Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_kl_informatsionnaya_podgotovka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
Утверждаю: Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ заместитель директора руководитель ШМО
«Акбулакская СОШ №1» по УВР _________________
Ковалёва О.М. Пташкина Н.Г. Антипина В.М.
_____________________ ___________________ ________________
«__» августа 2017г. «__» августа 2017г. «__» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательного курса профориентационной направленности
«Информационная подготовка»
на 2017-2018учебный год
класс: 9А,Б,В
Учитель: Антипина В.М.
Планирование составлено на основе программы
«Информационная подготовка». Образовательная программа курса профориентационной направленности./ авт.-сост. Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина, -М.: Планета, 2011
Программа обеспечена:
Методическое пособие для учителя: авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; -М.: Планета, 2011, (Профильная школа) + Электронное сопровождение курса, телевизионный фильм о профессиях; Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.- М.: Планета, 2014.-80с.
Количество часов, всего 34
В неделю 1
Программа курса «Информационная подготовка»
Пояснительная записка
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
- способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
- научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
- типы образовательных учреждений;
- виды образовательных программ;
- классификацию профессиональных образовательных программ;
- понятия «универсальное обучение», «профильное обучение»;
- виды профилей;
- понятие «элективный курс»;
- виды и задачи элективных курсов;
- предметы, изучаемые углубленно на каждом профиле;
- понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
- возможности приобретения профессии;
- возможные пути получения профессионального образования;
- возможности рынка образовательных услуг региона;
- особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса;
- различать формы обучения;
- определять типы образовательных учреждений;
- различать особенности универсального и профильного обучения;
- ориентироваться в задачах обучения на различных профилях;
- находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование видеофильмов, представляющих образовательные учреждения города. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, выполнение упражнений.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Анализ версии выбора учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).
Тематическое планирование курса
№ раздела | Наименование тем | Количество часов |
I | Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса) | 2 |
II | Система образования в Российской Федерации | 2 |
III | Особенности получения среднего (полного) общего образования | 5 |
IV | Возможности получения профессии | 3 |
V | Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений | 2 |
VI | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования | 14 |
VII | Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения) | 2 |
VIII | Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика образовательного запроса) | 4 |
Итого: | 34 |
Содержание курса
I. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика
и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.
Учащиеся должны знать:
- цель и задачи курса.
Учащиеся должны уметь:
- перечислять основные разделы программы курса;
- обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.
- II. Система образования в Российской Федерации
Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.
Учащиеся должны знать:
- понятие «образовательное учреждение»;
- понятие «образовательная программа».
Учащиеся должны уметь:
- перечислять существующие формы обучения;
- объяснять особенности различных форм обучения;
- доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
- перечислять существующие типы образовательных учреждений;
- указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;
- приводить примеры образовательных учреждений различных типов;
- называть существующие виды образовательных программ;
- называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;
- приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.
III. Особенности получения среднего (полного) общего образования
Образовательные учреждения, реализующие программы общего образования. Образовательное учреждение, организующее универсальное обучение (непрофильное). Образовательное учреждение, осуществляющее профильное обучение. Возможные профили обучения:
- физико-математический;
- физико-химический;
- химико-биологический;
- биолого-географический;
- социально-экономический;
- социально-гуманитарный;
- филологический;
- информационно-технологический;
- индустриально-технологический;
- художественно-эстетический;
- оборонно-спортивный.
Понятие элективного курса. Виды элективных курсов. Задачи элективных курсов. Перечень предметов, изучаемых углубленно на каждом профиле.
Реализация профильного обучения в учреждениях общего образования своего района (города).
Учащиеся должны знать:
- понятие «универсальное обучение»;
- понятие «профильное обучение»;
- виды профилей;
- понятие элективных курсов;
- виды элективных курсов, задачи элективных курсов;
- перечень предметов, изучаемых углубленно на каждом профиле.
Учащиеся должны уметь:
- различать особенности универсального и профильного обучения;
- ориентироваться в задачах обучения на каждом профиле.
IV. Возможности приобретения профессии
Способы приобретения профессии:
- профессиональная подготовка;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование.
Возможные пути получения профессионального образования:
- школа – пу; школа – пу – суз; школа – пу – суз – вуз; школа – пу – суз – вуз – аспирантура;
- школа – суз; школа – суз – вуз; школа – суз – вуз – аспирантура;
- школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.
Учащиеся должны знать:
- понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
- возможности приобретения профессии;
- возможные пути получения профессионального образования.
Учащиеся должны уметь:
- находить оптимальные пути получения профессии.
- V. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений
- Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).
Учащиеся должны знать:
- понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».
Учащиеся должны уметь:
- перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;
- объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;
- объяснять назначение приложения к лицензии;
- различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.
VI. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования
Общеобразовательные учреждения района, города, области.
Учреждения профессиональной подготовки.
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Послевузовское образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
- особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
VII. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)
Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.
Учащиеся должны знать:
- алгоритм продолжения образования;
- виды источников информации об образовательных учреждениях;
- структуру исследовательского проекта.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;
- анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;
- определять характерные особенности образовательных учреждений;
- конструировать версии продолжения образования;
- составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;
- представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.
VIII. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)
Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.
Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.
Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.
Календарно-тематический план по «Информационной подготовке» 9 класс.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Кол час. | Дата 9В | ||
план | факт | ||||
Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика). 2 ч | |||||
1 | Предмет и задачи курса. | 1 | |||
2 | Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика). | 1 | |||
Система образования в Российской Федерации. 2ч | |||||
3,4 | Система образования в Российской Федерации. | 2 | |||
Особенности получения среднего (полного) общего образования. 5 ч | |||||
5, 6, 7 | Формы реализации среднего(полного) общего образования. | 3 | |||
8, 9 | Элективные учебные предметы | 2 | |||
Возможности получения профессии. 3 ч | |||||
10, 11, 12 | Возможности получения профессии. | 3 | |||
Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений. 2 ч | |||||
13, 14 | Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений. | 2 | |||
Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. 14 ч | |||||
15, 16 | Общеобразовательные учреждения | 2 | |||
17, 18, | Учреждения профессиональной подготовки | 2 | |||
19, 20, 21, | Учреждения начального профессионального образования | 3 | |||
22, 23, 24 | Учреждения среднего профессионального образования | 3 | |||
25, 26, 27 | Учреждения высшего профессионального образования | 3 | |||
28 | Учреждения послевузовского профессионального образования | 1 | |||
Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения) 2ч | |||||
29, 30, | Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» | 2 | |||
Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика) 4 ч | |||||
31, 32, 33, 34 | Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование | 4 | |||
Всего: | 34 |
Список литературы
Для учителя:
- Федеральный закон «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
- Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей / О.В. Акулова; под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 2005.
- Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М., 2001.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.
- Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. – СПб., 1993.
- Справочник «Абитуриент – 2006» // Комсомольская правда. – 2006. – 12 апреля.
- Справочник для поступающих в учебные заведения г. Волгограда. – Волгоград, 2007.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
Для учащихся:
- Белова, Т.В. Справочник начинающего профконсультанта / Т.В. Белова, И.А. Волошина, В.А. Солнцева, В.А. Щегорцев. – М., 1998.
- Поляков, В. Как получить хорошую работу в новой России / В. Поляков, Ю. Яновский. – М., 1995.
- Справочник «Абитуриент – 2006» // Комсомольская правда. – 2006.– 12 апреля
- Справочник для поступающих в учебные заведения г. Волгограда. – Волгоград, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...
Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов
Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...
Программа спецкурса по математике «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ по математике, 9 класс»
Программа рассчитана на 35 часов, основана на материале Открытого банка ОГЭ 2015 (вторая часть), состоит из двух блоков: АЛГЕБРА и ГЕОМЕТРИЯ ...
Программа Спецкурса "Английский язык и культуроведение англоязычных стран" для 10 класса гуманитарного профиля
Помогает приобщить к истории, культуре, географии англоязычных стран. Повышает мотивацию к изучению иностранных языков....
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Человек и профессия" 9 класс
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Человек и профессия" 9 класс...
рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ
рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...