Конспект-анализ статьи Р.Н. Щербакова "Две ипостаси учителя-предметника"
статья на тему
Успех учителя начинается с его искреннего уважения и понимания учащихся и устойчивого увлечения своей наукой, учебным предметом. Эти базовые качества развиваются и укрепляются в ходе глубокого усвоения им основ современной науки, технологии и методики обучения и воспитания, педагогики и психологии личности. Синтез профессиональных знаний позволяет учителю посредством своего предмета формировать и развивать личность учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dve_ipostasi_uchitelya-predmetnika.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Кафедра непрерывного образования
Выпускная работа
Проект конструирования индивидуального информационно-образовательного пространства
на основе работы с журналом «Педагогика»
(год 2011, номер 6)
Выполнил:
Архитекторова А.А.
Группа № 153
Проверил:
Перминова Л.М.
Москва, 2018
Две ипостаси учителя-предметника
Р.Н. Щербаков
Конспект-анализ
Аннотация.
Успех учителя начинается с его искреннего уважения и понимания учащихся и устойчивого увлечения своей наукой, учебным предметом. Эти базовые качества развиваются и укрепляются в ходе глубокого усвоения им основ современной науки, технологии и методики обучения и воспитания, педагогики и психологии личности. Синтез профессиональных знаний позволяет учителю посредством своего предмета формировать и развивать личность учащегося.
Автор данной статьи рассматривает учителя как медаль, имеющую две значимые грани. С одной стороны, учитель – это прикладник, занимающийся приложением дидактически и методически преобразованного содержания и методов науки к формированию рационально мыслящей личности учащегося. С другой стороны, учитель – воспитатель, обучающий личность через свой учебный предмет.
Взаимодополняя и обогащая друг друга, эти ипостаси формируют основы профессионализма учителя. Ведь учитель-профессионал обучает и воспитывает своих учащихся целеустремленно, со знанием дела и нравственно, являясь квалифицированным проводником и носителем того элемента общей культуры современного общества, содержанием которой является данная наука, а ее адаптированным к задачам обучения и воспитания отражением – преподаваемый им предмет.
Следовательно, основными составляющими профессиональной подготовки учителя являются:
- научные знания и представления по предмету;
- мировоззренческие знания и убеждения, задающие подход к проявлениям бытия;
- нравственность и личная культура;
- умение взаимоперехода между языком науки и языками культуры;
- навыки оценки иных областей знаний и деятельности через «призму» своего предмета;
- умение применять предмет как средство нравственного воспитания;
- знание и умение выбрать методику обучения, учитывающую своеобразие предмета;
- самообразование и саморазвитие;
- умение преодолевать трудности.
Не менее важно, чтобы учитель, зная и умея сам, мог ясно и доступно объяснить материал учащимся, тем самым привить интерес учащихся к предмету, понимание его существа.
Развивая интерес, формируется «аппетит» к творческому познанию, развитию, формированию личности. Учитель, увлекаясь наукой и предметом, узнает сам, адаптирует, пропускает через себя новые знания и делится со своими воспитанниками, прививая свое увлечение и ведя их к пониманию природы или общества, обеспечивая их нужными актуальными знаниями, умениями и навыками.
Поэтому в статье отмечается тот факт, что психологическое изучение самого учащегося, его развития ведет к налаживанию контакта между учителем и учащимся, общению. В этом плане глубоко был прав З. Фейнман, когда подчеркивал: «Самое лучшее решение проблемы образования – это понять, что самым превосходным обучением является прямая, личная связь между учеником и хорошим учителем, когда ученик обсуждает идеи, размышляет о разных вещах и беседует о них». Я считаю, что при умело построенной эмоциональной беседе учителя со своими учащимися последние испытывают определенный подъем вдохновения и стремления формировать себя на материале данного предмета как личность творческую, пытаются наметить пути подготовки себя к деятельности в будущем.
Согласно статье, становится ясно, что учитель обладает двумя важными личностными качествами – это любовь к учащимся и устойчивое, неослабевающее с годами глубокое знание своей науки и своего учебного предмета и увлечение ими. Учитель-предметник и учитель-воспитатель в одном лице – это и есть учитель-профессионал, наивысшая ступень в работе и жизни учителя, к которой мы стремимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны
Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...
Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей.
Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей....
Статья. Роль взаимодействия учителя-предметника и школьной театральной студии
В данной статье я делюсь интересным,на мой взгляд, опытом нескольких лет плодотворного сотрудничества с нашей школьной театральной студией....
Выступления на семинаре учителей -предметников, статьи, доклады, презентация МО
В приложении портфолио представлены материалы, статьи, выступления и доклады на семинарах учителей физической культуры, презентация методического объединения, отражающие результаты професс...
Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчетучителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык
Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык...
Статья "Инклюзивное образование в школе. Методические рекомендации учителям - предметникам".
В статье я рассказываю о своём опыте работы в школе, где обучаются дети с ОВЗ. Привожу конкретные примеры занятий с такими детьми....
Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»
Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие учителя физической культуры иучителей предметников»...