Щелкунчик: Битва за потерянное время (открытый урок для 5-6 классов)
проект (5 класс) на тему

Лыскова Марина Витиславна

Открытый урок "Щелкунчик: Битва за потерянное время" разработан для 5-6 классов. В ходе урока (проводится в форме квеста) учащимся предстоит решить различные текстовые задачи, разгадать ребусы, кроссворды и т.д. Также урок содержит творческие задания. Урок оформлен по мотивам сказки Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король", а также фильма "Щелкунчик и четыре королевства".

Открытый урок "Щелкунчик: Битва за потерянное время" содержит следующие материалы:

  • презентация для интерактивной доски;
  • сценарий для учителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Щелкунчик: Битва за Потерянное Время

3 команды по 7 человек, в конце формируются 3 команды по 2 человека из уже существующих команд.

Время: 60 минут.

Нужны: бумажки с заданиями на 3 команды (+скотч, чтобы приклеивать), бумажки с цифрами для последнего этапа; мешочек для распределения по командам (вместе с распределительными бумажками), календарик 1918 года, 21 календарик на 2018 год участникам.

Приготовления: 1) подготовить задания и разложить их в кабинете, 2) распечатать календарики, 3) монтаж видео.

Техническое: задания даны на бумажках, ответы сообщаются ведущему (в презентации не вывешиваются, по желанию в самом конце можно сделать отдельный слайд с ответами на все задания), на презентации – только видео и аудио.

Суть и ход мероприятия кратко: Мышиный Король своим жутким колдовством вмешался в ход времени и украл целый год из истории мира. Если этот год не найти и не вернуть обратно, то ход истории совсем нарушится и следующий год не наступит. Участники изначально делятся на 3 команды: снежные феи (они хотят найти потерянный год, чтобы самим захватить власть, их правление будет справедливым, но судьба мира их не волнует) и феи цветов (эта команда – сила добра, и её цель – спасти потерянный год), а также феи ночи (они преданы Мышиному Королю и стремятся первыми добраться до потерянного года, чтобы не дать его вернуть). На этом этапе ведущий контролирует что кому досталось, чтобы всех рассадить за нужные столы. При этом на некоторых листочках (при жеребьёвке), кроме названия команды, будут написаны добрые, злые и нейтральные роли (например, Щелкунчик, Мари, Мышиный Король, Летучая Мышь, Фея Метели и Фея Лунного Света): неважно, в какой команде окажется обладатель роли (интрига сохраняется до конца), важно, что роли не должны быть разглашены заранее. Ведущий запоминает, кому достались роли, чтобы в конце никто не откосил.

Идёт квест: каждое задание должно приводить к следующему, которое будет спрятано в определённом месте (в нужном месте будут лежать три бумажки с одинаковыми заданиями, но на каждой бумажке нарисован символ определённой команды). Всего заданий будет восемь. Семь заданий проходят по одной схеме: команды решают задачи, получают ответ и перед тем, как взять из тайника следующее задание, приносят полученный ответ ведущему, чтобы у самых медленных команд не было возможности схитрить, подсмотрев, куда идут остальные. Команда, которая первая справилась с заданием, получает 3 баллы, следующая – 2 балла, последняя – 1 балл. За неправильный ответ баллы не начисляются. К концу 7 задания можно иметь в виду некий итог по трём командам (победившая команда получит по пятёрке). Затем наступает черёд восьмого задания: последнюю задачу решают, разделившись на три команды те, на чьих жеребьевочных бумажках были написаны роли (в этой игре они внезапные шпионы-агенты, ожидавшие своего часа): кто первым решит, тот сможет отыскать путь к потерянному году и получит по пятёрке (3 балла, 2 балла, 1 балл). Оставшиеся участники в это время участвуют в творческом конкурсе (у кого лучше получится, тот приносит дополнительные баллы силам добра, зла или нейтральным: 3 балла, 2 балла, 1 балл). Календарь с нужным годом найден, но интрига сохраняется: чтобы узнать итоговый результат (сумма всех-всех баллов за все этапы), все участники должны поучаствовать в финальном хороводе. После хоровода сообщается итоговый результат: победившая по сумме всех баллов команда получает пятёрки (ставятся и участникам основной команды, и соответствующим ролям), раздаются бумажные календарики на 2018 год.

1. Введение.

Презентация: 1 слайд с названием.

Ведущий: Сегодня вы собрались здесь непросто так, а с тем, чтобы принять участие в одной из самых важных битв за мир в волшебном мире, в котором происходит вот что...

Презентация: 2 слайд – видео-легенда.

Ход времени – стержень мира. Время – оно как нить: дёрни один узел, и всё развяжется...

В одной волшебной стране кошмарный Мышиный Король своим жутким колдовством вмешался в ход времени. Он украл целый год из истории мира и запер в тайнике. Время – оно как нить... Следующий год может кануть в небытиЕ. И всё живое уснёт навеки.

В одной волшебное стране грядёт последняя битва за Потерянное Время. Феи цветов, чьи сердца преисполнены добра, мечтают вернуть утраченный год миру. Феи ночи, преданные Мышиному Королю, жаждут тьмы, стремясь первыми добраться до секретного места. А снежные феи, холодные и равнодушные ко всему... Они желают вернуть потерянное, чтобы править миром. Они справедливы, но чужие судьбы их не волнуют...

В одной волшебной стране у каждого есть свои мотивы, но цель – одна. Время – оно как нить... И время не ждёт... Время не ждёт... Не ждёт...

Ведущий: Сейчас же мы с вами узнаем, кому на какой стороне суждено выступить в этой битве: по очереди подходите к Мешку Фортуны и тяните свой жребий. Тот, кому выпадет лист со снежинкой, превратится в снежную фею. Тот, кому достанется лист с цветком, – феей цветов. Тот, кому попадётся лист с чёрной луной, – феей ночи. На некоторых листах будет написано ещё кое-что, но это слово вы должны пока что сохранить втайне ото всех.

Жеребьёвка.

Презентация: 3 слайд – маленький ролик или бьющие часы.

Ведущий: Ну а сейчас Великая Битва за Потерянное Время объявляется начатой. Каждое правильно решённое задание будет приводить вас к тайнику со следующим заданием. Но, решив задание, вы должны показать мне ответ перед тем, как двинуться к разгаданному тайнику.

Командам даётся по конверту с первым заданием (или просто сложенный листик с заданием).

2. Основная часть.

Задание 1. Задание в конверте (задача; раздаётся командам в руки).

Мышиный Король в детстве очень любил считать. Поэтому он не стал слишком сильно мучиться и изобретать что-то сложное, оставив в первой подсказке (которую он, между прочим, делал для себя самого, чтобы ничего не забыть, но она, как и бывает со многими секретами, стала всеобщим достоянием) лишь примеры. Решив примеры, вы получите несколько чисел. Затем вам нужно будет выбрать самое маленькое из них и воспользоваться им. Первая цифра в нём означает ряд, а сумма оставшихся цифр – номер парты, которую следует обследовать, чтобы найти следующую подсказку.

1) 25817;

2) (1350) 6;

3) 6927 + 3127;

4) 60876 + 25;

5) 5419103;

6) 3925;

7)30602:143;

8) 8517:17;

9) 716103:951;

10) 1984.

Ответ: 214 (2 ряд, 4+1=5 парта).

Задание 2. Задание приклеено скотчем под одну из парт (ребус).

Мышиный Король любил не только считать, но и разгадывать ребусы, поэтому следующая подсказка имела вид ребуса, в котором зашифровано место следующего задания.

ЫЙ                    АшФ               Я/3             КА/2

         4=В            

Ответ: первый шкаф третья полка.

Задание 3. Задание на полке шкафа (задача). Задача на время: её надо успеть решить, пока идёт музыкальная дорожка: кто не успеет, тому не ставятся баллы за этот этап.

Презентация: слайд со звуковой дорожкой.

Ведущий (ждёт, пока все команды решат предыдущее задание): Этот этап будет особенным: Потерянное Время шевельнулось в своём укрытии, и ход событий убыстрился: вам нужно будет решить задачу, пока идёт музыкальная дорожка. Кто не успеет вовремя, будет лишён самого ценного. Музыка идёт 3 минуты 9 секунд.

Разумеется, путь к цели никогда не бывает прямым. Вы попали на развилку: если в упрощении выражений попался хотя бы один правильный ответ, вам следует поискать следующее задание в первом ящике стола, если же все выражения упрощены неверно, то вам придётся обыскать подоконник второго окна.

1) 4y + 90y – y = 94y;

2) 2a18 = 20a;

3) 6a + 12b = 18ab;

4) 15x10y2z = 300(x + y +z).

Ответ: все выражения упрощены неверно, поэтому задание нужно искать на подоконнике.

Задание 4. Задание приклеено на окно (количество ступенек на лестнице = номер книги на полке).

Откроем вам один большой секрет: на самом деле Мышиный Король ленив и не очень сильно утруждался, составляя самому себе подсказки. Сейчас вам необходимо вспомнить (ну или посчитать) количество ступенек на лестнице между вторым и третьим этажом, а потом заглянуть в соответствующую (по номеру) книгу на полке в первом шкафу. Считать книги нужно начиная с третьей полки сверху.

Ответ: 26-я книга (уточнить) на полке.

Задание 5. Задание в книге на полке (задача).

В волшебной стране есть прекрасный сад, в котором растут три дерева со сладостями: шоколадное дерево с шоколадками; леденцовое дерево с леденцами и пряничное дерево с пряниками. Мышиный Король собрал некоторое количество сладостей в свой мешок, оставив первую часть подсказки себе, а вторую... в общем, вторая часть подсказки находится у ведущего. Вам нужно решить задачку, а затем подойти к ведущему и воспользоваться второй частью подсказки.

1 часть. Итак, в мешке Мышиного короля находятся шоколадки, леденцы и пряники. Известно, что шоколадки составляют 3 части всего мешка, леденцы — 1 часть, а пряники — 2 части. Сколько шоколадок в мешке Мышиного Короля?

2 часть. Ведущий показывает таблицу.

Ваш ответ

1,5

3

3,5

4,5

6

Место следующего задания

4-я парта 1-го ряда

Первый ящик тумбочки

Первый ящик стола

Второй ящик тумбочки

Подоконник третьего окна

Ответ: 4,5 кг (второй ящик тумбочки).

Задание 6. Задание в тумбочке (3 разных песни, надо спеть припев или первый куплет, чтобы получить лист с целой песней и кодом, из букв текста сложить следующее место, место у всех одно).

Ведущий (снова ждёт, пока все команды закончат с предыдущим заданием): Ну а это задание весьма непростое: каждой команде предстоит прослушать мелодию, а затем спеть первый куплет и припев песни, только после этого вы получите свиток с полным текстом песни, в котором будет зашифрован код-подсказка для следующего этапа.

Презентация: слайды со звуковыми дорожками.

Песня команды снежных фей: Снег кружится, летает, летает

Вам нужно найти в тексте песни все указанные в условии буквы и составить из них 4 слова, которые укажут на место, в котором ждёт следующее задание.

1) восемнадцатая буква в первой строке, 2) пятая буква во второй строке, 3) десятая буква в девятнадцатой строке, 4) девятнадцатая буква в двадцать третьей строке, 5) тринадцатая буква в семнадцатой строке, 6) четырнадцатая буква в шестнадцатой строке, 7) одиннадцатая буква в двадцать первой строке, 8) двенадцатая буква в восьмой строке, 9) семнадцатая буква в десятой строке, 10) тринадцатая буква в двенадцатой строке, 11) четвёртая буква в четвёртой строке, 12) четвёртая буква в двадцать седьмой строке, 13) двенадцатая буква в тридцать первой строке, 14) двенадцатая буква в двадцать пятой строке, 15) десятая буква в шестой строке, 16) первая буква в двадцать третьей строке.

Такого снегопада, такого снегопада

Давно не помнят здешние места.

А снег не знал и падал,

А снег не знал и падал,

Зима была прекрасна, прекрасна и чиста.

Снег кружится, летает, летает,

И, позёмкою клубя,

Заметает зима, заметает

Всё, что было до тебя.

На выпавший на белый,

На выпавший на белый,

На этот чистый невесомый снег,

Ложится самый первый,

Ложится самый первый

И робкий, и несмелый

На твой похожий след.

Снег кружится, летает, летает,

И, позёмкою клубя,

Заметает зима, заметает

Всё, что было до тебя.

Раскинутся просторы,

Раскинутся просторы

До самой дальней утренней звезды.

И верю я, что скоро,

И верю я, что скоро

По снегу доберутся ко мне твои следы.

Снег кружится, летает, летает,

И, позёмкою клубя,

Заметает зима заметает

Всё, что было до тебя.

Песня команды фей цветов: Если снежинка не растает 

Вам нужно найти в тексте песни все указанные в условии буквы и составить из них 4 слова, которые укажут на место, в котором ждёт следующее задание.

1) первая буква в девятой строке, 2) тридцать вторая буква в одиннадцатой строке, 3) двадцать третья буква в шестой строке, 4) тридцать шестая буква в двенадцатой строке, 5) двадцать четвёртая буква в седьмой строке, 6) шестая буква в тринадцатой строке, 7) восемнадцатая буква в четвёртой строке, 8) тридцать пятая буква в третьей строке, 9) двадцать четвёртая буква во второй строке, 10) тридцать седьмая буква в пятой строке, 11) тридцать третья буква в первой строке, 12) двадцатая буква в восьмой строке, 13) седьмая буква в десятой строке, 14) первая буква в пятой строке, 15) одиннадцатая буква в одиннадцатой строке, 16) двадцать пятая буква в четырнадцатой строке.

Когда приходит год молодой, а старый уходит вдаль,

Снежинку хрупкую спрячь в ладонь, желание загадай.

Смотри с надеждой в ночную синь, некрепко ладонь сжимай,

И всё, о чём мечталось, проси, загадывай и желай.

Новый год, что вот-вот настанет, исполнит вмиг мечту твою.

Если снежинка не растает, в твоей ладони не растает,

Пока часы двенадцать бьют, пока часы двенадцать бьют.

Когда приходит год молодой, а старый уходит прочь,

Дано свершиться мечте любой — такая уж это ночь.

Затихнет всё и замрёт вокруг в преддверии новых дней,

И обернётся снежинка вдруг жар-птицей в руке твоей.

Новый год, что вот-вот настанет, исполнит вмиг мечту твою.

Если снежинка не растает, в твоей ладони не растает,

Пока часы двенадцать бьют, пока часы двенадцать бьют.

Песня команды фей ночи: Три белых коня

Вам нужно найти в тексте песни все указанные в условии буквы и составить из них 4 слова, которые укажут на место, в котором ждёт следующее задание.

1) четвёртая буква в четырнадцатой строке, 2) четырнадцатая буква в двадцать четвёртой строке, 3) первая буква в первой строке, 4) третья буква в шестой строке, 5) двадцать третья буква в восьмой строке, 6) пятая буква в двадцать первой строке, 7) двенадцатая буква в двадцать восьмой строке, 8) десятая буква в двенадцатой строке, 9) семнадцатая буква в семнадцатой строке, 10) двадцать третья буква в двенадцатой строке, 11) четвёртая буква в пятнадцатой строке, 12) двенадцатая буква в четырнадцатой строке, 13) четырнадцатая буква в четвёртой строке, 14) восьмая буква в пятой строке, 15) десятая буква в двадцать второй строке, 16) также можете добавить к угаданным буквам букву «й».

Остыли реки, и земля остыла,

И чуть нахохлились дома.

Это в городе тепло и сыро,

Это в городе тепло и сыро,

А за городом — зима, зима, зима.

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, эх, три белых коня —

Декабрь и январь и февраль!

Зима раскрыла снежные обьятья,

И до весны всё дремлет тут.

Только ёлки в треугольных платьях,

Только ёлки в треугольных платьях

Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут.

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, эх, три белых коня —

Декабрь и январь и февраль!

Остыли реки, и земля остыла,

Но я замерзнуть не боюсь.

Это в городе я всё грустила,

Это в городе я всё грустила,

А за городом — смеюсь, смеюсь, смеюсь.

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, эх, три белых коня —

Декабрь и январь и февраль!

Ответ: под книгой на столе.

Задание 7. Задание спрятано на столе под книгой (кроссворд, расшифрованное слово будет означать, что пришло время для финальной битвы).

Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд, тщательно составленный Мышиным Королём, и узнать, что вас ждёт дальше. Узнать вы это сможете, сложив слово из букв, выделенных жёлтым.

По горизонтали:

2) Часть прямой, ограниченная одной точкой; 3) фамилия крёстного главной героини сказки «Щелкунчик»; 6) единица измерения массы; 10) результат вычитания; 12) автор сказки про Щелкунчика; 13) компонент математического действия «деление»; 14) фамилия композитора, написавшего музыку к балету «Щелкунчик»; 15) на что делить нельзя?

По вертикали:

1) Самое маленькое натуральное число; 4) запись, состоящая из одной или нескольких цифр; 5) что колет Щелкунчик?; 7) танец цветов в балете «Щелкунчик»; 8) результат сложения; 9) геометрическая фигура; 11) компонент математического действия «вычитание»; 13) одно из измерений прямоугольника.

Ответ: схватка героев.

Ведущий: Наши испытания близятся к концу, а это значит, что пора наградить команду, которая на данный момент выиграла большее количество боёв (по пятёрке).

Задание 8. Три команды (по 2 человека) решают задачу, которая укажет на тайник (ящик в столе, где будет лежать календарь), остальные в это время по старым командам рисуют рисунок на заданную тему за дополнительные баллы.

Ведущий (ждёт, пока все команды закончат с предыдущим заданием): Пришло время последней битвы. Герои сразятся друг с другом, и не все из них смогут добраться до тайника, куда спрятано Потерянное Время. В начале баталии некоторые из вас обнаружили на своих жеребьевочных листиках загадочные имена, и это непросто так: наши герои за то время, которое длилась наша битва, могли играть роль разведчиков, временно помогая не своей команде. Пришло время раскрыть карты: Щелкунчик и Мари отныне открыто сражаются за команду фей цветов, Мышиный Король и Летучая Мышь – за фей ночи, Фея Метели и Фея Лунного Света – за снежных фей. Именно им, этим героям, и выпала честь сойтись в последнем состязании. Но остальным членам команд зевать тоже будет некогда: пока герои ищут путь к тайнику, вам предстоит с помощью фломастеров и карандашей нарисовать картину «Щелкунчик и волшебная ёлка», которая принесёт дополнительные баллы вашей команде. Помните: чем оригинальней и прекрасней ваше творение, тем больше баллов вы сможете получить!

Для того, чтобы обнаружить тайник с запертым в нём годом вам придётся решить уравнение. А затем найти, где висит указатель с полученным ответом. Утраченное уже близко!

(x + 128 + 4x) : 6 = 23

Ответ: 2 (в классе на столе в разных местах приклеены бумажки «2», «20», «5», «7», «35»; бумажка с надписью «2» приклеена на второй ящик стола, в котором лежит календарь).

3. Заключение.

Ведущий: Итак, первыми пропавший 1918 год нашли Такие-то Герои! С чем мы их и поздравляем, их команда и они достойны награды (получают по пятёрке)! Но... окончательная победа и власть над миром, как бы это ни печально звучало, достанется той команде, которая набрала больше всех баллов по результатам всех-всех испытаний (все задачи, последняя задача, конкурс рисунков). Чтобы узнать, кому будут принадлежать короны сегодня, вам предстоит задобрить Волшебство Сказочного Мира и, пока звучит, музыка, всем вместе, взявшись за руки, станцевать в последнем хороводе, при этом каждые двадцать секунд каждому из вас нужно поворачиваться вдоль своей оси.

Презентация: слайд с последним вальсом.

Хоровод.

Ведущий: А теперь все испытания окончательно завершены, и я с радостью сообщаю, что победу сегодня одержала Такая-то Команда! Им и достанется последняя награда (всем членам команды по пятёрке). Как вы думаете, почему мы сегодня искали с вами именно 1918 год? Разумеется, это было неспроста: ведь ровно сто лет назад, в 1918 году, в России был введён западноевропейский календарь, и Россия стала жить «по новому стилю», которым мы пользуемся и сейчас. Так что, в новом, 2018 году, время, если так можно сказать, празднует свой юбилей. Но юбилей празднует не только время, но и всемирно известный балет «Щелкунчик»! В самом конце 2017 года ему исполнилось 125 лет. И, между прочим, в 2018 году выйдет новый фильм, посвящённый «Щелкунчику». Давайте посмотрим его прекрасный трейлер, а после этого каждый участник получит очень маленький сюрприз.

Презентация: трейлер фильма.

Раздача календариков на 2018 год.

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"

gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок по истории 6 класс "Куликовская битва"

Урок содержит сценарий проведения и презентацию...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...