Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 классы
рабочая программа (5, 6 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. No1897, учебного плана основного общего образования.
Для реализации программного содержания используется:
1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»: 4 класс, / автор составитель К.А. Кочегаров, М: Русское слово.;
2. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»: 5 класс, / автор составитель К.А. Кочегаров, М: Русское слово.
3. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс – М.: Вентана - Граф, 2015.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odnk_5_-6_klassy.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9
им. дважды Героя Советского Союза А.Е. Боровых» г. Курска
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета учителей историко-культурологического цикла Протокол от «09.06.2020г.» № 5 руководитель МО ____________/Н.С. Шитикова | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР «13» июня 2020 г. _____________/ Е.А. Скляр | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ №9 им. А.Е. Боровых» от «15» июня 2020 г. № 91/1-д __________/ Т.И. Михайличенко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОДНК НР
для 5-6 классов
Рабочую программу составила:
Щепина Е. И.,
учитель МХК
высшей категории
5 класс - 35часов
6 класс-35часов
Курск
20020-2021 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. No1897, учебного плана основного общего образования.
Для реализации программного содержания используется:
1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»: 4 класс, / автор составитель К.А. Кочегаров, М: Русское слово.;
2. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»: 5 класс, / автор составитель К.А. Кочегаров, М: Русское слово.
3. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс – М.: Вентана - Граф, 2015.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю 70 часов..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Письма МОН РФ от 01.11.2011г. № 03-776 «О примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования»;
4. Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-76;
5. Образовательной программы ООО МБОУ «СОШ № 9 им. А.Е. Боровых» (утверждена приказом директора от 20.06.2019 № 175-д).
6. Учебного плана ОУ (утверждён приказом директора от 05.06.2020 №85/1-д).
7. Календарного учебного графика ОУ (утверждён приказом директора от 05.06.2020 № 85/2-д).
Рабочая программа разработана на основе:
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин. - М.: Русское слово, 2013.
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2015.
Цели и задачи учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры России»
Основная цель изучения курса состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества.
Задачи:
- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, уважения к народам, их культуре и традициям;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской Федерации;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;
- овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе;
- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образовании учебный предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории, современности.
В курсе чётко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально – нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.
Особенностью данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установке личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя учебный предмет, следует отметить его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Место и роль учебного курса
Рабочая программа рассчитана на 70 часов
35 часов в 5 классе (1 час в неделю)
35часов в 6классе (1час в неделю)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
УМК
- А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Русское слово 2017.
- А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М: Русское слово. 2017г..
- Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2015.
- Учебное пособие для 7 класса «История Курского края». Часть I. Сост. В.А. Попков.-Курск, 2011;
- Арцыбашева Т.Н. Христианская культура. Религия в системе культуры: Учеб. пособие. –Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1996;
- Арцыбашева Т.Н. Христианизация курян и православные традиции: памятники культового зодчества, церковное искусство и др. // Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Т. XV. – Курск, 2002;
- Ильина З.Д. Культура и история Курского края в учебной работе школы и вуза // Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Т. XV / Под ред. З.Д. Ильиной. –Курск, 2002;
- Курск: Краеведческий словарь-справочник / Ред. кол.: Ю.А. Бугров (гл. ред.) и др.; пер. на нем., англ. яз. Е.А. Тиняковой; худож.-оформит. М.В. Винцкевич. – Курск, 1997.
Материально – техническое обеспечение:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Проекционный экран
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
5 класс
Обучающиеся научатся:
- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
6 класс
Обучающиеся научатся:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач; - высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
- намечать способы саморазвития;
- работать с историческими источниками и документами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;
- работать в коллективе;
- уметь проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс (35 часов)
Раздел 1. Введение в предмет – 1 час.
Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Раздел 2. Особенности восточного и западного христианства – 7 часов.
Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Православие на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм, его устройство Христианские праздники и таинства. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Католики и протестанты.
Раздел 3. Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа.
Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Раздел 4. Введение в иудейскую духовную традицию – 3 часа.
Иудаизм - самая древняя вера в единого Бога. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Обычаи и обряды иудеев. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Раздел 5. Введение в буддийскую духовную традицию - 3 часа.
Будда и его учение. Буддийские святые. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Направления и обряды буддизма. Праздники в буддийской культуре.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Раздел 6. Православие в Древней Руси до современности – 6 часов.
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе ВеликойОтечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.
Раздел 7. История ислама на территории России – 3 часа.
Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Раздел 8. Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа.
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.
Раздел 9. Появление и развитие буддизма в России – 3 часа.
Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном. Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок.
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
Экскурсия в храм.
6 класс (35 часов)
Раздел 1. В мире культуры – 2 часа.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 7 часов.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура – 10 часов.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Литература и искусство. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 6 часов.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир – 4 часа.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Итоговая презентация проектов обучающихся – 4 часа.
«Великие ценности культуры».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
I полугодие | II полугодие | Год | |
количество часов | 16 | 19 | 35 |
сочинения | 1 | 1 | 2 |
контр. тестирование | 1 | 1 | 2 |
№ п.п. | Раздел/Тема | Кол-во часов | Плановая дата |
I | Введение в предмет – 1 час. | ||
1. | Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. | 1 | 03.09 |
II | Особенности восточного и западного христианства – 7 часов. | ||
1. | Древние предания христиан. | 1 | 10.09 |
2. | Возникновение христианства. | 1 | 17.09 |
3. | Христианская церковь. | 1 | 24.09 |
4. | Христианство на Руси и в России. | 1 | 01.10 |
5. | Христианские святые. Православный храм. | 1 | 08.10 |
6. | Христианские праздники и таинства. | 1 | 15.10 |
7. | Католики и протестанты. | 1 | 22.10 |
III | Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа. | ||
1. | Пророк Мухаммад и возникновение ислама. | 1 | 05.11 |
2. | Во что верят мусульмане. | 1 | 12.11 |
3. | Мусульманские обряды и обычаи. | 1 | 19.11 |
IV | Введение в иудейскую духовную традицию – 3 часа. | ||
1. | Иудаизм- древняя религия евреев. | 1 | 26.11 |
2. | Во что верят иудеи. | 1 | 03.12 |
3. | Обычаи и обряды иудеев. | 1 | 10.12 |
V | Введение в буддийскую духовную традицию - 3 часа. | ||
1. | Кто такой Будда. | 1 | 17.12 |
2. | Во что верят буддисты. | 1 | 24.12 |
3. | Направления и обряды буддизма. | 1 | 14.01 |
Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 21.01 | |
VI | Православие в Древней Руси до современности – 6 часов. | ||
1. | Православие в Древней Руси. | 1 | 28.01 |
2. | Православие в Московской Руси. | 1 | 04.02 |
3. | Православие при царях и императорах России. | 1 | 11.02 |
4. | От Советской России до современности. | 1 | 18.02 |
5. | Православие в традициях русского народа. | 1 | 25.02 |
6. | Дом и семья в православии. | 1 | 04.03 |
VII | История ислама на территории России – 3 часа. | ||
1. | История ислама в России. | 1 | 11.03 |
2. | Ислам в современной России. | 1 | 18.03 |
3. | Дом и семья в исламе. | 1 | 01.04 |
VIII | Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа. | ||
1. | Появление и развитие иудаизма в России. | 1 | 08.04 |
2. | Иудаизм в СССР и современной России. | 1 | 15.04 |
3. | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. | 1 | 22.04 |
IХ | Появление и развитие буддизма в России – 3 часа. | ||
1. | Появление и развитие буддизма в России. | 1 | 29.04 |
2. | Буддизм в СССР и современной России. | 1 | 06.05 |
3. | Буддизм в культуре и традициях народов России. | 1 | 13.05 |
Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 20.05 | |
Экскурсия в храм. | 1 | 27.05 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
I полугодие | II полугодие | Год | |
количество часов | 16 | 19 | 35 |
сочинения | 1 | 1 | |
практические работы | 1 | 1 | |
контр. тестирование | 2 | 2 | |
творческие проекты | 1 | 1 |
№ п.п. | Раздел/Тема | Кол-во часов | Плановая дата |
I | В мире культуры – 2 часа. | ||
1 | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | 03.09 |
2 | Человек творец и носитель культуры. | 1 | 10.09 |
II | Нравственные ценности российского народа – 7 часов. | ||
1 | «Береги землю родимую, как мать любимую». | 1 | 17.09 |
2 | Жизнь ратными подвигами полна. | 1 | 24.09 |
3. | В труде – красота человека. | 1 | 01.10 |
4. | «Плод добрых трудов славян» | 1 | 08.10 |
5. | Люди труда. | 1 | 15.10 |
6. | Бережное отношение к природе. | 1 | 22.10 |
7. | Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | 05.11 |
III | Религия и культура – 10 часов | ||
1. | Роль религии в развитии культуры. | 1 | 12.11 |
2. | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 19.11 |
3. | Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. | 1 | 26.11 |
4. | Литература и искусство Древней Руси и их влияние на духовность людей. | 1 | 03.12 |
5. | Культура ислама. | 1 | 10.12 |
6. | Литература и искусство ислама. | 1 | 17.12 |
7. | Иудаизм и культура. | 1 | 24.12 |
8. | Иудейская история в произведениях живописи. | 1 | 14.01 |
9. | Культурные традиции буддизма. | 1 | 21.01 |
10. | Буддийские священные сооружения. Искусство танка. | 1 | 28.01 |
Повторительно-обобщающий урок | 1 | 04.02 | |
IV | . Как сохранить духовные ценности – 6 часов. | ||
1. | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 | 11.02 |
2. | Православные храмы России. Храм Христа Спасителя. | 1 | 18.02 |
3. | Крупнейшие мечети России. | 1 | 25.02 |
4. | Синагоги России. | 1 | 04.03 |
5. | Буддийские храмы и монастыри России. | 1 | 11.03 |
6. | Хранить память предков. | 1 | 18.03 |
V | Что составляет твой духовный мир – 4 часа. | ||
1. | Твоя образованность. Твои интересы. Практическая работа. | 1 | 01.04 |
2. | Твоя культура поведения. | 1 | 08.04 |
3. | Твои нравственные качества. | 1 | 15.04 |
4. | Словарь терминов, связанных с духовностью, нравственностью и культурой. | 1 | 22.04 |
Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 29.04 | |
1-4 | Итоговая презентация творческих проектов «Великие ценности культуры» | 4 | 06.05 – 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...
Рабочая программа по ОДНКНР для 8 классов (ФГОС)
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеа...
рабочая программа по однкнр для 5 класса
рабочая программа по однкнр для 5 класса...
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса
Данная рабочая программа состоит из титульного листа, пояснительной записки, содержания учебного курса, планируемых образовательных результатов, тематического планирования и поурочного планирования....
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса
Пограмма составлена в рабочем конструкторе в соответсвии с обновлённым ФГОС....
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса
рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс...
Рабочая программа по ОДНКНР для 6 класса
Рабочая программа по ОДНКНР для 6 класса...