Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.
статья по теме
В данной статье раскрыта модель организации ученического самоуправления в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uchenicheskogo_samoupravleniya_odno_iz_prioritetny_ispravleno.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие органов ученического самоуправления –
приоритетное направление в воспитательной системе школы.
Общество заинтересовано в своём поступательном цивилизованном развитии, в обеспечении полноценной жизни каждого члена. Современность требует, чтобы новое поколение имело активную жизненную позицию, умело отстаивать её, а если необходимо – приходить к компромиссам, чтобы члены общества были активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания в школе был поистине демократическим, открытым, гуманным. Одним из средств достижения этой цели и служит ученическое самоуправление.
Самоуправление, на наш взгляд должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
- Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
- Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
- Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
- Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
- Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед коллективом учащихся.
Структура самоуправления в нашей школе трёхуровневая:
Первый уровень - классное ученическое самоуправление. На классном собрании выбирается Совет класса, его рабочие органы самоуправления, из них же выдвигаются представители в БС.
Второй уровень – это школьное ученическое самоуправление. Высшим руководящим органом здесь является Ученическое собрание, которое проводится 1 раз в учебном году. В работе Собрания принимают участие представители 6 – 11 классов.
Ученическое собрание:
- предлагает и утверждает перспективный план работы на учебный год,
- вносит коррективы в деятельности органов самоуправления;
- предлагает правила, обязанности, которые регулируют работу учащихся в коллективе;
- оценивает результаты деятельности органов ученического самоуправления.
Все решения принимаются большинством голосов.
Постоянно действующим органом самоуправления учащихся является Большой Совет старшеклассников ( БС), состоящий из Совета старшеклассников (учащихся 8 – 11 классов) и Детского центра (учащихся 6 – 7 классов), из них составляются основные службы БС и избирается путём общего голосования председатель и заместитель председателя БС.
Совместная коллективная деятельность по организации мероприятий основывается на деятельности Совета дела – временного, сменяющегося органа самоуправления, предназначенного для формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления их интересов и наклонностей.
Третий уровень. Общешкольное самоуправление реализуется через Совет школы. Он состоит из учащихся школы, педагогов и родителей. Совет школы можно назвать пусковым механизмом всей организаторской работы.
Основными документами регулирующими функционирование ученического самоуправления в нашей школе является:
1. Устав школы;
2. Положение о Совете школы;
3. Положение об Ученическом собрании;
4. Положение о Большом совете старшеклассников;
5. Правила школьного этикета.
Они были разработаны членами БС по решению педсовета на тему «Культура школы» и были приняты на Ученическом собрании в мае 2006 года.
В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Свою деятельность БС осуществляет, согласно программе воспитания «По ступенькам взросления», приоритетными направлениями воспитательной деятельности, которой являются:
- интеллектуально- познавательное;
- эколого – валеологическое;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно- эстетическое;
- креативное;
- духовно-нравственное.
Гражданско – патриотическое воспитание реализуется через программу «Где жить, тем и слыть».
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Основными функциями управления являются:
- Анализ;
- Планирование – это своего рода ответ на вопрос «Что будем делать?»;
- Организация – ответ на вопросы: Кто, когда, где, с кем? Будет выполнять эту работу;
- Контроль - получение информации о протекании всех процессов во время организации деятельности. Основными методами является наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия;
- Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, происходит это через самих учащихся, а педагоги оказывают всего лишь консультативную помощь.
Важная роль в становлении и развитии ученического самоуправления отводится диагностированию внутришкольного пространства отношений, так определяя уровень развития ученического самоуправления в 2007г. мы выявили, что уровень развития классного самоуправления значительно ниже уровня школьного ученического самоуправления. Хотя это было во многом обусловлено сменой классных руководителей, чтобы в дальнейшем избежать такого резонанса в нашей школе сложились свои традиции в деятельности органов ученического самоуправления, поэтому группу основных средств воспитательной работы составили:
- коллективно – творческие дела;
- коллективно-организаторская деятельность;
- творческие игры и праздники.
Так, например в октябре месяце традиционно проводится Осенний бал, его готовит 10 класс.
В декабре ежегодно стартует проект «Новогоднее чудо» учащиеся с 1 по 11 класс проявляют себя в различных мероприятиях, например:
- конкурс новогодних ёлок;
- конкурс игрушек и плакатов;
- оформление школы;
- завершение всего проведение праздников ( сценарии, костюмы, танцы).
Организованная в школе совместная деятельность формирует опыт группового планирования, позволяет проявить себя в разных качествах. В процессе подготовки любого дела происходит взаимообогащение деловыми качествами, приобретаются умения самоанализа, критической оценки своих действий и умений товарищей. У учащихся формируется широкий диапазон разновидностей социального опыта становления организаторских качеств личности, разнообразный опыт познавательных, исследовательских, творческих, технических, оформительских, трудовых действий, развивается опыт осознания единства плана и его воплощения, а также личной ответственности за каждое проводимое мероприятие.
Планируя любое дело, мы стараемся действовать в единстве учебной и внеучебной деятельности, влияя на ученика комплексно. Поэтому при подготовке любого коллективного дела активное участие принимают классные руководители, учителя – предметники и педагоги дополнительного образования, выступая консультантами в творческих группах. Главное, чтобы это были дела, в которых педагогов и учащихся объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
Анализируя оценки мероприятий 2009 – 2010 учебного года, отмечу, что 53 % учащихся оценили мероприятия, проводимые в школе, на “отлично”, 44 % - на “хорошо” и 3 % - на “удовлетворительно”.
По итогам анализа анкеты «Мне это интересно», целью которой явились значимые мероприятии для учащихся, лидирующее место занимают мероприятия с элементами коммунарской методики, а именно День дублёра, День здоровья. Осенний бал, Театральный разъезд, новогодний карнавал, Экологический фестиваль, Ярмарка талантов.
Мы видим, что высокий рейтинг получают именно те коллективно – творческие дела, в которых учащийся имеет свободу творчества, свободу выбора.
Анализируя уровень развития ученического самоуправления в 2009г. мы видим, что уровень развития классного самоуправления вырос и находится выше среднего уровня.
Таким образом, проведённые диагностические обследования показывают, что на данном этапе развития школы коллективно – творческая деятельность как основная форма в системе воспитательной работы помогает развитию ученического самоуправления, творческой активности личности, способной адаптироваться в социальной среде.
Формируя органы школьного самоуправления, мы ставили перед собой цель: привлечение большего числа учащихся к участию в общественной жизни.
Я хочу отметить, что начиная работу в органах самоуправления в 6 классе учащиеся расстаются со своими обязанностями уходя из школы. Существует преемственность в работе служб между детским центром и советом старшеклассников.
Особую роль в самоуправлении играют информационные органы.
Создание и работа с советами дела, чередование коллективно творческих поручений позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы школы, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать свои потенциальные и реальные возможности.
Предложенная форма ученического самоуправления не совершенна, но имеет ряд достоинств:
- вовлечение большего числа учащихся в самоуправленческую деятельность;
- развитие таких качеств учащихся, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь;
- появляется возможность творческого потенциала учащихся;
- занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.
Участие в работе ученического самоуправления
Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, способствующей развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит и происходящему в стране.
Уже в стенах школы учащиеся приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с окружающими людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление и ДО "МОРЖ" в системе воспитательной работы школы-интерната
Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе, если мы хотим, чтобы ребята науч...
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната
С целью формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...
Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе
Выступление старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интерес...
Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"
Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...
Интеллектуальное направление в воспитательной системе школы
В стать рассказывается о том, как в школе организованна научно-исследовательская деятельность обучающихся...
Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»
Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...