программа по ОДНКНР для 5 класса
рабочая программа по обж (5 класс)

Программа ОДНКНР для 5 класса по учебнику Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr2.docx51.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Основам духовно- нравственной культуре народов России составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021, примерной программы по ОДНКНР, программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» под редакцией Н.Ф. Виноградова, «Издательство «Просвещение» 2019, а также Программы воспитания «СОШ № 76»

Целями изучения учебного курса являются:

  • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этно конфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
  • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

  • овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
  • развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
  • становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
  • содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.

СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

Изучение предмета «ОДНКНР» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И.., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5   класс. Москва «Просвещение» 2021

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Виноградова Н.Ф., ,Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5  класс. - М:

Виноградова Н.Ф., Методическое пособие для учителя. Основы духовно-нравственной культуры народов России.  5 класс.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ1. Детские притчи - http://parables.ru/main-17.html.

2. Журнал Фома https://foma.ru/cat/vera 

3.Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов – http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons 

4.Методическая помощь: конспекты уроков, методические разработки, особенности работы с родителями, инновационные формы организации обучения, интегрированные бинарные уроки https://urok.1sept.ru/%D0%BE %D1%80%D0%BA%D1%81%D1%8D

5. Сообщество педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР ВК: https://vk.com/club171036883 

6.Тесты по ОДНКНР https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/03/09/testy-po-odnknr-5-klass

7. Тесты по религии онлайн https://onlinetestpad.com/ru/tests/religion

9. Электронные полные версии учебников, программы, методические разработки, внеурочная деятельность (предметная область ОДНКНР) http://pravped.ru/category/odnknr/

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1. Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

2. Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

1. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
  • смысловое чтение;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

  • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
  • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия

  • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
  • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Тема 3. Язык и история

  • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
  • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
  • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей

  • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
  • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
  • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
  • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры

  • Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
  • осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура

  • Иметь представление об артефактах культуры;
  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
  • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
  • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура

  • Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
  • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
  • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
  • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
  • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия

  • Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
  • осознавать связь религии и морали;
  • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
  • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование

  • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
  • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
  • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
  • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
  • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
  • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
  • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей

  • Знать и понимать смысл термина «семья»;
  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
  • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
  • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
  • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
  • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
  • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи

  • Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
  • осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
  • понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
  • обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России

  • Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
  • знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
  • уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
  • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России

  • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
  • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
  • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
  • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи

  • Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
  • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
  • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
  • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
  • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
  • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура

  • Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
  • уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
  • понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
  • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры

  • Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
  • осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
  • обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
  • доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
  • знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности

  • Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
  • обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

  • Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
  • иметь представление о значении и функциях изучения истории;
  • осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры

  • Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
  • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
  • обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

  • Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
  • понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

  • Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
  • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

  • Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
  • называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
  • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25. Праздники в культуре народов России

  • Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
  • устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
  • различать основные типы праздников;
  • уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
  • анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
  • понимать основной смысл семейных праздников:
  • определять нравственный смысл праздников народов России;
  • осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России

  • Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
  • понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
  • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
  • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
  • устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
  • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России

  • Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
  • обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты

Тема 28. Изобразительное искусство народов России

  • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
  • уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
  • обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
  • знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России

  • Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
  • понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
  • воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
  • знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
  • оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

  • Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
  • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
  • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

  • Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
  • понимать, что такое культурная карта народов России;
  • описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России

  • Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
  • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематический блок 1.

«Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.

Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5. Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.

Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

К/р

Пр/р

«Россия — наш общий дом»

10

0

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-vvedenie-v-kurs-odnk-nr-4022424.html

https://videouroki.net/razrabotki/nash-dom-rossiia.html

https://videouroki.net/video/25-russkij-yazyk-gosudarstvennyj.html

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/420691-razrabotka-uroka-odnknr-v-5-klasse-na-temu-po

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/420691-razrabotka-uroka-odnknr-v-5-klasse-na-temu-po

https://videouroki.net/video/2-kultura-i-religiya.html

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/2-klass/zhizn-goroda-i-sela/kultura-i-obrazovanie

https://videouroki.net/video/34-mnogonacionalnaya-kultura-rossii.html

«Семья и духовно-нравственные ценности»

6

1

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey

https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-odnknr-5-klass-traditsii-vospitaniya.html

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-2-semeynye-tsennosti-v-pravoslavii-buddizme-islame-iudaizme

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-4-semya-pervyy-trudovoy-kollektiv

https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-1-rol-semi-v-zhizni-cheloveka

«Духовно-нравственное богатство личности»

3

1

https://videouroki.net/razrabotki/tiema-dukhovnaia-kul-tura-lichnosti-i-obshchiestva.html

https://videouroki.net/video/15-duhovnyj-mir-cheloveka.html

«Культурное единство России»

13

2

2

https://myslide.ru/presentation/xranit-pamyat-predkovxAosnovyxAduxovnonravstvennojxAkulturyxAnarodov-rossii-5

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-vzaimodeystvie-kultur-2605074.html

https://uchitelya.com/obschestvoznanie/172448-prezentaciya-nravstvennye-cennosti-rossiyskogo-naroda.html

https://multiurok.ru/files/mnoghoobraziie-kul-tury-narodov-rossii.html

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы урока

Количество часов

1

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной куль туры                             народов России»?

1

2

Наш дом — Россия

1

3

Язык и история

1

4

Русский язык — язык общения и                                             язык возможностей

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

7

Духовная культура

1

8

Культура и религия

1

9

Культура и образование

1

10

Многообразие культур России                                             (практическое занятие)

1

11

Семья — хранитель духовных                                           ценностей

1

12

Родина начинается с семьи

1

13

Традиции семейного воспитания                                               в России

1

14

Образ семьи в культуре народов                                                    России

1

15

Труд в истории семьи

1

16

Семья в современном мире                                     (практическое занятие)

1

17

Личность — общество — культура

1

18

Духовный мир человека. Человек— творец культуры

1

19

Личность и духовно- нравственные ценности

1

20

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

21

Литература как язык культуры

1

22

Взаимовлияние культур

1

23

Духовно-нравственные ценности                                             российского народа

1

24

Регионы России: культурное   многообразие

1

25

Регионы России: культурное                                           многообразие. Контрольная работа.

1

26

Праздники в культуре народов        России

1

27

Праздники в культуре народов                                     России

1

28

Памятники в культуре народов                                       России

1

29

Музыкальная культура народов                                          России

1

30

Изобразительное искусство                                                народов России

1

31

Фольклор и литература народов               России

1

32

Бытовые традиции народов               России: пища, одежда, дом (практическое занятие)

1

33

Культурная карта России     (практическое занятие)

1

34

Промежуточная аттестация.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР (5 класс).

​В рабочую програму входит календарно-тематическое планирование на 34 часа....

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР. 5 класс.

Рабочая программа по ОДНКНР (учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков) разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного разви...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе общеобразовательной школы...