Программа по ОДНКНР «Литература Дона» 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Программа по ОДНКНР «Литература Дона» для 8 класса.
Цель программы:
приобщить обучающихся к художественным богатствам литературы Дона в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_dona_8_kl._odnknr.docx | 72.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по ОДНКНР «Литература Дона»
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Основной образовательной программы для основных общеобразовательных учреждений» (Приказ 1/15 от 08.04.15 г.);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.17 г. №08-726;
- Письма Министерства образования Ростовской области от 25.04.2018 №24/4.1-5705 «О направлении рекомендаций»;
- Письма Управления образования Неклиновского района от 26.04.18 г. № 977 «О направлении рекомендаций»;
- Приказа МБОУ Сухо-Сарматской СОШ от 01.09.2018 г. № «Об утверждении документации по учебно-воспитательной работе на 2018-2019 учебный год»;
- Устава МБОУ Сухо-Сарматской СОШ (Приказ №723 от 19.11.2015 г.);
- Регионального компонента Примерной программы для 5-9 классов. Литература. Рыбникова В. Я. и др. РО ИПК и ПРО, 2008 г.
Цель программы:
приобщить обучающихся к художественным богатствам литературы Дона в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её литературы.
Задачи, решаемые в процессе обучения литературе:
- обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;
- формирование умения школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;
пробуждение интереса к народнопоэтическому наследию Дона, познание школьниками мира образов, выразительного и меткого языка донской литературы;
организация нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Технизированный XX век породил личность, отказавшуюся от традиционной народной культуры. Выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этнических, моральных ценностей своих предков. Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о хозяйственной и духовной жизни наших далеких предков, все то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства. Преподавание образовательной области «Филология» сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся наши школьники, без чтения художественной литературы, изучения жизни творчества писателей, которые здесь родились, формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества. Литературное богатство донского казачества дополняет общий фонд русской культуры, раскрывает ее глубокие исторические истоки. Литература нашего края интересна и своеобразна, она перекликается идеями, сюжетами, образами, художественными приемами со всей литературой огромной многонациональной России. Ведь безвестные создатели национального фольклора и писатели Юга России не мыслили себя, свой край вне большой Родины, ее проблем.
Курс «Литература Дона» позволит приобщиться к духовной жизни нашего края, а также лучше узнать нашу малую родину, ее людей, ее словесное искусство. Содержание курса « Литература Дона» : пословицы и загадки, игры и сценки народного театра, былины и песни, сказки и предания, созданные коренными жителями Дона, стихи и рассказы наших наиболее талантливых писателей-земляков, а также всемирно известных русских писателей-классиков о Доне-батюшке, его неповторимой природе, героическом прошлом, увлекательном настоящем, о взрослых и детях, которые жили на этой территории, или населяют сегодня её города, станицы и хутора. Выбранные для изучения тексты, несомненно, увлекут школьников, затронут струны их сердец, разожгут огонек любви к родному краю и его людям, помогут приобщиться к его истории, духовной культуре, вырасти активными участниками тех процессов, которые происходят на древней и вечно молодой Донщине. Курс «Литература Донского края» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 8 классах. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с литературой донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования второго поколения, учебным планом МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2018 – 2019 учебный год (ФГОС ООО) на изучение курса по ОДНКНР «Литература Дона» в 8 классе выделен 1 час в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2018 – 2019 учебный год, продолжительность учебного года в 8 классе составляет 35 учебных недель. Поэтому учебный материал курса распределен на 35 часов.
В соответствии с производственным календарём количество часов уменьшено в 8 классе до 32 часов. Сокращены часы по темам «Л.Н. Толстой « Метель». Идея произведения» с 2 до 1 часа; «М. А. Шолохов. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах».», «Защитники родного города от немецких оккупантов в документальной повести Г. Гофмана «Герои Таганрога»» с 3 до 2 часов.
Раздел «Содержание учебного предмета»
Фольклор (3 ч.)
Народные песни казаков Дона. Казачьи легенды.
Древнерусская литература и литература Дона (2 ч.)
«Задонщина» (по мотивам древнерусской поэмы).
Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века (5 ч.)
А. С. Пушкин « Казак», «Калмычке». Донской колорит стихотворений. М. Ю. Лермонтов «Два сокола». Поэтическая идея стихотворения. Образ степи как символ образа Родины (по повести А. П. Чехова «Степь»). Л.Н. Толстой « Метель». Идея произведения.
Донские поэты и прозаики конца XIX- начала XX века (4 ч.)
Стихи донских поэтов о Доне. А. Ф. Корольченко. «Атаман Платов» - документальная повесть о жизни выдающегося военачальника (отрывки).
Прошлое донского казачества в донской литературе первой половины XX века (4 ч.)
А. С. Серафимович. «Чибис». Реалистические образы в рассказе. А. С. Серафимович. «На хуторе». Рассказ о войне. М. А. Шолохов. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах».
Поэты казачьего зарубежья (2 ч).
Поэты казачьего зарубежья о Доне.
Великая Отечественная война и литература Дона (7 ч).
Вечные ценности в повести В. А.Закруткина «Матерь Человеческая». А.Т. Твардовский « Бойцу Южного фронта». Идея баллады. Защитники родного города от немецких оккупантов в документальной повести Г. Гофмана «Герои Таганрога». Поэты Дона, « с кровавых не пришедшие полей».
Литература второй половины XX века (3 ч).
В. С. Золотарёв. Такая разная жизнь (по страницам произведений автора). Художественные и духовные искания в произведениях В. С. Золотарёва.
Подведение итогов за год (2 ч).
Итоговая конференция «Литература Дона»
Раздел «Тематическое планирование»
№ п/п | Тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1-2 | Народные песни казаков Дона. | 2 | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного |
3 | Казачьи легенды. | 1 | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
4-5 | «Задонщина» (по мотивам древнерусской поэмы) | 2 | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
6-7 | А. С. Пушкин « Казак», «Калмычке». Донской колорит стихотворений. | 2 | Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. |
8 | М. Ю. Лермонтов «Два сокола». Поэтическая идея стихотворения. | 1 | Уметь формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. |
9 | Образ степи как символ образа Родины (по повести А. П. Чехова «Степь») | 1 | Выделять и формулировать познавательную цель, применять метод информационного поиска. |
10 | Л.Н. Толстой « Метель». Идея произведения | 1 | Выделять и формулировать познавательную цель, применять метод информационного поиска. |
11-12 | Стихи донских поэтов о Доне | 2 | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. |
13-14 | А. Ф. Корольченко. «Атаман Платов» - документальная повесть о жизни выдающегося военачальника (отрывки). | 2 | Уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее. |
15 | А. С. Серафимович. «Чибис». Реалистические образы в рассказе. | 1 | Уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее. |
16 | А. С. Серафимович. «На хуторе». Рассказ о войне. | 1 | Уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. |
17-18 | М. А. Шолохов. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах». | 2 | Уметь анализировать текст. |
19-20 | Поэты казачьего зарубежья о Доне. | 2 | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. |
21-22 | Вечные ценности в повести В. А.Закруткина «Матерь Человеческая». | 2 | Уметь анализировать текст. |
23 | А.Т. Твардовский « Бойцу Южного фронта». Идея баллады. | 1 | Уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием. |
24-25 | Защитники родного города от немецких оккупантов в документальной повести Г. Гофмана «Герои Таганрога». | 2 | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
26-27 | Поэты Дона, « с кровавых не пришедшие полей». | 2 | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. |
28-30 | В. С. Золотарёв. Такая разная жизнь (по страницам произведений автора). Художественные и духовные искания в произведениях В. С. Золотарёва. | 3 | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
31-32 | Итоговая конференция «Литература Дона» | 2 | Уметь строить устные развернутые высказывания; понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы. |
Итого: | 32 часа |
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к результату | Основные виды учебной деятельности | Вид конт- | Материально-техническое обеспечение и дополнительная литература | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | п л а н | ф а к т | ||||||||
I четверть (9 ч.) | ||||||||||||
Фольклор (3 ч.) | ||||||||||||
1-2 | Народные песни казаков Дона. | 2 | Урок общеметодической направленности | Чтение и обсуждение 3-4 песен разной тематики. | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, определять жанровое своеобразие фольклора и литературы. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Выразительное чтение, анализ художественного своеобразия: сюжет, композиция, язык. Прослушивание казачьих песен в профессиональном исполнении. | Выразительное чтение песен (эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. | Аудиозаписи песен казаков Дона. | 07.09 14.09 | |
3 | Казачьи легенды. | 1 | Урок общеметодической направленности | Казачьи легенды «Братья», «Про Пугача». Чтение и обсуждение. | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, определять жанровое своеобразие фольклора и литературы. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Выразительное чтение, анализ художественного своеобразия: сюжет, композиция, язык. | Выразительное чтение легенд (эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. | «Литература Дона». Хрестоматия для чтения в 8-9 классах | 21.09 | |
Древнерусская литература и литература Дона (2 ч.) | ||||||||||||
4-5 | «Задонщина» (по мотивам древнерусской поэмы) | 2 | Урок общеметодической направленности | Фрагменты произведения, наиболее полно передающие стойкость, мужество, патриотизм воинов-казаков. | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, определять жанровое своеобразие фольклора и литературы. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Анализ фрагментов поэмы. Комментированное и выразительное чтение. | Оценка устных высказываний. | Текст поэмы | 28.09 05.10 | |
Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века (5 ч.) | ||||||||||||
6-7 | А. С. Пушкин « Казак», «Калмычке». Донской колорит стихотворений. | 2 | Урок общеметодической направленности | Донской колорит стихотворений А. С. Пушкина « Казак», «Калмычке». Характеристики героев, особенности лексики, ритмики , композиции. | Научиться анализировать поэтический текст | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворения: характеристики героев ,особенности лексики, ритмики , композиции. | Оценка устной деятельности на уроке | Фонохрестоматия | 12.10 19.10 | |
8 | М. Ю. Лермонтов «Два сокола». Поэтическая идея стихотворения. | 1 | Урок общеметодической направленности | Поэтическая идея стихотворения, мысли и чувства автора. | Научиться анализировать поэтический текст | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир | Выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворения: характеристики героев,особенности лексики, ритмики, композиции. | Оценка устной деятельности на уроке | Фонохрестоматия | 26.10 | |
9 | Образ степи как символ образа Родины (по повести А. П. Чехова «Степь») | 1 | Комбинированный урок | Образ «суровой и прекрасной Родины» в повести А. П. Чехова «Степь». Особенности и колорит языка художественного произведения. | Формирование умения выявлять языковые особенности текста; раскрытие в поэтическом описании поездки образа «суровой и прекрасной Родины». | Познавательные: анализировать, классифицировать языковые факты, особенности и колорит языка художественного произведения;, уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование гуманистического мировоззрения. | Анализ повести, выразительное чтение отрывков, интерпретация. | Оценка устной деятельности на уроке | Презентация, текст произведения | 02.11 | |
II четверть (7 ч.) | ||||||||||||
10 | Л.Н. Толстой « Метель». Идея произведения | 1 | Комбинированный урок | Роль Дона в становлении Л. Н. Толстого как писателя. Природа донской степи в рассказе Л.Н.Толстого «Метель» как главная героиня. Идея произведения.. | Понимать роль Дона в становлении Л. Н. Толстого как писателя, знать содержание произведения, рассматривать природу донской степи как неотъемлемую часть произведения | Познавательные: анализировать, классифицировать языковые факты, особенности и колорит языка художественного произведения;, уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Воспитывать личные эстетические и нравственные качества. | Анализ рассказа, выразительное чтение отрывков, интерпретация. | Оценка устной деятельности на уроке | Презентация, текст произведения | 16.11 | |
Донские поэты и прозаики конца XIX- начала XX века (4 часа). | ||||||||||||
11-12 | Стихи донских поэтов о Доне | 2 | Урок -практикум | Чтение и анализ стихотворений донских поэтов о Доне (проектная деятельность) | Учиться анализировать поэтический текст, выполнять проектную работу | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Защита проектов: выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворения. | Оценка проектной деятельности на уроке | Презентации | 23.11 30.11 | |
13-14 | А. Ф. Корольченко. «Атаман Платов» - документальная повесть о жизни выдающегося военачальника (отрывки). | 2 | Комбинированные уроки | Историческая проза. М. И. Платов как выдающийся военачальник и герой Отечественной войны 1812 года. Военный талант замечательного сына донских степей в суровую годину борьбы с наполеоновским нашествием на нашу страну. | Знать жизнь и творчество А. Ф. Корольченко, содержание повести. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соотв.с задачей коммуникации | Формулировать собственные ценностные ориентиры | Анализ художественного произведения | Оценка подготовленных сообщений учащихся | Портрет писателя. Выставки книг. | 07.12 14.12 | |
Прошлое донского казачества в донской литературе первой половины XX века (4 часа). | ||||||||||||
15 | А. С. Серафимович. «Чибис». Реалистические образы в рассказе. | 1 | Урок общеметодической направленности | Эксплуатация батрачества. Социально-заостренное произведение, дающее реалистические образы. | Знать жизнь и творчество А. С. Серафимовича, содержание рассказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир | Анализ и интерпретация рассказа. | Оценка устной деятельности на уроке | Портрет писателя | 21.12 | |
16 | А. С. Серафимович. «На хуторе». Рассказ о войне. | 1 | Урок общеметодической направленности | Анализ рассказа о войне на казачьем хуторе. | Знать содержание рассказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир | Анализ и интерпретация рассказа. | Оценка устной деятельности на уроке | Портрет писателя | 28.12 | |
III четверть (9 часов) | ||||||||||||
17-18 | М. А. Шолохов. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах». | 2 | Уроки усвоения новых знаний и формирование умений и навыков | Суть шолоховской концепции Гражданской войны в рассказах М. А. Шолохова «Родинка», «Чужая кровь». | Знать содержание рассказов. | Познавательные: уметь анализировать прочитанное, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию | Формировать гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры. | Устные сообщения учащихся, аналитическая работа | Оценка презентаций результатов работы | Портрет М. А. Шолохова, сборник «Донских рассказов». | 11.01 18.01 | |
Поэты казачьего зарубежья (2 ч). | ||||||||||||
19-20 | Поэты казачьего зарубежья о Доне. | 2 | Урок -практикум | Чтение и анализ стихотворений поэтов казачьего зарубежья о Доне (проектная деятельность) | Учиться анализировать поэтический текст, выполнять проектную работу | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Защита проектов: выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворения. | Оценка проектной деятельности на уроке | Презентации | 25.01 01.02 | |
Великая Отечественная война и литература Дона (7 ч). | ||||||||||||
21-22 | Вечные ценности в повести В. А.Закруткина «Матерь Человеческая». | 2 | Комбинированные уроки |
| Знать жизнь и творчество В. А.Закруткина, содержание рассказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соотв.с задачей коммуникации | Формулировать собственные ценностные ориентиры | Анализ художественного произведения | Оценка подготовленных сообщений учащихся | Портрет писателя. Выставки книг. Репродукции картин художников на тему «Женщина на войне». | 08.02 15.02 | |
23 | А.Т. Твардовский « Бойцу Южного фронта». Идея баллады. | 1 | Комбинированные уроки | Мысль о единении всех людей в борьбе с врагом. | Учиться анализировать поэтический текст | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование навыков исследовательской деятельности | Выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворения. | Оценка устной деятельности на уроке | Презентация | 22.02 | |
24-25 | Защитники родного города от немецких оккупантов в документальной повести Г. Гофмана «Герои Таганрога». | 2 | Комбинированный урок | Тема патриотизма в документальной повести Г. Гофмана «Герои Таганрога». | Знать содержание повести Г. Гофмана «Герои Таганрога»..
| Познавательные:выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формировать активную жизненную позицию, воспитывать личные нравственные качества. | Устные сообщения, участие в аналитической и сопоставительной работе. | Сообщения подготовленных учащихся | Портрет писателя. Иллюстрации к повести | 01.03 15.03 | |
IV четверть (7 часов) | ||||||||||||
26-27 | Поэты Дона, « с кровавых не пришедшие полей». | 2 | Урок -практикум | Чтение и анализ стихотворений поэтов Дона, , « с кровавых не пришедших полей». (проектная деятельность) | Учиться анализировать поэтический текст, выполнять проектную работу | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Защита проектов: выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворения. | Оценка проектной деятельности на уроке | Презентации | 05.04 12.04 | |
Литература второй половины XX века (3 ч). | ||||||||||||
28-30 | В. С. Золотарёв. Такая разная жизнь (по страницам произведений автора). Художественные и духовные искания в произведениях В. С. Золотарёва. | 3 | Урок - семинар | Художественные и духовные искания в произведениях В. С. Золотарёва. | Уметь различать художественные и духовные искания в произведениях В. С. Золотарёва. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: применять метод информационного поиска, в т. ч. интернет. Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Воспитывать личные эстетические и нравственные качества. | Устные сообщения. | Оценка участия в работе. | Выставка книг, презентация. | 19.04 26.04 17.05 | |
Подведение итогов за год (2 ч). | ||||||||||||
31-32 | Итоговая конференция «Литература Дона» | 2 | Урок - конференция | Художественные и духовные искания в произведениях писателей и поэтов Дона | Уметь различать художественные и духовные искания в произведениях писателей и поэтов Дона.. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Воспитывать личные эстетические и нравственные качества. | Устные сообщения. | Проведение итоговой конференции | Выставка книг | 24.05 31.05 | |
Итого: 32 урока |
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Литература для учителя :
- Программно- методические материалы 5-9 классы под редакцией В.Я. Рыбниковой. Ростов-на-Дону. Издательство областного ИПК и ПРО. 2008г.
- «Донские писатели». Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2014.
- Г. Я. Сивоволов. «М. Шолохов. Страницы биографии». – Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга».
- Долгачев, И. Г. Язык земли родного края. – Волгоград, 1989.
- Стародуб, К. Литературное краеведение в школе. – М.: Дрофа, 2003.
Литература для учащихся:
- «Литература Дона». Хрестоматия для чтения в 8-9 классах на региональном материале. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.
Интернет-ресурсы:
Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам.
Раздел «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки»
Личностные результаты, формируемые при изучении предмета «Литература Дона»:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература Дона» в основной школе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
познавательные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентационные:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетические:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка "5" ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4":
- Знание всего изученного программного материала.
- Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Выполнил работу без ошибок и недочетов;
- Допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- Или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНКНР для 8 классов (ФГОС)
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеа...
рабочая программа по однкнр для 5 класса
рабочая программа по однкнр для 5 класса...
Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса
Данная рабочая программа состоит из титульного листа, пояснительной записки, содержания учебного курса, планируемых образовательных результатов, тематического планирования и поурочного планирования....
программа по ОДНКНР для 5 класса
Программа ОДНКНР для 5 класса по учебнику Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко...
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса
Пограмма составлена в рабочем конструкторе в соответсвии с обновлённым ФГОС....
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса
рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс...