Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс)

Кривошеева Наталья Анатольевна

Данная рабочая программа состоит из титульного листа, пояснительной записки, содержания учебного курса, планируемых образовательных результатов, тематического планирования и поурочного планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_id2004084.docx77.33 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МКУ "Управление образования" Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

РусскоШуганская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьным методическим

Заместитель директора по УВР

Директор

объединением учителей

______________Лобанова Л.В.

______________Фархутдинов Ф.К.

Руководитель МО

Протокол №

Приказ №

______________Кривошеева Н.А.

от ""    г.

от ""  г.

Протокол №

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2004084)

учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для 5 класса основного общего образования

на 2022 - 2023  учебный год

Составитель: Кривошеева Наталья Анатольевна

учитель истории

село Русский Шуган 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

        Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее  — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:         требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом  Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
        
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
        
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России  — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2  июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В  процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Целями изучения учебного курса являются:

—  формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

—  создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

—  формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

—  идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

—  овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

—  приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

—  развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

—  становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

—  формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

—  обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

—  воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

—  содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

—  формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

        Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

—  расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

—  углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

—  формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

—  воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

—  пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

—  осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

—  раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

—  формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

—  получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

—  развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематический блок 1.

«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

        Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.         Тема 2. Наш дом — Россия.

        Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

        Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

        Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.

Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.         Тема 5. Истоки родной культуры.

        Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

        Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.

Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.         Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.

Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

        Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

        Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

        Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

        История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как

трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

        Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

        Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.

Семейные традиции.

Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.

        Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.

        Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.         Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

        Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

        Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

        Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

        Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

        Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

        Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.         Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

        Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

        География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

        Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

        Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

        1. Патриотическое воспитание
        
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

        2. Гражданское воспитание
        
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

        3. Ценности познавательной деятельности
        
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

        4. Духовно-нравственное воспитание
        
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
        
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;
        
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:

—  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

—  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

—  смысловое чтение;

—  развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

—  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

—  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

—  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:

—  умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности (целеполагание);

—  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

—  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);

—  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

—  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

—  Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

—  иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

—  понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия

—  Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

—  знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

—  понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Тема 3. Язык и история

—  Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

—  иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

—  понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

—  обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей

—  Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

—  знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

—  понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

—  иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры

—  Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

—  осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

—  уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура

—  Иметь представление об артефактах культуры;

—  иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

—  понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

—  понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура

—  Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

—  знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

—  понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

—  осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

—  знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия
—  Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
—  осознавать связь религии и морали;
—  понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
—  уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование
—  Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
—  иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;—  понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
—  приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
—  понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
—  Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
—  выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
—  предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
—  обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
        
—  Знать и понимать смысл термина «семья»;
        
—  иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта         и отношений в семье;
        
—  осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями         своего времени;
        
—  уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями         её существования;
        
—  понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;        —  осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

роль;
—  понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи
—  Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
—  осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;—  понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;—  обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
—  Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
—  знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;—  уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
—  осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
—  Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
—  уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
—  знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
—  понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи
—  Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
—  понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
—  осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
—  характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
        
—  Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
—  выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
—  предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
—  обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
        
—  Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;        —  уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и         культуры;
        
—  понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте         культуры и творчества;
        
—  знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
—  Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
—  осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;—  обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
—  доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
—  знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
—  Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;—  обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;—  понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
        
—  Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды         и уметь выделять их сущностные черты;
        
—  иметь представление о значении и функциях изучения истории;
        
—  осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать

о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры

—  Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

—  рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

—  обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

—  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

—  Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

—  понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

—  знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

—  Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

—  осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

—  Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

—  называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

—  уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

—  понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

—  демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

—  уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25. Праздники в культуре народов России

—  Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
—  устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
—  различать основные типы праздников;
—  уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;—  анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
—  понимать основной смысл семейных праздников:
—  определять нравственный смысл праздников народов России;
—  осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России
—  Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
—  понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
—  осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
—  осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
—  устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
—  иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России
        
—  Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать         об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства         музыкального языка;
        
—  обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
        
трансляции культурных ценностей;
        
—  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
        
музыкальных произведений;
        
—  знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России
        
—  Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного         творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного         искусства;
        
—  уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

—  обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

—  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

—  знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России

—  Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

—  понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

—  воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

—  знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

—  оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

—  Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

—  уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

—  уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);

—  понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

—  Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

—  понимать, что такое культурная карта народов России;

—  описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России

—  Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

—  понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

1.1.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?

1

0

0

формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
вести самостоятельную работу с учебником;

Устный
опрос;

1.2.

Наш дом — Россия

1

0

0

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия;

Устный
опрос;

1.3.

Язык и история

1

0

0

формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры;
понимать особенности коммуникативной роли языка;
слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам;

Устный
опрос;

1.4.

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1

0

0

формировать представление о русском языке как языке межнационального общения; слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное;
объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления;

Устный
опрос;

1.5.

Истоки родной культуры

1

0

0

формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в  культуре разных народов;
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;

Устный
опрос;

1.6.

Материальная культура

1

0

0

формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников;
работать с учебником, анализировать проблемные ситуации;

Устный
опрос;

1.7.

Духовная культура

1

0

0

формировать представление о духовной культуре разных народов;
понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;
учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника;

Устный
опрос;

1.8.

Культура и религия

1

0

0

формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме;

Устный
опрос;

1.9.

Культура и образование

1

0

0

понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме;

Устный
опрос;

1.10.

Многообразие культур России (практическое занятие)

1

0

1

отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой;
слушать выступления одноклассников;

Практическая работа;

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

2.1.

Семья  — хранитель духовных ценностей

1

0

0

понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов;
понимать значение термина «поколение»;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи;

Устный
опрос;

2.2.

Родина начинается с семьи

1

0

0

понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа;
слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал;

Устный
опрос;

2.3.

Традиции семейного воспитания в России

1

0

0

понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России;
уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме;
просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом;

Устный
опрос;

2.4.

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи;
работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал;

Устный
опрос;

2.5.

Труд в истории семьи

1

0

0

понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи;
слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником;

Устный
опрос;

2.6.

Семья в современном мире (практическое занятие)

2

1

1

понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям;
готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников;

Контрольная работа;
Практическая работа;

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

3.1.

Личность  — общество  — культура

1

0

0

знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие
проявления людей можно назвать гуманными;
работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи);

Устный
опрос;

3.2.

Духовный мир человека. Человек —творец культуры

1

0

0

понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме;

Устный
опрос;

3.3.

Личность и духовно-нравственные ценности

1

0

0

понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.;
разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником;

Устный
опрос;

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

4.1.

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

0

0

объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны;
работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников;

Устный
опрос;

4.2.

Литература как язык культуры

1

0

0

понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества;
объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы;
слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники;

Устный
опрос;

4.3.

Взаимовлияние культур

1

0

0

иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»;
понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам;

Устный
опрос;

4.4.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

0

0

уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности;
осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества;
слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);

Устный
опрос;

4.5.

Регионы России: культурное многообразие

1

0

0

понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие«полиэтничность»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов России;
уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины;
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;

Устный
опрос;

4.6.

Праздники в культуре народов России

1

0

0

понимать и объяснять, что такое «народный праздник»;
уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника;
работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный
опрос;

4.7.

Памятники в культуре народов России

1

0

0

устанавливать связь между историей памятника и историей края;
характеризовать памятники истории и культуры;
понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный
опрос;

4.8.

Музыкальная культура народов России

1

0

0

понимать особенности музыки как вида искусства;
знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный
опрос;

4.9.

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей;
знать и называть основные темы искусства народов России;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный
опрос;

4.10.

Фольклор и литература народов России

1

0

0

понимать, что такое национальная литература;
объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников;

Устный
опрос;

4.11.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)

1

0

1

отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;

Практическая работа;

4.12.

Культурная карта России (практическое занятие)

1

0

1

отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;

Практическая работа;

4.13.

Единство страны  — залог будущего России

2

1

0

понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства;
слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал;

Контрольная работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»?

1

0

0

2.

Наш дом — Россия

1

0

0

3.

Язык и история

1

0

0

4.

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1

0

0

5.

Истоки родной культуры

1

0

0

6.

Материальная культура

1

0

0

7.

Духовная культура

1

0

0

8.

Культура и религия

1

0

0

9.

Культура и образование

1

0

0

10.

Многообразие культур России (практическое занятие)

1

0

1

11.

Семья — хранитель духовных ценностей

1

0

0

12.

Родина начинается с семьи

1

0

0

13.

Традиции семейного воспитания в России

1

0

0

14.

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

15.

Труд в истории семьи

1

0

0

16.

Семья в современном мире

1

0

1

17.

Контрольная работа за 1 полугодие

1

1

0

18.

Личность — общество —культура

1

0

0

19.

Духовный мир человека. Человек— творец культуры

1

0

0

20.

Личность и духовно-
нравственные ценности

1

0

0

21.

Историческая память как
духовно-нравственная ценность

1

0

0

22.

Литература как язык культуры

1

0

0

23.

Взаимовлияние культур

1

0

0

24.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

0

0

25.

Регионы России: культурное многообразие

1

0

0

26.

Праздники в культуре народов России

1

0

0

27.

Памятники архитектуры в культуре народов России

1

0

0

28.

Музыкальная культура народов России

1

0

0

29.

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

30.

Фольклор и литература народов России

1

0

0

31.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

1

0

1

32.

Культурная карта России

1

0

1

33.

Единство страны — залог будущего России

1

0

0

34.

Итоговая контрольная работа по курсу

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М., под редакцией Сахарова А.Н., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России, 5 класс. ООО«Русское слово-учебник»;
Студеникин М.Т., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Инфоурок, РЭШ, мультиурок

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР (5 класс).

​В рабочую програму входит календарно-тематическое планирование на 34 часа....

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР. 5 класс.

Рабочая программа по ОДНКНР (учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков) разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного разви...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе общеобразовательной школы...