«Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо»
статья на тему
Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2017_g.docx | 58.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»
ДОКЛАД
на тему:
«Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо»
Подготовила:
учитель ИЗО
Строганова С.Н.
2016г.
Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.
1 декабря 2007 года в Закон «Об образовании» была внесена поправка в статью 7 «О государственном стандарте». Если в образовательных стандартах 1998 года и 2004-го объектом стандартизации было минимальное содержание образования, и в основном весь стандарт складывался из трех частей (цели образования, содержание образования и образовательный результат), то с 2007 года Федеральный государственный стандарт стал определяться тремя ключевыми требованиями: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы каждой ступени и к условиям реализации основных образовательных программ каждой из трех ступеней. Изменения статьи 7 Закона «Об образовании» привели к тому, что Федеральный государственный образовательный стандарт приобрел рамочный характер.
Стандарт вводится не одномоментно, а постепенно. С 1 сентября 2011 года по новому стандарту стали учиться все первые классы нашей страны. С 2012 года в пилотном режиме вводится ФГОС основной школы для 5 классов. Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного российского психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и множество других наших известных ученых – в течение 50 лет смогли разработать основу, на которой может строиться современная российская школа. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Во-первых, на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом достигает этого знания. Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и акцент делается не на большое количество учебных дисциплин, а на создание интегративных курсов и модулей, которые комплексно, системно дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний. В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной школе является учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач, которые ориентируют ребенка на конструирование общих способов, позволяющих решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных подростков разная деятельность становится ведущей: для одних - проектная, для других - учебная, для третьих - спортивная, для четвертых - художественная. Такой подход в подростковой школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно урок, не учебная деятельность, а поcледеятельностное пространство, наличие разных видов деятельности, которые и делают шаг в развитии ребенка.
Деятельностный подход влияет и на структуру результатов обучения в школе, представленных в новом стандарте. Начиная со стандарта 2004 года перед педагогическим сообществом была поставлена задача не только формирования суммы знаний, умений, навыков, но и формирования так называемых общеучебных умений и навыков. В новых стандартах начальной и основной школы образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют уже не две составляющие (ЗУН по предмету и общеучебные умения, навыки), а три (предметный, метапредметный результат (или универсальные учебные действия) и личностный результат). Описание самих образовательных результатов можно найти в примерных основных образовательных программах ступеней обучения.
Так, в ФГОС основной школы определяет, что результатом изученияизобразительного искусства является:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
А в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения идет расшифровка результатов:
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Выпускник научится: понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться: выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выпускник научится: понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться: понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ.
Выпускник научится: эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится: различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться: определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится: определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться: использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
Так реализуется дидактический принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Характеристика деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства
Характеристика деятельности обучающихся
Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)
воспринимать произведения искусства;
анализ, синтез, сравнение (П),
личностное переживание (Л)
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);
выражение своих мыслей (К),
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
участвовать в обсуждении;
планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)
понимать условность художественного образа;
анализ, синтез, сравнение (П)
понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого искусства, художественного конструирования;
моделирование и преобразование объекта (П)
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;
поиск и выделение необходимой информации (П)
использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;
выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
использование знаково-символических средств (П)
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;
использование знаково-символических средств (П)
овладеть на практике основами цветоведения;
выполнение действий по алгоритму (П)
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
овладеть приемами работы различными графическими материалами;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
извлечение необходимой информации (П)
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
изображать в объеме выразительные образы человека;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,
роль художника в театре;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
моделировать маску, костюм, макеты;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
создавать эскизы и модели игрушек;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
называть ведущие художественные музеи России и региона
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)
Кроме того, учебный предмет «Изобразительное искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами, и не только в качестве иллюстративного метода на уроке литературы или музыки. Можно использовать межпредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия, пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика).
Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Этому же способствуют исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности.
Кроме того, постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных и зрелищных искусств и самих произведений искусства, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.
А темы, соответствующие современным требованиям жизни (книжный и промышленный дизайн, дизайн костюма и среды, зрелищные и экранные искусства, мультипликация, компьютерная графика), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.
Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового списка учебников, разработанных в соответствии с новыми стандартами и прошедших экспертизу. В Федеральном перечне учебников рекомендованных на 2012/2013 учебный год [5] 44 учебника по изобразительному искусству для начальной школы и 24 учебника для основной школы. Образовательное учреждение вправе воспользоваться любыми учебно-методическими комплектами из этого списка. Но целесообразнее выбирать те из них, которые позволяют сохранять авторскую линию на протяжении всего периода обучения изобразительному искусству (с 1 по 8 класс). Таких линий в Федеральном перечне пять.
Два комплекта учебников выпускаются издательством «Просвещение». Это хорошо известные учителям УМК под редакцией Б.М. Неменского и УМК Т.Я. Шпикаловой. Издательству «Дрофа» принадлежит комплекс учебников для 1–9 классов разработанный в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина (начальная школа представлена линией учебников «Изобразительное искусство» В. В. Кузина, Э. И. Кубышкиной для 1–4 классов, а основная школа линией учебников «Изобразительное искусство» С.П. Ломова и С.Е. Игнатьева для 5-9 классов). Издательство «Баласс» выпускает учебники образовательной системы «Школа 2100», в ее состав входят учебники по изобразительному искусству О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской для 1-4 класса и И.Э Кашековой, А.Л. Кашекова для 5-8 класса, являющиеся продолжением линии учебников для начальной школы. У издательства «Вентана Граф» также появилась линия учебников с 1 по 8 класс. Это учебники для начальной школы Л.Г. Савенковой и Е.И. Ермолинской и для основной школы Е.И. Ермолинской, Е.С Медковой, Л.Г. Савенковой.
Все вышеперечисленные учебно-методические комплекты включают: рабочие программы, созданные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, учебники, рабочие тетради (для 1-5 классов), методические пособия. Кроме того, на сайтах издательств можно найти и методическую поддержку учебников (например, варианты календарно-тематического планирования, разработки уроков сделанные самими авторами учебников). Все учебники в соответствии с ФГОС содержат задания, предполагающие работу с компьютером, исследовательскую и проектную деятельность, работу в группах.
Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.
Изобразительное искусство.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.
Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом. Современный процесс художественного образования необходимо ориентировать на субъект-субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.
Для реализация названных подходов рекомендуем использовать технологию проблемного обучения, технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества и др., включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.
В 2012/2013 учебном году продолжается реализация Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования. С 1 сентября 2012 года по новым стандартам начинают обучение учащиеся первых классов общеобразовательных учреждений, а также продолжают обучение учащиеся вторых классов.
В связи со сложившейся ситуацией преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивными материалами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Ставропольского края.
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
2. Концепция развития художественно-эстетического творчества обучающихся Ставропольского края на 2012-2015гг. (проект).
3. - Стандарт по изобразительному искусству//Вестник образования России, 2004. –№12; 13;
4. Сборник нормативных документов. Искусство /сост. Э.Д. Днепров и др. - М.: Дрофа, 2004;
5. Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru;
6. Примерная программа по изобразительному искусству. 5-8 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru;
7. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения);
Особенности преподавания предмета
«Изобразительное искусство» в 2012-2013 уч. году
Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»Не допускается использование устаревших учебников и пособий и не получивших грифа Министерства образования и науки.
В связи с переходом на новые ФГОС, выбором и реализацией образовательными учреждениями основных образовательных программ по предметам искусства в системе начального общего и основного общего образования, считаем необходимым дать рекомендации по выбору и использованию программ «Изобразительное искусство».
Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Выполнение требований стандарта и рекомендаций примерных программ.
Примерная программа начального общего образования (стандарты второго поколения) содержит два варианта тематического планирования по изобразительному искусству в начальной школе:
I вариант направлен на освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения (в 1-х классах – 1 час в неделю) состоит из следующих блоков: «Виды художественно-творческой деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 4 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.
II вариант интегрирует учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 часа в неделю; включает следующие блоки: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.
Для выполнения ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству общеобразовательные учреждения могут выбрать любой вариант тематического планирования в 1-ом классе. Мы рекомендуем использовать первый вариант тематического планирования, потому что он позволяет учителям ИЗО самостоятельно отследить выполнение государственного стандарта по названному учебному предмету.
Для организации обучения школьников изобразительному искусству в 1-ом классе общеобразовательные учреждения могут выбрать любую авторскую программу по изобразительному искусству (независимо от образовательной системы обучения). В связи с полной обеспеченностью УМК в начальной школе и с целью сохранения единой авторской линии с 1-го по 9-й классы можно рекомендовать использовать следующие авторские программы: Неменского Б. М., Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я.
Обращаем внимание учителей ИЗО, а также руководителей образовательных учреждений на то, что при разработке и реализации рабочих программ по изобразительному искусству, в первую очередь, следует руководствоваться федеральным государственным образовательным стандартом и примерными программами.
В таблице 1 мы представляем сравнительный анализ Государственного стандарта общего образования 2004 г. и ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству, который поможет педагогам самостоятельно определить преемственность стандартов и новизну тематики.
Сравнительный анализ государственных стандартов общего образования по изобразительному искусству
Таблица 1
Государственный стандарт общего образования 2004 г.
ФГОС общего образования второго поколения 2009 г.
Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-9 кл.).
Содержит: цели, задачи, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников
Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: два варианта планирования для начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-8 кл.).
Содержит: цели, задачи, функции, содержание образования, универсальные учебные действия, результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; систему оценивания
Виды пластических искусств
Изобразительное искусства – как способ познания и отражения окружающего мира.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Графика. Основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция). Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная);
Живопись (основные, составные, теплые, холодные цвета, изменение цвета). Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная)
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, условность, реальность, воображение, идеи, чувства. Выражение отношения к природе, человеку и обществу, произведениям искусства. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор). Роль искусства в жизни общества.
Пластические искусства и их возникновение, развитие и виды: графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Образная сущность искусства. Сюжет и содержание.
Графика. Линия – основа рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно, тон, тональные отношения. Роль рисунка в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Силуэт. Трансформация форм. Виды графики.
Живопись. Цвет – основа живописи. Основные, составные, теплые и холодные цвета. Основы цветоведения
Виды дизайна. Развитие дизайна, его значение в обществе. Многообразие видов дизайна.
Декоративно-прикладное и народное искусство. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая)
Дизайн, художественное конструирование и моделирование. Художественный язык и образ дизайна. Искусство дизайна в современном мире. Графический, бытовой, промышленный дизайн, организация материальной среды. Художественное конструирование и оформление. Трансформация форм.
Декоративно-прикладное искусство, его истоки, роль в жизни человека. Синтетический характер народной культуры в украшении жилища, предметов быта, одежды, орудий руда. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Геометрические и природные формы в орнаменте. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Орнамент – основа декоративного украшения. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве
Архитектура. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов,фактура и цвет материалов). Бионика. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн)
Архитектура. Художественный образ в архитектуре. Выразительные средства архитектуры. Виды архитектуры. Образы архитектуры разных эпох и народов. Композиции на темы городской жизни античности, средневековья. Изображение и украшение крестьянской избы с использованием элементов декора
Скульптура (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).
Народное художественное творчество: древние корни народного творчества, различные произведения народного и декоративно-прикладного искусства, орнамент, национальный орнамент, народные промыслы (Гжель, Жостово, Городец, Хохлома, дымковская и Филимоновская игрушки).
Введение краеведческого компонента в содержание образования по изобразительному искусству в 8 классах (17 часов в год).
Скульптура. Объем в пространстве и на плоскости. Выразительность объемных композиций. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Макет мемориального комплекса.
Народные промыслы. Произведения народных художественных промыслов России (с учетом местных условий). Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов, народной культуры. Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т.д.)
Национальное и общечеловеческое на примере культуры своего региона (местные народные художественные промыслы, музеи, выставки). Образы национальной культуры. Проявление художественной культуры вокруг нас: в музее, доме, на улице, в театре
Жанры изобразительного искусства
Жанры изобразительного искусства
Жанр пейзажа.
Жанр портрета.
Жанр натюрморта.
Бытовой жанр.
Исторический жанр.
Батальный жанр.
Анималистический жанр.
Жанры в изобразительном искусстве. Национальные особенности в произведениях изобразительного искусства и мировые шедевры.
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и состояния. Цвет – основа языка живописи. Изучение свойств цвета: теплые и холодные цвета, черные и белые краски.
Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Красота человека, отраженная в изобразительном искусстве, сказках и песнях. Пропорции фигуры и лица человека. Женский и мужской портретов в русских народных сказках, песнях. Портрет современника.
Жанр натюрморта. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа и характера предметов.
Бытовой жанр.
Исторический жанр.
Батальный жанр.
Анималистический жанр
Язык изобразительного искусства
Средства изображения (тон, колорит, цвет, линейная и воздушная перспектива, пропорции, фактура, формат, композиция).
Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Композиция на плоскости и в пространстве. Плановость.
Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения.
Язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств.
Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Законы композиции (ритм, пространство, статика, динамика, симметрия, асимметрия).
Визуальный и художественный образ. Оптический принцип построения пространства: линейная и воздушная перспектива.
Пропорции и пропорциональные отношения.
Язык изобразительного искусства
Стили и направления в изобразительном искусстве
Музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им. А.С.Пушкина), краеведческие музеи, музеи народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Музеи мира: Лувр, Ватикан, Прадо, Дрезденская галерея и др.
Изобразительное искусство России: культура живопись, графика, скульптура РоссииXVII-XX вв. Художественные объединения (Товарищество передвижников, Мир искусства и др.). Тема войны в русском искусстве.
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство. Художественные направления в искусстве XX в. (реализм, авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура: этапы развития, виды, жанры, стили.
Знать произведения: В. М.Васнецова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова; К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Рафаэля, Рембрандта ван Рейна, К. Моне, А. Рублева, Дионисия, В. В.Растрелли, Э. М. Фальконе, В. И. Баженова, Ф. С. Рокотова, И. Мартоса, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского; Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджило, А. Дюрера, Рембранта, Ф. Гойя, К. Моне, П. Сезана, В. Ван Гога, Ф. Гойи, О. Родена, П.Пикассо, Корбюзье. П.Сезанна, К. П. Брюллова, В. И. Баженова, А. А. Иванова, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского
Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им.А.С.Пушкина, региональные и художественные и краеведческие музеи. Их внешний вид, характер интерьеров, специфика коллекций.
Современные направления и стили в изобразительном искусстве. Направления в изобразительном искусстве (романтизм, реализм, абстракционизм и др.). Принципы разных стилей (античность, готика, барроко, классицизм, модерн).
Знать произведения художников: Леонардо да Винчи, Рембранта, А. Дюррера, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Васнецова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, В. А. Серова, К. А. Коровина, К. С. Петрова-Водкина, П. Сезана, В. Ван Гога, К. Моне, П. Пикассо и др.
История изобразительного искусства
Искусство Древней Руси. Искусства России XVIII-XX вв.,
История искусств в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн).
Искусство XX в.
Первобытное искусство.
Искусство Древнего мира.
Искусство средневековья.
Искусство эпохи Возрождения.
Искусство эпохи Просвещения и искусство XIX в.
Искусство XX века – начала XXI века
Синтез искусств. Взаимосвязь разных видов искусства
Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя в различных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре и дизайне. Связь архитектуры и дизайна(промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера...).
Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия картины и сцены. Сценография.
Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Телевизионное изображение.
Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии, выразительные средства (композиция, план, свет, ракурс, ритм). Художественного образа в фотоискусстве.
Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Компьютерная графика в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах
Эволюция визуального художественного образа на примерах современного искусства (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерное искусство).
Театр как зрелищное искусство. декорация. Сценография. Костюмы. Пластический образ спектакля.
Кинематограф. Специфика экранного образа. Телевидиние.
Образность фотографии. Жанры фотоискусства.
Представление о современном компьютерном (электронном) искусстве и его особенностях.
Художественно-творческая деятельность
Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.Изображение с натуры и по памяти отдельных натюрморта, человека, природы, интерьера, архитектуры.
Изготовление изделий в стиле художественных промыслов
Восприятие и анализ произведений искусства.
Воссоздание образов архитектуры в различных техниках. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Выполнение творческих работ в разных видах и жанрах, в различных художественных материалах.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов
Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта
Практический опыт работы в различных видах изобразительной и художественно-конструк-тивной деятельности.
Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Анализ и оценка процесса и результатов собственного творчества. Работа на пленере.
Создание композиции на заданные темы, иллюстрирующих различные стили и направления в изобразительном искусстве.
Создание творческих работ в разных видах дизайна, дизайн-макет различных объектов.
Съемка и монтаж учебного видеосюжета. Просмотр и анализ фильма, спектакля, выставки.
Создание макета театральной декорации.
Выполнение творческих работ по фотографии.
Анализ собственной творческой деятельности.
Работа на пленере. Изображение с натуры человека, природы, интерьера, архитектуры в разных техниках.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, экслибриса, товарного знака, сайта, разворота журнала, художественно-декоративных проектов, оформление школы, декораций к спек-таклю, макета оформления сцены, эскизов костюмов
Проекты: выполнение творческих мультимедиапроектов по материалам современных искусств (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерная анимация, реклама и др.).Выполнение исследовательских проектов по искусству с использованием средств новых информационно-коммуникативных технологий.
Обобщение пройденного материала в форме выставок работ, викторин, экскурсий на природу, по городу, в музей. Создание музейных экспозиций
Планируемые результаты обучения
ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени обучения: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
- в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);
- в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство).
Метапредметные результаты освоения курса ИЗО:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
- умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения курса ИЗО:
- в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);
- в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);
- в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
- в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Формирование УУД на уроках изобразительного искусства
ФГОС начального общего образования направлен на формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства. Характеристика художественно-творческой деятельности школьников представлена в таблице 2.
Характеристика деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе:
Таблица 2
Характеристика деятельности обучающихся
Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)
воспринимать произведения искусства;
анализ, синтез, сравнение (П),
личностное переживание (Л)
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);
выражение своих мыслей (К),
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
участвовать в обсуждении;
планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)
понимать условность художественного образа;
анализ, синтез, сравнение (П)
понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
моделирование и преобразование объекта (П)
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;
поиск и выделение необходимой информации (П)
использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;
выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
использование знаково-символических средств (П)
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;
использование знаково-символических средств (П)
овладеть на практике основами цветоведения;
выполнение действий по алгоритму (П)
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
овладеть приемами работы различными графическими материалами;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;
использование знаково-символи-ческих средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
извлечение необходимой информации (П)
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
изображать в объеме выразительные образы человека;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,
роль художника в театре;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
моделировать маску, костюм, макеты;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
создавать эскизы и модели игрушек;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
называть ведущие художественные музеи России и региона
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)
Требования к оснащению образовательного процесса
В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по изобразительному искусству, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования». Рекомендации включают: наименование натурных объектов, макетов и средств материально-технического обеспечения, их количество на ступенях начального и среднего обучения, систематизацию в разделах. Так же в требования включены следующие разделы: перечень печатных пособий, информационно-коммуникативных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения (компьютер, проектор, программы, DVD и CD диски), учебно-практических (УМК, наглядные пособия), программно-методических (примерные программы, авторские программы) средств, список специализированной учебной мебели и художественных материалов.
В помощь учителю изобразительного искусства в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:
1. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования.
Музыка. ИЗО. МХК. Методические рекомендации» (Москва, Айрис пресс, 2007,
с. 114 – 122).
2. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство. Педагогика искусства.
Москва. «Просвещение». 2010 г. (Серия – Библиотека учителя.).
3. Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд», которая является приоритетной для преподавания в ОУ
Краснодарского края.
4. Пьянкова Н.Н. «Изобразительное искусство в современной школе.
Москва. «Просвещение». 2008 г. (Серия – Библиотека учителя.).
5. Сборник нормативных документов – искусство – федеральный
компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.
6. Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Программа «Искусство. 8-
9 класс». Москва. «Просвещение», 2010 г.
7. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего
образования. Искусство. Москва. «Просвещение» 2010 г.
8. Шпикалова Т.Е. Программа «Изобразительное искусство. 5-9 класс».
Москва. «Просвещение», 2010 г.
Подробная информация о современных УМК (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:
1. http://fp.edu.ru/asp – электронный справочник, все об учебниках – федеральный перечень учебников
2. http//www.prosv.ru
3. http//www.drofa.ru,
4. http//www.vgf.ru
5. http://netedu.ru
6. http://www.openclass.ru/stories/210094
7. http://my-shop.ru/shop/books/126064.html?partner=00509
8.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlinkhttp://
9. mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/
На августовских предметных секциях (возможные формы проведения:методические объединения, творческие группы, проблемные группы, школа молодого учителя, школа совершенствования профессионального мастерства) рекомендуем обсудить следующие актуальные вопросы:
- нормативные правовые акты, регулирующие преподавание ИЗО в условиях ФГОС;
- учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по зучению изобразительного искусства в 2012/2013 учебном году;
- оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках изо;
- проектирование современного урока ИЗО;
- проектная деятельность учащихся на уроке ИЗО;
- использование информационно-коммуникационных технологий на уроке ИЗО;
- развитие коммуникативной и информационной компетентности учащихся в процессе обучения ИЗО;
- особенности формирования метапредметных умений у учащихся на урокахизобразительного искусства в условиях введения ФГОС второго поколения;
- освоение содержания художественно-эстетического образования на основе внедрения новых технологий, реализации системы проектов, направленных на самореализацию и самоопределение обучающихся».
- анимационные проекты на уроках ИЗО;
- применение современных компьютерных технологий на интегрированных уроках «Искусства», «Технологии» и «Информатики».
-межпредметные связи, интеграция как необходимое условие для формирования целостного восприятия, как способ приобщения обучающихся к системному методу мышления;
- использование «накопительных» систем оценивания учебных достижений обучающихся;
- дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей обучающихся, как одно из главных условий повышения качества художественно-эстетического образования.
- нормативное сопровождение Требований к структуре рабочих программ и результатам их освоения;
- особенности реализации содержания предмета «Изобразительное искусство» в условиях перехода на ФГОС.
Литература
1. Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7http://eurekanext.livejournal.com/53083.html
2. Федеральный государственный огбразовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
4. http://old.iro.yar.ru/dist_p/iso/index.htm
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год» // Вестник образования. - 2012. - № 5-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по учебному предмету искусство (изобразительное искусство) 6 класс
Результатами успешной педагогической и саморазвивающей деятельности стали грамоты и дипломы мои собственные и моих учеников, частично представленные в данном электронном портфолио....
«Особенности преподавания Изобразительного искусства в условиях поэтапного введения ФГОС»
Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Практическое занятиеМетоды и приемы приобщения детей к изобразительному искусству и художественной де...
Методический семинар. Опыт педагогической деятельности Особенности преподавания предмета "Технологии" в условиях апробации внедрения ФГОС
Описание опыта работы на методическом семинаре (презентация)...
Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство.
Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство, авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных....
Организация пленэрной урока по образовательному предмету «Искусство (Изобразительное искусство)»
АннотацияВ статье рассматриваются специфика проведения урока «Живопись на открытом воздухе (пленэра)», значение данного вида занятия в освоении образовательной программы по предмету «...