельность обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное направление в воспитательной системе
МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков» города Перми.
В марте 2018 года нашей школе исполнилось двадцать лет. Несмотря на свой, достаточно молодой возраст, школа занимает достойное место среди других школ района и города.
Одним из приоритетных направлений в учебно – воспитательном процессе школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся.
Работа ведется двумя путями: через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организована в рамках НОУ «Шаг в будущее», успешно работающее уже пятнадцать лет. Разработана концепция НОУ, главными идеями которой являются:
1. Сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов, поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний.
2. Деятельность НОУ связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.
В рамках школьного научного общества дается возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, приобретать умения и навыки в научно – исследовательской деятельности. Наши ученики осознают значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Принимая участие в работе научного общества, ребята ощущают себя вдумчивыми, внимательными читателями, аналитиками, новаторами, авторами своих «научных трудов». А еще они хорошо понимают важность своего участия и в олимпиадах, и в НПК, и в различных интеллектуальных конкурсах, потому что хотят побеждать, потому что испытывают гордость за свою школу. Ни с этого ли и начинается патриотизм? Учителя в свою очередь повышают свой профессиональный уровень, методическую компетентность, педагогическое мастерство.
В работе научного общества заняты учителя, учащиеся 2 – 11 классов, выпускники школы – студенты вузов. Деятельность НОУ осуществляется по нескольким направлениям:
- подготовка к предметным олимпиадам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
- подготовка к НПК школьного, муниципального, регионального уровня;
- подготовка к дистанционным эвристическим олимпиадам «Эйдос», «Третье тысячелетие»;
- подготовка к участию в краевых и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
- организация и проведение интеллектуального марафона.
По каждому из этих направлений разработаны положения, в которых определены основные задачи, функции, права участников, организация управления. Созданы и работают предметные секции. Особый интерес испытывают ученики нашей школы к участию в НПК – одной из особых форм учебно – исследовательской деятельности учащихся. Потому что НПК – это итог той большой научной работы, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач. Для качественной подготовки учащихся к НПК ведется курс «Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся». Работа над научным рефератом – это прекрасное содружество ученика и учителя, где учитель не только научный руководитель, но и друг, и партнер. В настоящее время разрабатывается проект создания сборника лучших исследовательских работ учащихся.
С каждым годом растет число школьников желающих принимать участие в дистанционных эвристических олимпиадах, потому что количество участников не ограничено. Как правило, в такой олимпиаде принимают участие дети с разным уровнем знаний, ведь это прекрасная возможность проверить себя в различных областях наук и реализовать свои творческие способности, сделать новые открытия. В первый год наши ребята принимали участие как можно в большем количестве дистанционных олимпиад. Анализируя работу в этом направлении, мы выявили те олимпиады, которые вызывали особый интерес у наших учеников. Это позволило нам планировать участие в дистанционных олимпиадах и организовывать целенаправленную подготовку к ним.
Ежегодно в школе проводится, ставший уже традиционным, интеллектуальный марафон.
Проходит это мероприятие в первые дни школьных каникул после каждой четверти. В осенние каникулы марафон посвящен естественнонаучным дисциплинам (окружающий мир, природоведение, география, химия, физика), в зимние каникулы – гуманитарным дисциплинам (русский язык, литературное чтение, литература, история, МХК), а в весенние каникулы ребята соревнуются в знаниях по математике. В интеллектуальном марафоне принимают участие школьники 2 – 11 классов. Учитывается командное и личное первенство. Ребята решают тесты повышенного уровня сложности и занимаются проектной деятельностью. Победители награждаются грамотами и призами. Организуют, проводят и анализируют результаты интеллектуального марафона учащиеся 9 – 11 классов, представители школьного самоуправления. Выполняя функции учителя, старшеклассники понимают важность и ответственность возложенных на них обязанностей. Организаторами школьного интеллектуального марафона разрабатывается проект создания сборника самых интересных детских проектов за все время существования марафона.
Участие и победа учащихся в олимпиадах, научно – практических конференциях, интеллектуальных конкурсах должны оцениваться по достоинству. Каждый год подводятся итоги деятельности школьного научного общества на торжественной церемонии вручения ученических премий за победы в олимпиадах, научно – практических конференциях, интеллектуальных конкурсах «Ученая сова». Все победители распределяются по номинациям:
- «Юное дарование»;
- «Дебют»;
- «Профи»;
- «Честь и достоинство»;
- «Звездный час».
Участники главной номинации «Звездный час» - победители региональных, краевых уровней получают главный приз – статуэтку «Ученая сова» и солидное денежное вознаграждение. Не остаются без заслуженных наград и почестей учителя и родители.
Церемония «Ученая сова» - попытка сказать слова благодарности и признания друг другу так, чтобы это не выглядело ни искусственно, ни формально – буднично. И каждый год по завершению праздника мы видим довольные лица наших учеников, счастливые слезы в глазах родителей и гордость за своих детей, и чуть – чуть усталые глаза учителей. Завершая церемонию, мы каждый раз произносим заветные слова:
Выше,
Дальше,
Вперед,
Через тернии к звездам!
И все понимают, что будет следующий учебный год, и будет интереснейшая, трудная работа в школьном научном обществе «Шаг в будущее» и обязательно будут победы, потому что без них нельзя, за ними – Школа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.
В данной статье раскрыта модель организации ученического самоуправления в школе....
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Основные направления воспитательной системы школы
Основные направления воспитательной системы школы...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...