Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.
статья по теме

Пономарёва Елена Николаевна

В данной статье раскрыта модель организации  ученического самоуправления в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие органов ученического самоуправления –

приоритетное направление в воспитательной системе школы.

            Общество заинтересовано в своём поступательном цивилизованном развитии, в обеспечении полноценной жизни каждого члена. Современность требует, чтобы новое поколение имело активную жизненную позицию, умело отстаивать её, а если необходимо – приходить к компромиссам, чтобы члены общества были активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания в школе был поистине демократическим, открытым, гуманным. Одним из средств достижения этой цели и служит ученическое самоуправление.

              Самоуправление, на наш взгляд должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

  1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
  3. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
  4. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
  5. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
  6. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед коллективом учащихся.

Структура самоуправления в нашей школе трёхуровневая:

Первый уровень -  классное ученическое самоуправление. На классном собрании выбирается Совет класса, его рабочие органы самоуправления, из них же выдвигаются представители в БС.

Второй уровень – это школьное  ученическое самоуправление. Высшим руководящим органом здесь является Ученическое собрание, которое проводится 1 раз в учебном году. В работе Собрания принимают участие представители 6 – 11 классов.

Ученическое собрание:

- предлагает и утверждает перспективный план работы на учебный год,

- вносит коррективы в деятельности органов самоуправления;

- предлагает правила, обязанности, которые регулируют работу учащихся в коллективе;

- оценивает результаты деятельности органов ученического самоуправления.

Все решения принимаются большинством голосов.

Постоянно действующим органом самоуправления учащихся является Большой Совет старшеклассников ( БС), состоящий из Совета старшеклассников (учащихся 8 – 11 классов) и Детского центра (учащихся 6 – 7 классов), из них составляются основные службы БС и избирается путём общего голосования председатель  и заместитель председателя  БС.

       Совместная коллективная деятельность по организации мероприятий основывается на деятельности Совета дела – временного, сменяющегося органа самоуправления, предназначенного для формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления их интересов и наклонностей.

Третий уровень. Общешкольное самоуправление реализуется через Совет школы. Он состоит из учащихся школы, педагогов и родителей. Совет школы можно назвать пусковым механизмом всей организаторской работы.

         Основными документами регулирующими функционирование ученического самоуправления в нашей школе является:

1. Устав школы;

2. Положение о Совете школы;

3. Положение об Ученическом собрании;

4. Положение о Большом совете старшеклассников;

5. Правила школьного этикета.

Они были разработаны членами БС по решению педсовета на тему «Культура школы»  и были приняты на Ученическом собрании в мае 2006 года.

        В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

       Свою деятельность БС осуществляет, согласно  программе  воспитания «По ступенькам взросления», приоритетными направлениями воспитательной деятельности, которой являются:

- интеллектуально- познавательное;

- эколого – валеологическое;

- спортивно-оздоровительное;

- художественно- эстетическое;

- креативное;

- духовно-нравственное.

Гражданско – патриотическое воспитание реализуется через программу «Где жить, тем и слыть».

     Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

Основными функциями управления являются:

  1. Анализ;
  2. Планирование – это своего рода ответ на вопрос «Что будем делать?»;
  3. Организация – ответ на вопросы: Кто, когда, где, с кем? Будет выполнять эту работу;
  4. Контроль -  получение информации о протекании всех процессов во время организации  деятельности. Основными методами является наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия;
  5. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, происходит это через самих учащихся, а педагоги оказывают всего лишь консультативную помощь.

       Важная роль в становлении и развитии ученического самоуправления отводится  диагностированию внутришкольного пространства отношений, так определяя уровень развития ученического самоуправления в 2007г. мы выявили, что уровень развития классного самоуправления значительно ниже уровня школьного ученического самоуправления. Хотя это было во многом обусловлено сменой классных руководителей, чтобы в дальнейшем избежать такого резонанса в нашей школе сложились свои традиции в деятельности органов ученического самоуправления, поэтому группу основных средств воспитательной работы составили:

- коллективно – творческие дела;

- коллективно-организаторская деятельность;

- творческие игры и праздники.

Так, например в октябре месяце традиционно проводится Осенний бал, его готовит 10 класс.

В декабре ежегодно стартует проект «Новогоднее чудо» учащиеся с 1 по 11 класс проявляют себя в различных мероприятиях, например:

- конкурс новогодних ёлок;

- конкурс игрушек и плакатов;

- оформление школы;

-  завершение всего проведение праздников ( сценарии, костюмы, танцы).

      Организованная в школе совместная  деятельность формирует опыт группового планирования, позволяет проявить себя в разных качествах. В процессе подготовки любого дела происходит взаимообогащение деловыми качествами, приобретаются умения самоанализа, критической оценки своих действий и умений товарищей. У учащихся формируется широкий диапазон разновидностей социального опыта становления организаторских качеств личности, разнообразный опыт познавательных, исследовательских, творческих, технических, оформительских, трудовых действий, развивается опыт осознания единства плана и его воплощения, а также личной ответственности за каждое проводимое мероприятие.

       Планируя любое дело, мы стараемся действовать в единстве учебной и внеучебной деятельности, влияя на ученика комплексно. Поэтому при подготовке любого коллективного дела активное участие принимают классные руководители, учителя – предметники и педагоги дополнительного образования, выступая консультантами в  творческих группах. Главное, чтобы это были дела, в которых педагогов и учащихся объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

         Анализируя оценки мероприятий 2009 – 2010 учебного года, отмечу, что 53 % учащихся оценили мероприятия, проводимые в школе, на “отлично”,  44 % - на “хорошо” и  3 % - на “удовлетворительно”.

По итогам анализа анкеты «Мне это интересно», целью которой явились значимые мероприятии для учащихся, лидирующее место занимают мероприятия с элементами коммунарской методики, а именно День дублёра, День здоровья. Осенний бал, Театральный разъезд, новогодний карнавал, Экологический фестиваль, Ярмарка талантов.

        Мы видим, что высокий рейтинг получают именно те коллективно – творческие дела, в которых учащийся имеет свободу творчества, свободу выбора.

        Анализируя уровень развития ученического самоуправления в 2009г. мы видим, что уровень развития классного самоуправления вырос и находится выше среднего уровня.

           Таким образом, проведённые диагностические обследования показывают, что на данном этапе развития школы коллективно – творческая деятельность как основная форма в системе воспитательной работы помогает развитию ученического самоуправления, творческой активности личности, способной адаптироваться в социальной среде.

         Формируя органы школьного самоуправления, мы ставили перед собой цель: привлечение большего числа учащихся к участию в общественной жизни.

Я хочу отметить, что начиная работу в органах самоуправления в 6 классе учащиеся  расстаются со своими обязанностями уходя из школы. Существует преемственность в работе служб между детским центром и советом старшеклассников.

Особую роль в самоуправлении играют информационные органы.

Создание и работа с советами дела, чередование коллективно творческих поручений позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы школы, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать свои потенциальные и реальные возможности.

         Предложенная форма ученического самоуправления не совершенна, но имеет ряд достоинств:

  1. вовлечение большего числа учащихся в самоуправленческую деятельность;
  2. развитие таких качеств учащихся, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь;
  3. появляется возможность творческого потенциала учащихся;
  4. занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.

         Участие в работе ученического самоуправления

Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, способствующей развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит и происходящему в стране.

Уже в стенах школы учащиеся приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с окружающими людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

                                                               

     

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление и ДО "МОРЖ" в системе воспитательной работы школы-интерната

Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе, если мы хотим, чтобы ребята науч...

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната

С целью  формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...

Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе

Выступление  старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления  Детской Школьной Организации «Исток» в  развитии  интерес...

Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"

Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...

Интеллектуальное направление в воспитательной системе школы

В стать рассказывается о том, как в школе организованна научно-исследовательская деятельность обучающихся...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...