Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство,
авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство, разработана на основе
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
- авторской программы «Искусство. Изобразительное искусство», авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.
Место учебного предмета в учебном
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 7 класса, 1 час в неделю, 35 часа в год.
Учебно – методический комплект программы
- программа «Искусство. Изобразительное искусство». 5-9 классы. – 3 – е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014 г. авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.
- Искусство. Изобразительное искусство 7 кл: учебник в 2 ч./ С.П., Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина – 2 - е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015 г.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 7 вида
Типичные особенности, свойственные детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР отличается наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью.
2. Ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
5. Внимание детей с ЗПР характеризуется:
• неустойчивостью;
• большой отвлекаемостью;
• недостаточной концентрированностью на объекте.
Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия.
6. Существенным недостатком восприятия является значительно замедленные процессы переработки информации, поступающие через органы чувств.
7. По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности. У большинства детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию.
8.Детям с ЗПР свойственны импульсивность, расторможенностъ, повышенная двигательная активность, медлительность, вялость.
9. Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них характерны:
• недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;
• недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия;
• недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. дети с трудом образуют слуходвигательное, зрительно-двигательные, слухозрительные связи;
• недостаточность словарного запаса, он представлен прилагательными, местоимениями, наречиями, причастиями и деепричастиями;
• нарушение логического построения связанных высказываний.
10.Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую.
Коррекционная работа
Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся СКК VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе. Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления :развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы
рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.
Учебно-тематический план
№ | раздел | часы | содержание |
1 | Рисунок | 10 | Рисунок мягкими материалами. Перспектива. Объем и контраст в рисунке. Рисование головы человека. |
2 | Живопись | 5 | Пространственная среда. Контраст и живопись. Живописные техники. |
3 | Композиция | 4 | Особенности композиции пейзажа. Композиция в художественном творчестве мастера. |
4 | Дизайн | 3 | Флористический дизайн |
5 | Монументальное и декоративно прикладное искусство | 6 | Монументальные виды искусства. Искусство изготовления ковров и декоративных тканей. |
6 | Беседы об искусстве | 7 | Музеи мира. Музеи России. Дворцово – парковые ансамбли. |
35 |
Календарно-тематическое планирование
Тема раздела | № | Темы уроков | Практические работы | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | Коррекционная работа |
Рисунок | 1 | Рисунок мягкими материалами. Рисунок углем. | 02.09 | Расширение представлений об окружающем мире | |||
2 | Рисунок сангиной. | 09.09 | умения выделять сходство и различие | ||||
3 | Перспектива. Восприятие картины мира. Линейная перспектива. | 16.09 | работать по словесной и письменной инструкциям | ||||
4 | Перспектива круга. Обратная перспектива. | 23.09 | представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ||||
5 | Световая перспектива в натюрморте. | 30.09 | работать по словесной и письменной инструкциям | ||||
6 | Объем и контраст в рисунке. Особенности построения предметов сложной формы. | 07.10 | умения выделять сходство и различие | ||||
7 | Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория теней. | 14.10 | умения выделять сходство и различие | ||||
8 | Световой контраст. Пограничный световой контраст. | 21.10 | развитие инициативности | ||||
9 | Рисование головы человека. Пропорции головы человека. | 28.10 | устанавливать логические связи между предметами | ||||
10 | Как рисовать портрет. | 11.11 | представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ||||
Живопись | 11 | Пространственная среда. Живописные отношения и пространство в натюрморте. | 18.11 | умения выделять сходство и различие | |||
12 | Световая и цветовая перспектива в пейзаже. | 25.11 | устанавливать логические связи между предметами | ||||
13 | Контраст и живопись. Светлотоный контраст. | 02.12 | умения выделять сходство и различие | ||||
14 | Цветовой контраст. Последовательный контраст. | 09.12 | развитие инициативности | ||||
15 | Живописные техники. Техника лессировки в акварельной живописи. Пуантилизм. | тест | 16.12 | умения выделять сходство и различие | |||
Композиция | 16 | Особенности композиции пейзажа. Архитектурные мотивы в пейзаже. | 23.12 | устанавливать логические связи между предметами | |||
17 | Художественный замысел в композиции пейзажа. | развитие инициативности | |||||
18 | Композиция в художественном творчестве мастера. Как создается картина? | работать по словесной и письменной инструкциям | |||||
19 | Сюжет и его воплощение в картине. | развитие мелкой моторики и пальцев рук; | |||||
Дизайн | 20 | Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов. | развитие мелкой моторики и пальцев рук; | ||||
21 | Стили икебаны. | представлений о свойствах предметов | |||||
22 | Основные художественно-композиционные приемы икебаны | устанавливать логические связи между предметами | |||||
Монументальное и декоративно прикладное искусство | 23 | Монументальные виды искусства. Монументальная живопись. | выделять сходство и различие | ||||
24 | Мозайка | Расширение представлений об окружающем мире | |||||
25 | Витраж | работать по словесной и письменной инструкциям | |||||
26 | Монументальное искусство в московском метро. | развитие мелкой моторики и пальцев рук; | |||||
27 | Искусство изготовления ковров и декоративных тканей. Гобелен. | развитие инициативности | |||||
28 | Батик | Расширение представлений об окружающем мире | |||||
Беседы об искусстве | 29 | Музеи мира. Музей Прадо. | выделять сходство и различие | ||||
30 | Музей Орсе | Расширение представлений об окружающем мире | |||||
31 | Музей Гуггенхайма | навыки самостоятельной работы и самоконтроля | |||||
32 | Музеи России. Саратовский художественный музей | устанавливать логические связи между предметами | |||||
33 | Астраханская государственная картинная галерея | коррекция монологической речи | |||||
34 | Вятский художественный музей | Расширение представлений об окружающем мире | |||||
35 | Дворцово – парковые ансамбли. Ораниенбаум. | формирование обобщенных представлений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа учебной дисциплины Композиция для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение
Дисциплина "Композиция" входит в раздел ОП.06 профессиональный цикл.основной профессиональной образовательной программы по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение среднего проф...
Рабочая программа для 5 класса по изобразительному искусству
Составлена в соответствии спрограммой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», издательство М., «Просвещение», 2013. Н.А.Горяева, О.В.Островская. «Декор...
«Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо»
Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо...
Организация пленэрной урока по образовательному предмету «Искусство (Изобразительное искусство)»
АннотацияВ статье рассматриваются специфика проведения урока «Живопись на открытом воздухе (пленэра)», значение данного вида занятия в освоении образовательной программы по предмету «...
Рабочие программы 2021 года для внеурочной деятельности по изобразительному искусству 1-9 класс, Активное Долголетие
Программы по изобразительному искусству для 1-9 классов и Активному долголетию, для внеурочной деятельности, с аннотациями....