Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).
методическая разработка по физике

Миронова  Ольга Геннадьевна

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы). (СЛАЙД 1)

Современное образование ставит перед школой ряд проблем, решение которых невозможно без использования компьютерных технологий в обучении.

На уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать  достаточное количество информации для   полноты усвоения главного. С этой целью представляется эффективным использование компьютерных технологий в процессе обучения.

  С помощью компьютера проведение таких уроков, как знакомство с новым материалом, проведение контрольных и лабораторных работ, а также учет успеваемости становится более эффективным, а огромный поток информации - легкодоступным. Компьютер помогает готовить задания соответствующие уровню, темпу обучения и стилю каждого ученика. Использование компьютера на уроках физики также помогает реализовать принцип личной заинтересованности ученика в усвоении материала и многие другие принципы развивающего обучения. (Слайд 2)

Преимущества использования ИКТ:

  • Возможность активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
  • экономить время на объяснении материала;
  •  возможность увеличить накопляемость оценок;
  •  комфортность на уроках.

 

Использование ИКТ на уроках физики позволяет:

- расширяет возможности демонстрации опытов через использование   виртуальных образов

- повысить интерес к изучению предмета

Для учащихся ИКТ : (Слайд 3)

  • Обеспечивает более эффективную доступность информации;
  • Учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, устанавливать закономерности физических явлений и процессов.
  • Задается индивидуальный темп обучения для каждого ученика, появляется возможность повторения эксперимента.
  •  Появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях школьной лаборатории.
  • Учащиеся получают навыки работы с электронными ресурсами

Т.О благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала.

(Слайд 4)Преимущества использования ИКТ , как учителя:
-Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
-Включение учащихся в активную деятельность;
-Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке;
-Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;
-Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;  
-Создание положительного эмоционального фона урока;

(Слайд 5)На уроке учителю удобно использовать ИКТ следующим образом:
1. для демонстраций и иллюстраций текстов, формул, фотографий, схем при изучении нового материала; (ведеоролики, анимации).
2. для демонстраций фотографий ученых, их кратких биографий в виде презентаций или Web-страниц;
3. для иллюстрации методики решения разноуровневых задач;
4. для проведения лабораторного практикума;
5. для контроля за уровнем знаний учащихся;
6. для творческих, исследовательских заданий; для проектной деятельности;
7. для создания или использования компьютерных моделей физических процессов;
8. для решения экспериментальных задач с использованием компьютерного эксперимента.

(Презентация задач, л.р.,интерактивного материала) Слайды 6,7,8

ИКТ для родителей:возможность участия в совместных проектах иконтроля уровня успеваемости.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ.  Т.о компьютер можно использовать на уроках в качестве универсального технического средства обучения.

  Т.Е.Источниками демонстрационных материалов могут служить как Интернет-ресурсы , эл.приложения к учебникам физики,так  и имеющиеся в школе коллекции цифровых материалов на компакт-дисках, приобретение которых зависит от возможностей школы.

На уроке изучения нового материала есть возможность  демонстрации  видеозаписи опытов (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), демонстрация анимаций или компьютерных моделей процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). В конце можно продемонстрировать отдельные информационные слайды, в качестве повторения. Некоторые  компьютерные модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели для меня представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

2.  Компьютерные виртуальные  лаборатории. (Слайд 10-12)

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. В  случае не возможности провести лабораторную работу в условиях школьной лаборатории, есть возможность провести компьютерную лабораторную работу. В них ученик по своему усмотрению изменяет исходные параметры опытов. Наблюдает, анализирует увиденное, делает  соответствующие выводы. При этом можно поэтапно включать дополнительные факторы, которые усложняют модель и приближают её к реальному физическому явлению.)

3. Проектная деятельность учащихся.

Мотивация к изучению физики у учащихся повышается в ходе проектной деятельности . Используя различные цифровые  электронные ресурсы, приложения MS Office ребята готовят мультимедийные презентации, сообщения, доклады, дополнения к материалу урока.

 Одним из таких направлений  в использовании информационных технологий в учебном процессе является создание мультимедийных проектов, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Технология создания мультимедиа проектов состоит из следующих этапов.

       На 1 этапе происходит формулирование темы, обоснование её, социальной и практической значимости. Создаются творческие группы, которые обсуждают предложенные темы, в ходе дискуссии отрабатываются.

    Следующий важный этап – сбор информации по теме. Для реализации данного этапа учащиеся используют интернет-справочники, энциклопедии, словари, электронная библиотека посредством сети Интернет. Непосредственная работа над проектом осуществляется в малых группах, что способствует обработке навыков коллективной работы и  общения.

  Обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты, что, в свою очередь, предполагает обработку учащегося навыка публичного выступления, ведения дискуссии, умение аргументировано отстаивать свою позицию.

   Таким образом, при создании мультимедийного проекта обучающийся демонстрирует высокий уровень самостоятельности, проявляя творческую активность.

    Наиболее успешными за время использования проектной методики стали проекты по темам: «Воздействие тепловых двигателей на окружающую среду», «Человек. Земля. Космос».

Компьютер - мощный инструмент в руках учителя, но никогда не сможет претендовать на место самого Учителя. Компьютерный эксперимент не может,  да и не должен полностью заменять реальный физический эксперимент на уроках.Однако, применение современных ИКТ на уроках физики раскрывает новые возможности в обучении.

Интерактивные модели позволяют: (СЛАЙД 13-21)

  • проводить необходимые лабораторные в условиях отсутствия материально-технической базы для реального эксперимента;
  • моделировать такие процессы и явления для которых необходимо специализированное дорогостоящее оборудование и спец. лаборатории;
  • значительно расширить информационную составляющую обучения
  • разнообразить процесс обучения, что  повышает интерес у учащихся к учебе;

Т.О в условиях  существующих возможностей информационных технологий с точки зрения проблем образования можно выделить пять педагогических инструментов:

  • интерактивность,
  • мультимедиа,
  • моделирование,
  • коммуникативность,
  • производительность.

(СЛАЙД 22-23)Возможно я повторюсь:

Учащиеся испытывают ряд трудностей в их изучении некоторых физических явлений, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса.

В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др.

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

СЛАЙД 24-25 

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Наглядность, изобразительность

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от “живого” эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием

Изучение объекта в движении, изменении, развитии

Объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании

Математическая обработка результатов

Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием  ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

Использование большой базы   для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

Возможность виртуальной экскурсии

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

 

(Слайд 26)Проектирование урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Итогом работы является более глубокое понимание учащимися сущности физических явлений, способность самостоятельно ставить перед собой проблему и находить пути её решения, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально. Применение современных ИКТ на уроках физики раскрывает новые возможности в обучении, позволяет развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению.

  Прогнозируемые результаты.

  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе;
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.

Использовать ИКТ технологии на уроках нужно строго соблюдая новые требования СанПиНа, чтобы не навредить здоровью учащихся. (СЛАЙД 27)

  Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.

  Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.

  Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока

использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...

: Организация групповой и индивидуальной работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола.

Методическая разработка урока по теме:" Организация групповой и индивидуальной работы учащихся при   систематизации изученных видовременных форм глагола."...

Зачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы) Учитель МОУ « ООШ № 10» Шепелева А.Б.

Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический  зачет....

Методика использования кроссвордов по физике для контроля знаний учащихся

В статье помещен опыт использования кросвордов на уроках физики...

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам  четкую конкретную  задачу, каждый из них должен четко понимать  и выполнять свои действия для совмест...

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....

Использование мобильных устройств для текущего контроля знаний обучающихся на уроках информатики

Важным этапом образовательного процесса является текущий контроль уровня знаний, усвояемости материала по предметам. В данной статье приводится описание работы с современными сервисами, которые дают в...