Дополнительная общеобразовательная программа " Основы дизайна. ВВедение в специальность"
рабочая программа на тему
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_prog_osnovy_dizayna._vvedenie_v_spetsial2019g.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Кондинского района
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Согласована районным экспертным советом __________________ ___________________ ___________________ Дата___________ | Утверждена директором МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» __________И.В. Коркишко |
Программа
«Основы дизайна. Введение в специальность»
Художественное направление
Возраст детей 16-18 лет
срок реализации 1год
Первухина Е.Ю.
педагог дополнительного образования Изостудия «Модерн»
высшая квалификационная категория
г.п. Междуреченский
2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тот, у кого есть талант, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. |
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы дизайна. Введение в специальность» для детей 16-18 лет, разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Сегодня общество испытывает потребность в развитии творческой личности. Творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность. Возросший интерес значительной части детей и подростков к художественному конструированию (дизайну), как способу эстетической организации окружающего пространства, использование компьютерных технологий, приводит к необходимости совершенствования педагогических условий для творческого развития обучающихся, что обуславливает необходимость разработки данной программы.
Дизайн (художественное конструирование) – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Смысл дизайна заключается в комплексном системном подходе к каждой вещи. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.
Профессия «дизайнер» предполагает сочетание рациональной и эмоциональной сфер деятельности человека, проектирование определенной модели с учетом правил и закономерностей дизайна. На сегодняшний день для широкого применения в системе дополнительного образования по направлению «дизайн» нет программного обеспечения.
В образовательных программах по изобразительному искусству проводится знакомство с дизайном и осуществляется во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте, но не в полном объеме, что дает возможность для поиска новых творческих идей, исследования современных эффективных методов и приемов работы с детьми в данном направлении. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования - воспитание проектного мышления. При поступлении в высшие учебные заведения на специальность дизайн абитуриенты подвергаются творческому экзамену по художественным дисциплинам - рисунку, живописи, композиции. Разумеется, художественные способности - необходимый критерий отбора будущих профессионалов в области дизайна, но также необходимо и наличие проектных способностей.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность учащихся в области современного дизайнерского искусства, а также в ее практической направленности. Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни, как: формирование современной культуры (новые подходы в организации среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха); появление новых культурных потребностей в подростковой среде, направленных на решение актуальных для молодежи проблем профессионального самоопределения; поддержка художественно одаренных детей.
Новизна и отличительные особенности программы. Настоящая программа особенна и отлична от других программ тем, что разработана на основе требований высших и средне профессиональных учебных заведений, предъявляемых к практической подготовке абитуриентов. Включает в себя широкий спектр направлений дизайна и дает возможность учащимся самоопределится и остановить свой выбор на одном из направлений при дальнейшем обучении. А также развитие творческих способностей детей на основе проектных технологий, развитие проектного мышления учащихся и, в результате, создание ими уникальных творческих работ. Предлагаемая программа включает в себя изучение живописи, рисунка и композиции, являющихся фундаментом программы. Кроме того, краткую историю искусства, основы дизайна и знакомство с различными его направлениями, декоративно-прикладное искусство, основы компьютерной графики, фотографии. В процессе обучения используются разнообразные художественные материалы, традиционные и специальные техники рисования, применение которых призвано помочь учащимся более полно выразить свои способности и освоить новые возможности для творчества. В учебно-тематическое планирование программы включены темы, касающиеся культуры и искусства, что позволяет познакомиться с культурными традициями Родины и успешно применять знания при создании творческих работ. Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, их желаний и возможностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает формировать у обучающихся особый стиль мышления (дизайнерское мышление), для которого характерно понимание основных критериев гармонии, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
Содержание программы соответствует действующим образовательным программам и методикам среднего образования.
На занятиях с детьми осуществляется интеграция познавательной и созидательной творческой деятельности обучающихся. С этой целью, предлагаются практико-ориентированные технологии преподавания изобразительного искусства, которые опираются на принципы:
-формирование целостной картины мира;
-открытость в социокультурную среду;
-культурологическая и комплексная направленность;
-единство федерального культурно-образовательного пространства;
-приоритет общечеловеческих духовных ценностей;
-личностно ориентированные подходы к развитию у учащихся творческих интересов в разных сферах жизни;
-практическая направленность созидательной творческой деятельности учащихся.
Программа работает на основе гуманистических принципов, сложившихся в системе дополнительного образования, свободна от школьного, оценочного подхода к ребенку, создана для конкретного коллектива, максимально учитывающая сложившиеся особенности, возможности. В ней осуществляется дифференцированный подход к каждому, учитывающий особенности его интересов.
В отличие от всех существующих программ (например, В. С. Кузина, А. С. Близнюка, В. В. Сидоренко и др.), данная программа рассчитана на полный курс обучения детей основам дизайна в условиях объединения дополнительного образования и адаптирована для детей в возрасте от 16 до 18 лет.
Цель программы: сформировать знания учащихся о мире дизайна, создать условия для развития технологического мышления, графической и информационной культуры, технических творческих возможностей, заложенных в ребёнке.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания, полученные на уроках изобразительного искусства, технологии и информатики, способствовать их систематизации;
- знакомить с направлениями дизайна;
- знакомить с основами знаний в области композиций, дизайна, цветоведения, формообразования;
- знакомить с основами конструирования и моделирования;
- формировать умения и навыки проектной деятельности по принципу инженерного проектирования;
- формировать умения и навыки работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами;
- знакомить с техническими терминами, использованием их в работе;
- создать условия для дальнейшей социальной адаптации в информационном обществе;
- создать предпосылки для успешной профессиональной и личной самореализации.
Развивающие:
- раскрыть креативные способности;
- подготовить к технологическому, художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
- развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
- развивать творческое воображение;
- развивать моторику руки, зрительную память, глазомер;
- развивать эмоциональную сферу, чувства, духовность;
- подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира;
- развивать стремление к самообразованию.
Воспитательные:
- формировать информационную и эстетическую культуру учащихся;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
- воспитывать умение планировать свою работу;
- воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность;
- воспитывать толерантное отношение в группе.
Принципы обучения:
- актуальность: люди издавна занимались изготовлением традиционной одежды, украшали жилище, изготовляли и украшали посуду и предметы домашнего обихода;
- индивидуальность: учёт индивидуальных, психологических способностей и особенностей ребенка;
- наглядность: использование на занятиях наглядных пособий;
- сотрудничество: в ходе работы учащиеся и педагог работают в качестве партнеров более и менее опытных;
- систематичность: определяется посещаемостью занятий, меньше пропусков – больше знаний;
- доступность и посильность: определяется созданием условий для полного раскрытия способностей ребенка, его особенностей;
- последовательность: обучение «от простого к сложному», от простых образцов до готового изделия;
- связь теории с практикой: выполнение практической работы начинается с получения теоретических сведений;
- результативность: определяется показателем сравнительного творческого роста учащегося.
Отличительные особенности программы:
Программа «Основы дизайна . Введение в специальность» может являться закономерным продолжением общеобразовательной дополнительной программы «Студия юного дизайнера», но также может самостоятельно реализовываться для детей 16-18 лет.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Для занятий по программе принимаются все желающие. Во время приема и формирования учебной группы проводится первичная диагностика способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).
Возраст обучающихся: от 14 до 18 лет.
В программе учитываются возрастные и психологические особенности детей. Количество обучающихся в группе – 10 человек.
Общая продолжительность образовательного процесса составляет 216 часов в год, 6 часов в неделю; 24 часа в месяц.
Недельная нагрузка педагога составляет 6 часов в неделю:
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 3 часа
Форма и режим занятий:
Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Прогнозируемые результаты программы
Личностные результаты:
- в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественное умение для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих в России и художественных музеях своего региона;
- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей выраженных в главных темах искусства и отражения их в собственной художественной деятельности;
-умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием изобразительного искусства и компьютерной графики) .
Планируемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся будут
знать: ‒ термин «дизайн»; ‒ композицию дизайна, конструкцию, эргономику, колористику, декоративно- прикладное искусство, основы компьютерной графики, фотографии и полиграфического производства.
‒ основы проектной графики, теории и практики проектирования в различных видах и направлениях дизайна (промышленный дизайн, дизайн среды, графический дизайн, дизайн одежды и аксессуаров, экологический дизайн, фитодизайн).
уметь: ‒ смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; ‒ использовать рабочий инструментарий дизайнера (законы композиции, элементы графического стиля, цвет, форма, пространство); ‒ использовать программы Microsoft Office (Word — текстовый процессор, PowerPoint — программа подготовки презентаций), Adobe Photoshoр.
‒ использовать основы формообразования, проектирование и моделирование объектов дизайна, макетирование и конструирование, изучение и соблюдение принципов эргономики при разработке творческих проектов;
‒ создавать различные творческие проекты: эскиз чайного сервиза, детской игрушки, детской игровой площадки, интерьера и экстерьера, разработка фирменного стиля и рекламной продукции и т.д. ‒ работать в графическом редакторе Corel Draw.
Тематический план
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 3 |
2 | Мир дизайна | 3 |
3 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | 3 |
4 | Основы композиции. | 6 |
5 | Основы цветоведения. | 3 |
6 | Графический дизайн. | 150 |
6.1 | Графический дизайн и его направления. | 3 |
6.2 | Графический дизайн. Черчение. | 51 |
6.3 | Графический дизайн. Компьютерная графика | 96 |
7 | Промышленный дизайн | 6* |
8 | Дизайн интерьера | 24 |
9 | Ландшафтный дизайн | 6* |
10 | Архитектура | 6* |
11 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 18 |
12 | Итоговое занятие | 3 |
13 | Выставка работ | 3 |
Итого: | 216 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Кол-во занятий | Количество часов | ||
Теория | Практ. работа | Итого | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | 3 |
2 | Мир дизайна | 1 | 1 | 2 | 3 |
3 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 2 | 3 |
4 | Основы композиции. | 2 | 2 | 4 | 6 |
5 | Основы цветоведения. | 1 | 1 | 2 | 3 |
6 | Графический дизайн. | 50 | 36 | 114 | 150 |
6.1 | Графический дизайн и его направления. | 1 | 1 | 2 | 3 |
6.2 | Графический дизайн. Черчение. |
|
|
|
|
6.2.1 | Черчение. Инструменты, оборудование и материалы чертёжника | 1 | 1 | 2 | 3 |
6.2.2 | Разновидности графических изображений. Правила оформления чертежей. | 1 | 1 | 2 | 3 |
6.2.3 | Нанесение размеров. Масштабы. | 1 | 1 | 2 | 3 |
6.2.4 | Шрифты. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.2.5 | Проецирование на 3 плоскости проекции. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.2.6 | Аксонометрические проекции. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.2.7 | Технический рисунок. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.2.8 | Комплексный чертеж в системе прямоугольных проекций. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.2.9 | Эскизы. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.2.10 | Конструирование. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.3 | Графический дизайн. Компьютерная графика. |
|
|
|
|
6.3.1 | Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.3.2 | Компьютерная графика. | 2 | 2 | 4 | 6 |
6.3.3 | Мультимедийные презентации в MS Power Point. | 4 | 2 | 10 | 12 |
6.3.4 | Проект «Мультимедийная презентация «Промышленный дизайн». | 4 | 2 | 10 | 12 |
6.3.5 | Проект «Мультимедийная презентация «Ландшафтный дизайн». | 4 | 2 | 10 | 12 |
6.3.6 | Проект «Мультимедийная презентация «Архитектура». | 4 | 2 | 10 | 12 |
6.3.7 | Векторная графика в текстовом редакторе Word. | 4 | 2 | 10 | 12 |
6.3.9 | Проект «Рекламный проспект». | 4 | 2 | 10 | 12 |
6.3.10 | Проект «Поздравительная открытка». | 4 | 2 | 10 | 12 |
7 | Дизайн интерьера | 8 | 2 | 22 | 24 |
7.1 | Из истории интерьеров. | 8 | 2 | 22 | 24 |
7.2 | Элементы интерьера. Объекты декорирования. | ||||
7.3 | Проект «Дизайн в интерьере». | ||||
8 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 6 | 2 | 16 | 18 |
8.1 | Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Визаж и дизайн причёсок. | 6 | 2 | 16 | 18 |
9 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 | 3 |
10 | Выставка работ | 1 | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 72 | 62 | 154 | 216 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие
Всего часов: 2, из них: теоретических - 1; практических - 1.
Краткое содержание. Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении «Мир дизайна».
Практическая работа:
- Анализ плана работы.
- Анализ правил внутреннего распорядка.
Объекты труда: Информационные материалы. Учебные и проектные работы.
Конечный результат ЗУН:
- знать правила поведения в учреждении, при проведении занятий;
- технику безопасности при деревообработке.
Форма занятия: фронтальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ.
Дидактический материал: ПК. Информационные материалы. Учебные и проектные работы.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел 2. Мир дизайна
Всего часов: 2, из них: теоретических - 1; практических - 1.
Краткое содержание. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д.
Практическая работа. Работа с тестом «Мир дизайна».
Объекты труда: Информационные материалы. Вводный тест «Мир дизайна».
Конечный результат ЗУН:
- знать направления дизайна;
- знать об истории развития направлений дизайна.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Вводный тест «Мир дизайна».
Форма подведения итогов: устный опрос, вводное тестирование.
Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ
Всего часов: 2, из них: теоретических - 1; практических - 1.
Краткое содержание. Материалы, инструменты и оборудование для выполнения учебных и творческих работ.
Практическая работа. Техника безопасной работы циркулем, ножницами, плоскогубцами, круглогубцами, молотком, клеем, с проволокой, жестью.
Объекты труда: информационные материалы, Материалы: дерево, пластмасса, пенопласт, проволока, жесть, пластилин, гипс, бумага, картон, природный материал, акварельные краски, гуашь, лак и т. д. Инструменты: карандаши, циркуль, клей, ножницы, молоток, плоскогубцы, круглогубцы, иглы. Инструкции по ТБ.
Конечный результат ЗУН:
- знать материалы, инструменты и оборудование для выполнения тренировочных и творческих работ;
- знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Форма занятия: фронтальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ.
Дидактический материал: ПК, мультимедийная презентация «Правила техники безопасности». Материалы, оборудование, инструменты как наглядное пособие. Инструкции по ТБ. Журнал по ТБ.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел 4. Основы композиции
Всего часов: 2, из них: теоретических - 1; практических - 1.
Краткое содержание. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Главное и второстепенное в изделии. Целое и его часть. Зависимость основной формы от пропорций отдельных частей. Симметричные формы: роль оси симметрии в построении формы. Ритм – повторение и чередование элементов. Пропорции. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Решение композиционных задач. Варианты: составление натюрмортов
«Вкусные истории», «В мире цветов» и др.; выполнение аппликации «Мир насекомых», декоративной композиции «Коврик».
Объекты труда: Информационные материалы. Макеты фруктов, геометрические макеты, драпировка. Материалы: цветная бумага, картон, флористический материал, нитки, тонкая медная проволока. Инструменты: клей, ножницы, иголки.
Конечный результат ЗУН:
- знать законы композиции;
- уметь составлять гармоничные композиции.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации.
Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.
Раздел 5. Основы цветоведения
Всего часов: 2, из них: теоретических - 1; практических - 1.
Краткое содержание. Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа.
- Соединение цветов с помощью цветового круга. Варианты: тренинг «Какого цвета не хватает?», составление натюрмортов «Геометрическая симфония», «Букет любимому учителю», выполнение аппликаций «Витраж», «Времена года», «Транспортный коллапс».
Объекты труда: Информационные материалы. Тематическая папка «Основы цветоведения» с карточками. Цветовой круг. Материалы: макеты геометрических тел, живые цветы, лоскуты ткани, цветной картон, цветная бумага, цветные нитки, макеты, муляжи фруктов. Инструменты: ножницы, иголки, клей.
Конечный результат ЗУН:
- знать цветовой круг;
- знать о законах соединения цветов;
- уметь пользоваться цветовым кругом;
- уметь составлять гармоничные композиции.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации, тематическая папка «Цветоведение», Цветовой круг.
Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.
Раздел 6. Графический дизайн
Всего часов: 150, из них: теоретических -36; практических - 114.
Краткое содержание. Графический дизайн и его направления.
Черчение. Графические способы выполнения и чтения изображений процессов, явлений, объектов. Информационные системы визуализации графической информации, применяемые в экономике, производстве, управлении, проектировании (техническом, художественном, архитектурном) и моделировании. Разновидности графических изображений. Инструменты и принадлежности чертёжника. Правила техники безопасной работы чертёжными инструментами. Правила оформления чертежей. Проецирование на 3 плоскости проекции. Анализ геометрической формы предмета. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Изометрическое проецирование. Фронтальное диметрическое проецирование. Технический рисунок. Эскизы. Элементы конструирования в черчении. Постановка задачи конструирования.
Компьютерная графика. Техника безопасности и охраны труда при работе на персональном компьютере. Личная гигиена и здоровье учащегося. Излучение. Электрический разряд. Влажность. Сохранность технических средств. Программное и аппаратное обеспечение. Креативность (способность к творчеству).
Мультимедийные презентации в MS Power Point. Создание презентаций, отвечающих современным требованиям. Создание презентаций на основе профессионально оформленных шаблонов. Создание и использование собственных шаблонов. Использование в слайдах текста, рисунков, схем и диаграммам. Совместная работа PowerPoint с другими приложениями.
Применение эффектов смены слайдов и анимации. Использование интерактивных элементов управления и гиперссылок.
Медиа-проект «Промышленный дизайн». Понятие о промышленном (индустриальном) дизайне. Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды ит. д.) Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.
Медиа-проект «Ландшафтный дизайн». Направления ландшафтного дизайна. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа, террасы, дорожки, элементы озеленения. Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.
Медиа-проект «Архитектура». Основные виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Ландшафтная архитектура. Градостроительство.
Постановка задачи проекта. Обработка изображений и текста для презентаций. Использование ресурсов Интернет.
Векторная графика в текстовом редакторе MS Word. Окно программы. Панель инструментов Рисование. Автофигуры. Панель инструментов Рисование. Объект WordArt. Заливка. Объем. Тень. Группировка. Тип линии. Тип штриха. Надпись.Техника создания и редактирования изображения.
Практическая работа:
- Выполнение графической работы «Чертёж плоской детали».
- Выполнение графической работы «3 вида детали».
- Выполнение графической работы «Построение 3-го вида по 2-м данным».
- Выполнение практической работы «Аксонометрические проекции
плоских фигур».
- Выполнение графической работы «Изометрическая проекция детали».
- Выполнение практической работы «Технический рисунок детали».
- Выполнение практической работы «Проекции точек».
- Выполнение графической работы «Комплексный чертёж детали».
- Выполнение графической работы «Эскиз детали».
- Выполнение графической работы «Конструирование детали».
- Выполнение медиа-проекта «Промышленный дизайн» в PowerPoint.
- Выполнение медиа-проекта «Архитектура» в PowerPoint.
- Выполнение медиа-проекта Ландшафтный дизайн» в PowerPoint.
- Выполнение проекта «Стенгазета» в MS Word.
- Выполнение проекта «Рекламный проспект» в MS Word.
- Выполнение проекта «Поздравительная открытка» в MS Word.
- Работа с тестом «Создание мультимедийных презентаций».
Объекты труда: ПК. Информационные материалы. Книги по графическому дизайну. Книги по черчению. Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для рисования, карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, аэрограф. Формат А4, чертёжные инструменты. Учебник «Черчение». Макет. Карточки-задания.
Конечный результат ЗУН:
- знать направления графического дизайна, в том числе компьютерного;
- знать основные инструменты и материалы художника-графика;
- знать правила безопасной работы чертёжными инструментами;
- знать правила оформления чертежей;
- знать правила проецирования;
- знать правила построения 3 видов детали;
- знать правила построения аксонометрических проекций;
- знать правила выполнения технического рисунка;
- знать правила выполнения эскизов;
- уметь подготовить и пользоваться чертёжными инструментами;
уметь анализировать геометрическую форму предмета;
- уметь чертить 3 вида детали;
- уметь выполнить аксонометрические проекции;
- уметь выполнить технический рисунок;
- уметь выполнить эскиз детали;
- уметь выполнить конструирование детали;
- знать возможности MS Power Point;
- знать возможности MS Word;
- уметь выполнить мультимедийные презентации в MS Power Point;
- уметь выполнить художественные документы и художественные изображения в MS Word.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по графическому дизайну, черчению. Тест «Создание мультимедийных презентаций».
Формы подведения итогов: устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 7. Дизайн интерьера
Всего часов: 24, из них: теоретических - 2; практических - 22.
Краткое содержание. Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Особенности интерьера жилого и общественного помещения. Элементы интерьера. Объекты декорирования. Картины и панно в декорировании помещений. Выбор рамы и паспарту. Правила галереи. Фитодизайн. Роль комнатных растений. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Анализ стилей в интерьере.
- Изготовление элементов декора интерьера. Варианты: панно, рамка для фотографии, кашпо, ваза для цветов, декоративное дерево, элемент декора для оформления школьного праздника…
- Проект «Комната моей мечты». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: интерьер гостиной, школьного холла, оформление сцены к школьному празднику…
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по дизайну. Материалы: ткань, лоскуты, вторичный материал, ленты, тесьма, нитки, альбом для рисования, ваза для цветов, кашпо и др. Инструменты: карандаши, кисти, гуашь, акварель, иглы, ножницы, клей и др.
Конечный результат ЗУН:
- знать историю развития дизайна интерьера;
- знать правила дизайна интерьеров в зависимости от предназначения помещения, стиля;
- знать национальные традиции дизайна интерьеров;
- знать элементы интерьера как объекты декорирования;
- знать этапы выполнения дизайна интерьера;
- уметь выполнить декорирование элемента интерьера;
- уметь выполнить эскиз дизайна интерьера.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, Информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну интерьеров.
Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 8. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека
Всего часов: 18, из них: теоретических - 2; практических - 16.
Краткое содержание. Имидж человека и его составляющие.
Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски, макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Влияние исторических эпох и событий на стиль. Визаж и дизайн причёсок. Из истории косметики. Из истории причёски. Парикмахерское искусство. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Этапы конструирования и моделирования одежды, обуви и аксессуаров. Техническое моделирование. Силуэт. Конструктивные особенности одежды: модель, фасон, покрой. Фасонные, конструктивные, декоративные линии. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Анализ стилей в одежде.
- Обзор творчества знаменитых кутюрье и визажистов.
- Выполнение тренировочных упражнений по созданию имиджа.
- Коллективный проект «Сценический костюм и макияж». Варианты: Золушка, Шахерезада…
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по дизайну. Материалы: альбом для рисования, тушь, гуашь, акварель, ткань, косметика и т. д.. Инструменты: карандаш, кисти, перо, ножницы, булавки, иглы и т. д.
Конечный результат ЗУН:
- знать направления и стили дизайна, связанные с внешним обликом человека;
- знать основы, этапы дизайна, связанные с внешним обликом человека;
- знать виды представления проектов, связанных с внешним обликом человека;
- уметь выполнить эскиз сценического костюма;
- уметь изготовить сценический костюм;
- уметь формировать коллективный банк идей;
- уметь выполнить коллективную проектную работу.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Всего часов: 3, из них: теоретических - 1; практических - 2.
Краткое содержание. Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.
Практическая работа:
- Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Работа с тестом «Мир дизайна».
Конечный результат ЗУН:
- знать критерии оценки проектных работ.
- знать направления дизайна;
- знать об истории развития направлений дизайна.
Объекты труда: Проектные работы. Итоговый тест «Мир дизайна».
Раздел 10. Выставка работ.
Всего часов: 3, из них: теоретических - 1; практических - 2.
Краткое содержание. Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.
Практическая работа:
- Оформление выставки.
- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства.
Форма подведения итогов: Поощрение: награждение самых активных ребят дипломами, грамотами, благодарностями
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.
По мнению И.С. Якиманской, личностно–ориентированный подход основывается на дифференцированном подборе основных средств обучения и воспитания, разноуровневости достижения результативности, создания ситуации успеха ребенка, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения, ориентации на демократический стиль общения.
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
Приёмы обучения:
- демонстрация эффективного опыта;
- объяснение опыта;
- ответ на поставленный вопрос.
Методы обучения:
1. По источнику передач и восприятию информации:
а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;
б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, мультимедийных презентаций;
в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;
г) проверка результатов обучения:
- в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного материала;
- в практической форме: тестирование, выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.
2. По дидактическим задачам:
а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта педагога;
б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
в) применяются знания через выполнение проектной работы;
г) творческая деятельность: создание собственных изделий на основе традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.
3. По характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций;
б) репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;
в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);
г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу инженерного проектирования.
Формы обучения: учебное занятие.
Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного конструирования, правилах проектирования, правилах построения и чтения конструкторской документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен.
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа;
2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;
3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;
4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.
Формируемые умения и навыки учащихся:
- Пробы сил в каждом направлении дизайна.
- Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
- Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений.
- Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту.
- Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.
Получаемые учащимися знания:
- Виды и направления дизайна.
- История и развитие дизайна.
- Стили в дизайне.
- Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами.
- Проектная деятельность, проектная документация.
- История черчения.
- Правила оформления чертежей.
- Выполнение комплексных чертежей.
- Работа с компьютером. Охрана здоровья.
- Компьютерная программа MS Power Point.
- Компьютерная программа MS Word.
- Особенности оформления презентаций, художественных документов и художественных изображений.
Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются:
- Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
- Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности:
- входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года);
- промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам);
- итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения).
(тестовые задания см. в приложении)
- Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
- Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими воспитанниками объединения. При этом учитывается:
- возраст воспитанника;
- общественная значимость проектной работы;
- художественная ценность проектной работы;
- качество исполнения проектной работы;
- элементы творчества в работе, самостоятельность.
Так же в конце учебного года желательно подготовить и провести отчётное
массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором будут представлены презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята будут награждены дипломами, грамотами, благодарностями.
- Конкурсы, фестивали. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.
Способы оценки результатов учебной деятельности:
- награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
- отбор лучших работ учащихся для представления их в районных, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.
Перечень дидактического материала
- Методический фонд объединения (состоит из 550 лучших работ обучающихся).
- Иллюстрации – 800 шт.(по темам программы)
- Репродукции – 500 шт. (по темам программы)
- Тематические таблицы – 32 шт.
- Специализированная литература – 80 экз.
- Журналы (периодика) – 150 экз. «Юный художник», «Художественный совет»
- Тесты, опросники – 43 шт.
- Дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна».
- Дидактические разработки занятий по арт-терапии.
- Дидактические разработки занятий для поступающих в ВУЗы.
- Обучающие компьютерные диски по рисованию, дизайну, истории искусства – 22 шт.
- Дидактические и развивающие игры – 15шт.
- Коллекция электронных занятий, выполненных в виде презентаций к занятиям в MS Power Point.
Перечень оборудования и технического материала
- Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков в рамах - 5 шт.
- Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей, выполненные на бумаге – 3 шт.
- Мольберты – 15 шт.
- Столы – 6 шт.
- Стулья – 25 шт.
- Табуреты – 10 шт.
- Багетные рамы – 60 шт.
- Музыкальный центр – 1 шт.
- Компьютеры– 5 шт.
- Аудио, DVD, CD диски с записями.
- Магнитная доска – 1 шт.
- Лампа на крепеже – подсветка – 1 шт.
- Гипсовые геометрические тела – 6 шт.
- Гипсовые розетки – 6 шт.
- Гипсовые части лица – 6 шт.
- Гипсовые головы – 4 шт.
- Муляжи (фрукты, овощи, грибы).
- Гербарий – 3 шт.
- Коллекция жуков, бабочек – 2 шт.
- Ткань для драпировок различная – 35 шт.
- Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16;
гуашь, акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры; акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА; ножницы; кнопки, скрепки.)
Список литературы
Для педагога:
- Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
- Волкотруб И. Т. . Художественное конструирование. – Киев: Выща школа. 1989.
- Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2002.
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, – М.:«Просвещение», 2000 год
- Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 1995.
- Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984.
- Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 1998
- Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: 1978.
- Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. Изобразительное искусство и архитектура, 4,1.- сост., С. Т. Исмаилова. – М.: Русская энциклопедия, 1996.
- Ячменева В.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
- Для учащихся:
- Большаков А. Д. Декор и орнамент в книге. – М.:Книга. 1990.
- Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999.
- Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 1999.
- Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003.
- Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Муханова И.Ю, Шитье из лоскутков - быстро и красиво. – М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2002.-160с.
- Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век, 2004.
- Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айрис-пресс.2006.
- Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов. – М: Akademia. 2004.
- Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческий дизайн"
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческий дизайн"составлена с учетом опыта, знаний и умений педагога и рекомендована для работы с детьми с 5 и до 7 лет. Она предполагает обучение ребят ...
дополнительная общеобразовательная программа "Графический дизайн"
программа для педагогов учреждений дополнительного образования детей...
дополнительная образовательная программа "Основы дизайна интерьера"
Программа курса составлена таким образом, чтобы у обучающихся сложилось четкое представление о специфике дизайна и его роли в жизни, о творческой художественной деятельности человека, направленной на ...
Дополнительная общеобразовательная программа «ОСНОВЫ WEB - ДИЗАЙНА»
Программа направлена на получение изначальных навыков работы с компьютером, ознакомление с программным обеспечением в области обучающих, развивающих программ, самостоятельную постановку задачи, структ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука дизайна"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования для занятий с детьми 6-9 лет,в условиях объединения дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная программа "Территория дизайна"
Рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы дизайна"
В разделе опубликована дополнительная общеобразовательная программа "Основы дизайна"...