занятие " Культурное поведение в общественных местах"
план-конспект занятия (6 класс)

"Культурное поведение в общественных местах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Культурное поведение в общественных местах

Цель: Изучить основные правила поведения в общественных местах.

Задачи:        

Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения;

Предварительная работа.

 Воспитателю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Беседа:

 Несмотря на школу, кружки и домашние дела, свободное время есть у каждого!

Существуют общепринятые правила поведения в общественных местах, которые просто обязательны к выполнению. Их список можно найти в любых учебных учреждениях, а также местах отдыха и проведения досугов:

  • В общественных местах и на улицах следует разговаривать, не повышая голос, стараться не шуметь и не мешать посторонним.
  • Соблюдать чистоту – не вредить насаждениям, не плевать и не мусорить;
  • Не грубить людям старшего возраста и покровительствовать младшим. Стараться помочь лицам с ограниченными возможностями.
  • Не портить частное и общественное имущество.
  • Избегать недостойных поступков, среди которых оскорбление прохожих, издевательство над животными, мелкое хулиганство, воровство и т. д.
  • Во время учебного года школьники не могут находиться на улице после девяти часов вечера без сопровождения родителей. В каникулы время нахождения на улице продлевается до 22:00 (не младше 12-летнего возраста).
  • Разрешается посещать общественные мероприятия (концерты, спортивные игры, фестивали) не позже чем до 21:30.

Ход занятия:

Культура поведения в общественных местах

Воспитатель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, дети читают отрывки из стихотворения Агнии Барто «Снегирь».

1-й воспитанник:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й воспитанник:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

3-й воспитанник:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

4-й воспитанник:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й воспитанник:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

воспитатель выслушивает рассуждения ребят.

Воспитатель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правила обязательные для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Вновь выходят ребята и читают стихи.

1-й воспитанник:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й воспитанник:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, —

Это просто ерунда!

(Отрывок из стихотворения Даниила Хармса «Врун»),

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Воспитатель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти — приди вовремя.

Третье правило деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

1-я ситуация. Вот ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Одни бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику — подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы поступили в данном случае?

(Ребята предлагают свои варианты решения проблемы).

2-я ситуация. Пятый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же возникла у киоска толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности. Каковы пути разрешения данной ситуации?

(Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы).

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомься с этими «Не» повнимательнее.

Двое воспитанников читают поочередно:

• Не спеши первым сесть за стол.

• Не разговаривай во время еды.

• Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

• Не чавкай.

• Не рвись первым выскакивать в двери.

• Не перебивай говорящего.

• Не кричи при разговоре и не повышай голос.

• Не размахивай руками.

• Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

• Не передразнивай говорящего.

• Не садись раньше старшего без его разрешения.

• Не протягивай руку первым при приветствии, погоди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

• Не забудь снять головной убор, входя в дом.

• Не повторяй слишком часто «я».

• Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

• Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».

• Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

• Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

• Не держи руки в карманах.

• Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

• Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

• Не используй в своей речи сленг или «слова-паразиты».

• Не сквернословь!

• Не считай себя самым умным и всезнающим, будь скромен.

• Мальчики, будьте вежливы с девочками, а девочки будьте учтивы с мальчиками.

• Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под власть вредных привычек.

Воспитатель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть правила хорошего тона, например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например, «не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д.

• При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

• При приветствии старшего....

• При разговоре с другом....

• При входе в общественный транспорт....

• В людных местах и на улице....

• Входя в школу....

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

В завершение занятия  воспитатель просит ребят объяснить, чему новому они научились на классном часе, какие из четырех правил вежливости они запомнили.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону».

Игровое занятие    «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону» проводится для закрепления правил культуры общения, воспитания культуры общения в общественных местах....

Тема: Культура поведения в общественных местах

Задачи: 1. Формировать у учащихся знания о правилах поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях.2. Формировать умение соблюдать правила, правильно оценивать соблюдать правила, ...

Беседа "Культура поведения в общественных местах"

Культура поведения в общественных местах - неотъемлемая часть светской жизни....

Классный час "О поведении в общественных местах"

Классный час " О поведении в общественных местах" ...

Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону».

Цель: закрепление правил культуры общения. Уточнение понятий «вежливость», «культура», тактичность». Воспитание культуры общения в общественных местах....

Методическая разработка занятия "Правила поведения в общественных местах"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....