Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Павлова Светлана Павловна

        Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года (c изменениями)  и в соответствии с кодификатором элементов содержания по  обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2016  года.  Программа   построена   на принципах обобщения и систематизации учебного материала   за курс основной школы по предмету «Обществознание».   Предлагаемая программа элективного курса   рассчитана для подготовки   обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме   ОГЭ.

         Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно  эконо­мики, социологии, психологии, права, политологии и культуро­логии.

          Элективный курс «Подготовка к ОГЭ   по обществознанию» рассчитан на обучающихся 9-х классов, которые выбрали сдавать ОГЭ по обществознанию  и предполагает 17 часов из расчета 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_po_podgotovke_k_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Верхневилюйский республиканский лицей-интернат М.А. Алексеева»       

                                 УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР: _______ /Габышева Н.Н./

«____» ________________ 2015-2016 учебный год

 

Рабочая программа спецкурса по обществознанию

«Подготовка к  ОГЭ»

9 класс

 (17 часов)

                                                                                               

                                         

2016 год

Пояснительная записка

        Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года (c изменениями)  и в соответствии с кодификатором элементов содержания по  обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2016  года.  Программа   построена   на принципах обобщения и систематизации учебного материала   за курс основной школы по предмету «Обществознание».   Предлагаемая программа элективного курса   рассчитана для подготовки   обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме   ОГЭ.

         Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно  экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.

          Элективный курс «Подготовка к ОГЭ   по обществознанию» рассчитан на обучающихся 9-х классов, которые выбрали сдавать ОГЭ по обществознанию  и предполагает 17 часов из расчета 1 час в неделю.

          Цель курса:

- формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

        Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации;

- стимулировать познавательную активность и интерес обучающихся к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально –  экономического и юридического профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей   обучающихся;
- уважение  к  результатам  их  деятельности  в  сочетании  с  разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;

- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьсбережение.

           Основные формы работы: индивидуальная и групповая.

           Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);

  - изучение материалов СМИ, интернет-материалов;

  - дискуссии, проектная деятельность;

  - практические занятия по решению учебных задач;

            Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля. 

            Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ .

            Ожидаемые результаты.

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

   - анализировать документы;

   - анализировать публикации в периодических изданиях;

   - работать с диаграммами и таблицами;

   - формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;

    - представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;

    - делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

        - четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

        - самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  - работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)

 - сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

          Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы».  Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.  

 

Содержание программы

Введение.   ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить   учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. 

Тема 1. Человек и общество (3 часа)

    Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.   Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 2 Духовная сфера (3 часа)

   Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука  в жизни современного общества.     Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры

Тема 3. Социальная сфера (3 часа)

      Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.

Тема 4. Экономическая сфера (3 часа)

    Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Тема 5. Политическая сфера (3 часа)

   Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и   признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство.    

Тема 6. Право (2 часа)

    Право и его роль в жизни общества.   Международное гуманитарное право.   Зачётная работы по типу  ОГЭ .

   

 Список  литературы  для  педагога :

         

          1.Мартьянова Н.А.,Зарубин В.Г. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов- на Дону. Легион 2012

2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009

3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право.-М.,Вита,2012

4.Чернышева О.А. Обществознание. Тематическая тренировочная тетрадь. Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012

5. Чернышева О.А., Пазин Р.В.,Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012

6.Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999

7. Методическое пособие по курсу: Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9классов.Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999.

 Список  литературы  для обучающихся :

1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г

2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г

3.Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000

4. ОГЭ 2015(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2014.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2015: Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2014.

6. Конституция РФ.- М.,2014

7. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум реальные тесты.М.: «Экзамен», 2014

8. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум  В.С. М.: «Экзамен», 2014

9. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА (ОГЭ 9 класс). – М., АСТ:Астрель, 2013

   

   Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ:

1. Федеральный институт педагогических измерений  http://fipi.ru/
          2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

          3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/

4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/

5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru 

          6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru

7. http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

       8.  http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия       курса    «Введение в обществознание», 8-9 классы.

Календарно-тематическое планирование спецкурса

    

   № п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной деятельности

Кол-во часов

1

Введение.   Познакомить   учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. 

  Лекция с элементами беседы

1

Тема 1.   Человек и  общество.

3

2

Общество как динамичная саморазвивающаяся система.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

3

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.  

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

4

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

Тема 2.  Духовная сфера.

3

5

Личность и мораль.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

6

Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

7

Наука  в жизни современного общества.     Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 3.  Социальная сфера

3

8

Социальная структура общества. Социальная мобильность.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

9

Социальные группы. Социальные статусы и роли.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

10

Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 4.   Экономическая сфера.

3

11

Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

12

Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

13

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 5. Политическая сфера общества.

3

14

Власть. Роль политики в жизни общества.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

15

Понятие и   признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

16

Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

17

Итоговое тестирование.

Тестирование в формате ОГЭ

1

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Рабочая программа спецкурса по математике для 7 класса "Логические задачи"

  Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления  и  познавательной активности учащихся. Материал данного курс...

Рабочая программа спецкурса по математике в 11 классе "Подготовительный курс к ЕГЭ"

Курс составлен на основе кодификатора элементов содержания КИМов ЕГЭ по математике и предназначен для систематической подготовки части В....

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)

      В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  являет...

Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)

Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...