Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Человек и профессия" 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Человек и профессия" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sk_chelovek_i_professiya_9_abv_kl.docx | 62.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
Утверждаю: Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ заместитель директора руководитель ШМО
«Акбулакская СОШ №1» по УВР Антипина В.М.
Ковалева О.М. Пташкина Н.Г. ________________
_____________________ ___________________ протокол №
«__» августа 2017г. «__» августа 2017г. «__» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательного курса профориентационной направленности
«Человек и профессия»
на 2017-2018 учебный год
класс: 9 А Б В
Учитель: Антипина Валентина Михайловна
Планирование составлено на основе программы
Человек и профессия. Образовательная программа курса профориентационной направленности./ авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.-М.: Планета, 2011
Программа обеспечена учебником:
Технология 9кл: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Методическое пособие для учителя: авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.- М.: Планета, 2011.-101с.- (Профильная школа) + Электронное сопровождение курса, телевизионный фильм о профессиях; Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.- М.: Планета, 2014.-80с.
Количество часов, всего: 34 ч.
В неделю 1 час.
ПРОГРАММА КУРСА
«ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
Система оценки достижений учащихся:
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение данного курса отводится 34 часа в год, т.е. по 1 часу в неделю.
Тематическое планирование курса «Человек и профессия»
n/n | Наименование тем | Количество |
I | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
II | Познавательные процессы и способности личности | 6 |
2.1 | Память. Внимание | 2 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | 1 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 |
III | Психология личности | 6 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 |
IV | Мир профессий | 10 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек – человек» | 1 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | 1 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | 1 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 |
V | Профессиональное самоопределение | 7 |
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 |
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 |
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | 1 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 2 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 |
VII | Обобщение | 2 |
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачёт | 2 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- перечислять основные разделы программы курса;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «память», «внимание»;
- виды памяти и внимания;
- качества внимания;
- определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
- определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
- виды мышления;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основные операции мышления;
- основные качества мышления;
- определение понятия «способности»;
- основные виды способностей;
- особенности интеллектуальной сферы;
- типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные процессы памяти;
- перечислять основные виды памяти;
- указывать отличительные особенности различных видов памяти;
- определять особенности своей памяти;
- перечислять основные приемы и методы запоминания;
- перечислять основные качества и виды внимания;
- объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
- определять особенности своего внимания;
- объяснять, как происходит познание окружающего мира;
- перечислять формы чувственного познания;
- перечислять типы мышления;
- определять свой преобладающий тип мышления;
- называть формы логического мышления и определять их сущность;
- перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
- определять тип своего интеллекта;
- объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- определение понятия «потребности»;
- виды потребностей;
- особенности делового общения;
- определение понятия «конфликт»;
- пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности;
- определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
- называть типы нервной системы и их различия;
- определять свой тип нервной системы;
- выявлять свой ведущий тип темперамента;
- определять наиболее типичные черты своего характера;
- исследовать формы проявления характера;
- выявлять уровень самооценки;
- называть отличительные признаки видов мотивации;
- использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
- называть различные виды потребностей;
- указывать основные признаки делового общения;
- перечислять способы разрешения конфликтов;
- определять свой уровень конфликтности;
- объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
- подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
- называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- выявлять тип своей будущей профессии;
- определять свои профессиональные предпочтения;
- выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
- виды профпригодности;
- компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
- называть мотивационные факторы выбора профессии;
- называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
- указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
- высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
- определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
- VII. Обобщение
- Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Календарно – тематический план по курсу
«Человек и профессия» (34 часа) 9 класс
№п\п | Тема урока | Кол – во часов | Дата 9В | |
план | факт | |||
1. Введение (1 час | ||||
1 | Предмет и задачи курса | 1 | ||
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) | ||||
2. | Память | 1 | ||
3 | Внимание | 1 | ||
4 | Формы чувственного познания | 1 | ||
5 | Мышление | 1 | ||
6 | Интеллектуальная сфера | 1 | ||
7 | Способности личности | 1 | ||
3. Психология личности (6 часов) | ||||
8 | Типы нервной системы. Темперамент | 1 | ||
9 | Характер и самооценка | 1 | ||
10 | Самоопределение личности | 1 | ||
11 | Мотивационная сфера | 1 | ||
12 | Общение | 1 | ||
13 | Конфликты | 1 | ||
4. Мир профессий (10 часов) | ||||
14 | Профессия, специальность специализация квалификация | 1 | ||
15 | Характеристика труда | 1 | ||
16 | Классификация профессий | 1 | ||
17 | Формула профессии. Профессиограмма. | 1 | ||
18 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. | 1 | ||
19 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 | ||
20 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 | ||
21 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 | ||
22 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 | ||
23 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 | ||
5. Профессиональное самоопределение (7 часов) | ||||
24 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу) | 1 | ||
25 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу) | 1 | ||
26 | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) | 1 | ||
27 | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) | 1 | ||
28 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо) | 1 | ||
29 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо» | 1 | ||
30 | Мотивационные факторы выбора профессии | 1 | ||
6. Подготовка к будущей карьере (2 часа) | ||||
31 | Карьера. Виды карьеры | 1 | ||
32 | Профессиональный рост | 1 | ||
7. Обобщение 2часа | ||||
33 | Зачет | 1 | ||
34 | Построение личного профессионального плана | 1 | ||
Итого | 34 |
Рабочая программа курса «Человек и профессия»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Человек и профессия» авторы составители Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихиной, допущена к использованию в учебном процессе.
Цель курса:
- формирование у учащихся готовности к осознанному социальному самоопределению.
Задачи курса:
- Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшем звене и в перспективе – будущей профессии;
- Расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- Обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям учащихся;
- Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально – экономических условиях;
- Обучать планированию профессиональной карьеры.
Количество часов: Всего: 34часа; в неделю1 час; проектных работ: 1 час
Методическая литература:
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»\ под ред. С.Н. Чистяковой, - М., 1997
- Элективный курс «Человек и профессия». – М:. Глобус, 2007
- Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением /авт. сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007.
Тематическое планирование курса «Человек и профессия»
№п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
2 | Познавательные процессы и способности личности | 6 |
2.1 | Память. Внимание. | 2 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 |
3 | Психология личности | 6 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темпераметра. Характер. Самооценка | 2 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 |
4 | Мир профессий | 10 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 |
5 | Профессиональное самоопределение | 7 |
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 |
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 |
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии | 1 |
6 | Подготовка к будущей карьере | 2 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 |
7 | Обобщение | 2 |
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачет | 2 |
Итого: | 34 |
Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа) 9 класс
№п\п | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока, его форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
1. Введение (1 час) | |||||
1 | Предмет и задачи курса | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | Знать: - роль профессионального самоопределения в жизни человека; - основные разделы программы курса; - понятие личного профессионального плана; - основные структуры личного профессионального плана; Уметь: - обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; - называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; - составлять личный профессиональный план |
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) | |||||
2. | Память | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания. | Знать: - определение понятия «память»; - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение); - виды памяти; - особенности отдельных приемов запоминания. Уметь: - использовать приемы запоминания в конкретных случаях. |
3 | Внимание | 1 | Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач | Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности | Знать: - определение понятия «внимание»; - качества внимания; - виды внимания. Уметь: - использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям |
4 | Формы чувственного познания | 1 | Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра | Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий | Знать: - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение» Уметь: - объяснить, как происходит познание окружающего мира; - анализировать ситуации связанные с чувственным познанием мира |
5 | Мышление | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. | Знать: - определение понятия «мышление»; - типы мышления; - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение) - основные операции мышления: - основные качества мышления. Уметь: - использовать основные операции мышления при решении логических задач |
6 | Интеллек туальная сфера | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы. | Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку) | Знать: - определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект» -типы интеллекта. |
7 | Способности личности | 1 | Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей | Знать: - понятие «способности»; - виды способностей: общие и специальные; - разновидности специальных способностей. - условия развития специальных способностей. Уметь: - объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности |
3. Психология личности (6 часов) | |||||
8 | Типы нервной системы. Темперамент | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы. | Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. | Знать: - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; - типы нервной системы и их различия; - типы темперамента. Уметь: - характеризовать типы темперамента человека по его поведению; - характеризовать свой тип нервной системы; - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик |
9 | Характер и самооценка | 1 | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки. | Знать: - определение понятий «характер» «самооценка» - виды черт характера. Уметь: - соотносить поведение человека с его чертами характера - выявлять уровень собственной самооценки |
10 | Самоопределение личности | 1 | Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа | Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение | Знать: - определение понятия «самоопределение личности»; - виды самоопределения - определение понятия «профессиональное самоопределение» Уметь: - называть свои ценностные ориентации |
11 | Мотивационная сфера | 1 | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей | Знать: - определение понятия «мотив», «мотивация»; - определение понятия «потребность»; - виды потребностей. Уметь: - выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений |
12 | Общение | 1 | Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий. | Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. | Знать: - определение понятия «общение»; - определение понятия «деловое общение»; - признаки делового общения Уметь: - определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик; - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях |
13 | Конфликты | 1 | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы | Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | Знать: - определение понятия «конфликт»; - виды конфликтов; - способы разрешения конфликтов. Уметь: - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях |
4. Мир профессий (10 часов) | |||||
14 | Профессия, специальность специализация квалификация | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» | Знать: Этапы профессионального самоопределения; - определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», Уметь: - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией; - устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» |
15 | Характеристика труда | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий | Знать: - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда» Уметь: - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»; - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий |
16 | Классифи-кация профессий | 1 | Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа | Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову | Знать: -определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»; - структуру и содержание таблицы Е.А. Климова Уметь: - объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» |
17 | Формула профессии. Профессио-грамма. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. | Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма. | Знать: - определение понятия «профессиограмма» Уметь: - составлять формулу профессии, используя табл.Е.А.Климова; - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии |
18 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа | Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся | Знать: - основные типы профессий; - ведущий предмет труда каждого типа профессии Уметь: - определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии |
19 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек» | Знать: - характеристику профессий типа «человек - человек»; - подтипы профессий типа «человек - человек»; - определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК); - ПВК профессий типа «человек - человек». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек». |
20 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - техника»; - подтипы профессий типа «человек - техника»; - ПВК профессий типа «человек - техника». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника». |
21 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – знаковая система»; - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»; - ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – знаковая система». |
22 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа». - ПВК профессий типа «человек - природа». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа». |
23 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 | Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – художественный образ». - подтипы профессий типа «человек – художественный образ». - ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – художественный образ». |
5. Профессиональное самоопределение (7 часов) | |||||
24 | Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) | 1 | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности | Знать: - определение понятий «склонности», «интересы» |
25 | Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) | 1 | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере |
26 | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) | 1 | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность | Знать: - определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». - виды профессиональной пригодности, их сущность. Уметь: - пояснять сущность профессиональной пригодности. |
27 | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) | 1 | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор |
28 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо) | 1 | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра | Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий | Знать: - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». - Компоненты и субъекты рынка труда. Уметь: - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда |
29 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо» | 1 | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар | Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями, возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») | Знать: - взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Уметь: - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда |
30 | Мотивационные факторы выбора профессии | 1 | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | Знать: - мотивационные факторы выбора профессии. Уметь: - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал |
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа) | |||||
31 | Карьера. Виды карьеры | 1 | Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач | Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры | Знать: - определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»; - отличительные признаки различных видов карьеры. Уметь: - проектировать варианты своей будущей карьеры |
32 | Профессиональный рост | 1 | Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы | Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста | Знать: - определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры» Уметь: - давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры; - обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры |
7. Обобщение 2часа | |||||
33 | Зачет | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование | Обобщение изученного теоретического материала | |
34 | Построение личного профессионального плана | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика | Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта | Уметь: - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»; - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии |
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29декабря 2012.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089).
3. Федеральный базисный учебный планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312, в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год
- Человек и профессия. Образовательная программа курса профориентационной направленности./ авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.-М.: Планета, 2011
- Технология 9 кл: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Методическое пособие для учителя: авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.- М.: Планета, 2011.-101с.- (Профильная школа)
- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.- М.: Планета, 2014.-80с
- Электронное сопровождение курса, телевизионный фильм о профессиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"
Файл содержит рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...
Программа спецкурса по теме "Подготовка учащихся 9-х классов к ОГЭ"
Данный материал может быть использован учителем русского языка при подготовке учащихся к экзаменам...
Рабочая программа по курсу предпрофильной подготовки "Человек и профессия" для учащихся 8 и 9 классов
Рабочая программа по профориентации "Человек и профессия", содержит: пояснительную записку, основное содержание и календарно-тематический план, составлена с учетом стандартов основного общего образова...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)
Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» обучающихся 9 класса составлена на основе Федерального к...
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО БИОЛОГИИ «Генетика человека» 10 - 11 КЛАСС
Данный курс разработан для учащихся 10 - 11 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, решение задач, проблем и прове...
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...
Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор\'\'.9 класс
Программа курса расчитана на 17 уч часов, содержит необходимые разделы....