Применение технологий деятельностного типа на контрольно-диагностическом и регулятивно-коррекционном этапах урока
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Методический семинар.
Тема «Применение технологий деятельностного типа на контрольно-диагностическом и регулятивно-коррекционном этапах урока».
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут;
6.Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д
• Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут;
7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. • 7-8 минут;
8.Основной целью этапа включения в систему знанийи повторения является включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изу-ченного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты;
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельно-сти на уроке является самооценка учащимися результатов сво-ей учебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
1) организуетя рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
• Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи .
№ | Функция управления | Деятельность учителя | Пояснения |
1 | Мотивационно-целевая | Постановка учебной задачи (или её совместная с обучающимися формулировка) | -какой конкретно результат мы должны получить -о чем конкретно мы сделаем вывод |
Мотивация | -для чего нужен данный результат | ||
2 | Информационно-аналитическая | Проведение беседы | -какая инф-ция необходима для достижения поставленной задачи -какие имеющиеся знания мы можем использовать -какой информации недостает -какие источники информации можно использовать и как получить из них необходимую информацию -какие источники информации будут оптимальными и почему |
3 | Планово-прогностическая | Коллективное планирование(об-ся под руководством учителя) | -определить этапы деятельности (план выполнения работы) -объяснить логику выполнения деятельности в данной последовательности Определить: -источники информации -способы деятельности (вплоть до порядка отдельных действий) -прогнозируемый результат этапа -критерии и способы диагностики достижения промежуточных и окончательного результатов -время выполнения |
4 | Организационно-исполнительская | Оказание помощи по просьбе участников деятельности, организация взаимопомощи и взаимодействия | Распределение ролей (обязанностей) между участниками деятельности, выполнение плана |
5 | Контрольно-диагностическая | Организация обсуждения результатов работы, выводов | -самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя -соотнесение результатов с поставленной задачей -формулировка обучающимися вывода -рефлексия (выявление сложностей, возникших у об-ся в процессе работы, их причин и способов ликвидации) |
6 | Регулятивно-коррекционная | Регулирование образовательного процесса, внесение коррекции в деятельность об-ся | Отработка недостаточно усвоенных знаний, приемов практической деятельности |
7 | Рефлексия |
6.Рефлексия | ||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся | 1-3 | Низкий |
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) | 3-4 | Средний |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать | 5-6 | Выше среднего |
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) | 7-8 | Хороший |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке | 9-10 | Высокий |
Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики.
Кроме того, на уроке можно активно использовать карты оценивания. В конце урока обучающиеся отвечают на следующие вопросы: понравился ли вам урок, был ли он полезен/понятен, как я работал на уроке. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников ребятам предлагается высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на французский). Помимо этого стоит применять и рефлексивные карты, которые заполняются обучающимися в конце ур. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность . Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Среди наиболее эффективных приемов рефлексии можно выделить следующие:
- незаконченное предложение (Я понимаю…, Я знаю…, Я могу объяснить, как…. и т.д. );
- тезис;
- оценка знаний и достижений (Я не знал … - Теперь знаю …);
- анализ субъективного опыта (Я могу организовать…, Я могу применить…);
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.
Примеры приемов для вышеназванных этапов урока.
5. Контроль
Прием «Шесть шляп»
Описание:рефлексивныйприем, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:
- умение осмысливать свой опыт;
- умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
- ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример: Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Прием «РомашкаБлума»
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.
- Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
- Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
- Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Прием «Крестики-нолики»
Описание:на утверждения (суждения) учителя предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» — «0». Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток (число клеток в квадрате может быть и большим). По окончании игры учитель проверяет работы (вслух) и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а также демонстрирует правильно заполненную таблицу (проверка работ и выставление оценок по такому алгоритму проходит очень быстро). Желательно заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть победители).
Физкультминутка «да/нет»
Описание:«отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).
Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»
- Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)
- Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)
- Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)
- Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)
- Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)
- Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)
Прием «Фома Неверующий»
Описание:ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».
Прием «Написание эссе»
Описание: смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Историческая азбука»
Описание:ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
Игра «Азбука»
Описание: на итоговом уроке обществознания по теме «Политическая сферажизни общества» (9 кл.). Командам (рядам) даётся буква алфавита, например, «П». Необходимо за определённое времянаписать как можно больше слов, начинающихсяна эту букву и тесно связанных с изученным разделом. Каждая группа обосновывает свой список, показывая связь слов с темой. Побеждает команда с самым длинным списком.
Пример. Возможный списокслов: политика, политология, правительство, президент, парламент, партия, правление, порог, полномочия, плюрализм, представительство, пресса, профессионализм, пропаганда, популизм, подсистема, право,программа, платформа, принципы, премьер-министр,публичность, правило, принуждение и т.д.
Прием «Отгадай героя»
Описание: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов - не более 10.
Прием «Турнир»
Описание: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает отметку) тот, чьё предложение будет последним.
Прием «Аукцион имён»
Описание: Ι вариант - сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме;
ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
Прием «Исторический футбол»
Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
Приём "Толстый и тонкий вопрос
Описание: прием из технологии развития критического мышления используется дляорганизациивзаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?
Прием «Имя, дата, событие»
Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.
Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва
? → 1242 → Ледовое побоище
Христофор Колумб → 1492 → ?
ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.
ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах:работа по формированию логических цепочек ведётся в движении,звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся.
Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату, относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии - Полтавская битва.
Высокий уровень сложности: на столе лежат карточки с датами, события на них не указаны. Из набора дат выбрать необходимые для выполнения задания, мысленно считать находящуюся в них информацию.
1-ое задание: дата – имя
2-ое задание: дата – географическое название
3-е задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами
4-ое задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».
1 задание: дата – имя
862 — Рюрик; 882 — Олег; 945-972 — Святослав; 980 -1015, 988 — Владимир Красно Солнышко; 1019- 1054, 1054 — Ярослав Мудрый.
2 задание: дата – географическое название
862- Новгород , 882 – Киев; 1147 — Москва; 1380- р. Дон; 1223 - р. Калка; 1240 - р. Нева.
3 задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами
1480 — падение Ордынского ига; 1223 — битва на реке Калке; 1237 — 1240 — походы Батыя.
4 задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».
1565 — 1572 — опричнина, земщина; 1551 — заповедные годы; 1462-1505 — Юрьев день.
6.Рефлексия
Приём “Хокку”
ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
Формирует:
- умение осмысливать свою деятельность на уроке;
- умение личностную оценку происходящему.
Описание:рефлексивный приём технологии развития критического мышления. Первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.
1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
Пример:
Я был листом На дереве, давая пищу Не желая того… | Я был ручейком По скалам струящийся. Весело!!! |
Прием Синквейн
Описание:
• На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
• Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Примеры
Тема «Революция в Англии в 1640-1660 гг.» Революция Буржуазная, пуританская Разрушает, уничтожает, устанавливает Итог – создание парламентской монархии Великобритания | Тема «Древний Египет» Египет Жаркий, плодородный Занимаются, разливается, роют Египет – дар Нила Земледелие |
Приём «Диаманта»
Описание: диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
- 1, 7 строчки – существительные антонимы;
- 2 – два прилагательных к первому существительному;
- 3 – три глагола к первому существительному;
- 4 – два словосочетания с существительными;
- 5 – три глагола ко второму существительному;
- 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
- Город
- Большой, древний
- Строится, растет, процветает
- Известный город, маленькая деревня
- Возрождается, развивается, кормит
- Красивая, родная
- Деревня
Приём "Телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример.Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Приём "Цветные поля".
Описание: используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим при контрольном диктанте и работой над ошибками.
Приём “Райтинг”
Описание: приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Формирует:
- умение объективно и регулярно оценивать свой труд.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример 1. Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Приём “Рюкзак”
Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
- я научился составлять план текста
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Приём «Сообщи свое Я»
Описание: рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Формирует:
• умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
• сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
• умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример. «Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».
При подготовке сообщения использованы материалы сети Интернет, находящиеся в свободном доступе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ в контрольно-диагностической деятельности по русскому языку
Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практи...
Типы и этапы урока в специальном коррекционном классе
Презентация...
Урок с применением ИКТ "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Комбинированный урок с использованием мини-проектов учащихся....
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования УУД на уроках ИЯ
Проблема контроля и оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера прило...
Применение технологий деятельностного типа на контрольно-диагностическом и регулятивно-коррекционном этапах урока».
Применение технологий деятельностного типа на контрольно-диагностическом и регулятивно-коррекционном этапах урока. Наряду с 5-ти бальной системой можно использовать и другие методики. Рефлексия ...
Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).
Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы)....
Разработка урока биологии с применением смешанного типа обучения
Разработка урока биологии...