Открытый урок по истории 6 класс "Куликовская битва"
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Иваничкина Наталья Васильевна

Урок содержит сценарий проведения и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_6.docx147.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 6-м классе по теме "Куликовская битва"

Цель:

  • Рассматривая деятельность Дмитрия Донского, сформировать у учащихся представление о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы, выяснить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы для Руси, особо подчеркнув при этом роль Москвы; способствовать воспитанию у школьников патриотизма, гордости за свой народ, вставший на защиту Родины.
  • Содействовать формированию у учащихся навыков сравнения, анализа, оценивания исторических событий.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: проблемный, объяснительно - иллюстративный.

На уроке используется:

  • Перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию
  • Поиск решения поставленных задач
  • Развитие мышления учащихся, извлечение информации из разных источников
  • Формирование навыков работы с высказываниями, документом, картиной.

Оборудование: видеопроектор, карта “Русь в 13 – 14в”, документы, схемы, таблица

План урока.

  1. Личность Дмитрия Ивановича.
  2. Подготовка к сражению.
  3. Куликовская битва: ход, итоги и сражение.

I. Вводно – мотивационная часть.

Слайд 2

http://festival.1september.ru/articles/571547/img1.gif

Его величество историческая карта. Как много она значит на уроках истории. Даёт информацию, представление о границах княжеств. Давайте к ней обратимся.

  1. Сравните карты Русь в 13в. и Русь в 14в. Определите, какие изменения произошли?
  2. Назовите имена первых московских князей?

Слайд 3

http://festival.1september.ru/articles/571547/img2.gif

  1. Кто из русских князей первым вступил в открытый бой с Золотой Ордой?
  2. Как вы, думаете: за что Дмитрий Иванович получил прозвище Донской?

С помощью учителя, учащиеся определяют тему урока. Слад 4.

По какому плану изучается битва?

Слайд 5.

Эпиграф к урок :

“Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья”… 
Н. Кончаловская

  1. Что вы можете сказать о битве, исходя из эпиграфа урока?
  2. В летописях Куликовскую битву называют Мамаевым побоищем. Почему? На чьей стороне была победа?

Слайд 6.

http://festival.1september.ru/articles/571547/img3.gif

В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось “поле чисто и велико”. Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: “Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство”.

Более шести веков прошло со времени Куликовской битвы, но это событие поражает воображение наших современников и вызывает споры между историками.

Слайд 7.

“ Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. ...И последствием всей его деятельности было то, что разорённая Русь опять должна была ползать и унижатьсяперед издыхающей Ордой” Н. И. Костомаров

Как Н. Костомаров оценивает Русь? Найдите нужные прилагательные о Руси в его высказывании.

“Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные гением России, ибо гром пробудил её спящую славу, и народу уничиженному возвратил благородство духа”. Н.М. Карамзин.

Какой увидел Русь Н. Карамзин? Найдите нужные слова о Руси в его высказывании. Неизгладима в памяти народной победа на Куликовом поле в 1380г.,но тем не менее победа не привела к ликвидации ига монголо – татар. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Дмитрию Ивановичу пришлось признать себя вассалом Золотой Орды и продолжать платить дань.

Слайд 8 , 9. Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?

За десятилетия “тишины”, которою создавали предыдущие правители Московского княжества, родилось новое поколение людей, не страшившееся ордынских набегов. Эти люди и бросили вызов Орде.

II. Организация учебной деятельности учащихся.

1. Личность Дмитрия Ивановича.

Слайд 10.

http://festival.1september.ru/articles/571547/img4.gif

Краткая биографическая справка. ( Сообщение ученика)

Вопросы по сообщению:

  1. Как Дмитрий Иванович стал великим князем?
  2. С какими княжествами пришлось соперничать Дмитрию?
  3. Где русские одержали победу над монголами? Почему, русские, смогли выиграть это сражение?

Москва укрепляла свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись русские земли.

В 70- е годы 14в. Дмитрий счёл, что пришло время избавить Русь от ордынского ига. Он считал, что Золотая Орда стала слабеть, там шли усобицы, бесконечная смена правителей, т.е. в ней проходили те же процессы, которые Русь переживала в эпоху феодальной раздробленности. Эти события в Орде получили название “Великая замятня”. Властью в Орде завладел темник Мамай (старший военачальник). Дмитрий Иванович перестал платить дань.

Слайд 11.

http://festival.1september.ru/articles/571547/img5.gif

Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани?

2. Подготовка к сражению.

Слайд 12. Документ:В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.

Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:

Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…

Из “Новгородской Четвёртой летописи”

Вопросы к документу:

  1. Кто такой Мамай?
  2. Кто выступил на стороне Мамая?
  3. С какой целью он готовился к походу на Русь?
  4. Почему Мамая поддержал рязанский князь?
  5. Зачем победа нужна была Мамаю?

Рассмотрим, как Москва готовилась в сражению. Стр. 150 учебника.

Слайд 13.

Линии сравнения

Золотая Орда

Москва

Цели

Покорение Руси, разгром основных центров Руси

Освобождение Руси от ига. Защита интересов православия

Союзники

Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег

Русские князья, литовские князья Ольгердовичи

Войско

Усиление конного войска нанятой генуэзкой пехотой

Постоянное войско, созыв народного ополчения, пехоты из горожан

 Зачем победа нужна Дмитрию Ивановичу?

В городе Коломне состоялся смотр русского войска. Сюда пришли ростовские, белозерские, ярославские, устюжские князья и воеводы со своими силами. В собирании ратей участвовало 36 городов. На борьбу встала Северная – Восточная Русь.

Дмитрий Иванович взял на себя всю ответственность за предстоящее сражение. Это был очень смелый шаг. Как вы думаете, почему это был смелый шаг?

Предстояло глобальное сражение с монголо – татарами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку. У кого он мог её получить?

Дмитрий Иванович перед походом посетил Сергия Радонежского.

Слайд 14.

http://festival.1september.ru/articles/571547/img6.gif

Сообщение ученика о Сергии Радонежском.

Вопрос по сообщению: В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского?

- Старец повлиял на политическую судьбу государства, дал благословение, вдохнул силы в князя и русское войско.

Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Русских княжеств. Почему?

Подойдя к Дону, мнения князей разделились: одни предлагали перейти реку Дон и сразиться с противником, другие - остаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага. Окончательное решение было за Дмитрием Ивановичем.

Какое решение приняли бы вы на месте князя?

Разбор схемы Куликовской битвы

Слайд 15.

http://festival.1september.ru/articles/571547/img7.gif

  1. В чём преимущество Куликова поля?
  2. Какую тактику мог использовать князь Дмитрий Донской? Что было необычайного в построении русских войск?

По фронту русская позиция имела протяжённость 8 км, а местность для конницы противника – 4 км. И вот наступило раннее утро сентябрьское 1380г.

Картина “Утро на Куликовом поле”.

Слайд 16

http://festival.1september.ru/articles/571547/img8.gif

  1. Что вы видите на картине? (Люди, какого возраста вышли на бой? Каково вооружение русских)?
  2. Какие чувства людей передаёт художник?

По традиции битва началась поединком русских богатырей. Из татарского войска выехал Челубей, а навстречу ему Александр Пересвет. Они сшиблись на всём саку, и оба замертво пали на землю.

Слайд №17

http://festival.1september.ru/articles/571547/img9.gif

Рассказ диктора о сражении.

Слайд 18

http://festival.1september.ru/articles/571547/img10.gif

Князь Дмитрий в ходе битвы сражался в составе Передового полка. После битвы князя долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только ранен. Ему оказали помощь, и он вновь возглавил войска. Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.

III. Контроль и коррекция знаний.

Почему удалось победить ордынцев на Куликовом поле?

Слайд19

http://festival.1september.ru/articles/571547/img11.gif

  1. Полководческий талант князя, его умелые действия
  2. Мужество, храбрость русских войск
  3. Объединение сил русских княжеств
  4. Ослабление Орды и усиление Московского княжества
  5. Поддержка русской православной церкви.

“И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахаря, ни пастух в поле не кличут, лишь вороны, не переставая, каркают на трупами человеческими, страшно и жалостливо было это слышать тогда: и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле клонились” [2].

В чём значение Куликовской битвы?

Слайд 20

http://festival.1september.ru/articles/571547/img12.gif

Значение Куликовской победы было огромно: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе.

Сражение показало, что можно победить Золотую Орду, но для этого нужно сплочение. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор, и русские люди могут объединяться для общего дела. Куликовская битва

  1. Сделала Москву – центром объединения Руси.
  2. Разбив силы противника, народ поверил в неизбежность скорого падения монголо – татарского ига.

? Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории? Чтобы ответить на этот вопрос определим: какой стала Русь:

Слайд 21.

Русь до Куликовской битвы

http://festival.1september.ru/articles/571547/img13.gif

Русь после Куликовской битвы

Русь за время своего существования, не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолевать невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее.

Д/З *18. Задания на выбор.

  1. Найти стихи о Куликовской битве.
  2. Нарисовать образы события.
  3. Написать сообщение о герое Куликовской битвы.

Используемая литература:

  1. История России с древнейших времён до конца 16 века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Сост. Н.Ю. Колесниченко Волгоград: Учитель, 2005г.
  2. Воинские повести Древней Руси.
  3. Митяев А.В. Ветры Куликова поля.
  4. При составлении презентации использованы фрагменты иллюстраций: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории “Кирилла и Мефодия” История России.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

Открытый урок по истории в 7 классе: 70 лет со дня битвы под Москвой

Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней....

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...

Разработка урока по истории "Сталинградская битва" (11 кл)

Тема: Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны     Разработал : учитель истории I категории Арженовскова Татьяна Ивановна   Урок по истории в 1...

Открытый урок по истории в 11 классе. Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы?  Для того, чтобы вы никогда,   не допустили этог...

Конспект урока по истории Отечества "Битва на Куликовом поле" 7 кл.

Конспект урока по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....