Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок истории «Битва за Кавказ» 11 класс
Учитель: Минаева Венера Сайфулловна
Пояснительная записка.
Изучая "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны", я выделяю в отдельный урок тему "Битва за Кавказ" и провожу его на основании краеведческого материала. Битва за Кавказ является составной частью военной кампании второй половины 1942 года на юге нашей страны. В учебниках по истории подробно излагается материал о Сталинградской битве, а о битве за Кавказ упоминается только в двух строках. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий, способствовало успешному развитию Сталинградской операции. Она имеет важное военно-политическое и стратегическое значение, в результате упорных, кровопролитных боев на Кавказе враг был остановлен на пути к грозненской и бакинской нефти. Большой вклад в победу над врагом внесли жители Ставрополья. В основу содержания урока положен материал о боевых действиях на территории Ставропольского края и Предгорного района. Изучение учебной темы на основе краеведческого материала способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие в регионе.
Цель урока.
- Раскрыть стратегические цели немецкого командования по овладению Кавказом. На конкретном краеведческом материале показать итоги военных действий на Кавказе летом - зимой 1942- 1942 гг.
- Продолжить развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставлять и анализировать факты, аргументировать свои суждения.
- Способствовать формированию личностного восприятия исторических фактов.
- Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских воинов.
Основные знания: план "Эдельвейс"; причины отступления Красной Армии на юге; содержание приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; оккупационный режим; ход боевых действий на Кавказе.
Основные понятия: эвакуация, бои "местного" значения, коллаборационизм.
Оборудование урока: карты "Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг.", "Битва за Кавказ", "Освобождение Предгорного района от фашистских захватчиков", презентация , видеофильм «Малая земля»
Ход урока
Вступительное слово учителя.
В период весеннее - летней кампании 1942 года Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин ожидал, что главное наступление вермахта будет на московском направлении. В этом его убедила германская разведка, успешно проведя операцию по дезинформации под кодовым названием "Кремль". Вот почему Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации. Войска, которым на юге предстояло наступать в соответствии с его планами, были обескровлены.
Проблемное задание. Гитлер - японскому послу (январь 1942 г.):
"Советы уже в следующее лето будут разгромлены… Я, намереваюсь пока в центре фронта не проводить наступательных операций. Моей целью будет наступление на юге. Я решил, как только улучшится погода, предпринять удар в направлении Кавказа. Это направление - важнейшее". Как вы думаете, почему в 1942 г. Гитлер решил основной удар нанести на юге?
Вводная беседа: Почему Гитлер особое внимание в своем плане придавал Кавказу? Какие стратегические цели определил Кавказу Гитлер в своем плане?
Вывод. Северный Кавказ богат природными ресурсами: 86,5 % общесоюзной добычи нефти, 65 % природного газа, 56,5 % марганцевой руды. Без кавказской нефти Гитлер считал невозможным продолжение войны. Все офицеры и генералы воинских частей противника были снабжены специальным "Справочником - путеводителем по Кавказу". В приложении к нему указаны районы вторжения: "Баку - нефтяные фонтаны, Грозный - лучший в мире бензин, Кабарда - молибден, Северная Осетия - цинк, Занзегур - медь". Враг приложил все усилия, чтобы захватить этот богатый район.
Сообщение ученика " План "Эдельвейс":
(1 вариант. Показ фрагмента видеофильма)
2 вариант. Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 2
Работа с таблицей " Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ.
Силы и средства | Советские войска | Войска противника | Соотношение |
Люди | 112 тыс. чел | 167 тыс. чел | 1:1,5 |
Орудия и минометы | 2,1 тыс. | 4,5 тыс. | 1:2,1 |
Танки | 121 | 1130 | 1:9,9 |
Самолеты | 130 | 1000 | 1:7,7 |
Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.
Характеристика учителем периодов битвы за Кавказ
- Первый период 25 июля - 31 декабря 1942 г. - оборонительные действия советских войск. В конце июля немецкие войска начали наступление на сальском, ставропольском и краснодарском направлениях. Немецкие танковые армии прорвали оборону советских войск, и вышли на оперативный простор - в Задонские и Сальские степи. В войсках Донской оперативной группы сложилось критическое положение. В дивизиях 37-й армии насчитывалось от 500 до 800 человек, на одно орудие приходилось по 10 снарядов, на миномет - по 5. Связь с дивизиями отсутствовала. Штаб потерял управление войсками. Отступление проходило в условиях 40 градусной жары. - Второй период начался 1января 1943г. и завершился 9 октября 1943г. - характеризуется наступательными операциями.
Работа с документом: Знакомство с приказом № 227 от 28 июля 1942 г. изданным Верховным Главнокомандующим под названием: "Ни шагу назад".
Задание: Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований военного устава. Мнение других: приказ слишком суров, жесток, рассчитан на страх перед неминуемой карой, а в моральном плане его роль нельзя оценить положительно. А что вы думаете по этому поводу? Свой ответ обоснуйте.
Сообщение ученика о боях за Кавказские перевалы.
Рассказ учителя о боевых действиях на Ставрополье.
"Первого августа на участке Донской группы войск СКФ наши войска вели тяжелые кровопролитные бои с превосходящими силами немецко-фашистских захватчиков, - сообщалось в сводке советского Информбюро, - противник потеснил наши войска на Сальском направлении, развивая наступление на Ворошиловск (Ставрополь)". 3 августа город был подвергнут интенсивной бомбежке и фактически без боя был сдан. 5 августа немецкие войска овладели Невинномысском; с 9 по 12 августа захватили города Кавминводской группы,
Рассказ учителя о боях за Кавказские перевалы.
В середине августа 1942 г. в горах Северного Кавказа начались ожесточенные бои 46-й армии (командующий - генерал В.Ф. Сергацков) с немецким горно-стрелковым корпусом генерала Р. Кондара. Генерал С.М. Штеменко отмечал: "С обороной гор дело явно не клеилось. Командование фронта слишком преувеличивало их недоступность, за что 15 августа поплатилось Клухорским перевалом. Вот-вот мог быть взят и Марухский перевал… Допущенные оплошности исправлялись в спешном порядке. Срочно формировались на защиту перевалов отряды из альпинистов и жителей высокогорных районов, подтягивались дополнительные силы из кадровых войск…" На перевалах, по сводкам Информбюро, шли бои "местного значения". Войскам Закавказского фронта была поставлена задача: во что бы то ни стало остановить врага.
Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 3-4
Работа с картой "Битва за Кавказ" - ход боевых действий.
Вывод. Бои и операции на Северном Кавказе велись в особых условиях горно-лесистой местности, что обогатило советские войска опытом для последующих действий в Крыму и Карпатах. Битва завершилась победой, имевшей важное военно-политическое и стратегическое значение.
Характеристика учителем второго периода битва за Кавказ.
Второй период начался 1 января и завершился 9 октября 1943 г. - характеризуется наступательными операциями.
Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 5-20
Битва на Волге во многом предрешила исход боев на Северном Кавказе. Наступление на Закавказском фронте в январе 1943 г. Создало угрозу окружения северокавказской группировки противника. Стремясь избежать окружения, гитлеровцы начали отступление из района Моздока, сел Ага - Батыр и Дыдымкино в северо-западном направлении. 5 января было освобождено Курская, 7 января - Курский район, 11 января освобождены города Кавминводской группы, С августа 1942 года до начала 1943 территория края находилась под вражеской оккупацией. Население пережило страшный кошмар «Нового порядка», оказывая ему жесткое сопротивление.
Герой Советского Союза Литвиненко П.С (1904-1971 гг.) наш земляк, вспоминает: «В течение трех суток из Суворовского района были эвакуированы все тракторы, моторы комбайнов, колхозный скот. Сделано было все возможное, чтобы спасти от врага народное добро. 9 августа мой артиллерийский полк покидал Суворовскую. При обороне Нальчика я находился в батарее, которой было приказано разгромить эшелон с боеприпасами и техникой, скопившийся на станции Прохладное. За десять минут батарея выпустила 240 снарядов. Станция полыхала…»
В.А.Шпелевский вспоминает бой за Суворовскую: «Агентурная разведка и партизаны доносили в штаб фронта, что гитлеровцы на Кавказе подготовили к взрыву все железнодорожные станции, телефонные столбы, рельсы. Сообщали и другое, что фашисты вывозят на окраину Минвод пленных, мирных жителей и расстреливают, жгут и взрывают здравницы. 37-я армия наступала вдоль склонов гор, имея впереди вторую гвардейскую стрелковую дивизию. Гвардейцы за 10 дней наступления освободили от оккупантов Нальчик, Кисловодск, Ессентуки и 11 января 1943 г. получили задачу не останавливаясь наступать в направлении ст.Суворовская с ходу форсировать реку Кума, чем обеспечить плацдарм для наступления войск армии для направления г. Черкесска.»
13 января 1943 года после продолжительных боев ст.Суворовская была освобождена от немецкой оккупации. В освобождение станицы приняли участие 2-я Гвардейская, 351-я и 295-я стрелковые дивизии.
Подвиги жителей станицы увековечены мемориалом Славы и на возвышенности у парка.
Более 40 лет пролежали останки экипажа нашего самолета-разведчика ПЕ-2 на колхозном поле у ст. Суворовской. Самолет разбился в воздушном бою 9 января 1943г. Поиски останков самолета продолжались длительное время. По найденным документам удалось выяснить фамилии членов экипажа самолета -разведчика. Это командир Скирта Г.Г., штурман Зибров Г.И., стрелок Логвинов Н.Я, останки героев торжественно были перенесены у мемориалу Славы и установлены в нише огромной глыбы, покрытой белым мрамором.
21 января освободили г. Ставрополь. В конце января Черноморская группа войск освободила Майкоп, а затем начала Краснодарскую операцию, в ходе которой 12 февраля был освобожден Краснодар. "Постоянно преследовавшие нас русские, зима, упадническое настроение, - отмечал в своем дневнике солдат вермахта Л. Треплин, - все это неимоверно осложняло планомерный отход, и целые подразделения были охвачены паникой и бежали очертя голову". К середине февраля большая часть Северного Кавказа была освобождена от врага. Развивая наступление, советские войска вышли к Таманскому полуострову, где встретили упорное сопротивление противника. В сентябре 1943 г. началась Новороссийско - Таманская операция советских войск. К 9 октября Таманский полуостров был освобожден от фашистов.
Закрепление изученного материала.
Тест.
1. Весной - летом 1942 г. гитлеровское командование решило основной удар нанести:
а) на ленинградском направлении;
б) на московском направлении;
в) на южном направлении.
2. Укажите кодовое название плана гитлеровского командования по захвату Северного Кавказа:
а) "Барбаросса";
б) "Тайфун";
в) "Эдельвейс".
3. Назовите хронологические рамки битвы за Кавказ:
а) 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 года;
б) 23 августа 1942 - 12 декабря 1943 года;
в) 25 июля 1942 - 9 октября 1943 года.
4. Когда был издан приказ № 227, получивший название "Ни шагу назад"?
а) 28 июля 1942 г. в связи с катастрофическим положением на Юго - Западном фронте;
б) 19 ноября 1942 г. в связи с началом наступления под Сталинградом;
в) 12 октября 1941 г. в связи с наступлением немецких войск на Москву.
5. Когда Ворошиловск (Ставрополь) был захвачен гитлеровскими войсками?
а) 1 августа 1942 г.;
б) 3 августа 1942 г.;
в) 7 августа 1942 г.
6. Назовите хронологические рамки оккупации станицы Суворовской:
а) 23 августа 1942 г. - 12 декабря 1943 г.
б) 9 августа 1942 г. - 13 января 1943 г.
в) 10 августа 1942 г. - 2 февраля 1943 г.
Итоговая беседа
- Какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом?
- О чем свидетельствовала постановка подобной цели? Почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?
- Каковы были итоги военных действий на советско-германском фронте зимой - летом 1942 года?
- Почему второй период Великой Отечественной войны можно характеризовать как период настойчивого равновесия?
Обобщение ответов учащихся.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс (национально-региональный компонент)
Краеведческий компонент содержания школьного биологического образования является составной частью государственного стандарта общего образования на второй ступени обучения, содержание которого...
Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"
1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
Конспект открытого урока в 6 классе по Истории средних веков.
Урок в игровой форме позволяет повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей эпохи средних веков....
Конспект открытого урока истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида Тема: Начало правления Петра I.
В материале представлен конспект открытого урока по истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида. Во время урока на разных его этапах используется интерактивная доска и презентация по теме данного...
Конспект открытого урока истории в 6 классе коррекционной школы VIII вида (по программе Бгажноковой И.М.)
Вашему вниманию представляется конспект открытого урока истории в 6 классе для слушателей ГБОУ Высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления"...