Применение ИКТ в контрольно-диагностической деятельности по русскому языку
статья по русскому языку на тему
Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к внеклассным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_kimah.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ в контрольно-диагностической деятельности по русскому языку
Обновление содержания филологического образования происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Это требует совершенствования структуры общего образования; разгрузки программ и учебников от избыточной информации; обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья школьников; использование в образовательном процессе современных информационных технологий; введение профильного обучения; применение программ элективных курсов.
В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания, обладающего образованностью и культурной знаний.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к внеклассным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.
В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку я активно внедряю в учебный процесс современные информационные технологии.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.
В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.
Хочу отметить, что применение информационных технологий позволяет формировать и ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Применение компьютера помогает также мне осуществлять разноуровневое обучение. Пока одна группа (дети, менее успевающие) выполняет задание по учебнику, 2-я
( сильные ученики) работает с различными заданиями на мониторе.
Для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками часто использую учебный материал на CD-дисках, представленный в конспективном виде с иллюстрациями, составляю презентации КИМов сама. Материал подаю небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес разноуровневые тесты с выбором ответов (задания группы А), с краткими открытыми ответами (задания группы В).
Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.
Я убедилась, что использование ИКТ на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Но не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики по курсу «Развитие речи», мультимедийные презентации (программа Microsoft Producer), тесты (программа Adobe Captivate), для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.
(Пример разработанной мною презентации урока-«версии» (КИМ по подготовке к новой форме ГИА по русскому языку учащихся 9класса «Виды работы с текстом»)- приложение
Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас. Ведь внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"
Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл...