Урок с применением ИКТ "Типы химических реакций на примере свойств воды"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Комбинированный урок с использованием мини-проектов учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

 Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Вид урока: комбинированный

Цель:  усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:

  • умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;
  • умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;
  • совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
  • продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся.

Педагогические технологии: технологии развивающего обучения: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Методы обучения: репродуктивный,  проблемно-поисковый, практический.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, самостоятельная.

Виды познавательной деятельности: эксперимент, наблюдение за демонстрационным экспериментом, участие в проблемной беседе.

Этапы: Организационный этап – 1 мин

Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 5 мин

Усвоение новых знаний и способов действия – 27 мин

Проект «Электролиз воды»

Проект «Дождь помог»

Проект «Магний активный, но под защитой»

Закрепление нового материала – 6 мин

Домашнее задание – 1 мин



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Дождь помог

Слайд 2
История

Слайд 3
В 1852 г. немецкий химик Фридрих Вёлер пытался выделить металлический кальций из карбоната кальция (известняка), прокаливая его с древесным углём. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружилось никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет неизвестный газ. Что это за газ?

Слайд 4
Запишем уравнение реакции:

Слайд 5
CaC2+2HOH → Ca(OH)2+C2H2 Спекшейся серой массой оказался карбид кальция - CaC2 При взаимодействии выделяется газ –ацетилен

Слайд 6
Данная реакция является реакцией обмена.Такой процесс получил название гидролиза.Гидролиз – это обменное взаимодействие сложных веществ с водой.

Слайд 7
Вывод:

Слайд 8
Проанализировав задачу и выполнив эксперимент, я убедилась, что вода может вступать в реакции обмена. Такие реакции сопровождаются образованием газообразных веществ или осадков.

Слайд 9
Работу выполнила

Слайд 10
Лабутина Светлана,ученица 8 «А» класса, МБОУСОШ №13



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Электролитическое разложение воды

Слайд 2
Цель опыта

Слайд 3
Провести электролиз воды в условиях школьной лаборатории

Слайд 4
Наполним изготовленный электролизный сосуд примерно на две трети водой, в которую добавим немного разбавленной серной кислоты. Чистая вода проводит электрический ток очень плохо. Уже незначительное количество кислоты сильно повышает проводимость. Лучше всего, чтобы концентрация серной кислоты составляла 2-4 %. При работе необходимо соблюдать правило: при разведении кислоты ее следует очень медленно вливать в воду.

Слайд 5
Ячейка готова

Слайд 6
Теперь замкнем электрическую цепь. На обоих электродах выделяется газ: на положительном полюсе (аноде) слабее, на отрицательном (катоде) - сильнее. Соберем газы для их изучения. Для этого поместим перевернутые наполненные водой пробирки над электродами - только, чтобы они не стояли на резиновой пробке, а то электрическая цепь прервется.

Слайд 7
В обеих пробирках соберется газ. В идеальном случае нужно ожидать, что на аноде образуется ровно вдвое меньше газа, чем на катоде. Ведь на аноде выделяется кислород, а на катоде - водород.

Слайд 8
Так как формула воды Н2О, то на один атом кислорода приходится два атома водорода, и при разложении воды должно образовываться в два раза больше атомов водорода, чем кислорода. С другой стороны, мы знаем из школьного курса, что в равных объемах газов всегда содержится ровное число молекул (закон Авогадро), а как молекула водорода, так и молекула кислорода содержат два атома элемента.

Слайд 9
Несмотря на правильность этой теории, мы будем несколько разочарованы, когда сравним полученные объемы газов. Кислорода будет мало. Для точных исследований необходимо применять электроды из благородного металла (лучше всего платины). Напишем уравнение реакции для данного процесса: 2 Н2О электролиз 2Н2+О2Он обеспечивает получение чистого продукта (до 99,9% H2 ).

Слайд 10
Вывод:

Слайд 11
Данная реакция является реакций разложения. Электрохимический метод получения водорода из воды обладает следующими положительными качествами: высокая чистота получаемого водорода; простота технологического процесса; общедоступное и неисчерпаемое сырье – вода; физическое разделение водорода и кислорода в самом процессе электролиза. 

Слайд 12
Работу выполнил

Слайд 13
Шишов Максим, ученик 8 «А» классаМБОУСОШ №13



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Магний - активный, но под защитой

Слайд 2
Неблагородные металлы, такие как натрий или калий, бурно реагируют с водой с образованием щелочей. Проверим это на опыте, проведем реакцию взаимодействия натрия с водой.

Слайд 3
Взаимодействие происходит достаточно бурно
Запишем уравнение реакции:2Na+ 2HOH=2NaOH+ Н2

Слайд 4
А что же магний? Пользуясь сведениями из учебника, я узнала, что магний тоже уже при комнатной температуре может разлагать воду
Запишем уравнение реакции:Мg + 2Н2O => Mg (OH)2 + Н2

Слайд 5
Он остается на металле в виде тонкой пленки, которая задерживает дальнейшее растворение. Благодаря такому торможению реакции многие металлы не растворяются в воде.
Однако образующийся гидроксид магния растворяется в воде очень плохо

Слайд 6
Однако, если несколько минут кипятить в колбе немного магниевого порошка с 5 мл воды, мы увидим выделение пузырьков газа
В результате в первом случае изменений мы не зафиксировали, а во втором наблюдали слабое выделение пузырьков газа.

Слайд 7
Вывод:В ходе исследования я познакомилась с правилами работы и хранения щелочных металлов, их способностью взаимодействовать с водой. Сравнила активность двух металлов – натрия и магния. Убедилась, что данные реакции, являются реакциями замещения. Кроме этого, наш маленький опыт дает представление о высокой чувствительности многих химических реакций.

Слайд 8
Работу выполнила
Федулова Екатерина, ученица 8 «А» класса, МБОУСОШ №13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презе...

Презентация к дистанционному уроку "Типы химических реакций на примере свойств воды". 8 класс

Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды....

Инструктивная карта к модульному уроку 8кл Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема "Типы химических реакций  на примере свойств  воды"...

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

конспект открытого урока по химии "Типы химических реакций на примере свойств воды"

ОТКРЫТЫЙ УРОК в рамках конкурса «Учитель года -2018»Типы химических реакций на примере свойств водыДАТА 1.03.2018 год Учитель химии и информатики Толоконникова Евгения Викторовна2017-...