Статья "Инклюзивное образование в школе. Методические рекомендации учителям - предметникам".
статья
В статье я рассказываю о своём опыте работы в школе, где обучаются дети с ОВЗ. Привожу конкретные примеры занятий с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное образование | 68.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Инклюзивное образование в школе. Методические рекомендации для учителей-предметников».
- Введение
Инклюзивное образование подразумевает доступность образования, ориентировано на ребёнка с ОВЗ, учитывает его индивидуальные потребности, даёт шансы и возможности для эффективной социализации.
Данная статья составлена на основе личного опыта работы с детьми, имеющих ОВЗ различных категорий (НОДА, УО, ЗПР, нарушение зрения, нарушение слуха). Рекомендации и примеры могут быть полезны для учителей биологии, химии, географии. В нашей школе дети с ОВЗ обучаются индивидуально, в специальных коррекционных классах и в общеобразовательных классах с детьми - норма (может быть один или несколько детей с ОВЗ). Все задания, приведённые в примерах, составлены мной лично и опробованы в процессе обучения. Так же я использовала для написания статьи материалы, полученные мной на курсах повышения квалификации по программе «Техническое, технологическое сопровождение и программное обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ» в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования; курсы по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в развитии и здоровье в условиях перехода на инклюзивное образование в соответствии с требованиями ФГОС» в Томском государственном педагогическом университете.
Коррекции требует система оценивания детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. У нас нет конкретных требований и инструкций по данному вопросу. Между педагогами иногда возникают разногласия на эту тему. Например, ученик с ОВЗ, имеющий УО приходит ко мне на урок биологии в 6 классе (курс «Биология растений»). Ему было задано дома, выучить морфологию цветкового растения. Глядя на рисунок, назвать основные органы растения (корень, стебель, листья, почки, цветки). Ученик выучил дома данную тему и назвал все части растения, получил оценку «5» за урок. А ученик – норма за такой же ответ получит оценку «3», потому что помимо основных органов растений, он должен знать и типы почек (боковые, верхушечные) и типы корней (главный, боковой, придаточный) и строение стебля (узлы и междоузлия) и что такое побег. И оценку «5» он получит, только если ответит на все эти вопросы. Таким образом получается, что ребёнок с ОВЗ, который ответственно подходит к учёбе, добросовестно готовится к урокам, выполняет домашнее задание, но знает и умеет меньше, чем ребёнок норма, может быть отличником. А ребёнок – норма, который не хочет использовать свои умственные возможности, будет иметь «3».
Кто-то скажет, что это не справедливо. Если ребёнок умственно-отсталый или имеет ЗПР, нужно ставить ему «3». Но как вы объясните ученику (и его родителям) такую оценку, если он выполнил все ваши требования (задания или ответил на вопросы). Не будем забывать и о том, что для детей с ОВЗ существуют отдельные программы и требования к уровню освоения знаний у таких детей другие, нежели для детей - норма.
- Специфика организации образовательного пространства для детей с особенностями в развитии.
Необходимые условия для формирования базовых учебных действий
Прежде всего, создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего учащимся оптимальные условия в соответствии с их психофизическими возможностями (охранительный режим). Необходимо исключить ряд неопровержимых факторов, негативно влияющих на психофизическое здоровье детей:
- превышение предельно допустимой нагрузки;
- сидячая статическая поза учащихся;
- условия замкнутого пространства;
-игнорирование «зоны ближайшего развития» при организации учебно-воспитательного процесса.
На уроках необходимо обеспечить:
- преобладание информационно-иллюстративных и
репродуктивных методов обучения над творческими и проблемными.
-развитие познавательного интереса, воспитание потребности к умственному труду:
- организция деятельности учащихся в «зоне ближайшего развития»;
-формирование всех видов восприятий и ощущений;
Организация практической деятельности.
Теоретические знания, оторванные от их практического приложения, усвоены только формально. Они не насыщены образными представлениями, поэтому очень слабы. Необходимо нарабатывать алгоритм действий, который закрепляется в сознании как опыт.
- Учет специфических особенностей мышления детей с проблемами интеллектуального развития:
1.Наглядно – действенное
Наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности.
2.Наглядно – образное
Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Наличие образного мышления предполагает умение ребенком осуществлять мысленные преобразования образов (целое из частей, части целого), ориентироваться в пространстве и в простых схематических изображениях различных объектов.
3. Словесно – логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Способность ребёнка отвлекаться от реальных объектов и оперировать словами и числами.
Учебная мотивация – формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия;
- учить определять и сохранять способы действия (специфические особенности этого процесса у детей с ЗПР и УО);
- учить использовать самоконтроль в процессе деятельности;
- учить осуществлять словесный отчет;
- оценивать процесс и результат деятельности.
-принцип осознания обучения - рефлексия, эталоны самооценки;
Формирование позитивного «Я» - образа:
- создание социальной ситуации развития, т. е. исключения социальной, информационной, эмоциональной, психической депривации;
- развитие познавательной потребности - формирование личностно - значимых целей и ценностных отношений (цель д.б. личностно – значимой, только тогда будет формироваться учебная мотивация и понимание учащимся какой смысл имеет для него учение);
- формирование адекватной самооценки, которая зависит от следующих факторв:
а) оценки взрослого (с опорой на положительные качества личности), сообщение ребенку о его качествах и возможностях;
б) значимости оценки сверстников;
в) оценки родителей.
3. Методические рекомендации. Примеры средств обучения по различным предметам для разных категорий детей с ОВЗ.
Очно или дистанционно лучше обучать детей с ОВЗ?
Сейчас городские ПМПК прописывают в рекомендациях детей с ОВЗ – очное обучение. Но бывают ситуации, когда необходимо прибегнуть и к дистанционной форме обучения: класс находится на карантине, ребёнок не пришел в школу из-за мороза или находится в отъезде.
Положительные стороны дистанционного обучения:
- Ребёнок с ОВЗ находится в комфортной привычной для него обстановке – дома.
- Родители при желании могут наблюдать за уроком со стороны.
- Как учитель, так и ученик может пользоваться различными возможностями той платформы, на которой они находятся: включать видео, просматривать презентации, отправлять ссылки в чат, решать электронные тесты и другие задания.
- Задания в электронном виде легко проверяются (автоматически), ребёнок сразу видит результат. Также можно и посмотреть правильные ответы.
Отрицательные стороны дистанционного обучения:
- Дети с ОВЗ (да и дети-норма) прежде чем заниматься на той или иной платформе, должны её освоить, научиться пользоваться. Тут без помощи родителей никак не обойтись, хотя бы на первых этапах – включение компьютера, регистрация. Дальше уже находясь на связи, может помочь учитель.
- Дети с тяжелыми нарушениями (НОДА, УО) будут всегда нуждаться в помощи родителей, чтобы подключиться. Самостоятельно пользоваться клавиатурой, переходить по ссылкам и выполнять задания они не смогут.
- Отсюда – много времени от урока может уйти на объяснения, как пользоваться той или иной платформой.
- Дети и с другими категориями ОВЗ так же могут испытывать трудности при прохождении дистанционного урока из-за отсутствия прямого зрительного, голосового контакта с учителем, прямого контроля со стороны педагога за действиями ученика, т.е. физическое отсутствие учителя приводит к снижению концентрации. В момент, когда включается демонстрация экрана (идут видео или презентация) ученик может отвлекаться. Иногда я сталкивалась с такой ситуацией, что дети с некоторыми интеллектуальными отклонениями начинали кушать на уроке, были сонными не собранными, рассеянными.
- Еще один минус для меня лично, как педагога – для подготовки качественного дистанционного урока (создание презентации, электронного теста и др.) порой уходит больше времени, чем для подготовки к очному занятию, где я могу использовать уже готовые карточки с заданиями, карты, плакаты и т.п.
- Большим минусом является и то, что работая на любой платформе, учитель не может достоверно оценить знания учащихся. Даже если ребёнок находится с включенной камерой в Zoom или Skype и вы проводите устный опрос, никто не гарантирует, что в этот момент ученик не заглядывает в учебник, тетрадь или в телефон.
Выводы:
С моей точки зрения, наиболее эффективным является очное обучение. И городская ПМПК в большинстве случаев прописывают в рекомендациях для детей с ОВЗ очное обучение.
Но если учесть перечисленные мною положительные и отрицательные моменты дистанционного обучения, я бы рекомендовала использовать его для изучения нового материала или закрепления, повторения и обобщения уже изученного материала. Например, те же электронные тесты с выбором ответов, можно применять не для контроля знаний, а для закрепления пройденного материала или обобщения как самостоятельную работу учащегося. При этом ребёнок может пользоваться различными источниками информации (учебником, тетрадью), формируя свои познавательные (общеучебные и логические) УУД.
Если занятия в дистанционной форме чередуются с очными, лучше именно дистанционно использовать видео - материалы или презентации для прохождения нового материала, а в конце урока для закрепления пройденного предложить ребёнку выполнить тестовое задание или устно опросить его, демонстрируя на экране ранее изученные рисунки, но без надписей. Например, при изучении органов растений на уроке биологии в 6 классе, вы сначала показываете видеофильм по теме, а затем демонстрируете рисунок «строение цветка», где каждая его часть обозначена цифрой. Ребенок должен назвать, что каждая цифра означает.
Теперь поговорим о различных платформах, которые могут быть использованы при дистанционном обучении и не только. В первые годы своей работы с детьми с ОВЗ я пользовалась программой Skype (только для индивидуальных занятий). Особенного выбора у меня тогда не было, так как все мои ученики пользовались именно этой программой, да и коллеги. Работая в программе Skype я замечала, что:
- Программа часто подвисает.
- Возникают проблемы с трансляцией видео и звука.
- Демонстрация экрана ограничена, можно вывести только демонстрацию своего экрана.
В настоящее время для проведения уроков, как индивидуальных, так и групповых, я использую программу Zoom. Программу можно установить на ПК, а можно скачать и установить приложение на сотовый телефон.
Как у любой программы у Zoom есть свои недостатки:
- Групповые конференции доступны 40 минут, дальше нужно снова заходить по ссылке и начинать новую конференцию.
- Программа содержит много различных функций, поэтому, чтобы начать с ней полноценно работать, нужно во всём разобраться и вникнуть.
- Учитель без сомнения во всем разберётся при желании, а вот дети с ОВЗ, особенно имеющие проблемы с интеллектуальным развитием, столкнуться с трудностями.
Конечно, они могут зарегистрироваться, прибегнув к помощи родителей, пройти по ссылке и начать конференцию, но на самом уроке дети с ОВЗ будут пассивны. Им сложно будет без посторонней помощи включить демонстрацию своего экрана, зайти в чат и пройти по ссылке для выполнения теста, воспользоваться онлайн – доской. Вовлечь ребёнка с ОВЗ в совместную работу на уроке, конечно, проще при очном обучении.
Положительные стороны программы Zoom:
- Внутри конференции можно создавать мини-группы.
- Демонстрацию экрана может делать не только учитель, но и ученики.
- Для учащихся есть функция «поднять руку» (учитель видит, кто хочет ответить).
- Пользоваться можно бесплатно.
- Есть различные варианты расположения участников конференции на экране.
Следующая платформа, о которой я хочу рассказать – это Я – класс. Она удобна, учитель без труда может выбрать нужный предмет, класс, конкретного ученика и различные готовые варианты заданий: теоретический материал для изучения нужной темы, проверочные работы, тестовые задания. Можно добавлять и свои варианты заданий. Ученик, зарегистрировавшись в Я – классе, может заниматься по различным предметам, изучать теоретический материал и выполнять проверочные работы. Проверка работ осуществляется автоматически. В личном кабинете учителя отображаются все выданные задания. Отмечается процент выполнения того или иного задания. Можно посмотреть, какие ошибки сделал ученик.
У меня есть ученик с ОВЗ, находящийся на домашнем обучении, из-за особенностей своего заболевания, он не может в указанное время выходить на связь с учителем дистанционно в Zoom, его родители изъявляли большое желание заниматься именно в Я-классе. Хотя мы с ним пробовали и другие варианты работы, в итоге остановились на этом.
Так же данную платформу можно использовать для выдачи домашнего задания.
Минус в том, что пользование Я – классом платное, и не все дети могут быть там зарегистрированы.
При выборе того или иного ресурса для проведения урока, конечно, необходимо это согласовать с учащимися и их родителями заранее.
Очень удобный интернет-ресурс для создания заданий – Google Формы. Позволяет создавать тесты с любым количеством заданий, различной сложности и конфигурации. Есть возможность загружать файлы (картинки, видео), устанавливать сроки выполнения заданий. По типу задания могут отличаться, ответить на вопрос можно:
- выбрав один вариант из списка,
- выбрав несколько вариантов из списка,
- написав свой вариант ответа в пустую строку,
- сделав множественный выбор (задание на соответствие).
Для детей – норма, одарённых детей я создаю тесты с большим количеством заданий. Для детей с ОВЗ – упрощенный вариант.
Мне очень нравится данный интернет-ресурс, чаще я использую его для создания домашних заданий, особенно это удобно, если класс (ученик) находится на дистанционном обучении (обучение на дому). Конечно, на создание теста нужно потратить определённое количество времени, но позже вы сможете использовать его неоднократно в различных ситуациях (в качестве домашнего задания, проверочной работы, закрепления пройденной темы, самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала). При желании и необходимости тест можно подкорректировать: изменить задания, сократить или увеличить количество заданий. Тест сохраняется в вашем аккаунте Google и вы можете в любое время к нему обратиться, скопировать ссылку на тест и отправить детям в WhatsApp или на электронную почту или на почту в сетевой город.
Примеры заданий в Google Форме
Класс | Предмет/Тема | Категория детей с ОВЗ | Ссылка на тест |
6 | Биология/Историческое развитие растительного мира | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения | |
7 | Биология/Хордовые: Бесчерепные | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения, ЗПР, легкая степень УО | |
7 | Биология/ Класс Рыбы | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения, ЗПР, легкая степень УО | |
7 | Биология/Проверка знаний по материалам глав 1-7 | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения, ЗПР, легкая степень УО | |
8 | Биология/Системы органов. Типы регуляций в организме человека | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения, ЗПР, легкая степень УО | |
8 | Химия/ ПСХЭ Д.И. Менделеева | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения, ЗПР, легкая степень УО | |
10 | Биология/Антропогенез | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения | |
10 | Биология/Теория эволюции | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения | |
11 | Биология/Обмен веществ. Фотосинтез | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения | |
11 | Биология/Клеточный уровень жизни | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения | |
11 | Биология/Молекулярный уровень жизни | НОДА, нарушение слуха, нарушение зрения |
Олимпиады для детей с ОВЗ – очень хороший способ чтобы формировать познавательные УУД:
- опыт работы с интернет-ресурсами,
- навыки поиска необходимой информации др.
На сайте cdo.tomedu.ru каждый год проводится Межрегиональная сибирская дистанционная предметная олимпиада для учеников 3-11 классов с ОВЗ осваивающих общеобразовательные программы общего образования.
Проект «Инфоурок» на сайте infourok.ru организует Международные олимпиады по различным предметам, где могут принять участие дети различных категорий. Олимпиады Инфоурока не содержат много заданий, соответственно не займут много времени для выполнения. Но содержание заданий будет сложно выполнять детям с УО. Хотя бывают ситуации, что и дети с нарушением интеллекта имеют большое желание поучаствовать в олимпиадах. Это их право. И если такой ребёнок решает олимпиаду дистанционно (дома), скорее всего ему помогают родители и результат в данном случае может оказаться недостоверным. Но для ребёнка с ОВЗ олимпиады, конкурсы, так же, как и для детей – норма, очень важны. Получая грамоту победителя или свидетельство об участии, он испытывает массу положительных эмоций. У ребёнка появляется желание учиться дальше, узнавать больше, сделать то, что раньше не получалось. Олимпиада – это хорошая мотивация к учёбе, повышение самооценки, собственной значимости у ребёнка.
Общие рекомендации при работе с детьми с ОВЗ:
- Беседуйте с ребёнком. Часто детям с ОВЗ не хватает внимания, понимания со стороны других детей и взрослых. Настройте ребёнка на рабочий лад тёплым приветствием, улыбкой, поинтересуйтесь как его успехи, расположите к себе. Положительные эмоции будут полезны обеим сторонам.
- Так как за урок дети с ОВЗ не могут освоить большой объём информации, вычленяем основные понятия, которые необходимо знать по ФГОС, информацию максимально приближенную к реальной жизни ребенка. Расскажите о том, что ему знакомо или может пригодиться в жизни. Например, на уроке географии в 6 классе, изучая тему «Устройство реки. Как работают реки?», спросите у ребёнка, какая река протекает у нас в городе? Горная эта река или равнинная? Куда впадает река Томь? Какие явления мы можем наблюдать весной на реке? И т.п.Постройте беседу так, чтобы вопросы затрагивали интересы ребёнка и были ему интересны.
- Используйте больше наглядных пособий: таблицы, муляжи, карты, рисунки.
- Не используем много примеров, ребёнок не сможет всё запомнить. Лучше использовать 1-2 примера, которые ученику могут быть знакомы. Например, на уроке химии в 8 классе при изучении темы «Химические вещества», рассказывая о том, что вещества делят на кислоты, соли и основании, в качестве примеров веществ данных групп приведите вещества, которые могут быть у ребенка дома. Кислоты: лимонная кислота, уксусная кислота (используются на кухне), соли: поваренная соль (хлорид натрия), сода пищевая (гидрокарбонат натрия), основания: едкий натр (гидроксид натрия) используется как основной компонент в средствах для мытья кухонных плит, средств для устранения засоров в трубах.
- Что делать, если тема урока сложная и не вызывает интерес у ребёнка? Используйте игровые моменты. Например, на уроке биологии в 5 классе при изучении темы «Жизнь на различных континентах», можно поиграть в настольную игру «Кругосветное путешествие». На игровом поле изображены континенты: Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия и Австралия. Вы с ребёнком по очереди бросаете кубики и перемещаете фишки по полю, знакомясь с различными континентами. Вставая на определенные поля, берёте карточки с изображением растения или животного с определённого континента, на обратной стороне читаете информацию об особенностях данного организма. Побеждает тот, кто первый обойдёт все континенты, и завершит своё путешествие. Заняв ребёнка такой игрой, вы и не заметите, как пролетит время урока, а ученик, совершенно не напрягаясь, узнает много нового и интересного о флоре и фауне различных континентов. Игру вы можете сделать сами, используя картон, цветную бумагу, карточки распечатать на цветном принтере. Немного вашей фантазии и готов интересный урок!
В нашей школе дети с ОВЗ могут находиться на индивидуальном обучении по ряду предметов или обучаться в специальных коррекционных классах или в общеобразовательных классах. Рассмотрим каждый вариант обучения. Ученик с НОДА, нарушением зрения и с УО находится на индивидуальном обучении. Он не может писать, следовательно, использование письменных заданий на уроках не возможно. Особенности зрительного восприятия данного ученика таковы, что текст учебника для него не читаем, ровно как и рисунки, схемы. Поэтому задания, связанные с использованием учебника на уроке и дома не актуальны. Что делать в данной ситуации? Использовать те методы и средства обучения, которые доступны для восприятия этого ученика. Например, использование:
- Устных методов (рассказ, беседа, опрос).
- Наглядности (крупные схемы, рисунки формата не менее А3, плакаты, карты, макеты).
- Видео, презентации на большом экране.
- Развивающих и обучающих игр.
- Натуральных объектов (раковины моллюсков, шишки хвойных растений и др.).
Текущая и итоговая проверка знаний может осуществляться только в устной форме с использованием наглядных средств обучения.
В качестве домашних заданий, так как ребёнок не имеет возможности пользоваться учебником (только если родители будут читать текст), можно использовать аудио-файлы, или видео-уроки для повторения пройденной темы и подготовки к следующему уроку (отправлять ссылку в дневник сетевого города). Конечно, процесс обучения такого ребёнка контролируется родителями, и для этого мы записываем текст домашнего задания, выставляем оценки в дневник (бумажный). Так же можно делать записи краткого содержания урока в тетрадь по предмету (записывать тему, основные понятия и термины, то, что будем спрашивать на следующем уроке).
Особенности работы в коррекционных классах.
Количество детей в таких классах обычно небольшое, дети могут быть с различными категориями ОВЗ. Соответственно уровень интеллектуального развития детей, обучающихся в одном классе будет значительно отличаться, так же как и их возможности к обучению. Одни дети будут быстро справляться с поставленной задачей на уроке, другим – потребуется большее количество времени, а третьи – и вовсе могут не понять поставленной задачи. Поэтому, чтобы каждый ученик был занят на уроке, рекомендую заранее подготовиться:
- сделать карточки с заданиями разного уровня сложности;
- карточки с дополнительными заданиями для детей, которые быстрее остальных справляются;
- карточки с примерами, как выполнять задание или расписанным алгоритмом действий для учеников с УО.
Конечно, можно обойтись и без карточек, записать задания на доске, контролировать процесс выполнения и в индивидуальном порядке помогать ученикам, которые не справляются с поставленной задачей.
Прежде чем начинать работать в коррекционном классе, безусловно, необходимо ознакомиться с личным делом каждого ученика, узнать его диагноз, рекомендации ПМПК и составить программу обучения по своему предмету с учётом этих данных.
Примеры заданий:
Биология 6 класс. Тема: «Многообразие плодов и способы их распространения».
В качестве самостоятельной работы на уроке при изучении новой темы учащимся можно раздать карточки с заданиями.
Задания для детей с ОВЗ (обычно с нарушение зрения, слуха, без нарушений интеллектуального развития), которые быстро справляются с заданиями.
Заполни таблицу «Способы распространения плодов», пользуясь текстом учебника.
Способы распространения плодов и семян | Примеры растений | Особенности плода, семени, связанные с распространением |
Ветром | ||
Водой | ||
Человеком | ||
Животными | ||
Саморазбрасыванием |
Дополнительное задание для ребят, которые быстрее остальных заполнили таблицу:
Заполните схему, пользуясь текстом учебника.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Задания для детей с ОВЗ (ЗПР, незначительная степень УО)
Заполни пустые поля таблицы «Способы распространения плодов и семян», пользуясь текстом учебника.
Способы распространения плодов и семян | Примеры растений | Особенности плода, семени, связанные с распространением |
Ветром |
2. | 1.Семя имеет летучку 2.Семя имеет крылатки |
Водой | 1. | 1.Плод полый внутри, лёгкий |
Человеком | 1. 2. | 1.Плоды имеют сочную вкусную мякоть и мелкие семена |
Животными | 1. 2. | 1.Плоды имеют крючочки, которые цепляются за шерсть животных 2.Плоды имеют сочную мякоть, их поедают птицы |
Саморазбрасыванием | 1. | 1.Створки плода раскрываются, когда он созревает и семена высыпаются |
Задания для детей с ОВЗ (умеренная степень УО)
Заполни пустые поля таблицы «Способы распространения плодов и семян», пользуясь текстом учебника и подсказками (кокос, горох, мак, рябина, томаты, репей, малина, одуванчик, клён).
Способы распространения плодов и семян | Примеры растений |
Ветром |
2. |
Водой | 1. |
Человеком | 1. 2. |
Животными | 1. 2. |
Саморазбрасыванием | 1. 2. |
Особенности обучения детей с ОВЗ, находящихся в общеобразовательном классе.
Если в классе с детьми – норма обучается один или несколько детей имеющих ОВЗ, порядок действий будет похож с предыдущими рекомендациями:
- ознакомьтесь с личными делами этих учеников;
- если вы педагог-предметник среднего звена, пообщайтесь с учителем начальной школы, который работал с этими детьми, чтобы узнать особенности каждого ребёнка;
- помимо написания образовательной программы по своему предмету, необходимо будет по каждой категории ОВЗ составить отдельную пояснительную записку с указанием особенностей заболевания, рекомендаций по созданию специальных условий для детей с ОВЗ.
При проведении уроков в общеобразовательном классе необходимо поддерживать специально – созданные условия для каждой категории детей с ОВЗ, прописанные в программе. Например, ребёнок с нарушением зрения (близорукость) должен сидеть на первой (второй) парте центрального ряда. Письменные задания должны быть выполнены крупным шрифтом, объём заданий меньше, чем у детей норма, так как работоспособность детей с ОВЗ любой категории будет ниже, чем у детей -норма. Поэтому лучше заранее продумать и подготовить задания для каждого ребёнка в классе.
Примеры заданий:
Биология 5 класс. После прохождения Главы 1, где ребята уже ознакомились с признаками живых организмов, узнали о строении клеток растений и животных, их химическом составе, изучили растительные и животные ткани, можно провести тестирование.
Тест для детей – норма: шрифт текста (14-16), в заданиях 1-3 четыре варианта ответа (больше, чем у детей с ОВЗ). Тест содержит три типа заданий (одинарный, множественный выбор ответа и задание на соответствие).
Выполните задания, выбрав один или несколько верных ответов.
- Наука о живой природе называется:
- География
- Химия
- Биология
- История.
- Из перечисленных объектов выберите ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ:
- Паук
- Камень
- Вода
- Дерево
- Клетку окружает и отделяет от окружающей среды:
- Ядро
- Цитоплазма
- Клеточная мембрана
- Вакуоль.
- Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная – это…
- Ткани животных
- Ткани растений.
- Задание на соответствие. Соотнесите типы химических веществ в клетках и названия химических веществ.
- Органические вещества
- Неорганические вещества
- Вода
- Крахмал
- Жир
- Соль
- Белок.
Тест для детей с ОВЗ: шрифт текста крупнее (18) для детей с нарушение зрения. В заданиях 1-3 варианты выбора ответа сокращены до трёх. Есть объяснение по выполнению к каждому заданию. Тест содержит только два типа заданий (одинарный выбор ответа и множественный выбор).
Выбрать один верный ответ. Наука о живой природе называется:
- География
- Химия
- Биология
- Из перечисленных объектов выберите ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ (выбрать несколько верных ответов):
- Паук
2. Камень
- Дерево.
3. Выбрать один верный ответ. Клетку окружает и отделяет от окружающей среды:
- Ядро
- Цитоплазма
- Клеточная мембрана
- Выбрать один верный ответ. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная – это…
- Ткани животных
- Ткани растений.
- Какие органические соединения входят в состав клетки? (множественный выбор)
- Вода
- Крахмал
- Жир
- Соль
- Белок
Биология 6 класс. Проверка знаний по теме: «Цветок»
Задание для детей – норма:
«Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами.
Задание для детей с ОВЗ (НОДА, нарушение слуха, зрения):
«Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами, используя подсказки (лепестки; тычинки; цветоложе; пестик; цветоножка; чашелистики).
Задание для детей с ОВЗ (ЗПР, УО):
«Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами 4, 5, 6, используя подсказки (лепестки; тычинки; пестик).
Конечно, это условное деление категорий, ребёнок с ЗПР вполне может справиться с заданием второго типа и напротив, есть дети без ОВЗ, которые не осилят задание первого типа. Вы сами должны знать уровень возможностей детей в вашем классе и применять индивидуальный подход.
Надеюсь, что мои рекомендации и примеры заданий для различных категорий детей с ОВЗ помогут вам в работе.
Список литературы:
1. Борисова, Н.В., Прушинский, С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 412 с.
2. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т В. Варенова. - М.: Форум, 2015. - 272 с.
3. Статья «Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации», Буфетова В.В.
URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rekomendaczii_po_sozdaniyu_speczialnyix_obrazovatelnyix_uslovij_dlya_rebyonka_s_lyogkoj_stepenyu_umstvennoj_otstalosti_v_obrazovatelnoj_organizaczii/ (дата обращения: 01.12.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителям-предметникам по организации работы с пятиклассниками в период адаптации
"Рекомендации учителям-предметникам по организации работы с пятиклассниками в период адаптации " должны быть всегда в центре внимания у учителей- предметников, которые начали свою работу с пятик...
Рекомендации учителям-предметникам по изучению образовательных технологий
Эти рекомендации относятся к узучению технологий по Селевко...
Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....
"Приёмный ребёнок в школе" (методические рекомендации для замещающих родителей и учителей)
Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих российских семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребёнок отправляется в школу. ...
«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.
Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...
Организация работы методического объединения учителей предметников МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск»
В современных условиях развития образования, когда перед педагогами ставится цель повышения качества образования важно правильно направить работу методического объединения учителей- предметников. Зада...
Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...