Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону».
план-конспект на тему
Цель: закрепление правил культуры общения. Уточнение понятий «вежливость», «культура», тактичность». Воспитание культуры общения в общественных местах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_zanyatie_povedenie_v_obshchestvennyh_mestah._razgovor_po_telefonu.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое занятие
«Поведение в общественных местах.
Разговор по телефону».
Цель: закрепление правил культуры общения. Уточнение понятий «вежливость», «культура», тактичность». Воспитание культуры общения в общественных местах.
Оборудование: таблицы, карточки, кроссворды, словарные слова.
(Класс делится на две команды. Жюри состоит из учителей).
Учитель:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя бы совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали.
ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнце прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
Владимир Солоухин
Вот видите, мы поздоровались – и «на капельку радостней сделалась жизнь». Правда многое тут зависит еще и от того, как мы поздоровались.
На занятиях по физкультуре вы тренируете мышцы по особым правилам спорта; в математике решается задачи по ее правилам; в русском языке – свои правила. И все эти правила учат вас быть здоровыми, сообразительными, грамотными.
Для того чтобы стать воспитанными, культурными людьми, тоже нужно изучать определенные правила. Вот сегодня мы поговорим о правилах поведения, которые можно назвать одним словом: этикет – словарное слово.
Как вы понимаете слово «этикет»?
Слово «этикет» французского происхождения и означает установленный порядок поведения людей, форму обхождения друг с другом.
Этикет дает возможность каждому человеку проявить уровень своей воспитанности. А проявляется она в добром отношении к людям, в уважении, благожелательности, в других хороших наших качествах, и в частности в тактичности и вежливости.
А вот еще важное качество, зашифрованное на доске:
_ _ _ ность (точность)
Об этом качестве французский король Людовик XVIII высказался следующим образом: «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей». Это высказывание стало крылатым выражением.
Уже в то время люди понимали важность культуры поведения.
- КОНКУРС «ПРАВИЛА ЭТИКЕТА»
Как вы понимаете правила этикета, связанные со словами: тактичность, вежливость, точность? (ответы детей с примерами , жюри их оценивает).
Ответьте на следующие вопросы.
- Выберите правильный ответ.
Почему, приветствуя друг друга, мужчины приподнимают шляпы?
- Чтобы видеть лица друг друга.
- Чтобы продемонстрировать, какая хорошая и дорогая шляпа.
- Чтобы показать свою прическу.
- Чтобы подчеркнуть свое уважение друг к другу.
- Почему входя в помещение, мужчины снимают головные уборы?
- Чтобы не было жарко.
- Чтобы показать свое уважение к этому дому.
- Чтобы продемонстрировать прическу.
- КОНКУРС «УГАДАЙ СЛОВО»
Для выполнения следующего задания я попрошу разгадать небольшой кроссворд. В зашифрованных клеточках вам предстоит разгадать слово, неожиданное для нашего урока. А означает оно предмет, который был прототипом нашего телефона. (Командам раздаются карточки с кроссвордом. Выигрывает та, которая раньше отгадает).
- Местоимение, которым мы пользуемся, обращаясь к близкому человеку.
- То, что мы едим как на гарнир или на завтрак; бывает рассыпчатая или вязкая.
- Важное качество культурного человека (начинается на букву «В»).
- Вид общественного транспорта.
Тыква – именно она служила первым телефонным аппаратом. Это обнаружили ученые при раскопках египетских дворцов.
- КОНКУРС «ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»
В этих «картинках» вам будут показаны примеры правильного и неправильного поведения в некоторых ситуациях. Ваша задача – выбрать правильные варианты и объяснить, почему вы так считаете.
Возьмем обыкновенный телефон. Более простого средства для общения людей, удаленных друг от друга на большие расстояния, пока не придумано. Сейчас у всех есть телефон. Даже мобильный. Казалось бы, куда проще – позвонить родным и знакомым. Однако обращаться по телефону тоже надо уметь. Очень важно правильно построить телефонный разговор. Он должен быть коротким, вежливым и по существу.
Итак¸ прослушайте два варианта разговора по телефону и выберите правильный.
Живая картинка №1
«Телефонный разговор»
1. - Это кто, а?
- А кто вам нужен?
- Мне маму позовите!
- Чью маму?
- Мне мою…
- А как ее зовут?
- Иванова Анна Павловна.
- Что-нибудь передать?
- Ага, передайте: в общем, я уйду в гости, приду, когда все закончится. Ну все, пока!
2. – Алло!
- Здравствуйте! Это технический отдел?
- Да.
- С вами говорит Маша – дочь А.Б. Не могли бы вы позвать маму к телефону!
- К сожалению, ее нет сейчас на месте. Что-нибудь ей передать?
- Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте, что я ушла в гости на день рождения к Оле Семеновой и вернусь не позже восьми часов вечера. Пусть не волнуется за меня.
- Хорошо, Маша, обязательно передадим.
- Большое спасибо! До свидания.
Живая картинка №2
«Как мы ездим в автобусе?»
В автобус №3 вошла пожилая женщина. Свободных мест не было. Одна из сидевших девочек отвернулась. Вторая встала со словами: «Садитесь, пожалуйста». Третья девочка, уступая место, сказала: «Садитесь, пожалуйста, вы же старенькая».
Вопросы:
- Кто правильно поступил из трех девочек?
- Почему не правы первая и третья девочки?
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно использовать специальные формулы вежливости. Какие именно?
«Волшебные слова» вы говорили в детстве. Сейчас мы их вспомним.
Задание для обеих команд (выполняется по очереди).
- Встать в шеренгу и маршируя, по очереди называть слова:
- а) приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, привет, приветствую вас, рады приветствовать вас, разрешите приветствовать вас…)
- б) благодарности (спасибо, большое спасибо, благодарю, благодарю вас, мне хотелось бы поблагодарить вас, позвольте мне выразить свою признательность; нет слов, чтобы выразить свою благодарность…)
(Выигрывает та команда, которая назовет больше слов и пройдет большее расстояние.)
V. СЦЕНКА «НА УЛИЦЕ»
В следующем задании нужно найти как можно больше ошибок в проведении героев и прокомментировать их. Рассказ «На улице»
(Можно инсценировать, заранее дав группе учащихся такое задание).
«Четверо наших школьников попали в другой город. Им все интересно: прохожие, дома, витрины магазинов, транспорт. В карманах у кого-то нашлись семечки. Ну и, конечно же они купили мороженое. Наши герои шли, размахивая руками, громко смеясь и вслух делясь впечатлениями. При этом они толкались, грызли семечки, ели мороженое. Прохожие шарахались. И только одна пожилая дама обратилась к ним.
- Молодые люди!
Ребята остановились.
- Кажется, вы забыли, что соблюдение правил хорошего тона на улице так же необходимо, как соблюдение правил уличного движения.
- Тетенька, что это за правила такие?».
Вопросы:
- Какие ошибки допустили наши герои?
- Какие правила они не соблюдали?
А теперь послушайте рассказ полностью.
«Четверо наших школьников попали в другой город. Им все интересно: прохожие, дома, витрины магазинов, транспорт. В карманах у кого-то нашлись семечки. Ну и, конечно же они купили мороженое. Наши герои шли, размахивая руками, громко смеясь и вслух делясь впечатлениями. При этом они толкались, грызли семечки, ели мороженое. Прохожие шарахались. И только одна пожилая дама обратилась к ним.
- Молодые люди!
Ребята остановились.
- Вы совсем не учитываете ширину тротуара. Это мешает другим прохожим и создает беспорядок. Кажется, вы забыли, что соблюдение правил хорошего тона на улице так же необходимо, как соблюдение правил уличного движения.
- Тетенька, что это за правила такие?
- Во-первых, - сказала она, в обращение «тетенька» в данном случае совсем не уместно. Если я не ошибаюсь, мы с вами не родственники и даже не близкие знакомые. К незнакомым людям, если вы хотите у них что-то спросить, следует обращаться с помощью таких слов: «Простите, пожалуйста…» или «Будьте добры…». Раньше использовалась такая форма обращения к незнакомым людям, как «сударыня», «сударь». И сейчас она потихоньку возрождается, хотя не очень активно.
Во-вторых, пешеходы на улицах должны вести себя так, чтобы не мешать другим. А вы? Посмотрите на себя: заняли весь тротуар, прохожие шарахаются от вас в стороны. И в придачу галдите, как грачи. А еще семечки грызете на улице и выплевываете шелуху. Это вообще никуда не годится.
Всего доброго, молодые люди, - сказала им на прощание дама, а нашим героям стало стыдно».
(Жюри оценивает ответы команд)
- КОНКУРС ЗНАТОКОВ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ
- Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?
- Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами , забрасываешь на газон?
- На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?
- Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?
- Надо ли быть вежливым с грубым человеком?
- Кто первым заканчивает разговор?
- Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?
- Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?
- Как правильно знакомиться?
- Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?
- Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?
- Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?
- Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?
(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).
- ИТОГ
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем понравился? Что нового узнали?
Теперь вы знаете ошибки в своем поведении. И знаете, что очень важно любить и уважать тех, кто вас окружает. Напоследок все пожмите друг другу руки и подарите улыбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону».
Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону» проводится для закрепления правил культуры общения, воспитания культуры общения в общественных местах....
Презентация к конспекту занятия "Правила поведения в общественном транспорте."
Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Правила поведения в общественном транспорте."...
Воспитательское занятие "Правила поведения в общественном транспорте", 1-4 класс
Занятие "Правила поведения в общественном транспорте"...
занятие " Культурное поведение в общественных местах"
quot;Культурное поведение в общественных местах"...
План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»
Конспект расшитан на проведение занятия в игровой форме, что позволяет продуктивному усвоению материала....
Методическая разработка занятия "Правила поведения в общественных местах"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Конспект занятия по предмету осж Поведение в общественных местах
Поведение в общественных местах...