Система оценивания образовательных достижений
материал по теме

Максарова Юлия Соломоновна

Система оценивания образовательных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:


Принято на Педагогическом совете Утверждаю:

Протокол № 12 от «26» февраля 2016 г Директор МБОУ Лицей №6

____________ Купцов А.М.

Утверждено Приказом

№ 67 от «03» марта 2016 г

Положение о внутренней системе оценки

качества образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

• федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,

• федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897;

• федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

• Приказом Минобрнауки № 462 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации";

• Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";

• Уставом образовательной организации.

1.2. Настоящее положение закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности в образовательной организации (далее – ОО) и призвано способствовать управлению качеством образования в ОО.

1.3. В настоящем положении используются следующие понятия:

• качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

• внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) – система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования), условий ее реализации и эффективности составляющих ее подпрограмм / компонентов, а также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ ОО;

• внешняя система оценки качества образования – включение потребителей образовательных услуг, органов государственно – общественного управления / коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования (по соответствующим уровням), целям и задачам государственной политики в сфере образования;

• ФКГОС – федеральный компонент государственного образовательного стандарта (стандарты общего образования первого поколения);

• ФГОС ОО – федеральный государственный образовательный стандарт (новые стандарты общего образования);

• ООП – основная образовательная программа;

• НОО – начальное общее образование;

• ООО – основное общее образование;

• СОО – среднее общее образование.

1.4. Внутренняя система оценки качества образования:

• функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью образовательной организации;

• направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования;

• учитывает федеральные требования к порядку проведению образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

2. Порядок организации ВСОКО

2.1. Ключевыми направлениями ВСОКО по уровням общего образования являются (за период (ы), определяемые ОО самостоятельно):

• содержание образования (основные и дополнительные образовательные программы), его реализация в процессе образовательной деятельности;

• условия реализации образовательных программ;

• достижение учащимися результатов освоения образовательных программ;

2.2. Качество процесса, качество условий и качество результата определяют логическую структуру ВСОКО, состав лиц, привлекаемых к оценке качества образования, график оценочных процедур (система мониторинга).

2.3. Внутренняя система оценки качества образования осуществляется применительно к результатам освоения учащимися и условиям реализации образовательной программы соответствующего уровня общего образования и включает:

• стартовую оценку, необходимую для проектирования и (или) коррекции целевого раздела ООП, самооценки соответствия содержания образования обязательным требованиям, разработки "дорожной карты" условий реализации ООП (Приложение 1);

• контрольную оценку по итогам реализации ООП и выполнения "дорожной карты" (Приложение 2);

2.4. Стартовая оценка проводится на этапе проектирования и (или) коррекции ООП каждого из уровней основного общего образования и не предполагает оценку результатов.

2.5. Контрольная оценка проводится по итогам освоения / реализации ООП за период начального образования, основного образования, среднего (полного) образования и включает оценку достижений учащимися планируемых результатов.

2.6. Рубежный мониторинг (итоговая оценка) выполнения мероприятий отдельных подпрограмм / компонентов ООП и анализ результатов промежуточной аттестации проводится с целью определения эффективности освоения / реализации ООП.

3. Оценка содержания образования и образовательной деятельности

3.1. Содержание образования в образовательной организации определяется основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования, разработанной согласно требованиям образовательного стандарта (ФКГОС, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).

3.2. Оценку содержания образования осуществляет заместитель директора по УВР на основании параметров и измерителей, разработанных в ОО (Приложение 1).

3.3. В рамках содержания образования оценке подвергаются:

3.3.1. Для классов ОО, обучающихся в соответствии с ФКГОС:

• соответствие структуры и содержания учебного плана структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.;

• наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очно-заочной, заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану;

• наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана;

• соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС;

• реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисциплине(ам) (модулю(ям) (выполнение рабочих программ);

• наличие программ воспитательной направленности;

• наличие адаптированных образовательных программ;

• наличие индивидуальных учебных планов и графиков;

3.3.2. Для классов, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО:

• соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);

• учет в ООП специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг;

• наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);

• наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очной, очно – заочной и заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану (согласно образовательным потребностям и возможностям обучающихся);

• соответствие объема часов за определенный период обучения согласно требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) и учебного плана ОО по уровням образования;

• наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений;

• наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС;

• реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисциплине(ам) (модулю(ям) (выполнение рабочих программ);

• наличие программы формирования и развития УУД;

• наличие программы духовно-нравственного развития обучающихся

• наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и др. документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению;

• реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности.

3.4. Оценка образовательной деятельности осуществляется по следующим показателям:

3.4.1. Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу, в том числе:

• начального общего образования;

• основного общего образования;

• среднего общего образования;

3.4.2. Предоставляемые формы получения образования; количество учащихся получающих образование по каждой из форм:

• очная;

• очно-заочная;

• заочная;

• индивидуальный учебный план;

• надомное обучение.

Раздел 4. Оценка условий реализации

основной образовательной программы

4.1. Оценку условий реализации основной образовательной программы по уровням общего образования проводит заместитель директора по УВР при содействии заместителя директора по АХД по параметрам и измерителям, разработанных в ОО (Приложение 2).

4.2. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) включает анализ:

• кадрового обеспечения;

• материально-технического оснащения;

• качества информационно-образовательной среды;

• учебно-методического обеспечения;

• библиотечно-информационных ресурсов;

4.3. Оценка условий реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО проводится на этапе ее проектирования / коррекции с целью определения фактических условий и разработки "дорожной карты".

Раздел 5. Оценка результатов реализации ООП

5.1. Оценка результатов реализации ООП, в части, соответствующих ФКГОС:

5.1.1. В период поэтапного перехода на ФГОС общего образования (по уровням), в отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.

5.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в соответствии с Положением «О текущей и промежуточной аттестации учащихся, не перешедших на обучение по ФГОС второго поколения».

5.2. Оценка результатов реализации ООП, соответствующих ФГОС:

5.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в соответствии с Положениями «О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся начальной школы» и «О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся основной школы (5-9 классы), для классов, перешедших на ФГОС».

5.2.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

• комплексная контрольная работа;

• тест;

• экспертное заключение по результатам выполнения учащимися группового проекта.

5.2.3. КИМы для оценки достижения учащимися метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня разрабатываются на школьном уровне.

5.2.4. Фиксация данных по оценке метапредметных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, представленных в КИМах.

5.2.5. Оценка достижения личностных результатов освоения учащимися ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится косвенно, посредством неперсонифицированных мониторингов, осуществляемых психологом или иным лицом, имеющими соответствующие полномочия, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений учащихся в мероприятиях программ воспитательной направленности.

5.2.6. Оценка личностных результатов встраивается в программы воспитательной направленности, разработанные в соответствии с реализуемым образовательным стандартом.

5.2.7. Фиксация данных по оценке личностных результатов проводится ежегодно в соответствии с Положением «О портфолио учеников начальных классов».

5.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся:

• организуются и проводятся в ОО согласно Положений «О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся начальной школы», «О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся основной школы (5-9 классы), для классов, перешедших на ФГОС», «О текущей и промежуточной аттестации учащихся, не перешедших на обучение по ФГОС второго поколения»;

• являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования.

5.4. В рамках текущего контроля как контроля формирующего проводится оценка запланированных рабочими программами педагогов результатов образования: предметных и (или) метапредметных – в зависимости от реализуемой ООП.

Приложение 1

к Положению о внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации

Структура стартовой оценки содержания образования и образовательной деятельности (качества процесса)

Параметр оценки

Единица измерения1

1. Образовательная деятельность

1.1

Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:

Человек

1.2.

Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:

• начального общего образования

Человек

• основного общего образования

Человек

• среднего общего образования

Человек

1.3.

Формы получения образования в ОО:

• очная

Имеется / не имеется

Количество человек

• очно-заочная

Имеется / не имеется

Количество человек

• заочная

Имеется / не имеется

Количество человек

• индивидуальный учебный план

Имеется / не имеется

Количество человек

• надомное обучение

Имеется / не имеется

Количество человек

1.4.

Реализация ООП по уровням общего образования:

• сетевая форма

Имеется / не имеется

Количество человек

• с применением дистанционных образовательных технологий

Имеется / не имеется

Количество человек

• с применением электронного обучения

Имеется / не имеется

Количество человек

2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС

2.1.

Соответствие структуры и содержания учебного плана структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.

Соответствует / не соответствует

2.2.

Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очно-заочной, заочной формах обучения; по индивидуальному плану

Имеется / не имеется

2.3.

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана

Имеется / не имеется

2.4.

Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС

Соответствует / не соответствует

2.5.

Реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисципине(ам) (модулю(ям)(выполнение рабочих программ)

Да / Нет

2.6.

Наличие программ воспитательной направленности

Имеется / не имеется

2.7.

Наличие адаптированных образовательных программ

Имеется / не имеется

2.8.

Наличие индивидуальных учебных планов и графиков

Имеется / не имеется

3. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС

3.1.

Соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС общего образования

• ФГОС НОО

Соответствует / не соответствует

• ФГОС ООО

Соответствует / не соответствует

• ФГОС С(П)ОО

Соответствует / не соответствует

3.2.

Учет в ООП (по уровням общего образования) специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг

Имеется / не имеется

3.3.

Наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО)

Имеется / не имеется

3.4.

Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП (по уровням общего образования) в очной, очно – заочной и заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану (согласно образовательных потребностей и возможностей обучающихся)

Имеется / не имеется

3.5.

Соответствие объема часов за определенный период обучения согласно требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО) и учебного плана ОО по уровням образования

Соответствует / не соответствует

3.6.

Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений

Имеется / не имеется

3.7.

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС

Имеется / не имеется

3.8.

Реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисципине(ам) (модулю(ям) (выполнение рабочих программ)

Да / Нет

3.9.

Наличие программы формирования и развития УУД

Имеется / не имеется

3.10.

Наличие программы духовно-нравственного развития обучающихся (для начального общего образования)

Имеется / не имеется

3.11.

Наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и др. документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению

Имеется / не имеется

3.12.

Реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности

Да / Нет

Приложение 2

к Положению о внутренней системе оценки качества образования

в образовательной организации

Структура оценки условий реализации основной образовательной программы

(сводный бланк для стартовой и контрольной оценки)

Группа условий

Параметр оценки

Единица измерения

Фактический показатель

на старте

Планируемый показатель ("дорожная карта")

Факт выполнения "дорожной карты"

Кадровые

Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников

чел./%

Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

чел./%

Численность / удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

• первая;

• высшая

чел./%

Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

• до 5 лет;

• свыше 30 лет

чел./%

Численность / удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

чел./%

Численность / удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю / направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

чел./%

Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации по введению в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (по уровням), в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

чел./%

Материально-технические, в т.ч. информационно-образовательная среда

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

ед.

Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС / федеральными или региональными требованиями)

ед./%

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

• свыше 30 лет с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров;

• свыше 30 лет с медиатекой (включая ЭОР);

• свыше 30 лет оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов;

• свыше 30 лет с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки;

• свыше 30 лет с контролируемой распечаткой бумажных материалов

да/нет

Численность / удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

чел./%

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

кв. м

Учебно-методические

Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося

ед.

Соответствие используемых учебников федеральному перечню

соответствует
/не соответствует

Соответствие содержания сайта требованиям ст. 29 Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

соответствует
/не соответствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...