дополнительная образовательная программа "Основы дизайна интерьера"
рабочая программа на тему
Программа курса составлена таким образом, чтобы у обучающихся сложилось четкое представление о специфике дизайна и его роли в жизни, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды.Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности профориентационной работы, направленной на оказание помощи в постановке жизненных и профессиональных целей подростков, на формирование их профессиональных планов с целью раннего профессионального самоопределения и эффективной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn_inter._.docx | 88.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБУ ДО «ГЦПОО»
___________А.А. Золотарёв
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Основы дизайна интерьера.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………….3
1.1 направленность дополнительной образовательной программы………4
1.2 новизна, актуальность, педагогическая целесообразность…………….4
1.3 цель и задачи программы……………………………………………… ..5
1.4 возраст детей, участвующих в реализации данной программы……….5
1.5 сроки реализации программы…………………………………………....6
1.6 формы и режим занятий………………………………………………….6
1.7 ожидаемые результаты и способы их проверки………………………..7
1.8 формы подведения итогов реализации программы…………………….9
2.Учебный план………………………………………………………………10
3. Учебно-тематический план 1-го года обучения………………………11
4. Содержание первого года обучения……………………………………12
5. Учебно-тематический план 2-го года обучения………………………19
6. Содержание второго года обучения……………………………………20
7. Методическое обеспечение программы……………………………….26
8.Список литературы………………………………………………………28
Пояснительная записка
Слово «ДИЗАЙН» итальянского происхождения от «Disegno». В переводе на русский язык оно имеет несколько значений: замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, схема, композиция. Также многозначна и многопланова профессия дизайнера, которая имеет несколько разновидностей (квалификаций): графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн костюма, дизайн среды (интерьера и ландшафтный), дизайн транспортных средств, архитектурный дизайн.
Сам дизайн зародился еще в 16 веке. В те времена под данным термином подразумевалась рожденная в голове у художника и навеянная Богом идея создания произведения искусства. Дизайн быстро распространился во всех сферах деятельности, включая обустройство жилья. В России дизайн интерьеров впервые появился в 80-х годах двадцатого века. Именно тогда начали появляться первые состоятельные домовладельцы, которые не умели, но очень хотели красиво оформить свои дома. Так и появились первые дизайнеры интерьера в Российской Федерации.
Дизайн интерьера имеет огромное значение в нашей жизни. Ведь именно данное искусство создает гармонию и уют в наших домах. Оно вызывает восхищение. Именно данное направление создало разделение вещей, цветов и форм на стилистические принадлежности. Таким образом, позволяя создавать идеальную атмосферу в каждом уголке помещения.Руководит всеми процессами и является творческим стержнем специалист – дизайнер интерьера.На хрупкие плечи дизайнера интерьеров ложится огромная масса обязанностей. Это не только творческий процесс, это создание проекта с нуля до сдачи заказчикам.Каждый дизайнер интерьеров должен придумать, спланировать и спроектировать обустройство помещения с учетом всех нюансов, вплоть до систем вентиляции и обогрева. При этом важно проявить свой художественный вкус и создать неповторимый интерьер.
Программа курса составлена таким образом, чтобы у обучающихся сложилось четкое представление о специфике дизайна и его роли в жизни, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Особенностью курса является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде.Построенная на основе знаний, получаемых учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и уроках технологии, программа предполагает более глубокое изучение истории развития дизайна, принципов построения композиции, роли цвета и декора в композиции.
Направленность дополнительной образовательной программы «Основы дизайна интерьера»- художественная. Данная программа разработана на основе программы ФГОС СПО по специальности 54.02.01Дизайн (по отраслям), утвержденнымприказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1391 от 27.10.2014г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014г., регистрационный №34861)и является модифицированной.
Новизнаданной образовательной программы опирается на понимание приоритетности профориентационной работы, направленной на оказание помощи в постановке жизненных и профессиональных целейподростков, на формирование их профессиональных планов с целью раннего профессионального самоопределения и эффективной социализации в обществе.По данным проведенных в последние годы исследований, в России более 80% старшеклассников испытывают трудности в профессиональном самоопределении, слабо ориентируются в профессиях, не имеют представлений о требованиях к современному работнику, затрудняются в постановке жизненных и профессиональных целей. Данная программа содержит в себе раздел «Основы профессионального самоопределения», изучив который у подростков будет четкое представление о содержании и характере труда дизайнера интерьера, о его роли в научно-техническом прогрессе, о необходимых общих и специальных знаниях, основных специальностях, связанных с дизайном.
Актуальность
В ходе изучения курса предполагается использование активных форм -индивидуальная, парная, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита, презентация, экспертная деятельностьи методов обучения-
эмоционально-художественное "погружение",художественно-творческое и образное моделирование,активизация воображения и творческого представления,сравнение и сопоставление,импровизация,субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора).
При этом обучающиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, литературно-лингвистические, технологические умения.
Обучающиеся должны научиться и освоить умение расчленять единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания. Активный эскизный поиск должен завершиться переводом эскиза в оригинал, что ставит дополнительные требования к овладению графическим мастерством, утонченным чувством меры и комплексного единства.Очень важно в обучении использовать уже имеющийся субъективный опыт детей, полученный в общеобразовательной школе.Теоретический материал программы позволяет педагогу избегать информативного способа передачи знаний, открывает возможность использовать мотивирующее обучение, базирующееся на совместной деятельностипедагога и учащихся.Сценарии занятий выстраиваются по схеме: "прочувствовать – осознать – выявить свое отношение". Активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на занятиях по дизайну.
Использование проектного метода способствует повышению личной уверенности каждого подростка, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха», через осознание самого себя, своих возможностей.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы предполагает концентрический принцип обучения, позволяет выстроить образовательный процесс от простого к сложному, избежать монотонности в изучении принципов планирования жилого помещения. Объекты труда подобраны таким образом, чтобы каждый обучающийся ребенок мог проявить свою индивидуальность. Кроме этого в программе обучения самостоятельному дизайну и оформлению интерьера заложено изучение и разбор основных компьютерных программ для дизайна интерьера. Эти программы призваны облегчить и автоматизировать труд дизайнера. Они позволяют избежать монотонного труда по вычерчиванию планов помещений, 3D проекций и подготовке исходных данных, а больше уделять внимание непосредственно самому оформлению интерьера (выбор цветового решения, подбор отделочных материалов и т.д.).
Так же в программе предусмотрен раздел «Проектная деятельность», который позволяет обучающимся проявить свой творческий потенциал, художественные способности, организаторские, коммуникативные компетенции.
Цельданной образовательной программы формирование у подростков эстетического отношения к окружающему предметному миру, развитие творческих способностей через занятия дизайном и овладение общими и специальными умениями, необходимыми дизайнеру.
Задачи:
Воспитательные задачи
-Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности за общее дело;
-Воспитание и развитие уважения к трудовой деятельности человека;
-Воспитание ответственности за самообразование и выбор будущей профессиональной деятельности.
Развивающие задачи
-Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
-Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через эскизные зарисовки, упражнения.
-Развитие творческих способностей, художественного вкуса и интереса при выполнении творческих проектов;
Обучающие задачи
-Формирование у учащихся базовые компетенции в сфере дизайна интерьера, готовности к социально-профессиональному самоопределению;
-Обучение технологиям декорирования предметов интерьера;
-Формирование системы знаний о роли дизайна в жизни человека.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Образовательная программа «Основы дизайна интерьера» предназначена для подростков 13-15лет, не имеющих специальной подготовки в области изобразительных искусств, желающих развить свои художественные способности.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Допускается набор детей на второй год обучения по результатам вступительного испытания и собеседования.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 10-15 человек; второй год обучения — 10-12 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на второй год обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Сроки реализации программы.
Программа объединения дизайн-студия «Вдохновение» рассчитана на 288 часов, из которых76 теории и 212 практики. Срок реализации программы 2 года.
Программа предполагает выполнение практических заданий на каждом занятии, а в конце изучения курса 16 часов отведено на разработку и реализацию проекта.
Формы и режим занятий.
Занятия для первого и второго года обучения проводятся два раза в неделю по 2 академических часа.
Программа предусматривает как теоретические ( беседа, объяснение, рассказ, просмотр презентаций, фильмов) занятия, так и практические (самостоятельная работа на компьютере, экскурсии, исследовательская деятельность, практические работы по плану)
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Изучение основ дизайна интерьераобучающимися дизайн-студии «Вдохновение» обеспечивает достижение следующих результатов:
- личностных
- проявление познавательных интересов и активности в области интерьерного дизайна;
- понимание сущности и социальной значимости профессии дизайнера;
-готовность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
-проявление осознанной готовности к самообразованию в сфере будущей профессиональной деятельности;
-самооценка умственных и физических способностей для труда в сфере дизайна с позиций социализации;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-бережное отношение к природным и материальным ресурсам.
- метапредметных
-организация и планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач,профессионального и личностного развития;
-использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- умение работать в коллективе, эффективно общаться с другими обучающимися, педагогами и персоналом центра;
- проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе разработке дизайн проекта;
-оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и объединении требованиям и принципам.
- предметных
- проведениепредпроектного анализадля разработки дизайн- проектов;
-осуществление процесса дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна;
-умение экономически обосновывать предлагаемый проект;
-разработка колористического решениядизайн-проекта;
-выполнение эскизов с использованием различных графических средств и приемов;
-применение материалов с учетом их технологических свойств;
-выполнение эталонных образцов объекта дизайна или его отдельных элементов в макете, материале;
-планирование собственной деятельности;
- умение контролировать сроки и качество выполненных заданий;
-выполнение декорирования предметов интерьера
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития подростков, их творческих способностей. | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности подростков к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, индивидуальные задания |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изучения раздела и в конце полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение умений и навыков. | Выставка готовых работ, выполнение творческих заданий, опрос, зачетное занятие, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, тестирование. |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития подростков, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | презентация творческих работ, контрольное занятие, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование, защита дизайн-проектов, представление портфолио |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- защита творческих проектов выпускников;
- персональные выставки обучающихся;
- итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
- представление портфолио обучающихся за полный курс обучения.
Фиксация результатов обучения производится путем ведения журнала учета участия воспитанников в конкурсах различного уровня, протоколов промежуточной и итоговой аттестации, выдача грамот и дипломов, составления индивидуальных портфолио достижений, тестирования и анкетирования обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Основы дизайна интерьера.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | |||
Теорет. | Практ | Всего | |||
1-й год обучения | |||||
1 | Введение в специальность. | 2 | 2 | 4 | |
2 | Основы рисунка. | 7 | 21 | 28 | |
3 | Технология дизайна интерьера. | 12 | 28 | 40 | |
4 | Основы современного дизайна интерьера с использованием компьютерных программ | 5 | 13 | 18 | |
5 | Технология дизайна предметов интерьера. | 10 | 30 | 40 | |
6 | Основы профессионального самоопределения | 2 | 8 | 10 | |
7 | Зачетные занятия | 4 | 4 | ||
Итого | 38 | 106 | 144 | ||
2-й год обучения | |||||
1 | Введение в специальность | 2 | 2 | 4 | |
2 | Основы рисунка | 6 | 14 | 20 | |
3 | Технология дизайна интерьера | 12 | 28 | 40 | |
4 | Основы современного дизайна интерьера с использованием компьютерных программ | 6 | 12 | 18 | |
5 | Технология дизайна предметов интерьера | 6 | 14 | 20 | |
6 | Работа с заказчиком | 4 | 6 | 10 | |
7 | Проектная деятельность | 16 | 16 | ||
8 | Основы профессионального самоопределения | 2 | 8 | 10 | |
9 | Итоговое и зачетное занятия | 6 | 6 | ||
Итого | 38 | 106 | 144 | ||
Всего | 76 | 212 | 288 |
Тематический план 1-й год обучения
№ тем | Разделы и темы | Количество часов | |||
Теорет. | Практ | Всего | |||
Раздел 1. Введение в специальность. | 2 | 2 | 4 | ||
1.1 | Вводное занятие. ТБ и пожарная безопасность на территории образовательного учреждения. | 1 | 1 | 2 | |
1.2 | История дизайна. Основы современного дизайна, его задачи. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 2. Основы рисунка. | 7 | 21 | 28 | ||
2.1 | Основыцветоведения. | 1 | 3 | 4 | |
2.2 | Основы композиции. | 1 | 3 | 4 | |
2.3 | Понятие о перспективе. | 1 | 3 | 4 | |
2.4 | Понятие об объемной форме предметов. | 1 | 3 | 4 | |
2.5 | Рисование геометрических тел. | 1 | 3 | 4 | |
2.6 | Рисование бытовых предметов. | 1 | 3 | 4 | |
2.7 | Изображение интерьера. | 1 | 3 | 4 | |
Раздел 3.Технология дизайна интерьера. | 12 | 28 | 40 | ||
3.1 | История стилей и направлений. | 2 | 4 | 6 | |
3.2 | Принципы планировки жилища. | 5 | 11 | 16 | |
3.3 | Свет в интерьере. | 2 | 4 | 6 | |
3.4 | Мебель в интерьере. | 1 | 3 | 4 | |
3.5 | Отделочные материалы. | 1 | 3 | 4 | |
3.6 | Макетирование. | 1 | 3 | 4 | |
Раздел 4. Основы современного дизайна интерьера с использованием компьютерных программ | 5 | 13 | 18 | ||
4.1 | Обзор и характеристики графических программ. Назначение, свойства, возможности графических программ:Photoshop, ArchiCAD, 3DMax, CorelDraw, 3D Конструктор, Компас | 2 | 2 | ||
4.2 | Принцип работы програмыHome 3D. Изучение интерфейса. Выполнение индивидуальных заданий. | 2 | 4 | 6 | |
4.3 | Принцип работы програмыPRO-100. Изучение интерфейса. Выполнение индивидуальных заданий. | 2 | 4 | 6 | |
4.4 | Использование программы Компас для дизайна интерьера. Изучение интерфейса. Выполнение индивидуальных заданий. | 1 | 3 | 4 | |
Раздел 5. Технология дизайна предметов интерьера. | 10 | 30 | 40 | ||
5.1 | Технология декупажа. | 3 | 9 | 12 | |
5.2 | Модульные картины. | 2 | 6 | 8 | |
5.3 | Технология вышивания лентами. | 3 | 9 | 12 | |
5.4 | Технология росписи по дереву. | 2 | 6 | 8 | |
| 2 | 8 | 10 | ||
6.1 | Профессия дизайнер по отраслям | 1 | 3 | 4 | |
6.2 | Я и профессия. | 1 | 3 | 4 | |
6.3 | Культура труда. Профессиональная этика. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 7. Зачетные занятия. | 4 | 4 | |||
Итого | 38 | 106 | 144 |
Содержание
Раздел 1. Введение в специальность.
Содержание курса, необходимые инструменты, материалы, приспособления. Правила поведения в кабинете, мастерской. ТБ при выполнении различных работ. Пожарная безопасность в помещениях и на территории образовательного учреждения. Действия в чрезвычайных ситуациях, пути эвакуации в помещении.
Практическая работа:
- изучение плана учебного помещения
- экскурсия по центру профориентации
Что такое дизайн. Дизайн как сфера профессиональной деятельности. Этические принципы работы дизайнера. История дизайна. Основы современного дизайна. Задачи,решаемые дизайнером в процессе проектирования. Понятие комфорта. Виды дизайна.
Раздел 2. Основы рисунка.
Цвет в интерьере. Восприятие цвета. Хроматические цвета. Ахроматические цвета.Цветовой круг. Основные цвета. Смешанные цвета. Дополнительные (контрастные) цвета. Тёплые цвета. Холодные цвета. Тональность. Светлотность. Насыщенность. Изменение цвета в интерьере в зависимости от различных факторов. Цвет и образ. Психофизическое воздействие цвета на человека. Цветовой круг. Гармония цвета в интерьере.
Практические работы:
-определение теплых и холодных цветов
- составление композиций в контрастной и монохромной гамме
Великие художники о композиции. Понятие композиции. Основные задачи теории композиции:
1) выработка системы понятий, относящихся к композиции;
2) изучение арсенала композиционных форм;
3) изучение характера связей всех форм в единой структуре отдельного произведения;
4) анализ в историческом аспекте ряда образцов с целью выявления типологии композиционных решений;
5) исследование объективных частных, специфических законов, представляющих собой проявление общих и всеобщих, действующих в природе и обществе независимо от сознания людей, в том числе в искусстве, и в частности в области композиции, и выступающих как законы композиционные. Правила, приемы и средства композиции.
Практические работы:
-построение линейной статической и динамической композиции
-построение простой абстрактной композиции из полос, спиралек, змеек
Орнамент, виды и типы орнамента. Орнаменты народов мира.
Стилизация в орнаменте. Композиция орнамента.
Практические работы:
-построение орнамента на сетке
-построение орнамента в круге
Перспектива как наука о законах изображения предметов на плоскости в соответствии с кажущимися сокращениями размеров, очертаний формы и светотеневых отношений. Поле зрения, точка зрения, картинная плоскость, линия горизонта, перспектива линий, угол наклона горизонтальных линий.
Практические работы:
-построение объектов во фронтальном положении
-построение объектов в угловом положении
-изображение плоских фигур в перспективе
-изображение лестницы в перспективе
Формообразование в дизайне и архитектуре. Элементы формообразования. Восприятие формы, стилизация. Оптические иллюзии. Превращение плоскости в объем. Геометрические тела, их проекции на плоскость.
Практические работы:
-создание образов из фигур и пятен
-изображение тел вращения
-изображение куба, параллелограмма, призмы
-изображение предметов интерьера
Раздел 3. Технология дизайна интерьера.
Стили и направления в искусстве оформления интерьера от Египта до Средневековья. История стилей оформления интерьера от Средневековья до Ампира. Романский, Готический стили. Эпоха Возрождения (Ренесанс). Барокко. Роккоко. Классицизм. Ампир.
Практические работы:
-изучение стилей по репродукциям картин, журналам
-самостоятельная работа с ресурсами интернета по подбору аксессуаров к заданному стилю
-проведение анализа заданного интерьера и определение его стилевого решения
Последовательность работы над созданием интерьера.Составные части и функции интерьера.Интерьер жилого дома. Основы строительного черчения (обмерочный чертеж, план, масштаб, условные обозначения на чертежах…) Примеры выполнения интерьера.
Конструктивные элементы: перегородки, стенки, фальшуровни, подиумы, подвесные потолки, арки и др. Печи, камины, лестницы, аквариумы и др. составляющие интерьера помещений.Стены, окно, двери, потолки, лестницы. Их виды, конструкции, размеры.
Планировка прихожей. Популярные стили прихожей. Базовые принципы планировки. Функциональные зоны в прихожей. Необходимая мебель и оборудование прихожей. Правила и приемы планировки основных помещений квартиры.
Детская комната, основные требования к планировке, освещению, цветовому решению.Возрастные группы детей. Необходимая мебель для каждой группы. Многофункциональность мебели.Многоярусные комплексы.
Основные стилевые направления в оформлении кухни. Стандартная и наиболее
рациональная последовательность функциональных процессов в кухне. Принципы планировки кухни. Варианты размещения оборудования и кухонной мебели. Цветовые решения в кухне. Материалы, применяемые для фасадов, столешниц. Современные мойки, их достоинства и недостатки.
Практические работы:
-прорисовка эскизов прихожей
-прорисовка эскизов детской комнаты
-планировка кухни, размещение оборудования
-прорисовка эскизов кухни
-изготовление макета комнаты
Свет в интерьере. Лампы накаливания, галогенные, газоразрядные, ртутные и др. Конструктивные типы светильников. Характеристики светильников по способу распределения света. Электроустановочное оборудование. Сенсорное и дистанционное оборудование. Размещение в интерьере различных видов светильников по их функциональному назначению. Расчет количества светильников для отдельно взятого помещения. Влияние света на интерьер. Передача настроения с помощью освещения.
Практические работы:
-размещение светильников в заданном помещении
-зонирование помещения с помощью света
-расчет количества светильников для заданного помещения
Мебель в интерьере. Изготовление модульной мебели. Характеристика современных производителей. Ценовая шкала. Мебель из натурального дерева. Гарнитуры: плюсы и минусы. Трансформирующаяся мебель. Рациональное использование пространства. Цветовые гармонии. Сочетание цвета мебели с текстилем и общей цветовой гаммой. Использование мебели белого, коричневого и серого цветов.
Практическая работа:
-подбор мебели по каталогам для заданного пространства
Отделочные материалы. Виды обоев. Достоинства и недостатки. Комбинирование обоев. Расчет необходимого количества рулонов. Технология оклейки стен.
Практические работы:
-расчет количества рулонов обоев для заданного помещения
-выполнение выклеек на образцах
Раздел 4. Основы современного дизайна интерьера с использованием
компьютерных программ.
Обзор и характеристики графических программ. Назначение, свойства, возможности графических программ:Photoshop, ArchiCAD, 3DMax, CorelDraw, SweetHome 3D.
Работа на компьютере в графических программах. Назначение, свойства, возможности графических программ. Построение объемных предметов. Наложение текстур, фактур. Работа с освещением. Построение интерьера в графических программах.
Функции программы. Рабочая среда. Главное окно. Что такое проект помещения.
Управление рабочими окнами проекта.
Принцип работы программы SweetHome 3D. Создание основы, стен, колонн. Добавление объектов в план. Работа с окном «Библиотека объектов».
Перемещение выбранного объекта. Поворот. Удаление. Работа с окном «Свойства объекта». Изменение геометрических свойств выбранного объекта. Закрашивание выбранного объекта. Работа с окном макета. Сохранение проекта. Печать изображения плана или макета.
Практические работы:
-создание проекта комнаты с использованием программы SweetHome 3D
-создание проекта кухни с использованием программы PRO 100
-работа с готовым проектом, подбор вариантов цветового решения
-выполнение тренировочных упражнений
-выполнение индивидуальных заданий
Раздел 5. Технология дизайна предметов интерьера.
Технология декупажа. Основные материалы и инструменты. Приемы работ. Подготовка поверхности, рисунков, наклеивание картинок. Работа в салфеточной технике. Стили декупажа. Специальные эффекты. Работа с рисовой бумагой, фотографиями, декупажными картами. Вторая жизнь обычных вещей. Технология изготовления декоративных рамок. Подготовка поверхности, грунтовка. Модульные картины, разновидности, способы изготовления.
Практические работы:
- изготовление декоративных досок в технике декупаж
-декорирование стеклянных изделий в технике декупаж
-изготовление и декорирование ключниц в технике декупаж
-изготовление и декорирование рамок в смешанной технике
-изготовление панно для разных интерьерных стилей
-изготовление модульных картин для кухни
-изготовление модульных картин для детской комнаты
Технология вышивания лентами. Материалы и инструменты для вышивки лентами. Перевод рисунка, запяливание ткани в пяльцы. Основные приемы выполнения вышивки цветов. Оформление готовой работы.
Практические работы:
-выполнение образцов швов
-выполнение подарочной открытки
-выполнение картины в смешанной технике
Технологии росписи по дереву. Знакомство с народными промыслами. Городецкая роспись. Основные элементы росписи, приемы выполнения, подбор красок, композиционное построение рисунков.
Практические работы:
- изучение приемов выполнения купавки, розана, бутона
-изучение приемов выполнения листиков
-изучение приемов выполнения птиц
-выполнение росписи под Городец на деревянных изделиях для кухни
Раздел 6. Основы профессионального самоопределения.
Специфика профессии дизайнер. Виды дизайна по отраслям. Содержание и характер трудовой деятельности. Профессионально важные качества дизайнера. Предмет труда дизайнера интерьера. Условия труда. Плюсы и минусы профессии. Востребованность на рынке труда. Культура труда. Профессиональная этика дизайнера.
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Эмоции, талант, задатки. Роль темперамента в профессиональном самоопределении. Роль характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление) их роль для профессионального самоопределения. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.
Практические работы:
-изучение рынка труда в Воронежской области
- работа с профессиограммами
-выполнение тестов
Раздел 7. Зачетные занятия.
- представление портфолио выполненных работ планировок кухни, детской комнаты
- проведение выставки декоративно-прикладных изделий
Тематический план 2-й год обучения
№ тем | Разделы и темы | Количество часов | |||
Теорет. | Практ | Всего | |||
Раздел 1. Введение в специальность. | 2 | 2 | 4 | ||
1.1 | Вводное занятие. ТБ и пожарная безопасность на территории образовательного учреждения. | 1 | 1 | 2 | |
1.2 | Профессионально важные качества для дизайнера. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 2. Основы рисунка. | 6 | 14 | 20 | ||
2.1 | Понятие о перспективе. | 2 | 6 | 8 | |
2.2 | Основы архитектурно-строительного черчения | 4 | 8 | 12 | |
Раздел 3. Технология дизайна интерьера. | 12 | 28 | 40 | ||
3.1 | История стилей и направлений. | 2 | 4 | 6 | |
3.2 | Принципы планировки жилища. | 5 | 11 | 16 | |
.3.3 | Текстиль в интерьере. | 1 | 3 | 4 | |
3.4 | Дизайн штор. | 2 | 4 | 6 | |
3.5 | Отделочные материалы. | 1 | 3 | 4 | |
3.6 | Макетирование. | 1 | 3 | 4 | |
| 6 | 12 | 18 | ||
4.1 | Построение объемных предметов. Наложение текстур, фактур. Работа с освещением. | 2 | 4 | 6 | |
4.2 | Принцип работы программы ArchiCAD. Изучение интерфейса. Выполнение индивидуальных заданий. | 4 | 8 | 12 | |
Раздел 5.Технология дизайна предметов интерьера. | 6 | 14 | 20 | ||
5.1 | Технология росписи по стеклу. | 2 | 4 | 6 | |
5.2 | Технология ручной росписи ткани. | 2 | 6 | 8 | |
5.3 | Гильоширование. | 2 | 4 | 6 | |
Раздел 6. Работа с заказчиком. | 4 | 6 | 10 | ||
6.1 | Ведение переговоров, составление задания на проектирование. | 1 | 1 | 2 | |
6.2 | Разработка эскизного проекта, обсуждение с заказчиком. | 1 | 3 | 4 | |
6.3 | Составление сметы. Пути экономии. | 1 | 1 | 2 | |
6.4 | Представление готового проекта заказчику. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 7. Проектная деятельность | 16 | 16 | |||
7.1 | Выбор объекта для проектирования, сбор информации, проведение исследования. | 4 | 4 | ||
7.2 | Расстановка мебели, оборудования, функциональные зоны, планировочное решение помещений. | 4 | 4 | ||
7.3 | Выполнение проекта. Анализ получившегося результата. | 6 | 6 | ||
7.4 | Защита проекта. | 2 | 2 | ||
Раздел 8. Основы профессионального самоопределения | 2 | 8 | 10 | ||
8.1 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | 1 | 2 | |
8.2 | Профессиональная карьера. | 1 | 1 | 2 | |
8.3 | Профессиональные пробы. | 2 | 4 | 6 | |
Раздел 9. Итоговое и зачетные занятия. | 6 | 6 | |||
Итого | 38 | 106 | 144 |
Содержание
Раздел 1. Введение в специальность.
Содержание курса, необходимые инструменты, материалы, приспособления. Правила поведения в кабинете, мастерской. ТБ при выполнении различных работ. Пожарная безопасность в помещениях и на территории образовательного учреждения. Действия в чрезвычайных ситуациях, пути эвакуации в помещении.
Практическая работа:
- изучение плана учебного помещения
- экскурсия по центру профориентации
Дизайнер интерьеров. Профессионально важные качества. Креативность, техническое мышление, художественный вкус. Специализация. Востребованность. Где получить данную профессию.
Практическая работа:
-выполнение тестовых заданий
Раздел 2. Основы рисунка.
Геометрические тела. Сложные формы. Система плоскостей перспективы. Сложные тела вращения. Многогранные геометрические тела. Главная объемная схема. Пространственно-структурная схема.
Практические работы:
-рисование группы геметрических тел
-изображение предметов, образованных телами вращения
-изображение предметов мебели
-изображение драпировок
Архитектурно-строительные чертежи. Общие сведения. Конструктивные части зданий. Проектно-строительная документация. Условные обозначения. Генеральный план. Экспликация. Фасады зданий. Планы зданий. Развертки зданий.
Развертки стен. Перепланировка, нормативные требования.
Практические работы:
- выполнение индивидуальных заданий
-вычерчивание планов жилых помещений
-выполнение разверток стен
Раздел 3. Технология дизайна интерьера.
Современные стили и направления в искусстве оформления интерьера. Эклектизм. Модерн. Ар Деко. Конструктивизм. Хай-тек.
Практические работы:
-изучение стилей по журналам
- самостоятельная работа с ресурсами интернета по подбору аксессуаров к заданному стилю
-проведение анализа заданного интерьера и определение его стилевого решения
Последовательность работы над созданием интерьера. Принципы планировки жилища. Примеры выполнения интерьера.
Планировка ванной комнаты. Базовые принципы планировки. Функциональные зоны. Современные отделочные материалы для помещений с повышенной влажностью. Необходимая мебель и оборудование ванной комнаты. Ассортимент раковин, ванн, душевых кабин.
Правила и приемы планировки основных помещений квартиры. Гостиная комната, спальня, основные требования к планировке, освещению, цветовому решению.Основные стилевые направления в оформлении гостиной, спальни.
Практические работы:
-прорисовка эскизов ванной комнаты
-прорисовка эскизов гостиной
-прорисовка эскизов спальни
-изготовление макета комнаты
Текстиль в интерьере. Традиции оформления интерьера тканью. История возникновения ткани. Декоративная ткань. Убранство кровати в различных интерьерных стилях. Декоративные подушки. Чехлы для мебели. Декоративные скатерьти.
Практические работы:
-прорисовка эскизов оформления интерьера тканью
-работа с журналами и интернет ресурсами
Декор окна в различных стилистических решениях интерьера. Традиционное оформление окон. Дизайн штор. Подъемные шторы, их виды. Классические драпировки: ламбрикены, сваги, джаботы, галстуки и т. д.
Практические работы:
-изготовление образцов оформления окон
-прорисовка эскизов оформления окон
Отделочные материалы для стен жилого помещения. Гибкий камень, дерево, пробковое покрытие, декоративная штукатурка, пластиковые панели. Макетирование. Материалы для выполнения макетов. Чертежи для макетирования. Ассортимент клеев и красок.
Практические работы:
-расчет количества отделочного материала для заданного помещения
-выполнение технологических операций на образцах
Раздел 4. Основы современного дизайна интерьера с использованием
компьютерных программ.
Обзор и характеристики графических программ. Назначение, свойства, возможности графических программ.Работа на компьютере в графических программах. Назначение, свойства, возможности графических программ. Построение объемных предметов. Наложение текстур, фактур. Работа с освещением. Построение интерьера в графических программах.
Открытие существующих проектов, выбор масштаба, использование вспомогательной сетки, выполнение работ по созданию стен, колонн, окон, дверей, применение текстур для пола, стен, расстановка мебели, сохранение проекта, печать плана или макета.
Практические работы:
-создание проекта гостиной, спальной комнаты с использованием программы SweetHome 3D
-создание проекта гостиной, спальной комнаты с использованием программы PRO 100
-работа с готовым проектом, подбор вариантов цветового решения
-выполнение тренировочных упражнений
-выполнение индивидуальных заданий
Раздел 5. Технология дизайна предметов интерьера.
Технология росписи по стеклу. Основные материалы и инструменты. Приемы работ. Подготовка поверхности, рисунков. Работа с контурами. Специальные эффекты.
Технологии ручной росписи тканей. Горячий и холодный способы. Узелковый батик. Вторая жизнь обычных вещей.
Практические работы:
-выполнение рисунков для витража
-изготовление панно для разных интерьерных стилей
-выполнение росписи ткани холодным способом
- изготовление изделия в технике узелковый батик
Гильоширование. Материалы и инструменты и приспособления, необходимые для работы. Технология соединения тканей. Перевод и составление рисунков для выжигания. ТБ и организация рабочего места. Основные приемы выжигания. Технологии выполнения простых и многослойных салфеток. Применение гильоширования в изделиях.
Практические работы:
-подбор рисунков и перевод их на кальку
-изготовление салфетки
Раздел 6. Работа с заказчиком.
Эффективная работа дизайнера с заказчиком. Этапы работы с заказчиком. Основные правила. Коммуникативные приемы. Основные типы заказчиков. Взаимоотношения дизайнера и клиента. «Трудные» клиенты. Возможные посредники, за и против.
Практические работы:
- составление «портрета» успешного дизайнера
- выработка правил успешной коммуникации
- анализ психологических типов заказчиков
- отработка коммуникативных приемов
Раздел 7. Проектная деятельность.
Выбор объекта для проектирования, сбор информации, проведение исследования. Разработка необходимой документации. Выполнение планировки помещения, выбор отделочных материалов, подбор мебели, оборудования, составление сметы. Выполнения проекта, анализ получившегося результата. Экономический расчет, экологичность проекта. Презентация проектов и их защита.
Практические работы:
- выполнение обмерочного чертежа
-выполнение развертки стен
-разработка плана помещения
-расчет количества отделочных материалов
-подбор мебели по каталогам
-разработка эскизов цветового решения
-выполнение 3D проекта на компьютере
- подготовка к защите проекта
Раздел 8. Основы профессионального самоопределения.
Здоровье и профессия. Влияние профессии на здоровье и здоровья на выбор профессии. Медицинские ограничения профессиональной годности. Требования профессии дизайнер к человеку. Профессиональная карьера. Пути построения карьеры. Где и как получить профессию дизайнер. Профессиональные пробы.
Практические работы:
-тестирование и оценка состояния здоровья
-построение плана карьерного роста
-выполнение творческих заданий
Раздел 9. Итоговое и зачетное занятия.
- представление портфолио выполненных работ планировок гостиной, спальной комнат
- проведение выставки декоративно-прикладных изделий
- тестирование по проверке теоретических знаний
Методическое обеспечение программы
- теоретический, лекционный материал;
-презентации к занятиям по темам;
-библиотечный фонд (справочные и периодические издания по профилю)
-ресурсы интернет
Дидактический материал
-иллюстративный материал по истории дизайна
-цветовой круг
-репродукции картин
-готовые планы жилых помещений
-карточки –задания
- наглядные пособия
- PRO 100 программа для трехмерного моделирования
- SweetHome 3Dпрограмма для трехмерного моделирования интерьеров, подбора оттенков стен и расстановки мебели.
Материальное обеспечение программы
-Помещение в соответствии с требованиями САНПиНа по наполняемости и соответствию световому режиму;
-доска;
-софит;
-проектор;
-компьютеры;
-лаборатория для практических занятий;
-шкафы для наглядных пособий;
-кладовая с раковиной;
- ученические столы;
-полки для работ и методической литературы.
-бумага формата А-3 для рисования и черчения;
- кисти синтетические плоские и круглые «пони» разных размеров;
-краски гуашевые, акриловые для стекла и керамики, акварельные;
- мелки восковые, пастель, цветные и простые карандаши;
- декоративная бумага, картон простой и цветной, фломастеры;
- акриловые контуры для декоративных работ;
-клей ПВА, клей для декупажа по ткани;
- ножницы;
- лак акриловый на водной основе полуматовый, глянцевый;
- лак для создания кракелюров однокомпонентный и двухкомпонентный;
- шпатлевка акриловая универсальная;
-наждачная бумага;
-термопистолет;
-масхитины;
-резиновый валик;
-поролоновые губки;
-иглы для вышивки;
-атласные ленточки для вышивки разных цветов и размеров;
-нитки «мулине»;
- стразы, блестки, тесьма, ракушки и другие декоративные элементы;
- приборы для выжигания по ткани;
- рулон кальки;
- приспособление для копирования с подсветкой;
- лоскуты синтетической ткани различной расцветки;
Литература:
- Руше В.Ф.,СельковскийВ.В. «Основы теории и методологии дизайна» /М.:МЗ Пресс. 2003г.
- Лаврентьев Α.Η. История дизайна: учебное пособие. / А.Н. Лаврентьев.-М.: Гардарики, 2007г.- 303 с.
- Яцюк О. «Компьютерные технологии в дизайне»/ СПб. : издательство «БХВ-ПЕТЕРБУРГ» 2002г.
- «Декор Вашего Дома» Д.Вуд издательство «РОСМЕН» 2001г.(255стр.)
- Зайцева А. «Дизайн своими руками» / М.: «АСТ - ПРЕСС» 2006 г.
- «Портьеры и гардины» популярное издание перевод Максименко О. /М. : «Внешсигма», 2012 г.- 80 стр.
- «Цветовое оформление интерьера»С.Уолтон издательство «РОСМЕН» 2001г.(159стр.)
- Хобби клуб «Декоративная отделка стен»/ М. : ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012 г.
- Хобби клуб «Декоративное окрашивание» / М. : ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012 г.
- Хобби клуб «Имитация патины» / М. : ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012 г.
- УолтонС. «1000 идей по формированию интерьера»/ М.:издательство «РАДУГА» 1997г.-255стр.
- ХолмянскийЛ.М,ЩипановА.С. «Дизайн»/ М. :«Просвещение» 1985г.
- «Развитие воображения у детей» Л.Ю.Субботина Ярославль «Академия развития» 1996 г.
- Вышивка лентами.- Минск :Харвест, 2010.-160 с.
- Чекризова Е.Е. Кожа: Техника. Приемы. Изделия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.=168 с.- Энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизайн интерьеров - разновидность дизайна, входящую в программу предмета «Технология».
Понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования/...
Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Технология» «Интерьер 3Д» и «Autodesk Fusion 360». Разработка модели дизайна интерьера и создание логотипа «Точка роста».
Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительныхобщеразвивающих программ по направлению «Технология»«Интерьер 3Д» и &l...
Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»
Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....
Конспект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Дизайн – студия «Акварель» Тема: «ЧУДО-ДЕРЕВО».
Открытое занятие предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 1 и 2 г.г. обучения)....
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...
«Технологическая карта урока технологии с применением технического оборудования по теме «Проектирование и моделирование интерьера кухни с использованием программы «Дизайн интерьера 3D»»
Технология, 5 класс....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дизайн интерьера»
Дизайн интерьера имеет огромное значение в нашей жизни. Ведь именно данное искусство создает гармонию и уют в наших домах....