Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»
материал

Полозова Оксана Александровна

Выступление на МО предметников на тему:

«Взаимодействие  учителя физической культуры и

учителей предметников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_polozova.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска

Выступление на МО предметников на тему:

«Взаимодействие  учителя физической культуры и

учителей предметников»

Учитель физической культуры: Полозова О.А

Смоленск 2020

Сложные задачи обучения детей с ОВЗ обуславливают координацию деятельности администрации школы, учителя, психолога и учителя-дефектолога. В их руках судьба ребенка, который попал в беду по причине физического или психического недостатка. От них зависит, будет ли жить ребенок такой же полнокровной жизнью, как все, или обречен на положение «изгоя» в обществе.

Командный подход как стратегия эффективного обучения ребенка с ОВЗ.

Современный взгляд на проблему помощи детям с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает целостное «видение» модели организации психолого-педагогической работы всеми специалистами, командного междисциплинарного взаимодействия.

Очевидно, что такой особый ребенок нуждается в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения, предусматривающих сопровождение специалистами  в образовательном учреждении.

Речь идет о необходимости выстраивании стратегии индивидуальной психолого-педагогической работы с особым ребенком всех специалистов в едином коммуникативно-ориентированном алгоритме с использованием «средового» подхода. Под средовым подходом понимается, создание цепочки развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-адаптивных возможностей ребенка (основан на идеях Л.С. Выготского, И.А. Аршавского, А.А Ухтомского). Сама среда понимается как «система устойчивых пространственно-временных эмоциональных и социальных отношений, задаваемых людьми с целью развертывания того или иного смысла». Так, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом, а также занятия в мини-группах с несколькими специалистами и со всей группой в кругу, также как и другие виды организованной деятельности все это – может рассматриваться как «среда отношений» для решения смысловых жизненных задач.

 Взаимодействие учителя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по-настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт работы образовательных организаций, осуществляющих коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, показывает, что без постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной.

Междисциплинарная команда - это:

- профессиональная и личностная поддержка друг друга;

- единый методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;

- взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;

- единый профессиональный язык;

- достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;

- скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;

- привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;

- участие в широком профессиональном сообществе.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя физкультуры

Обеспечить постепенное включение обучающего с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в учебный процесс возможно только при условии тесного взаимодействия педагогических кадров и специалистов сопровождения.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, находящимися в условиях школы выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития ОНР обучающихся с ТМНР занимается не только учитель-логопед, но и учитель по адаптивной физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение обучающихся, то учитель по адаптивной физической культу ре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит учителя по адаптивной физической культуре с диагнозами обучающихся с ТМНР (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития обучающихся с, ТМНР совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности учителем по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-   координации движений;
-   общей и мелкой моторики;
-  закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-   речевого и физиологического  дыхания;
-   формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-   работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием обучающихся. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно, как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития обучающихся, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре обучающиеся прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит учителя по адаптивной физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему, совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
       Особенности планирования дальнейшей деятельности с обучающимися на занятиях по адаптивной физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для обучающихся с ТМНР имеющих общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например, при отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой обучающие закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по адаптивной физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении». Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря обучающегося, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития, обучающихся с ОНР учителю по адаптивной физкультуре, приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность обучающихся, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями обучающихся, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет учитель по адаптивной физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Обучающиеся  научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи обучающихся, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Во время физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат обучающихся, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность обучающихся, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок физической культуры глазами учителя

Современный урок физической культуры глазами учителя...

Презентация к выступлению на семинаре "Применение скакалки на уроках физической культуры и внеурочных мероприятиях"

В данной работе собран обобщенный материал о простейшем тренажери - скакалка, а также о различных направленностях её применения на уроках физической культуры....

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя физической культуры в вопросе укрепления здоровья детей

Будучи социально востребованным, дополнительное образование нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе физическое воспи...

Выступление на родительском собрании. Тема:"Занятие физической культурой и спортом, как средство профилактика правонарушений подростков"

Данное выступление характерезует влияние физической культуры и спортом на здоровье подростка. Пропоганда к систематическим занятиям спортом....

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....