Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

      В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стремиться  удивить ученика. Ролевые игры- это активная форма занятия в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Цель игры  создания  игрового  состояния. Игра заставляет ребёнка перевоплотиться. Школьники  моделируют  ситуацию через «оживание» в мысли и чувства своих героев.   Знания    приобретаемые    ими    становятся    личностно    значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизирует все свои знания и умения и осваивает новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seminar_po_grazhdansko-pravovomu_vospitaniyu.zip2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Ортякова И.К.

  Ортякова Инна Константиновна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №24,

учитель высшей квалификационной категории,

педагогический стаж 17 лет.

Рецензия

      Учитель Ортякова И.К. в своей внеурочной деятельности большое внимание уделяет гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Главной целью воспитания     считает      создание      развивающей     среды,    для    воспитания интеллектуальной,     здоровой,    творческой    личности,     имеющей     чёткую гражданскую    позицию  и   способной  к   самоопределению  и   саморазвитию. Внеклассные    мероприятия,     направленные     на    социализацию    учащихся проводятся систематически.  Мероприятие  выстроено методически правильно, составлено   с  учётом   возрастных   особенностей   учащихся  и  способствуют формированию    научного   мышления.    Ролевая   игра    предназначена   для школьников    старших   классов,   обладающих   определёнными   умениями   и навыками.  Время игры используется рационально, этапы логически выстроены и  завершены.  Учащиеся   анализируют  и  обобщают,  логически   рассуждают, делают  правильные   выводы,  формулируют свои  мысли  и  отстаивают   свою точку    зрения.    Следует   отметить    высокую    степень    заинтересованности учащихся.     Такие      мероприятия      способствуют      воспитанию    культуры межличностных   отношений,   чувства   собственной   значимости  и   активной гражданской позиции.              

Рецензент: _______________/ Роженцева Т.И./

Роженцева  Т.И.    руководитель  МО   учителей   общественных   дисциплин   и   английского языка.  

Пояснительная записка

                                 «Внеклассная работа, хорошо организованная,

                                     Систематически и целенаправленно проводимая,-

                                            Одно из важнейших средств воспитания школьников»  

                                                           А.Ф. Родин, «Массовые формы внеклассной работы по истории»  

      Внеклассное   мероприятие  предназначено  для  школьников  9-11 классов. Может быть  использовано,  как в внеурочной,  так  и  в  учебной  деятельности.

      В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стремиться  удивить ученика. Ролевые игры- это активная форма занятия в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Цель игры  создания  игрового  состояния. Игра заставляет ребёнка перевоплотиться. Школьники  моделируют  ситуацию через «оживание» в мысли и чувства своих героев.   Знания    приобретаемые    ими    становятся    личностно    значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизирует все свои знания и умения и осваивает новое.

      Учитель может участвовать в игре в следующих ролях:

-инструктора,  объясняющего правила  игры и  последствия  игровых  действий;

-судьи,  поддерживающего  ход  игры,  контролирующего  соблюдения  правил, оценивающего деятельность школьников;

-тренера  дающего  задания,   подсказывающего, как  поступить  в той или иной ситуации;

-председателя (ведущего),  дающего  импульс  к  игре,  регулирующего  весь  её ход, и подводящего итоги.

      Роли учащихся: актёры, зрители, эксперты.

Актёры создают образы, взаимодействуют со зрителями.  Отвечают на вопросы и  защищают  свою  позицию. Зрители  изучают   дополнительную   литературу, участвуют   в   обсуждении,   выражают   своё   отношение   к   происходящему. Эксперты анализируют игру,  сравнивают моделируемую ситуацию с реальной, оценивают  игру актёров. По ходу игры они  делают  записи,  создают  карточки анализа,  в конце игры   выступают  с   результатами   экспертизы,   выставляют оценки участникам, отмечают наиболее удачные моменты, обращают внимание на поведение персонажей, адекватность реакции зрителей.  

      Соединение  работы  в  группах  с  решением  проблемных ситуаций создаёт наиболее   эффективные  условия  для   обмена  знаниями,  идеями  и мнениями. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что вносит важный вклад в их личностное развитие. Кроме того, учиться играя- это  наиболее  эффективный  и  лёгкий  способ  обучения и  воспитание. В  ходе ролевых игр  школьники  изучают  обществоведческие  дисциплины «вживую», получая не только теоретические, но и практические знания.      

               

Содержание

1. Рецензия                                                                                      2

2. Пояснительная записка                                                              3

3. Ролевая игра: «Выборы мэра г.Уссурийска и УГО»              6

4. Приложение                                                                               14        

5. Список использованной литературы                                      17

           

Ролевая игра «Выборы мэра г.Уссурийска и УГО»

Цели: развитие гражданской   активности,  через вовлечение  молодёжи   в определение и решение актуальных социальных проблем;  через  использование интерактивных   методов  обучения   способствовать  социализации    личности,  познанию окружающей действительности,   самопознанию  и   самореализации;    научиться  отстаивать  своё  мнение  перед оппонентом; строить доказательство   высказанной    мысли;   формировать    ценностные  ориентиры,  определяющие гражданское самосознание.

Оформление:   аудитория    организована  по   типу    ТВ- студии,    выделяется

специальное место для прессы, листовки, рекламные плакаты.

Оборудование:  Конституция РФ,  ноутбук,  мультимедийный  проектор,  ящик для тайного голосования, избирательные бюллетени.

Подготовительный этап:   В  игре   могут  быть  задействованы  все  учащиеся класса. Возможные роли: ведущий, пресса, кандидаты, группа общественности, которая выступает в поддержку кандидата, фотокорреспондент. Накануне класс  разбивается на группы, перед которыми ставятся определённые задачи.

Ведущий представляет участников, сообщает правила  игры,  руководит  ходом  дискуссий, координирует деятельность прессы, участников, зрителей.    Кандидаты  работают  над  своей  программой:  выведение  города  из сложной социально – экономической  ситуации.  Программа   должна  включать  важные аспекты социально-экономического и культурного развития.

Группы     общественности   в    поддержку    кандидата   (доверенные лица)   работают над легендой кандидата,  которая  включает:  историю  жизни,  хобби,   семейное положении, личные интересы и мировоззрение.        

Пресса- группа  учащихся,  работающих над вопросами для кандидатов.  

Фотокорреспондент осуществляет съёмку мероприятия и предоставляет  отчёт о проделанной работе.   

Зрители- группа учащихся,  приглашённых  из  других классов этой параллели. Они  могут  задавать   вопросы   кандидатам  и  принимать   участие   в   тайном голосовании.

Ход мероприятия

                            Весь мир- театр.

                                                                     В нём женщины, мужчины- все актёры.

                                                       У них свои есть выходы, уходы,

                                                     И каждый не одну играет роль.

У. Шекспир

      I. Ведущий.  Ребята, мы с вами являемся  частичкой, образующей общество. Каждый   из  нас  имеет  право   полноценно  жить,  высказывать  своё   мнение, свободно   выбирать   путь  и  верить  в  собственную  уникальность.  И  только, узаконив     безусловный     приоритет    соблюдения    прав    человека,    можно полноценно  реализовать  себя,  выстроить  собственную жизнь и позволить  то же  сделать  другому. XX век, с его катаклизмами и разрушительными войнами, дал человечеству  возможность  осознать,  что  право  и закон  не  прихоти,  они необходимы   для   того,   чтобы  люди   жили в  мире  и  согласии.   Демократия невозможна   без  образованных  в  области  права  граждан и  демократических выборов.  Знание   права   помогает  активно   участвовать  в   жизни   общества, ответственно относиться к собственной жизни и жизни сограждан.

      Сегодня   мы   присутствуем  на пресс- конференции, посвящённой выборам мэра г.Уссурийска и УГО. В рамках сегодняшнего мероприятия будут показаны фрагменты      избирательного      процесса:     работа      общественных      групп (политический маркетинг),  представление  кандидатом  политической   рограм-мы,  деятельность СМИ, тайное голосование.

      II.Представление пресс- группы: У нас сегодня в гостях журналист газеты «Коммунар» Патрашкова Анастасия Вячеславовна; журналист газеты «Свобода  слова»  Берилло   Екатерина  Алексеевна,   журналист     газеты    «Уссурийские новости»   Ефремова   Анастасия    Сергеевна.   Между   прессой и кандидатами должна  завязаться  дискуссия.  Вопросы  должны быть чётко сформулированы.

В игре  полезно  зафиксировать  внимание на вопросе  равенства  возможностей тех  или  иных  кандидатов  получить  доступ к экрану ТВ  или к  микрофону на радио, на странице газет.  

      III.Представление кандидатов:   Белоусов Андрей   Сергеевич,  Сипачёва Вероника Юрьевна, Олинчук Юлия Юрьевна.

IV.  Слово   предоставляется    доверенным     лицам    кандидатов.   Они   могут   представить  рекламные    плакаты,     листовки,   буклеты.   Основная      задача  привлечь потенциальных  избирателей.  Представить  своего   кандидата   в   наиболее выгодном свете. Например:          

Вероника Юрьевна-

Лучший выбор для вас!

Голосуй за неё

И будет жизнь ваша класс!

Заводы и фабрики она все поднимет,

Для этого реформы хорошие примет.

Улучшит жизнь ваших детей

На это имеет она много идей!

В жизни у неё только одна должность,

С которой невозможно уволить:

«Быть честным гражданином России»  

      V.   Выступление кандидатов.      После    выступления     доверенных   лиц  кандидаты   знакомят  избирателей  со  своей   политической    программой.   На  этом    этапе   мероприятия    целесообразно   использовать      информационные     технологии. Кандидаты   представляют программу в виде презентаций.                 

  VI.  СМИ.  В дальнейшем  журналисты  задают вопросы кандидатам. Вопросы должны соответствовать теме  мероприятия,  быть   актуальными,   грамотными   и лаконичными.  Например:

1. Что повлияло на ваше решение баллотироваться на пост мэра?

2. Вы представитель политической элиты, определите круг ваших ценностей.

3. Какие проблемы на ваш взгляд являются приоритетными и почему?

4. Вы состоите в какой-нибудь партии?

5. Согласны ли вы,  что  октябрь 1917  года в  России, показал  всему  миру,  что может произойти, если вовремя не провести  социальные реформы?  

         Вопросы могут быть и компрометирующего характера. Например:

1. Почему вы начали предвыборную кампанию на два дня раньше регламента?

2. На какие средства за границей приобретена дорогостоящая вилла?

3. Правда ли, что вы привлекались к административной ответственности?

4. У вас есть жена и дети, но вас почему- то видят в ночных клубах с молодыми  девушками.

5. Почему вы скрыли 100 тысяч долларов, не указав их в декларации о доходах?    

         Кандидаты,    отвечая   на  вопросы,   должны   оперировать  знаниями   по конкретной  проблеме,  проявлять  объективность,   корректность  и уважение к журналистам и  своим  оппонентам.    

      VII.  Голосование и подсчёт голосов.  

Ведущий.  На  этом  заключительном  этапе   избирательной  кампании   особое значение приобретает чёткое и точное следование процедуре, предусмотренной в законах о выборах.

      Можно  тщательным   образом   реализовать   все   предшествующие  этапы избирательного  процесса,  но  стоит  допустить сбой на этом, завершающем;- и результаты   выборов  потеряют  законную  силу,  не  приобретут   того  знания, которое  они    должны    иметь   в   политической    жизни    страны.    Зрителям предлагается  памятка избирателя,  которую накануне учащиеся составляют под руководством учителя.  

Памятка избирателя

1. Голосование проводится в один из выходных дней;

2. Закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования;

3.  На выборах присутствуют  избирательная комиссия и наблюдатели;

4. Голосование осуществляется с 8 до 20 часов по местному времени;  

5. Избиратель получает бюллетень при предъявлении паспорта или   документа, удостоверяющего личность;

6. Предвыборная агитация на избирательных участках запрещена;

7. Голосование осуществляется тайно.

Ведущий. Дорогие друзья, просим вас  реализовать  своё   политическое  право: избирать.  Принимать  участие  в  голосовании  могут  все  присутствующие,  за исключением самих кандидатов. Доверенные лица не могут голосовать за своих кандидатов.

VIII.   Подведение итогов.   Осуществляется   процедура     подсчёта    голосов.  Учитель подводит личные и групповые итоги.

Ведущий. Дорогие  друзья, мы  думаем, что  каждый из  вас  осознаёт  смысл  и значение  демократических  выборов. Пускай  сегодня- это  только игра. Завтра- это мечты, воплощённые в реальность!

                                                                   «Нынче мы в ответе за Россию, за народ,

                          За всё на свете».

                                                                                                          А.Т. Твардовский.  

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание: учебник для учащихся 10-х Кл. М.: Просвещение, 2008г.

3. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М.: «Новый учебник», 2003г.

4. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006г.

5. Баранов В.В., Дорская А.А., Зарубин В.Г. Справочник школьника. М.: АСТ: Астрель, 2008г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания.

Для представления в областном конкурсе "Учитель года"....

Патриотическое воспитание. Из опыта работы учителя истории и обществознания.

Важнейшей целью образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, творческой личности, обладающей развитым интеллектом, прочными базовыми знан...

Из опыта работы учителя истории и обществознания Андреевой Н.И. МБОУ «Школа №3 Центр развития образования» г. Рязани в региональном проекте по взаимодействию школьников и судей «Знакомьтесь, судебная система России»

Представлен опыт работы по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов в рамках регионального проекта "Знакомтесь, судебная система России".Цели и задачи по формированию правового воспитания:...