ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО БИОЛОГИИ «Генетика человека» 10 - 11 КЛАСС
рабочая программа (10, 11 класс) на тему
Данный курс разработан для учащихся 10 - 11 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, решение задач, проблем и проведение семинаров. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к изучению генетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril_5-_2.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО БИОЛОГИИ
«Генетика человека»
10 - 11 КЛАСС
17 часов
2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель - Коршунова Светлана Валерьевна
высшая категория
Аннотация
Данный курс разработан для учащихся 10 - 11 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, решение задач, проблем и проведение семинаров. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к изучению генетики.
Пояснительная записка.
Программа спецкурса «Генетика человека» рассчитана на старший возраст учащихся.
Содержание материала спецкурса, способствует развитию у учащихся умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Используя данные материалы, учащиеся, зная свою родословную, генетические особенности, могут добывать знания непосредственно из реальности и могут прогнозировать результат своей семейной жизни, что является очень актуальным в наше время. Материалы данного спецкурса гармонично сочетаются с практическими заданиями, решениями задач, что позволяет учащимся создать более целостную картину биологических явлений, развивать логическое и абстрактное мышление.
Перед лицом глобальных проблем, порождённых развитием человеческой цивилизации, известный призыв древних «Познай себя» - звучит сегодня как никогда актуально. Генетика человека должна ответить на многочисленные вопросы, касающиеся генетических последствий, загрязнения окружающей среды, слияния генофондов ранее изолированных популяций.
Формы деятельности обучающихся:
- Решение генетических задач.
- Анализ родословных.
- Проект «Родословная моей семьи».
- Практические работы.
- Самостоятельное заполнение таблиц.
- Выполнение творческих заданий.
Цель: углубление, систематизация, подкрепление и расширение теоретических знаний учащихся о генетике, а также рассмотрение основных свойств живого: наследственности, изменчивости, размножения, роста и развития и их проявления в организме человека.
Задачи:
- Сформировать у учащихся интерес к своей родословной;
- Продолжать развивать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- Развивать творческие способности учащихся, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки;
- Формировать умения добывания знаний непосредственно из реальности.
Требования к умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
-краткую историю генетики человека;
- менделирующие признаки человека;
- методы изучения наследственности человека;
- типы наследования признаков;
- летальные гены;
- болезни с наследованным предрасположением.
Уметь:
-применять законы Менделя, Моргана, Харди – Вайнберга к генетике человека;
-составлять родословную своей семьи;
-объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека и решать генетические задачи;
-определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений;
-использовать знания о типах наследования, сцеплённых с полом генов человека при решении задач;
-научно оценивать соотношение социального и биологического в человеке.
Содержание курса
1.Введение. (2час.)
Краткая история развития генетики человека. Советская система развития генетики.
Менделирующие признаки человека.
2. Методы изучения генетики человека. (2час.)
Генеалогический метод, сущность, значение.
3.Типы наследований признаков человека. (6час.)
Аутосомно-доминантное наследование. Полное доминирование. Признаки человека, связанные с данным типом наследования: полидактилия, брахидактилия, синдактилия, седая прядь.
Аутосомно-рецессивное наследование. Признаки человека, связанные с данным типом наследования: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, сахарный диабет и др.
Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека. Серповидноклеточная анемия, цистонурия.
Практическая работа. Анализ родословных.
Практическая работа. Решение задач на промежуточное наследование.
4.Наследование, сцепленное с полом. (4час.)
Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом.
Признаки человека, связанные с данным типом наследования: гемофилия, дальтонизм.
Практическая работа. Решение задач на наследование, сцепленное с полом.
5.Этические проблемы генетики. (2час.)
Генная инженерия. Коррекция пола. Пересадка органов. Клонирование. Генетика и криминалистика.
Учебный план
№п/п | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Практич. задания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Введение. Методы изучения генетики человека. Типы наследований признаков человека. Наследование, сцеплённое с полом. Этические проблемы генетики. «Круглый стол». Итого: | 2 2 6 4 2 1 17 | 1 1 3 2 1 8 | 1 1 3 2 1 1 9 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол. час. | Цели | Поня- тия | Методы и формы обуч. | Оборудо-вание | Результ. обучения |
1.1 | Введение. Краткая история развития генетики человека. | 1 | Ознакомить учащихся с этапами становления генетики человека | генетика; предмет и задачи генетики; основные понятия и термины генетики | Коллектив-ная, доклады учащихся | Знать краткую историю науки | |
2.2 | Менделирующие признаки человека. | 1 | Расширить знания учащихся о признаках человека | Гомози-гота Гетеро-зигота | Коллектив-ная, проблемно-исследовательский | таблицы | Уметь применять законы Менделя к генетике человека |
3.1 | Методы изучения генетики человека. | 1 | Систематизировать и углубить знания о методах изучения генетики человека | Коллектив-ная, доклады учащихся | таблицы | Знать методы изучения генетики человека |
4.2 | Генеалогический метод, сущность, значение. | 1 | Систематизировать и углубить знания о методах изучения генетики человека | Коллектив-ная, проблемно-исследовательский | Знать методы изучения генетики человека | ||
5.1 | Аутосомно-доминантное наследование.Полное доминирование. | 1 | Расширить знания учащихся о типах наследования | полидактилия, брахидак-тилия, синдакти-лия | Коллектив-ная, проблемно-исследова-тельский | иллюстрации | Уметь использовать знания о типах наследования |
6.2 | Практическая работа «Анализ родословных» | 1 | Закрепить умения и навыки | Коллектив-ная, решение задач, | Уметь составлять родословную | ||
7.3 | Аутосомно-рецессивное наследование. | 1 | Расширить знания учащихся о типах наследования | альбинизм, сахарный диабет | Коллектив-ная, рефераты учащихся | иллюстрации | Уметь использовать знания о типах наследования |
8.4 | Практическая работа «Анализ родословных» | 1 | Закрепить умения и навыки | Коллектив-ная, решение задач, | Уметь составлять родословную | ||
9.5 | Промежуточное наследование.Неполное доминирование признаков у человека. | 1 | Расширить знания учащихся о типах наследования | Серповидноклеточная анемия, цистону-рия | Коллектив-ная, проблемно-исследовательский | Уметь использовать знания о типах наследования | |
10.6 | Решение задач на промежуточное наследование. | 1 | Закрепить умения и навыки | Коллектив-ная, решение задач, | Уметь применять полученные знания | ||
11.1 | Наследование генов, сцепленных с полом. | 1 | Расширить знания учащихся о типах наследования | Гемофи-лия, дальтонизм. | Уметь использовать знания о типах наследования | ||
12.2 | Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом. | 1 | Расширить знания учащихся о типах мутаций | Объяснение, Постановка и решение проблемных вопросов | иллюстрации | Уметь использовать знания о типах наследования | |
13.3 14.4 | Решение задач на наследование, сцепленное с полом. | 2 | Закрепить умения и навыки | коллективная, решение задач, | Уметь применять полученные знания | ||
15.1 | Этические проблемы генетики. | 1 | Расширить знания учащихся о достижениях медицинской генетики. | Постановка и решение проблемных вопросов | Уметь применять полученные знания | ||
16.2 | Этические и юридические аспекты применения генных технологий. | 1 | Расширить знания учащихся о достижениях медицинской генетики. | Постановка и обсуждение проблемных вопросов | |||
17.1 | «Круглый стол». | 1 | Уметь применять полученные знания |
Литература для учителя
Книжные издания.
1.Дашкевич И.С Генетика популяций //.Биология в школе № 3, 2008
2.Жумилев И.В. «Общая и молекулярная генетика», Новосибирск, 2008
3.Киселева, З.С. Генетика: Учеб. пособие по факультатив.курсу для учащихся X кл./ З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. – М.:Просвещение,2009. – 175с
4.Лобашев М.Е. «Генетика с основами селекции». – М.,2009 г.
5.Митрофанов Ю. А., Олимпиенок Г. С. «Индуцированный и мутационный процесс эукариот». М.: Наука, 2011.
6.Медицинская генетика: Учебник/ Н.П.Бочков, А.Ю.Асанов, Н.А.Жученко и др.; Под ред. Н.П.Бочкова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192с.
7. Паушва З. П. «Практикум по цитологии растений». М.: Агропромиздат,2008.
Интернет-сайты:
1.http://festival.1september.ru/2004-2005/index.php
2. http://www.catalog.alledu/ru/
Литература для учащихся
1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3т. – М., 2009
2.Давиденко Е.Ф. Что такое наследственные болезни? – М.: Знание, 2011.
3. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. – М.: Медицина, 2009.
4.Левонтин Р.В. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.: Прогресс, 2010.
5.Тарасенко Н.Д. Что вы знаете о своей наследственности? – Новосибирск: Наука, 2009.
6.Шевцов И.А. Популярно о генетике. – Киев: Киевиздат, 2009.
7.Ярыгин В. Н. «Биология для поступающих в ВУЗы». М.: Высшая школа, 2010.
Список используемой литературы.
1.Асланян М. М. «Сборник задач по общей генетике» М, Московский университет 2007
2.Афанасьева Т.В.и др. Обобщающие уроки: работа в группах / Биология в школе №4, 2008.с.33-35
3.Бочков Н.П. «Генетика человека. Наследственность и патология» М.Медицина.2008.
4.Белянина С. И., Сигарева Л. Е., Егорова Г. Г. «Генетика человеческих популяций» Издательство Саратовского университета 2010.
5.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х т». М.: Мир, 2009.
6.Дружинина Н.Т. «Генетика и человек» М. Просвещение. 2011.
7. Давиденкова Е.Ф., Бутомо И.В. «Наследственность и здоровье человека» Ленинград, 2009.
8. Герасимова Н.С. Медико – генетическое консультирование. Задачи по генетике человека. Биология №15, 2008
9. Дашкевич И.С Генетика популяций //.Биология в школе № 3, 2008
10.http://priemlemaya.com/programma_kruzhka_po_biologii_zanimatelnaya_genetika.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по общей биологии "Генетика человека - природа или воспитание?"
Единый государственный экзамен - это тестовая форма проверки знаний обучающихся, от которой зависит судьба выпускника. На данном уроке ребенок узнает о том, какие виды тестов бывают и сам пытается сос...
Урок по биологии "Генетика человека"
Урок биологии 10 классПризнаки: доминантные и рецессивные.Наследование, сцепленное с полом....
Программа элективного курса "Генетика человека", биология 10 класс
Рабочая программа является модифицированной, разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа...
Элективный курс по биологии для 10 класса "Генетика человека"
Разработка программы элективного курса по биологии «Генетика человека» Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зав...
презентация у уроку биологии "Генетика человека"
Обобщение занний по теме "Генетика"...
Рабочая программа элективного курса по биологии 10 класс. "Генетика человека"
Курс рассчитан на 17 часов....
КТП элективного курса по биологии 10 класс. "Генетика человека".
Курс рассчитан на 17 часов....